Продолжение слава россии 2





НазваниеПродолжение слава россии 2
страница1/10
Дата публикации02.07.2014
Размер1.09 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛАВА РОССИИ 2

Именно он пожертвовал собой, открыл России новый путь в Сибирь. Потомки сибирских аборигенов, должны быть благодарны Ермаку и дружине. Если бы не они, пришли бы восточные орды, поголовно истребляющие местное население, стирая с земли великие культуры. Русское правительство ограничивало рабство, работорговлю; вывозить «янтарь» (пленных) - татар сибирских, остяков, их жен и детей, обращать в холопы, крестить насильственно.

Местное население приобщалось к земледелию, оседлости, прекращалась междоусобица. Оживилась торговля: появилась соль, крупа, порох, свинец, олово, железные, стальные изделия, серебро, кожа, мед, сахар, воск, хмель, книги печатные, бумага, сукна разные, холст, семена огородные, сети, пряжа, олифа, и мн. др.

«Слава наша вечно будет жить» - сказал Ермак Тимофеевич перед решающим боем с Кучумом. Не ошибся отважный, прозорливый атаман. Потомки по сей день проявляют живейший интерес к той давней поре, когда русские сокрушили Сибирское ханство; угрожающей Руси с востока. Народы ханты, манси и др., подвластные Кучуму легко покинули хана, перешли на сторону Ермака и дали присягу на верность России.

Кучум пришел из Бухары с отрядом узбеков, ногайцев, башкир и двадцать лет вел кровавую войну за престол Сибирского ханства, убил хана, династии Тайбугинов Едигера, его брата Бекбулата, вырезал всю родню, чудом уцелел Сеид, сын Бекбулата. Кучум был кровавым завоевателем. Ермаку с горстью людей удалось разгромить численно превосходящие силы Сибирского ханства, молниеносно, которому помогали высшие силы.

Ермак – предводитель вольной казачьей дружины, решил закрепить Сибирь за Россией. Это решение стоило ему жизни, сделало его русским Колумбом, а его имя бессмертным. Кучум – потомок Чингиз – хана в двенадцатом колене. Грабили, угоняли людей в рабство, бросали в огонь, стариков и детей, сдирали кожу заживо, вырывали из груди трепещущие сердца. Вот почему татар называли «выродками» рода человеческого.

А Ермак Тимофеевич не покоритель (завоеватель), освободитель Сибири. После похода Ермака началось стремительное продвижение русских «встречь солнце». Вырастали остроги; 1586 г. – острог Тюмень на р. Туре.

1587г. – Тобольск

1594г. – Сургут, Тара

1604 г. – Томский острог

1618г. – Кузнецкий

1628 г. – Красноярский

1630 г. - Якутский.

1639 – 1640 г.г. – вышли к берегам Тихого океана.

Горсть казаков и несколько сот бездомных мужиков на свой страх и риск пересекали льды, снега, мерзлые степи, забытые природой и везде закипала жизнь. Поля покрывались нивами, стадами. Усталые кучки не всегда оседали, а упрямо шли на восток, строя крепости, городки.

Воистину удивления достоин календарь закладки городов сибирских! Сроки поражали даже жителей XX в., знавших о темпах и размахах строительства.

1661г. – основан Иркутский острог

1716 г. -------------------Омская крепость

1717 г. -------------------Семипалатинская крепость

1717 г. -------------------Бердский острог

1720 г.--------------------Усть - Каменогорская

На севере существовали уже Обдорск и златокипящая государева вотчина Мангазея.

1648 г. – Семен Дежнев дошел до Анадыри.

1697 г. – 1699 г. поход на Камчатку через Охотское море.

Большим смыслом было не только освоение большой территории Сибири, но и высокой духовной и материальной культуры. Служилые татары и городовые казаки совместно служили на благо Великой Единой России. По русским дорогам Разъезжали Бирючи, бывалые ратные люди, они подписывались на службу, от них требовалось «не воровати корчмы и блянды, не держати зернью, не играти и не красти».

Осваивались пространства с закладки дорог: сухопутных и водных. Через полноводные реки, черные хребты, безбрежные болота, сухие ковыльные степи, океаны льда и снега. Именно казаки заложили основы характера: выносливость, мужество « пытливость и обостренное чувство пространства. Знали о землях за Уралом, Обью, Енисеем, Леной и Колымой.

О географии ничего не знали, были не грамотны». Великое дело росло и крепло, удалого казачьего войска. Слава Ермаку и его дружине, слава казакам, великому русскому народу, утвердившему мир, процветание на сибирской земле.

Семен Ремезов так сказал: «Воздух над нами весел и в мирности здрав и человеческому житию потребен. Ни добре, не горяч, ни студен… Зато хлебородна, овощна и охотна… Паче всех частей света исполнен пространством и драгими зверьми бесценными. И торги, и привозы, и отвозы привольны. Рек великих, средних, заток и озер несчетно, рыб изобильно множество и ловительство. Руд, злата и серебра, меди, олова, и свинцу, булату, стали, красного железа и укладку, и простова. И всяких красок на шелки, и камней цветных много и от иноземцев скрыто, а сибиренам неразумно» (невдомек)».

Сибирский склад мышления – широкий, дельный, государственный, с точным глазомером. Сибирь бросила вызов уму, силе, находчивости русского народа, он же принял вызов, одухотворил этот край.

Вернемся же к Ермаку. Его портреты не соответствуют действительности, только у Ремезова есть описание: «Бе бо всеми мужествен, и разумен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволе, плосколиц, черн брадою, и власы прикудряв, возраст средней и плоск и плечист».

«Ермак» - прозвище, имеет много толкований. Родина его и происхождение г. Суздаль. Бедняки, из – за хлебной скудности, переселился дед Афанасий Григорьевич Аленин во Владимир, с 2-мя сыновьями. Занимался извозом, вступил в связь с разбойниками в Муромских лесах, пойман, посажен в тюрьму, бежал с семьей в Повольский (Поволжский), здесь скончался.

Ермак Тимофеевич о себе говорил: « дед был посадским человеком, а отец принужденный искать инде приютился в Усть – Каме затем Поволжье, на Чусовой у Строгановых, с 2 –мя сыновьям. Один из них Василий, т. е. Ермак, здесь он привык к вольной жизни, разгульной на судах». Имеются несколько версий о его происхождении, «Ермак был роду безвестного, но душою великой».

«ЕРМАК – ВОЕВОДОЮ, А СИБИРЬ - ЦЕЛЬЮ».

В 1579 г. уральские купцы Строгановы позвали дружину казаков для защиты от нападений Кучума. Ермак откликнулся на приглашение. В июне 1579 г. казачье войско пришло на реку Чусовую, где жили Строгановы, 2 года защищала дружина от набегов и грабежей хана. «Чего хотели одни, что обещали другие, то исполнялось. Атаманы стали грудью за область христианскую. Неверные трепетали, где показывали там и гибли». Взяли Мурзу Бегулия в плен, смирили вогуличей и остяков, числом 700, нападавшим на Строгановых и их грабившим!

Семен Ремезов – автор трудов о «сибирском взятии» был осведомленным, знал казачьи рассказы и предания, вырос в семье служилых, кадровых людей Тобольска. В его сочинениях обнаружена Кунгурская летопись, краткая, написанная живым языком, разговорным, с грубоватым юмором, где говорится, что Ермак с дружиной бежал с Волги, преследуемый царскими властями. У Строганых потребовали необходимые припасы для похода в Сибирь, иначе могли расправиться с ними. Максим потребовал расписки, что, возвращаясь, все ему вернули казаки. Иван кольцо: «О мужик, не знаешь ли - ты и теперя мертв, возьмем тя расстреляем по клоку. Дай нам…на всякого человека по 3 фунта пороха и свинцу и ружья, три полковые пушки, по три пуда муки ржаной по пуду сухарей, по два пуда круп и толокна, по пуду соли и двум плоти (половина туши сушеного мяса), колико масло пудов, и знамена полковые с иконами, сту (сотне) по знамени».

Максим Строганов, напуганный угрозами, требованиями Ермака и его дружины, открыл амбары хлебные и по росписям полковых писарей, соблюдал все, выдавал денно и нощно каждому по требованию, общим счетом на струги, которые не выдержали груза, под берегом стали тонуть. Казаки нарастили борта, вес стали брать меньше. И вышли в поход 13 июня и обещали Максиму все: «Если Бог направит к победе путь наш, и не погибнем, вернем все и возместим убытки после возвращения нашего, если же будем убиты, да упокоит нас прощение твое в жизни вечной, но надеемся на возвращение к отцам своим и матерям».

А на Городище Ермаковом живут семьи зырян. А расписки их казачьих писарей и записи о службе их: кто именно, и откуда родом, - до сих пор у Строганова в казне находятся. Были у Ермака два атамана – Иван Кольцов, Иван Гроза; Богдан Брязга и выборных есаулов 4 человека, столько же и полковых писарей, трубачи и дудари, литаврщики и барабанщики, сотники и пятидесятники, и десятники с рядовыми, и знаменосцы по уставу; да три попа, да беглый монах – ходил не в черной рясе, но требы отправлял, кашеварил, и оружие знал, и круг церковный хорошо знал. А наказание за преступление учиняли плетьми; а кто, не желая быть с ними, задумает бежать и покинет их, тому наказание по – донски: насыпав песку за пазуху и посадив в мешок – и в воду. И оттого воины Ермака стали надежнее, а ведь более 20 человек с песком и каменьями в Сылве утоплены. Блуд и распутство у них под большим запретом и греховны; а согрешившего, обмыв, три дня держали на цепи.

До Ермака в Сибирь ходили походами лет сто, в основном, за мехами.

Когда царь Иван Грозный покорил Казанское ханство, сибирский хан Едигер просил царя «взять под свою руку со всею его землею, чтобы защитил от неприятелей, обещая платить день мехами». Но в 1563 г. хан Кучум нанес поражение Едигеру, убил его и его брата Бекбулата и покорил племена. Кучум обещал платить дань, но убил после, стал готовиться к войне с русскими; нападая на Строгановых и на Пермский край.

Ермак Тимофеевич, «родом неизвестного, душою знаменитой», бодростью, мужеством, верностью казаков, узнав разум, великую отвагу, решительность, устроил войско, сверх атаманов, избрал есаулов, сотников. Пятидесятников, главным был неустрашимый Кольцо Иван, загрузили ладьи, дав вожатых, иереев, толмачей, отпев молебен, получили наказ идти с миром, выбить безбожного султана Кучума.

Ермак с обетом доблести и целомудрия отбыл на Чусовую к горам Уральским, без ведома царя, 1 сентября 1581 г.. После ухода Ермака пелымский князь с вогуличами, остяками, татарами на берега Камы, Чердыни, Усолья и др. мест, выжгли, истребили все селения. Донесли Ивану Грозному, разгневанный дает указ Строгановым от 16.11.1582 г. вернуть казаков для того, чтобы отбивать врага, но Ермак был уже далеко. По количеству человек цифры разноречивы.

«УБЕЖДАЙТЕСЬ, ЯЗЫЧНИКИ, ЧТО С НАМИ БОГ!»

Два раза казаки Ермака разбили сибирских татар, на Туре и в устье Тавды. Огромное войско Кучума разбито Ермаком на берегу Тобола, при урочище Бабасан. Ермак, стоя в окопах, остановил тысячи всадников Маметкула, племянника Кучума, которые нападали, затем сам ударил на них, победив, открыл путь к устью Тобола. Окончательное поражение было на Иртыше, Чувашевом мысу, в битве за Кашлык (Искер, Сибирь). У Ермака осталось мало людей, многие потеряли силу и бодрость. Начали требовать возвращения. Собрали совет. Ермак обратился с теплой речью: «Братцы, куда нам бежать? Время осеннее, на реках замерзает лед. На обратном пути можем замерзнуть в снегах. Будем надеяться на Бога. Он и беспомощным может помочь. Умрем же, если суждено, но зато по смерти нашей память об нас не оскудеет и слава наша вечно будет. Умрем же доброй славой! Бог дает победу кому хочет: нередко слабым мимо сильных, да святится имя Его».

В Ремезовской летописи так писано:» 23.10. казаки вышли по воле Божией из городка, провозглашая: « С нами Бог! Убеждайтесь, язычники, что с нами Бог, и покоряйтесь»! И произошла великая битва, Кучум был бессилен, опозорен, тесним невидимою Божией силой, и бежал в Ишимские степи».

Накануне ему был виден сон, как белые крылатые воины, окружили его столицу и приказали покинуть ее, так как она принадлежит христианам, а казаки, войдя в город Сибирь, увидели богатства много и хлеба, сказали: « С нами Бог». И были веселы и радостны, что сохранены Богом живыми и пристанище есть и желаемое получили, но Кучум ценную часть своего имущества, умело упрятал, до сих пор они не найдены.

Местное население миролюбиво пришли с рыбой и припасами, у казаков еда закончилась, Остяцкий князь видел бой под Чувашьей горой, понял, что победить казаков нельзя, и просил защиты у Ермака. «Ступайте и живите на прежних местах, никто не тронет». Из многих мест шли, просили с семьями защиты у казаков. Всех Ермак успокоил, что никто народ не тронет. По окрестностям разнеслось, что русские – люди справедливые, добрые, обид без нужды не чинят, не надо на них таить зло.

Но Ермак обложил податью. Отношение было мягкое, уважительное к их традициям, привычкам, образ жизни не трогали, их жен, детей не убивали, ласкали детей и играли с ними. Остяки возвращались домой, и платили дань, ясак, мирно уживались.

«РАЗБОЙНИЧЕСТВО НЕ ПРИПИСЫВАТЬ».

Местные князьки не решались изменить Кучуму, созывались мужчины, где угрозой, где лестью, где посулами, собирали рать, надеясь, что победа русских случайно. Кучум ждал сына Алея, возвращающегося из набега на Пермскую землю. Прошел месяц, как решил, что время штурма наступило, войско доверил только Маметкулу, энергичного, мужественного.

Небольшой отряд храбрецов, мощных, кряжистых людей, сражавшихся каждый за пятерых, были заперты в городе, оставалось им принять неравный бой, пути отступления были отрезаны, глубокий снег, лишены быстроходных стругов. Удача на стороне татар. Но логика Ермака неожиданна и неприятна.

В начале, чтобы добыть пропитания, казаки пытались наладить рыбную ловлю на озере Абалак, (15 км от Кашлыка). Артель возглавил Богдан Брязге. Маметкул 5 декабря внезапно напал на стан и перебил всех. Ермак сильно разгневался. «Сейчас собирайтесь в поход – не хочу я это так оставлять. Отомщу я им знатно». И - бросился в погоню. Бой был кровопролитный, силы неравные, условия зимы. Надо было победить или умереть. Но выстояли. Нанесен столь мощный удар, что татары долго не могли оправиться психологически. Победа определила успех экспедиции Ермака.

Через 40 лет ветераны в «синодике Ермаковым казакам» вспомнили лишь десятую часть погибших в сражениях – 37 человек, из них 8 – при Абалаке. В характере Ермака Тимофеевича выделили твердость характера в предприятиях и исполнении, великий дух свободы в его помыслах и действиях.

Кучум понял, что надежды нет вернуть потерянное, что борьба предстоит долгая, что его владычество под угрозой, тем более, что Маметкул пленен казаками. Он выздоровел и бродил с татарами недалеко от Искера. Ермак узнал об этом. Отобрал надежных казаков и послал взять Маметкула живым или мертвым. Казаки обошли со всех сторон стоянку, когда все спали, перебили всех, а Маметкула пленили, привели в Искер. Ермак принял царевича ласково, велел не обижать: роду царского, храбр.

Кучум узнал про это, упал духом, тем более его оставляет Карача, первый помощник и казначей. Сказал: «Кого Бог не милует, тому и честь на бесчестье приходит, того и любимые друзья оставляют». И откочевал на юг.

Ермак двинулся на Север по Оби в Остяцкие и вогульские волости и привел их к шерти (присяге) Московскому государю Ивану IV (Грозному), пытается укрепить свои позиции, налаживает отношения с местными жителями, завоевывает их симпатии, делает верными союзниками против Кучума.

В Кашлыке Ермак оставил часть казаков, с другими пошел воевать против татар, остяков, вогуличей по Иртышу и Оби. У Устья Армид – Зюке крепость хана татарского племени оказали большое сопротивление. Ермак взял их приступом, подчинил всю округу, взял еще волости, остяцкий городок, где правил князь Демьян, а воинов около 2-х тысяч. Ермак стал осаждать. Демьян держался крепко. Но Ермак приступом взял крепость. Затем одержал победу над ханом Самаром, затем Надым, столицу Самары, назначил остяцкого князя Алычу верховным вождем всех остяков.

(И Алыча, и потомки стали союзниками Руси и не раз удостаивались привилегий за свою верность). Еще Ермак взял несколько крепостей на Оби. И закончил покорение громадного района, и не нашел нужным идти дальше – в голодную пустыню и мерзлую тундру, усеянную костями мамонтов. Радовался Ермак, что много покорить успел, жаль было погибших, особенно храброго Никиту Пана. Всех павших захоронив, Ермак поставил на берегу Оби пограничный столб государства Российского и повернул обратно в Кашлык. Он понял, что ему нужна помощь, что он без помощи государства в Сибири не удержаться.

«НЕ АТАМАН, НО КНЯЗЬ СИБИРСКИЙ».

К местному – мирному населению Ермак относился милосердно и справедливо. Развивал местную торговлю, промышленность, укреплял города. И заводил отношения со средней Азией, Бухарой и Хивой и др.. Ермак шел на борьбу с исконными врагами христианской веры, с теми, кто разорял набегами русские земли, на борьбу, составляющую удел казачества, воспитавшего не укротимый, дух, жажду деятельности, стремление вперед, к чему – то далекому, неизвестному. Сибирь, как страна, ему была не нужна и все, что дальше делать, он решил скоро: созвал круг, постановили: бить челом царством сибирским единоверному им русскому царю Иоанну Васильевичу». Для большего уважения, послать царю дары, из «мягкой рухляди» и дорогих мехов, 60 сороков (2400) соболей, 20 черных лисиц, и 20 бобров.

Летом 1583 г. из Кашлыка в Москву ушли послы от Ермака 25 человек во главе с Черкесом Александровым. Шли на одном или 2-х стругах вниз по Иртышу, Оби, через Уральские горы на Пусто озеро. Это был самый безопасный, давно известный путь на Русь. Повезти благую весть Ермак поручил молодому, хорошему собой, речистому, способному понравиться государю, четко, ясно поведать о сибирском «житии», о нуждах отряда, чем обладал Черкас Александров, и он убедил царя, что люди, совершившие такой подвиг, достойны прощения за прошлые согрешения.

Качество, привезенных соболей поразило многих, и англичан, которые были при дворе, они позднее не один раз пытались прорваться к устью Оби, но походы были неудачны. Черкас Александров привез царю донесения Ермака о взятии Сибири. «Писали Ермак с товарищами благочестивому царю и великому князю Ивану Васильевичу всея Руси самодержцу, что царство сибирское взято и многих живущих людей по его государеву царскую высокую руку подвели и к шерти их привели… татар и остяков и вогулич привели к шерти, по их верам, на том, что им быть под его высокую царскую рукою до веку… и сам ясак им государю давати по вся годы, а на русских людей зла никакого не мыслить…»

В Москве сразу поняли важность сообщения. Огромная территория со временем могла присоединиться к Руси и приумножиться могуществом государства, и оценен был беспримерный поход Ермака с казачеством. Миссия послов была блестяще выполнена, Иван IV даровал всем ворам «прощение, а Ермаку послал жалование, признав, что тот находится на государственной службе.

Царь велел в соборной церкви служить благодарственные молебны и раздать богатые милостыни нищим.

Иван Грозный наградил щедро послов, пожаловал шубу со своего плеча, серебряный ковш, сукна, два богатых панциря и прочего жалования. Один панцирь: « Бит в 5 колец мудрастно долиною в два аршина, в плечах с четью аршин, на грудех и меж крылец (лопаток) царские златые орлы, по подолу и рукавам опушка медная на три вершка».

Царь на радостях простил грехи Ермаку и приказал именовать Ермака князем: » А к Ермаку повелел написать не атаманом, но князем Сибирским».

А Ермак Тимофеевич все расширял свое влияние на земле сибирской, русские никого не давали в обиду, отвечали доверием, уважали воинов, шаманов, женщин и детей, к их богам относились без неприязни, не велели уничтожать их идолов, высмеивать их веру. С каждым месяцем росло число союзников атамана. Вместе с Бояром и Алачеем были верны мансийские князьки Шибердей и Суклем; которые были бескорыстны, пришли сами наладить отношения с Ермаком и помогли установить контакт с другими князьками, давшими необходимые сведения о неведомых территориях, в том числе за Яскалбинскими болотами, Бухарские караваны приходили с восточными товарами.

Вскоре столица Сибири стала оживленным ярмарочным торгом.

«А КАРАЧУ НЕ РАЗГАДАЛ»

Разведка доносила Кучуму, что положение, что положение у казаков ухудшается. Ермак терял много людей, суровый климат, нехватка продовольствия, цинга, другие болезни, против которых они были беспомощны, боеприпасы заканчивались, пороха и свинца мало и будет ли помощь из Москвы - неизвестно? У Ермака каждый был на счету. В ноябре 1584 г. пришла долгожданная подмога. Она задержалась из - за смерти Ивана IV. Прибытие отряда Семена Болховского из 300 человек обернулся лишь проблемами. Воеводы, отправившие отряд, не снабдили даже теплой одеждой, стрельцов, которые надеялись, что худо- бедно прокормятся в Сибири, добудут пищу охотой, и не рассчитывали, что их встретит зима с жестокими сибирскими морозами.

А казаки – ермаковцы заготовили еды только для себя. Начался голод. Появилась цинга. Рыбной ловле и охоте мешали холода и вьюги. Они же затруднили подвоз хлеба из окрестностей; тем более, что здесь земледелием почти не занимались. Ермак ждал подкрепление с припасами, а получил несколько сот голодных людей, которые в пути съели весь провиант. Голод в Кашлыке наступил такой «Яко понудитеся и тела человеческие ясти». Стрельцы почти все «повымерли с голоду», правда от них остались пищали, свинец и порох. Умер и воевода Болховский. У Ермака оставалось человек двести воинов. Ермак оставался в безвыходном положении. Ермак опытнейший воин, умный политик, искусный дипломат, склонивший на свою сторону недругов, не мог оставить товарищей и явиться в Москву, как передал Болховский.

Ермак полагался на новых союзников, приобретенных в Сибири, они не подводили его, а Карачу не разгадал. Вначале Карача предав своего хана, оказывал Ермаку мелкие услуги, доставлял отряду продукты. Но визирь вел свою игру и русских ненавидел, так же как и Кучум. Прислав дары в Кишлак, сообщил, что якобы, на него готовится нападение ногайцев и просил срочной помощи. «Уж не хитрит ли Карача»? – подумал Ермак, не веря ему и боясь приобрести в его лице еще одного врага. «Что же, - снова подумал атаман, - ведь Карача отстал от Кучума и бросил его. Может он и в самом деле образумился.

К тому Карача Богом клянется, что худого ничего против казаков не замышляет». Посоветовался Ермак с казаками. «Должно быть образумился. Надо послать ему помощь». Снарядили Ивана Кольцо и дали ему 40 человек. Карача встретил с большим почетом отряд. А ночью во время сна в Улусе у коварного визиря весь отряд, вместе с атаманом Кольцо был изменнически вырезан татарами. Это подлое дело было сигналом для восстания в окрестных улусах, где Карача был влиятелен. Весть об истреблении отряда разнеслась по степям с быстротой молнии. Вспыхнул общий мятеж татар и остяков, которые окружили разъезд атамана Якова Михайлова, уничтожив его, необозримыми обозами обложили столицу, надеясь – зная, что гарнизон голодает – взять кишлак голодом. Положение Ермака было критическое. Потеряв 1/3 помощников, значительную часть доблестной дружины, погибшей в непрерывных боях, от цинги, не оставалось резервов запасов еды. Ермак решился на отчаянную вылазку, не видя иного выхода. В темную бурную ночь, атаман послал Матвея Мещеряка отважного ловкого, который пробрался незаметно с казаками через неприятельские обозы к озеру Саускан, где была ставка карачи, и напал на ничего не подозревавших спавших татар. Много татар, в том числе два сына Карачи, были перебиты, сам визирь сбежал, на другом берегу озера скрылся.

В панике татары разбегались, натыкаясь на казаков, которые, чуть не плавая от крови, преследовали врага до рассвета. Видя, что казаков мало, татары вступили в бой. Матвей Мещеряк, отступил в покинутый карачей лагерь, отбил огнем нападение, а визирь, перепуганный, сняв осаду, ушел, за Иртыш. Неутомимый Ермак пошел по следам Карачи по Иртышу.

Хан Еличай, правивший в Тебенде, подчинился Ермаку без сопротивления. Еличай, внося ясак, привез Ермаку свою дочь – красавицу, невесту одного из сыновей хана Кучума, но «целомудренный атаман велел ей удалиться с ее прелестями опасными и с невинностью».

Ушел Ермак дальше за реку Ишим. Тут жил бедный народец в шалашах. Ермак сжалился над этими людьми, никого не тронул, и дани не взял с них. Дальше голые степи, Ермак вернулся назад.

«И НАЗВАЛИ ЕГО БОГОМ».

Недолго отдыхала непобедимая, поредевшая дружина. До Ермака дошла тревожная весть о том, что строят планы сдружившиеся Кучум и Карача. Сила татар представляла грозную опасность. Они могли взять в кольцо казаков, Ермаку надо было предупредить эту беду и сделать запасы на ближайшее будущее. Коротко сибирское лето, надо было готовиться к зиме.

Гибель стрельцов Болховского – печальный урок для казаков. Снаряжая новый отряд в Сибирь, должны были сделать власти в Москве вывод. Кучум и Карача готовили ловушку казакам, Ермак этого не знал. Он получил известия о том, что неутомимый Кучум появился в Вагайских степях с намерением перехватить караван, идущий к Ермаку с товарами из Бухары: « Послали нас к тебе бухарские купцы», - сказали ему гонцы от торговых людей. – «Едут они к тебе с товарами всякими, и дошли из своей бухарской земли до Иртыша, а тут Кучум остановил их и дальше не пускает. Приказали они умолять тебя, чтоб ты их выручил». Ермак с казаками (50 или более ста человек – разные сведения) немедленно выступил в поход. По пути втягивался в затяжные бои. Особенно сильные столкновения были у Бегишева городища и урочища Куляры, где 5 дней Ермак штурмовал поселение, не смог взять и стал двигаться дальше: «Назад де воротятся, приберем»! Дойдя до Шиш – реки, повернули обратно. В пути они не только сражались, но их встречали мирно настроенные местные жители, которые не сопротивлялись, принимали радушно, делились скудным пропитанием, желали удачи чужеземцам, которые спасли их от ига Кучума.

Карачи готовил западню. Татары расставляли своих людей на пути Ермака, которые твердили в один голос, что видели бухарцев в верховьях Вагая. Отряд доехал до этой реки, но бухарцев не увидел. Ермак стал сомневаться: не обман ли это? Вернувшись к устью, отряд остановился на ночлег… Ночь с 5 на 6 августа 1585 г. была темная дождливая:

Ревела буря, дождь шумел,

Во мраке молнии блистали,

И беспрерывно гром гремел,

И ветры в дебрях бушевали»…

Казаки, уставшие от долгого похода, понадеялись на то, что в проливной дождь татары не помыслят о нападении. В эту последнюю в своей жизни ночь атаман проявил непростительную беспечность, забыл о правилах предосторожности, он не знал, что близко враг, атаман все же принял меры, для охраны отряда выставил караульных. Двое стражников стояли в карауле, но заснули дозорные на посту, что привело к гибели Ермака. Внезапная атака под дождем застигла казаков врасплох, не опомнившись, многие сложили головы. Нападавшие сразу устремились к стругам. Захватив эти суда, они перерезали бы этот путь дружинникам к отступлению. Пока товарищи пробивались к берегу, Ермак прикрывал их с тыла.

О гибели Ермака рассказывают по-разному.

Летопись Есиповская говорит: «Атаман же Ермак воев своих убиение от поганых, не откуду в то злое время и час имать имети помощи животу своему и беже в струг и не може доити, понеже одеян железом стругу же отплывшу от берегу, и не дошел утопе в воде в реке Вагаен. Божием бо судом прииде на воинов смерть во един час и такого живота своего гонзнуша. Убиение же бысть августа в день пятый. Услышав же сие во граде Сибере оставшии казаки плакаху».

По – татарскому преданию, в единоборство с Ермаком вступил самый прославленный воин сибирского хана Кутугай, они встречались не первый раз. Одно время татарский богатырь находился в плену у Ермака, который не проявлял к нему враждебности, говорил уважительно, расспрашивал его о Кучуме, отпустил воина «чесно», отправив с ним хану дары. Кутугай, приехав к своему повелителю, поведал о диковинках, виденных у русских, об их устрашающем оружии, выбрасывавшем огненные стрелы, восхвалял «Ермакову добродетель». Теперь же они схватились не на жизнь, а на смерть. Татарский воин с копьем якобы настиг атамана, прыгнувшего в струг.

Тут они и сразились друг другом. Ермак стал одолевать противника, но у атамана развязался ремень шлема, он получил удар копьем в горло, упал в воду и утонул.

Бой татар с казаками по одним сведениям, был недолго, по другим – «время немалое», казаки дрались отчаянно». Битва с ними стала последней почти семидесяти воинов Кучума. Погибли Мурза Булат, и другие приближенные хана, брат его жены.

В летописи Ремезовской: «Ермак, видя своих убиение и помощи животу своему, бежа в струг свой и не може скочите, бо одеян двемя царскими пансири, струг же отплыл от брега и недошед утопе месяца августа в шестой день. Егда же приемшие прочия казаки во граде весть, горько плакашеся об нем, бе бо всеми мужествен и разумен и человеки и зрачен и всякой мудрости доволен».

Не смотря на летописные описания и многочисленные исторические исследования фактов гибели и погребения Ермака Тимофеевича, местонахождения его останков до сих пор остается тайной. Но молва о происходивших после смерти атамана чудесах, еще долго не утихала по всей Руси. Истинная судьба атамана Ермака навсегда останется для нас Божьей тайной. Известно только одно – великий «князь Сибирский» от Бога пришел, Богом был ведом и Бога после себя ставил в сердце русского народа, открыв нам силу веры и силу духа.

Казаки растерялись, оставшись одни без атамана, 15 августа «седоша в струги своя», ушли северным путем из Сибири. А к ним на помощь шел отряд воеводы Ивана Мансурова, уже перевалив Урал, основательно подготовившийся к зиме, но казаки об этом не знали, о гибели Ермака в Москве и отряде, идущим в Сибирь. Не найдя казаков в Кашлыке, Мансуров построил Обской городок на правом берегу Оби у Устья Иртыша, ставшей форпостом русских отрядов, сам Мансуров с ратными людьми, отразив несколько атак местных князьков, вернулся в Москву. А русские отряды стали пребывать один за другим в Сибирь.

В1586 г. воевода Василий Сукин основал Тюменский городок, его помощник Данила Чулков через год поставил Тобольск, с этим же отрядом оказались здесь, бывшие казаки Ермака, в том числе и Матвей Мещеряк.

Началось стремительное освоение Сибири. Ермак положил начало Сибирскому Казачьему Войску Всеначальному. Трудно найти другого человека, кто бы он ни был и на каком бы – то ни было поприще, – который сделал бы для России столько, сколько сделал Ермак Тимофеевич.… И притом почти без пролития русской крови, даже без ведома властей, без издержек государственной казны, не будет к этому обязанным ни службой, ни положением… Бессеребренник, ничего для себя не искавший и ничего не приобретший.

Отчетливо образцовая воинская часть, строго дисциплинированная, «единомысленная», трудовая, не грабившая, не насилующая, бережно относящаяся к побежденному врагу!... «На краю света тогдашнего, после всех трудностей похода, ни перед кем, кроме Бога, своей совести и вождя, не отвечающей. Вождь, давший «обед доблести, целомудрия, велеумный, душой знаменитой», требующий от дружины повиновения, чистоты душевной, твердо проводил свои принципы в жизнь. И это все, было в XVI в., более четырех лет тому назад.

Поистине Витязь Казачества, национальный герой Великой России. И это совершил Ермак с дружиной в 540 человек. Два века – XVII и XVIII Сибирь единственная территория России, где церковные владыки пользуются большой властью, чем воеводы и губернаторы. В 1621 г. первый архиепископ Киприан, прибыв в Тобольск, решил написать историю о Сибири, обратил внимание на популярность Ермака среди населения.

Еще были живы старики – казаки – участники тех событий, свидетели из отряда Ермака. Среди них был крепкий, ядреный старик Гаврила Ильин, у него была светлая память. На основании рассказов и письменных знаков и была создана сибирская летопись – самый ценный источник сведений о бесстрашном Ермаке – витязе православия, умершим в покаянии, в борьбе с татарами, и принесшим благодать на землю Сибирскую: «И озарилась Сибирь такой несказанной радости во исцеление сибирянам и просветилась просвещением Всесвятого и Животворящего Духа в образе орла: словно орел, покрыл гнездо свое, Сибирь с птенцами, и всем селениям и граду дал по перу славы своей. Благодать воссияла везде, и все ею наполнилось и прославилось во всех сибирских краях».

Первую сибирскую Летопись Архиепископ Киприан дополнил Синодиком, куда записал имена Ермака и казаков, убиенных в жестоких сражениях с татарами. И велел «кликать» им вечную память (Промыслом Божиим мы имеем этот синодик и молимся за убиенных – келейно, зам. Автора). Инициатива владыки не нашла поддержки у государя Михаила Федоровича и святейшего патриарха Филарета. После смерти его, сибирский архиепископ Нектарий, добился для Ермака Вселенской памяти: «И с тех пор до нынешнего дня установилось всеобщее поминовение в Москве, в Тобольске. Ермаку и подобным ему ныне верно служащим – вечная память убиваемым за православие, возглас большой».

Сибирский историк Семен Ульянович Ремезов также желал страстно канонизации Ермака и причисления его к лику святых. В его летописи приводится много чудесных явлений и знамений свидетельской святости Ермака. Задолго до похода Ермака на том месте, где стоит Соборная церковь, басурмане видели огненный столб от земли и неба, в котором они видели храмы, слышали звон, окровавленные и черные травы и много разных глаз, прочие видения, повергающие их в ужас с 1552 г. по утрам, и в праздники.

А в летописи Ремезовской с первых страниц читаем: «Всевидящий Бог наш христианский, Творец всего сущего, зодчий храма своего оберегатель сада и мыслящих овец, своею волею предначертал Тобольску граду именитому проповедать Евангелие по всей Вселенной через Сибирь до окраинных гор. Великий Господь Бог наш христианский, кто от рождения одаряет рабов своих как Самсона, исполняет волю. Тот и Ермаку Тимофеевичу, сыну Тобольскому дал силу, удачу и смелость смолоду всем сердцем и душой искать подвиг.

«БОИ В УРОЧИЩЕ БЕРЕЗОВЫЙ ЯР» - казаки с Божией помощью и появлением воинов силы Господней всех победили.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Продолжение слава россии 2 iconАнализа в 11 "А" классе продолжение 2 полугод
...
Продолжение слава россии 2 iconФедор Фёдорович Ушаков
История нашей Родины богата знаменитыми событиями, фактами, эпохами. Но особенно меня привлекает история русского воинства. Традиции...
Продолжение слава россии 2 icon«не смолкнет слава, не померкнет подвиг» Методические рекомендации
Н38 «Не смолкнет слава, не померкнет подвиг»: методические рекомендации к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне / Воронеж...
Продолжение слава россии 2 iconПоложение о Межрегиональном историко-патриотическом конкурсе, посвященном...
Центра Национальной Славы «Морская слава России». Программа направлена на содействие формированию в национальном общественном сознании...
Продолжение слава россии 2 iconПоложение о проведении всероссийского дистанционного конкурса «Есть...
И слава, которой не будет конца» (далее по тексту Конкурс) проводится профессиональным сообществом педагогов «Методисты ру» при участие...
Продолжение слава россии 2 iconАльманах военной контрразведки (Серия «Спецслужбы России»)/ Выпуск I: «Морской» (Продолжение)
В этой подборке Альманаха публикуются воспоминания морских контрразведчиков полковника Станислава Макарова, подполковника Льва Мельникова,...
Продолжение слава россии 2 iconНациональной Славы «Морской венок славы»
Конкурса проводится в рамках программы Центра Национальной Славы «Морская слава России» и плана городских массовых мероприятий Комитета...
Продолжение слава россии 2 iconУрок по предмету «Истоки» в 9 классе. Тема: «Слава и успех» Цели:...
Этот урок – добрым или горьким. Неважно и то – был ли он в истории первым, вторым или третьим. Важно, чтобы он был всегда единственным...
Продолжение слава россии 2 iconКонкурс проводится в целях подготовки к празднованию 70-летия Победы...
...
Продолжение слава россии 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Жизнь на Западе, странствия по миру, преподавание в американском университете, Нобелевская премия, прижизненные слава и почтение,...
Продолжение слава россии 2 iconСканирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da)

Продолжение слава россии 2 iconПоложение о проведении Открытого межрегионального историко-патриотического...
Тву» проводится в рамках программы Центра Национальной Славы «Морская слава России», направленной на сохранение в общественной и...
Продолжение слава россии 2 icon10-летний школьник Слава Крашенинников обладал удивительным даром...
Слава Крашенинников обладал удивительным даром предсказывать события и лечить больных даже после его смерти жаждущие исцеления обращаются...
Продолжение слава россии 2 iconПрограмма деятельности музея «Спортивная слава Удмуртии»
Муниципального общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №32
Продолжение слава россии 2 iconПриказ 07. 05. 2014 №472 Великий Новгород Об итогах областного историко-патриотического...
В соответствии с графиком проведения областных конкурсных мероприятий на 2014 год в апреле 2014 года проведен областной историко-патриотический...
Продолжение слава россии 2 iconПояснительная записка Школьный курс по изобразительному искусству...
Школьный курс по изобразительному искусству в 5—7 классах направлен на продолжение решения следующих основных задач


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск