Скачать 483.59 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ _____________________________________________________________________ Кафедра связей с общественностью и журналистики СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Учебно-методический комплекс для студентов специальности 032401 – Реклама Москва 2010 Автор-составитель: к.псих.н. Славнова Татьяна Оскаровна Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современный менеджмент» составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, основными образовательными программами по соответствующим специальностям и Примерными программами по дисциплине «Современный менеджмент», рекомендованными Министерством образования Российской Федерации. Дисциплина входит в федеральный компонент и является обязательной для изучения. СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи дисциплины Дисциплина «Менеджмент» является теоретическим курсом, обеспечивает обязательный минимум знаний для профессиональной деятельности в области управления организацией или ее структурных подразделений в соответствии с квалификацией специалиста. Изучение «Современного менеджмента» базируется на сумме знаний и навыков, полученных студентами в ходе изучения таких дисциплин, как «Экономическая теория», «Экономика организации», «Социология», «Правоведение», «Финансы и кредит», «Основы бизнеса», «Теория организации» и др. В свою очередь, «Современный менеджмент» является основой для более углубленного изучения таких дисциплин, как «Управление персоналом», «Стратегический менеджмент», «Финансовый менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Антикризисное управление» и др. Цели дисциплины: - формирование у студентов систематизированного представления о возникновении, настоящем состоянии и будущих тенденциях развития теории и практики менеджмента; - воспитание менеджеров нового типа, способных творчески и эффективно осуществлять операционное управление предприятием (подразделением предприятия) в рамках растущих квалификационных требований к современному руководителю и с учетом социальной ответственности бизнеса. Задачи курса: - развитие понимания сущности и значения системы, процесса и механизма управления; - формирование самостоятельного системного управленческого мышления; - приобретение навыка самоменеджмента как гаранта развития способности решения разнообразных хозяйственных и иных проблем, возникающих в организациях, с использованием эффективных методик и технологий управления. 2. Требования к уровню освоения дисциплины «Современный менеджмент» Специалисты, после изучения курса будут иметь представление: - о сущности, происхождении и аспектах менеджмента как вида человеческой деятельности и как науки; - о методологических основах современного менеджмента и его эволюции; - о содержательных и функциональных направлениях современного менеджмента; а также знать: - современные подходы, теории и модели управления, характеризовать возможные тенденции развития менеджмента и управленческой науки; - принципы функционирования и структуру системы менеджмента, основные отношения в ней; - функции, процессы и технологии менеджмента; - основную проблематику российского менеджмента, задачи развития и оптимизации, подходы, технологии и инструментарий успешной управленческой деятельности; и понимать социальную ответственность бизнеса и менеджмента. В результате изучения дисциплины «Современный менеджмент» специалист должен будет уметь: - анализировать внутреннюю среду организации для успешной и быстрой адаптации в ней; - выстраивать стратегию и тактику своей профессиональной деятельности для достижения результата в рамках целевых задач бизнеса и профессиональной карьеры; - последовательно, по этапам разрабатывать и принимать оптимальные управленческие решения; организовывать их реализацию и осуществлять контроль их исполнения; - эффективно управлять ресурсами, находящимися в зоне личного влияния и ответственности; - исполнять роль руководителя как «операционного архитектора» подответственной структуры; - системно и творчески подходить к процессу саморазвития и самообучения. и получить навык систематизации знаний в технике личной работы – самоменеджменте.
Форма обучения очная
4. Содержание курса Тема 1. Проблемы и концепции развития современного менеджмента в условиях глобализации экономики Новая эпоха развития бизнеса. Вызовы ХХ1 века. Внешняя среда бизнеса: глобализация динамичность и неопределенность. Внутренняя среда бизнеса: гибкость, динамичность, инновационность. Сущность современного менеджмента и его роль в решении проблем социально-экономического развития. Природа, типология и состав функций менеджмента. Требования к современному менеджеру. Системный подход к структуре и процессу менеджмента. Понятие эффективности менеджмента. Синергия в управлении. Виды современного менеджмента. Система современного прогрессивного менеджмента и ее отличия от традиционного управления прошлых периодов. Принципы эффективного менеджмента. Российский менеджмент: общий подход или особая модель. Культурно- исторические и политические особенности формирования менеджмента в России. Возможности и границы иностранного влияния на практику менеджмента в России. Тема 2. Сущность менеджмента. Эволюция управленческой мысли Понятие, сущность, цели, задачи и основные функции менеджмента. Зарождение и развитие менеджмента. Объективный характер эволюции менеджмента Основные научные подходы и школы. Классическая школа управления. Школа научного управления. Административная школа управления. Современные школы управления и тенденции их развития. Особенности теории и практики менеджмента в различных странах. Сравнительная характеристика моделей менеджмента. Тема 3. Организация как система управления Общая характеристика организации. Среда организации. Миссия и цели организации. Концепция жизненного цикла организации. Организационные структуры. Культура организации: типы и основные модели культуры. Изменения в организации. Основные элементы организации: цели, задачи, структура, технология, трудовые ресурсы и т.д. Виды организаций; классификация организаций по различным признакам: цели, форма собственности, организационно-правовая форма, виды деятельности, объемы деятельности. Тема 4. Корпоративное управление – стратегическое руководство - менеджмент Понятие и сущность процесса управления, его элементы и функции. Разработка системы управления предприятием. Определение хозяйственных принципов, ориентиров, целей и задач. Необходимость взаимного согласования отдельных элементов, составляющих процесс управления. Роль менеджмента в совершенствовании организации работы предприятия. Тема 5. Коммуникационный менеджмент Информационное общество: основные характеристики и тенденции. Понятие деловых коммуникаций. Информационное поле и система коммуникаций компании. Структура внешних и внутренних деловых коммуникаций. Цели и стратегии деловых коммуникаций. Пути совершенствования коммуникаций и роль менеджеров в оптимизации этого процесса. Феномен репутации в бизнесе и политике. Стратегическое значение деловой этики. Понятие репутации и корпоративного брэнда. Функции корпоративного брэнда. Коммуникационное поле менеджера. Основные коммуникационные роли и навыки менеджера. Искусство делового общения. Психологические основы эффективного общения. Искусство влияния. Тема 6. Мотивация труда в системе управления Сущность процесса мотивации труда. Иерархия потребностей и методы их удовлетворения. Факторы мотивации. Особенности использования денег - главного фактора мотивации труда коллектива в деятельности менеджера. Искусство управления коллективом. Тема 7. Контроллинг и другие инновации в современном менеджменте Понятие и сущность контроллинга. Контроллинг как оперативная система управления предприятием. Классическая структура и подходы в контроллинге. Виды контрольных функций и их основные элементы. Способы реализации задач контроллинга менеджером, методы контролинга. Тема 8. Методы оптимизации управленческих решений. Управление рисками Основные факторы, оказывающие влияние на процесс принятия управленческих решений. Классификация решений. Характеристика отдельных вариантов решений. Особенности практической реализации решений. Обратная связь. Взаимозависимость решений. Распределение функций и ответственности при принятии и реализации управленческих решений. Качества, необходимые менеджеру для принятия оптимальных решений. Виды рисков: формы их проявления при реализации управленческих решений. Оценка влияния отдельных рисков на конечный результат. Построение менеджером системы управления рисками на предприятии. Варианты защиты от воздействия различных рисков, их особенности. Качества риск-менеджера. Тема 9. Инновационный менеджмент Классификация инноваций. Сущность инновационной деятельности. Основные принципы инноваций, условия их осуществления. Источники инноваций. Разработка и реализация планов нововведений. Задачи менеджера по обеспечению сбалансированности инновационной деятельности с другими областями функционирования предприятия. Тема 10. Управление конфликтами и изменениями Социально-психологические факторы трудовой деятельности. Человеческие ресурсы. Понятие и сущность конфликтов, их виды, способы устранения. Работа менеджера по подбору и расстановке кадров. Роль менеджера по разрешению конфликтных ситуаций. Сущность организационных изменений и управление ими. Работа менеджера по преодолению сопротивления изменениям. Основные качества, которыми должен обладать менеджер для решения конфликтных ситуаций и управления изменениями. Тема 11. Социальная ответственность и этика в работе менеджера Понятие социальной ответственности в бизнесе. Социальная ответственность менеджера. Этика делового общения. Этикет в менеджменте. Корпоративная культура, ее принципы. Пути создания корпоративной культуры. Работа менеджера по формированию и упрочению культуры предприятия.
Семинарские и практические занятия имеют целью помочь студентам в усвоении наиболее важных и сложных тем курса, а также способствовать выработке у студентов умения ориентироваться в вопросах менеджмента и изучить подходы к принятию решений по практическим управленческим ситуациям. Преподаватель в рамках тематики конкретного занятия, имеет право менять его структуру, и частично содержание, в пределах допускаемых программой дисциплины «Современный менеджмент», разработанной для студентов соответствующей специальности. При подготовке к семинарским и практическим занятиям рекомендуется использовать конспекты лекций, учебные пособия, а также обращаться к рекомендованной литературе. Семинарские занятия могут проводиться в форме заслушивания докладов или эссе, подготовленных студентами по соответствующим вопросам, или дискуссий. Кроме этого, на семинарских занятиях могут проводиться контрольные работы в качестве текущей проверки усвоения теоретического материала, практические занятия в виде деловых игр, решений по конкретным ситуациям, тестирования, ситуативного моделирования. В этой связи, по каждой теме семинарских и практических занятий, кроме рекомендуемых вопросов для обсуждения, предусмотрены разнообразные задания (см. п.6. Практикум настоящего учебно-методического комплекса). Семинарское занятие № 1.
- Каковы три движущих силы новой экономики? - Чем характерна современная среда бизнеса? - Насколько правильно утверждение, что «в неудачливых организациях обычно слишком много менеджеров и слишком мало лидеров»? - Каковы противоречия, которые возникают при формировании новой профессиональной культуры менеджеров в современной России?
Семинарское занятие № 2.
- Что Вы знаете о происхождении термина “менеджер”? Почему этот термин стали применять в России, хотя существуют его синонимы – руководитель, начальник, управляющий? - В чем главные отличия между понятиями «менеджмент», «предпринимательство», «бизнес»?
Семинарское занятие № 3.
- Классификация организаций, их специфика. - Жизненный цикл организации: кризисы и организационное развитие. - Централизованные и децентрализованные организационные структуры управления: проблемы выбора. - Формирование системы управления организацией. - Централизованные и децентрализованные организационные структуры управления: проблемы выбора. 2. Дискуссия: Ваш оппонент утверждает, что хорошему управляющему незачем знать основы теории существования и законы развития организаций, а достаточно только иметь дар убеждения и предпринимательскую смекалку. Попробуйте доказать обратное. 3. Практическое задание. Приведите примеры, доказывающие, что очередь у касс стадиона – это не организация. Какие признаки организации мы не наблюдаем в этом случае? Семинарское занятие № 4.
- Формирование системы управления организацией. - Корпоративное управление и менеджмент. - Управление станком относится к менеджменту? Необходимо ли знания менеджмента рабочему-станочнику? Обоснуйте свой ответ. 2. Практикующее упражнение «Иерархия в организации» (задание 3, тема 4). 3. Практикующее упражнение «Уровни управления и задачи менеджмента» (задание 4, тема 4). Семинарское занятие № 5.
- Каково значение обратной связи и информационного шума в коммуникационном процессе? - «Управление репутацией - это использование возможностей». – Групповой поиск аргументов «за». 2. Групповая игра «Катастрофа в пустыне» (задание 5, тема 5). |