Скачать 0.65 Mb.
|
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ГБОУ СОШ № 1621 С ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ (ЕВРЕЙСКИМ) КОМПОНЕНТОМ КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с этнокультурным (еврейским) компонентом образования № 1621 создана 01.09.1992 года. Режим работы – пятидневная неделя. ГБОУ СОШ № 1621 входит в созданную Департаментом образования г. Москвы группу учебных заведений с этнокультурным компонентом образования, реализующих на начальном этапе своего существования задачи овладения учащимися элементами национальной культуры, восполнения культурологического разрыва между поколениями, осознания истории своего народа в контексте общеисторического развития. Школа имеет статус средней общеобразовательной школы с этнокультурным (еврейским) компонентом образования. Ценным средством воспитания школы являются традиции, которые выполняют следующие функции: творческое отношение к воспитанию школьников, бережно хранимые и преподаваемые традиции школы, достаточный уровень базовых знаний учащихся, обогащенный национальными традициями, позволяют школе стать воспитывающей средой, влияющей на личностное развитие ребенка и содействующей его вхождению в современную культуру. Воспитательная работа школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные знания, занятия в объединениях дополнительного образования, экскурсионную деятельность, внеклассные и внешкольные мероприятии. Методическая основа деятельности коллектива направлена на личностно-ориентированное воспитание как технологию развития и саморазвития личностных качеств ребёнка. Воспитательная деятельность строится на основе Устава школы, Модели воспитательной системы, Концепции воспитательной деятельности в нашем образовательном учреждении. Этнокультурный компонент является системообразующим в школе и позволяет дать более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни еврейского народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует становлению культурной идентификации. Приобщение детей к народным традициям способствует укреплению национального самосознания, воспитанию всесторонне-развитой личности, человека «МИРА», с высоким уровнем развития личностных, социальных, культурных компетенций. Для реализации воспитательной деятельности были поставлены цели:
Задачи:
Воспитательная работа осуществлялось с помощью:
Исходя из цели и задач воспитательной работы, были определены приоритетные направления воспитательной деятельности:
Основные направления и формы воспитательной деятельности
Целевые и ценностные ориентиры: В основу деятельности школы было положены основополагающие задачи жизнетворчество — включение детей в решение реальных проблем собственной жизни, обучение технологиям изменения собственной жизни, создание среды жизни; социализация — вхождение ребенка в жизнь общества, его взросление, освоение различных способов жизнедеятельности, развитие его духовных и практических потребностей, осуществление жизненного самоопределения; культурная идентификация — востребованность культурных способностей и свойств личности, актуализация чувства принадлежности ребенка к определенной культуре и оказание ему помощи в обретении черт человека культуры; духовно-нравственное развитие личности — овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение; индивидуализация — поддержка индивидуальности, самобытности личности, развитие ее творческого потенциала, становление личностного образа ребенка. В качестве методологического обоснования деятельности воспитательной системы был определён комплекс понятий: «образ школы», «образ выпускника». «Образ школы» -личностно-ориентированная, развивающая образовательная среда, которая создаёт условия для развития и удовлетворения личностных, познавательных, социальных, культурных потребностей ребёнка, обеспечивающих компетентности навык с целью формирования современной личности . «Образ выпускника» Высоконравственный, компетентный гражданин России, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях, ориентированный на саморазвитие и самореализацию, в рамках модели «Человек Мира», который: - успешно осваивает все программы по предметам школьного учебного плана. -овладевает видами деятельности в различных жизненных ситуациях: трудовыми, учебными, игровыми, познавательным, а также средствами и способами деятельности: планированием, проектированием, моделированием, прогнозированием, исследованием. - владеет ключевыми компетентностями:
-овладеть необходимыми знаниями и навыками социальных и культурных норм жизни в обществе,простейшими знаниями о профессиях. -проявлять первоначальное владение ключевыми компетентностями: - овладение культурой учебного труда; - овладение информационно-коммуникативной деятельностью; - овладение рефлексивной деятельностью; -умение вести диалог и взаимодействовать с социумом (коллективом, семьей, друзьями); - способность вести здоровый образ жизни; - иметь знаний о себе как личности; - умение решать проблемные ситуации и брать на себя ответственность; - проявлять активную жизненную позицию. «Образ учителя» Уверен в своих действиях и спокойно принимает эмоции учащихся, акцентируя внимание на целях урока: - мотивирует детей на сотрудничество без агрессии, подавления, навязанного чувства вины и стыда; - стимулирует активность детей, поощряя движение вперед и знает, что у каждого свои 100% успеха; - подает новую информацию в виде алгоритма (цели, задачи, значимость, эффективность, подача материала, тренировка навыка, применение), последовательности связей, без отступлений, и дополнительных комментариев второстепенной информации; - расширяет поле усвоенной информации дополнениями, комментариями, после того как есть подтверждение понимания полученной ранее информации; - поддерживает тех, кто стремится к результату, и не тратит свои ресурсы на борьбу с неуспешными учащимися; - акцентирует приоритеты при выполнении новой задачи; - оценивает действие, навык, избегая комментариев в адрес личности ребенка, особенно отрицательных; - поддерживать ребенка уместно похвалой приложенных усилий; - делает акценты на эффективности ребенка в рамках работы с изучаемым материалом, дисциплинарные, нравственные, воспитательные проблемы приостанавливаются и решаются на перемене; - при необходимости, критиковать уместно только в спокойном состоянии, как учителя, так и ученика с обсуждением сроков, форм и критериев исправления; - предпочитает проактивную позицию; - всегда помнит, что достоинство человека свято; -относится ко всем с уважением и останавливает недостойные формы взаимодействия; - уважает собственный авторитет и не требует этого от окружающих; - всегда помнит о том, что он более успешен, чем ребенок, но не демонстрирует этого; - осторожен в высказываниях и оценках; - побеждает, избегая борьбы и конфликта, создавая поле для совместного созидания; - контролирует ситуацию на уроке, избегая угроз и насилия, при нарушении требований применяет необходимые санкции; - относится к другим так, как хотел, чтобы относились к нему; - выражает свое отношение, только взвесив необходимость сказанного и в спокойной обстановке; - научить ребенка достигать уважения и самоуважения, прилагая усилия; - помогает сохранить «лицо» ребенка, так же как свое собственное; - поддерживает достоинства в детях, помогает их реализовать. Модели воспитательных систем на различных ступенях ОУ
Системообразующим компонентом воспитательной деятельности является этнокультурный компонент, который дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни еврейского народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует становлению культурной идентификации, а также развитию всесторонне развитой гармоничной личности, человека «МИРА», с высоким уровнем развития личностных ,социальных, культурных компетенций. Этнокультурное образование обладает огромным педагогическим потенциалом в формировании обучающихся этнической идентичности, толерантности и культуры межнационального общения, в профилактике межнациональных конфликтов. Такое образование формирует у учащихся понимание духовных ценностей других народов через ценностную систему своего народа. Оно обеспечивает, с одной стороны, взаимодействие между людьми с разными культурными традициями, с другой – сохранение идентичности собственного народа. Творческое отношение к воспитанию школьников, бережно хранимые и преподаваемые традиции школы, достаточный уровень базовых знаний учащихся, обогащенный национальными традициями, позволяют школе стать воспитывающей средой, влияющей на личностное развитие ребенка и содействующей его вхождению в современную культуру, ценностную систему своего народа, идентичности собственного народа. Под этнокультурным компонентом мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека высоконравственного, толерантного к народам мировой цивилизации. Для реализации поставленных задач школьники изучают язык, историю и традицию еврейского народа, особенности еврейского календаря, еврейских праздников, традиционные тексты. В школе проводятся интегрированные уроки, интерактивные выставки, во время проведения которых учащиеся защищают свои проектные работы по этнокультурному образованию, проходят выездные семейные семинары выходного дня, работает интерклуб. Главная цель этнокультурного образования - воспитание гражданина России, уважающего свою традицию, ибо тот, кто знает свою традицию, сможет уважать и ценить традиции других народов. Приоритетным направлением при изучении предметов этнокультурного цикла является проектная деятельность. Одно из направлений проектной деятельности – организация национальных праздников. На протяжении многих веков в разных уголках земли еврейские праздники объединяли всех евреев. Основная цель проведения национальных праздников – это воспитание этнокультурного сознания ребенка через эстетическую, нравственную и духовную силу еврейской традиции. Именно национальные праздники являются духовной экологией этноса: Рош-а-Шана (Новый год), Суккот (Праздник шалашей), Ханука (Праздник огней). Зимой в школе проводится Ханукальная неделя, в течение которой организуются ярмарки, огоньки, викторины, конкурсы поделок, а также спектакли для родителей; Ту-би-Шват (Новый год деревьев), Пурим (Праздник веселья), Песах (Праздник свободы), Шавуот (Праздник дарования Торы) и другие. Дети знакомятся с традициями и обычаями проведения праздников, с атрибутикой. Праздники сопровождаются национальной инструментальной музыкой, песнями, танцами, сценическими постановками. Коллективом учителей разработана система интегрированных уроков и классных часов по каждому празднику. В течение года учитель планирует серию уроков, основанных на изучении определенных этнокультурных праздников, и интегрирует эти темы с основными предметами школьной программы. Проведение праздников позволяет организовать эстетическое, нравственное, национально-традиционное воспитание. Такая работа способствует развитию творческих способностей учащихся, осуществляет индивидуально-личностный подход в обучении и воспитании. Совместное проведение школой и семьей праздников является одной из форм сотрудничества с родителями. Национальные праздники способствуют воспитанию грамотной в этнокультурном плане личности, формированию толерантности общих тенденций в развитии культуры других народов России и мира. Одной из форм такого сотрудничества является проведение выездных семинаров выходного дня. Ежегодно учащиеся принимают участие в мероприятиях, конкурсах, фестивалях этнокультурной направленности, проходящих на уровне округа, города, страны:
3) Международный конкурс образовательных проектов «Диалог – путь к пониманию» - ежегодно; 4) Московский межрегиональный театральный фестиваль «Такие разные и такие похожие» 2009-2010 уч.г. 5) Окружной конкурс выразительного чтения на родном языке – ежегодно. 6) Московский открытый конкурс выразительного чтения на родном языке «Мир вокруг нас» 2009- 2011 уч.гг. Ежегодно учащиеся принимают участие в Московской конференции школьников «Холокост: память и предупреждение», Международном конкурсе творческих работ «Память о Холокосте – путь к толерантности», проводимых научно-просветительным центром «Холокост». Выступления учеников отмечены похвальными грамотами. Школьный музей «Отчизны верные сыны», получил в феврале 2009 года Сертификат №921, продолжает исследовательско - краеведческую работу по пополнению фондов материалами. Ведётся по следующим направлениям: * евреи–участники Великой Отечественной войны, награжденные за проявленное мужество и героизм звездой Героя Советского Союза; * евреи–ученые, работники культуры, труженики тыла, включившиеся в общенародную борьбу с врагом; * трагедия еврейского народа в годы Великой Отечественной войны * Великая Отечественная война в семейной летописи каждого. Учащимися и учителями собран определенный материал: фронтовые письма, открытки, награды, печатный материал по исследовательско - краеведческим направлениям, который используется на уроках и во внеклассной работе по гражданскому воспитанию. В школе организуются встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны, бывшими узниками гетто, участниками партизанского движения. Ежегодно в школе проходят уроки мужества, гостями которых являются представители ассоциации. Бывшие узники гетто, концлагерей – постоянные гости школы и принимают участие в памятных мероприятиях, посвященных трагедии Холокоста, Бабьего Яра, Дню памяти жертв Холокоста и освобождения Освенцима Советской Армией. В мае в школе проходит Неделя памяти, на протяжении которой проводятся следующие мероприятия: уроки Мужества, в том числе и в Школьном музее, в музее Боевой славы и в мемориальной синагоге на Поклонной горе, в музее Холокоста, Патриотические акции с выездом в Мемориальные комплексы бывшего гетто Украины и Беларуси в рамках программы «Шорашим» - «Корни». В школе проводится большая работа по гражданско - патриотическому воспитанию учащихся в контексте этнокультурного образования. Сохранение национального самосознания, понимание собственной позиции как гражданина полиэтнического государства, освоение духовно-нравственных ценностей народов России – приоритетные направления работы. Школа работает над проектами, осуществляющими художественно-эстетическое воспитание школьников. Одним из ярких из них является творческий коллектив «Иланит» («Деревце»). Во время репетиций которого происходит эмоциональное погружение детей в традицию и язык через музыку, пение и танец, сценические постановки. В репертуаре коллектива национальные еврейские песни и танцы, фольклорные музыкально - хореографические номера, песни и танцы народов мира. Недаром коллектив успешно принимал участие в межнациональных, городских и окружных конкурсах, проводимых правительством г. Москвы. Большой популярностью среди учеников начальной школы пользуется кружок декоративно-прикладного искусства. Ребята учатся изготовлению витражей, вышивке, моделированию, лепке из глины, воска, жидкой пластмассы, что способствует эстетическому воспитанию учащихся и их приобщению к культуре своего народа и других этносов. Педагогическим коллективом школы дважды в год проводятся Дни открытых дверей как для родителей детей, обучающихся в нашей школе, так и для других родителей, заинтересованных в этнокультурном образовании. Налажено сотрудничество школы с Высшими учебными заведениями США. В рамках культурного обмена школу посетила делегация учащихся из Англии, а учащиеся нашей школы посетили Германию, Израиль. Сотрудники школы совместно с Министерством образования Израиля принимали участие в адаптации рабочей программы по преподаванию еврейской традиции в школах на территории Российской Федерации в соответствии со Стандартами Российского образования. Лозунг «Каждый ребенок – драгоценность» - ставший основой формирования отношений с обучающимися и их родителями позволили раскрыть способности детей, сформировать их психологическую устойчивость, повысить мотивацию учения. С помощью диагностики учащихся всех ступеней были определены следующие гуманистические ценности, ставшие определяющими. В воспитательную систему школы были положены следующие подходы: Индивидуально - творческий – развитие мотивации во всех видах деятельности, организация самодвижение к конечному результату, создание условий для самодвижения. Личностоно – ориетнированный подход - требует от учителя отношения к ученику как к уникальному явлению. Аксиологический - утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни младшего школьника и, таким образом, противостоять моральному релятивизму социальной среды. Средовый.- это теория и технология опосредованного управления(через среду) образовательным процессом в котором основной акцент делается на включение внутренней активности ребенка, его самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Системно-деятельностный - принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Деятельность выступает как основной регулятор развития ребенка. Компетентностный - его сущность заключается в формировании личностных качеств, как условия и способа успешного воплощения в деятельности; напрямую связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания идивида как личности, члена коллектива и социума. Развивающий - представляет собой приоритет поисковой активности (постановка проблемы) над предоставлением готового решения, исходящего от учителя, в использовании обучающих технологий. В организации воспитательного процесса был выделен ряд принципов: Принцип успешности - сформировать у учащихся чувство нужности, востребованности, желания делать. Принцип «само» - самостоятельную реализацию учащихся в любой сфере жизнедеятельности школы. Принцип творческой активности – поиск нового, развитие оригинальности, самостоятельной самореализации. Принцип элективности – уметь делать выбор в различных ситуациях, вести себя в соответствии с правовыми нормами. Принцип социально-педагогического сопровождения - комплекс последовательных педагогических действий учителя, помогающих учащимся понять возникающие жизненные ситуации, обеспечивающие их саморазвитие на основе рефлексии происходящего. Механизмы функционирования: Диагностическая функция – изучение практического запроса детей, формулирование проблемы, и предположений, выбора способов решений этих проблем. Проектно-организаторская функция – формирование самостоятельности коммуникативности, отвественности, организованности, умение работать в коллективе. Функция педагогической поддержки – опора на личные и потенциальные возможности ребёнка. Формирование системы самоуправления школьников. Смысл ученического самоуправления в нашей школе мы видим в обучении учеников основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью, коллективом. Для реализации данного направления воспитательной работы мы создали ученический актив-Совет школы. Цель: взаимодействие ученического и педагогического коллектива, передача опыта от старших к младшим, проявление силы воли, целеустремлённости, формирование саморегуляции, самовоспитание, самосовершенствование. Совет школы предусматривает решение следующих задач: 1.Привлечение учащихся к участию в работе детской организации (Центровая команда), выработка умений, навыков в управлении коллективом , воспитание организаторских и лидерских способностей 2.Развитие творческого потенциала у подростков, формирование культуры общения и эстетического воспитания. 3.Вовлечение школьников в различные виды коллективной и индивидуальной деятельности, для проявления творческих и индивидуальных особенностей детей. 4.Приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, оказание помощи в духовном и интеллектуальном развитии, адаптации их в реальной жизни. 5.Обучение детей культуре спора, дискуссии, беседы, выбору ценностных ориентации, стимулирование делового соперничества, сотрудничества. 6.Воспитатние индивидуальных психологических черт и особенностей в общении. 7.Формирование практических умений в организации и проведении различных форм занятий (конкурсы, КВН, творческие вечера). Модель реализации концепции воспитательной системы
|