Скачать 257.59 Kb.
|
Открытый урок по русскому языку в 8-м классе. Тема: «Предложения с обособленными членами. Стилистический анализ синтаксических средств в предложенияхЦель.
Оборудование.
ХОД УРОКА эпиграф. И мы сохраним тебя ,русская речь, Великое русское русское слово. А. Ахматова Вопрос учителя к классу: - Как вы поняли смысл эпиграфа? (Наш родной русский язык ,великое русское слово, выделяющие нас как нацию среди миллионов людей на планете обладающее магической властью и необыкновенной силой. Я горжусь тем. Что именно наш русский язык считается одним из богатейших языков мира -кто ещё как думает? Обращаться с языком кое-как ,значит и мыслить кое-как: неточно , приблизительно ,неверно.(А Толстой) Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив , певуч. выразителен ,послушен ,ловок и вместителен (Куприн) И сегодня на уроке попытаемся ещё раз постичь его красоту, его богатство .неисчерпаемые возможности благодаря использованию поэтического синтаксиса русских поэтов и писателей. Среди языковых джунглей из новационных изысков и непомерного иноязычия большинства произведений нашей сегодняшней литературы современность языка классиков выступает более чем своевременной :учиться новому у того , что было , никогда не было ещё бесполезным Обобщим знания по теме «Обособленные члены предложения» И наша работа сегодня будет продолжением подготовки к ГИА Работать сегодня будем терактивно .Заданий даётся вам одинаковое количество и вы выполните столько ,сколько сможете
2-----------------на втором 3-----------------на третьем Договор, столяр ,позвони ,жалюзи. Досуг ,Кухонный, баловать , жаворонок, верба , завидно Игра «Соколиный глаз» Выгореть дотла , сельский старожил , развевается флаг ,вырастит урожай ,замирать от страха, занимаешься спортом ,слегка прикоснуться, ненастный день. - Объясни правописание гласных и согласных в корне слова - Определи вид связи в словосочетаниях -Найдите слово , в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука -В каком слове правописание окончания определяется правилом : «Глаголы 1 спряжения в 3 л ед ч имеют окончание ЕТ? -Укажите ошибочное суждение. В слове ЗАНИМАЕШЬСЯ а) 11букв; 11 звуков б) все звуки звонкие А сейчас ------ ДЕЛУ ВРЕМЯ_____ПОТЕХЕ ЧАС ( ФИЗМИНУТКА)
(Строение и значение словосочетаний и предложений).
(Предложение – основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем- либо, или вопрос или побуждение).
(Члены предложения, которые выделяются по смыслу и интонационно, называются обособленными)
Скользя по утреннему снегу , Друг милый , предадимся бегу Нетерпеливого коня. Под голубыми небесами Великолепными коврами , Блестя на солнце , снег лежит. 3 Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя. 4На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь , И снегом сыпучим одета Как ризой она ( М Лермонтов) 5 Вот север, тучи нагоняя , Дохнул ,завыл ,--и вот сама Идёт волшебница зима.( Пушкин А ) :И день иночь по снеговой пустыне Спешу к вам голову сломя ( Грибоедов) --Какова тема любимых отрывков ? (описание русской природы) - Какова основная мысль ? (любовь к родному краю) -А ЧТО ДЛЯ ВАС РОДИНА ? А в родимом краю и березки другие, И душистей сирень, зеленей тополек. Много мест на земле – только в нашей России Может каждый по сердцу найти уголок. И куда бы он ни был заброшен судьбой, И каких бы дорог после не было пройдено, Человек будет знать – у него за спиной Есть всегда крепкий тыл – его малая Родина! --Укажите средства выразительности. 1Инверсия-----вихри снежные ,друг милый, на севере диком 2 Эпитет----стоит одиноко 3Аллитерация----( блеСтя. Солнце.Снег---свист снега ) (буРя, кРоет, вихРи, кРутя—рев бури) ---Назовите предложение ,в котором есть обращение --Замените голову сломя синонимом( , быстро) Объясните значение слова РИЗОЙ (толкование слова по словарю) А почему вы не согласны с запятой в этом предложении ? ( фразеологический оборот) Итак , когда происходит обособление? ВЫВОД, основное действие,.обозначенное глаголом—сказуемым, и добавочное действие , обособленное обстоятельство относятся к одному лицу. Давайте вспомним, когда обособляются определения( Вывод: Согласованные распространенные определения и приложения, а также два или несколько одиночных согласованных нераспространенных определений, если они стоят после определяемого существительного стоящие после существительных Вставить в предложения обособленные определения, рассказать о пунктуации в этих предложениях. 1) Осенний ветер с воем и свистом налетал из степи, взметал листья (сырой и противный). 2) Из окна виднелось ровное ржаное поле (окутанное серой дождевой дымкой). 3) Пыль неслась по земле (розовая от блеска молний). Задание 2 Составить из двух простых предложений одно с обособленными определениями, рассказать о знаках препинания в этих предложениях.
Нас привезли прямо к гостинице, стоявшей на перекрестке. 2) По пыльной дороге тянулись скрипучие телеги. Дорога вела к яблоневым садам . По пыльной дороге, ведущей к яблоневым садам, тянулись скрипучие телеги «Сам себе режиссер» Отредактируйте текст Уважаемые имеющие соседи собак. Просим вас гулять с животными в местах, отведенные для этой цели. Не гуляйте с собаками на газонах, цветущихся вокруг нашего дома. Не портите радующихся глаз зелень и цветы. Особое внимание обратите на заботливо подметенные тротуары дворником ЗАПИСЬ ПО ГРУППАМ Уважаемые соседи, имеющие собак! Просим вас гулять с животными в местах, отведенных для этой цели Не гуляйте с собаками на газонах, цветущих вокруг нашего дома Не портите зелень и цветы, радующие глаз. Особое внимание обратите на тротуары, заботливо подметенные дворником. УСТАНОВИ СООТВЕТСТВИЕ ТЕСТЫ III Подведение итогов Итак . назовите функции обособленных членов А когда они обособляется ОПИСАНИЕ Природы ,предметов ,внешности человека , окружающей обстановки А когда они обособляется Комментарий отметок Дом/ задание : Выписать из поэмы Александра Твардовского “Василий Теркин” 5 предложений с обособленными определениями, графически их обозначить в выписанных предложениях.или составить кроссворд на изученную тему Или составить кроссворд на изученную тему 1. Определите стиль и тип речи "Песни о Соколе" . Стиль : художественный . Тип речи: повествование с элементами описания и рассуждения. 2.Как связаны предложения в тексте? . Предложения в тексте связывают слова и так, вдруг, и вот. 3. Определите род литературы и жанр произведения. Ответ. Это произведение можно отнести к лиро-эпическому жанру, 4 .Какова идея произведения ? по идее это произведение жизнеутверждающее, несмотря на гибель главного героя Сокола.. Выпишите предложения терактивно . Обособленные определения. Обособляются определения и приложения, если они относятся к личному местоимению . Весь в белой пене, седой и сильный, он резал горы и падал в море, сердито воя Легкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом Море огромное, лениво вздыхающее у берега, уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Блестело море, все в ярком свете, и громко волны о берег бились Тихо вздыхает Рагим, старый крымский чабан, высокий, седой, сожженный южным солнцем, сухой и мудрый старик"Старый крымский чабан, высокий, седой, сожженный южным солнцем, сухой и мудрый старик и Вывод:Согласованные распространенные определения и приложения, а также два или несколько одиночных согласованных нераспространенных определений, если они стоят после определяемого существительного стоящие после существительного собственного. Обособленные члены предложения выделяют ту или иную сторону изображаемого явления, а знаки препинания - это нотные знаки, твердо держащие текст и не дающие ему рассыпаться. VI. Беседа по вопросам по дальнейшему анализу синтаксических средств. . Какие еще синтаксические средства использует автор для создания удивительно ярких образов Сокола и Ужа, носителей двух непримиримых философий. Ответ, а/ Повторы. 1. В речи Ужа - аллитерация звуков [з], [с], [щ?], [ч?], [ш]. А [ш]то он видел, умер[ш]ий Сокол, в пу[с]тыне этой бе[с] дна и края. За[ч']ем такие, как он, умер[ш]и, сму[щ']ают ду[ш]у [с]воей любовью к полетам в небо? [Ш]то им там я[с]но? А я ведь мог бы у[з]нать в[с']е это, взлете[фш]и в небо хоть ненадолго. В речи Сокола - звук [р]: О, если б в небо хоть [р]аз подняться!.. В[р]ага п[р']ижал бы я к [р]анам г[р]уди: 2. Анафора союзов: И предложил он.... И дрогнул Сокол... И подошел он... И сам... 3. Повтор параллельных синтаксических конструкций. Высоко в горы вполз Уж... Высоко в небе сияло солнце: 4. Повтор предложений. Безумству храбрых поем мы песню! Безумству храбрых поем мы славу! 5. Инверсия: в обрамлении - обособленных определений, стоящих после определяемого слова, в песне обособленные обстоятельства стоят перед сказуемым. 6. Риторические вопросы. Они часто встречаются в речи Ужа: "Что, умираешь?.. Ну что де небо? Как мне там ползать? Зачем же гордость? Зачем укоры? 7. Риторические восклицания встречаются в речи Сокола и в речи автора, из чего можно сделать вывод, что автор поддерживает философию Сокола. Да, умираю!.. Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо!.. Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга!. И у автора слова, ставшие афоризмами: Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых - вот мудрость жизни. 8. Риторические обращения - в отношении к Ужу - "бедняга", в отношении к Соколу: "0, смелый Сокол!" Вопрос. Итак, ребята, сделайте вывод, что хотел сказать нам М.Горький своим произведением. На чьей он стороне: поддерживает философию Сокола или Ужа. Объясните свою точку зрения ВЫВОД, что М.Горький на стороне Сокола, гордой птицы, За ними правда. Антон Павлович ЧЕХОВ писал, что равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть. Максим Горький подтвердил его мысль своим произведением. Задание 1 Вставить в предложения обособленные определения, рассказать о пунктуации в этих предложениях. 1) Осенний ветер с воем и свистом налетал из степи, взметал листья (сырой и противный). 2) Из окна виднелось ровное ржаное поле (окутанное серой дождевой дымкой). 3) Пыль неслась по земле (розовая от блеска молний). Задание 2 Составить из двух простых предложений одно с обособленными определениями, рассказать о знаках препинания в этих предложениях.
. Нас привезли прямо к гостинице, стоявшей на перекрестке. 2) По пыльной дороге тянулись скрипучие телеги. Дорога вела к яблоневым садам. По пыльной дороге, ведущей к яблоневым садам, тянулись скрипучие телеги Выбери правильный ответ, определи вид связи в словосочетаниях -приехав в деревню а) весь сад был в снегу Б) я застал весь сад в снегу --возвращаясь домой а) я попал под снегопад Б) начался снег Выйдя на улицу а) ему стало холодно Б 6)он почувствовал холод IV. Итоги урока- Какие члены предложения называются обособленными? - В каком случае обособляются определения? - Для каких стилей речи характерны обособленные определения? V. Домашнее заданиеВыписать из поэмы Александра Твардовского “Василий Теркин” 5 предложений с обособленными определениями, графически их обозначить в выписанных предложениях. Поделиться На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для до Поделиться Ваша оценка: Урок русского языка в 8-м классе по теме "Обособленные определения"Цель урока: продолжить углубление понятия об обособлении, о том, что обособление – один из способов смыслового выделения части предложения; закрепление умений:
Развивающая цель: обогащать словарный запас детей, развивать связную речь школьников, развивать умение проводить синонимическую замену обособленных членов предложения, воспитание любви к родному слову, языку. Воспитательная цель: воспитание интереса к изучению предмета, формирование чувства патриотизма, гордости за советского воина- освободителя на примере текста Б. Полевого. Наглядность: дидактический материал, графические схемы предложений, карточки с творческим заданием, репродукция с изображением памятника советскому солдату в городе Берлине. Ход урокаI. Организационный моментII. Проверка домашнего задания
(Строение и значение словосочетаний и предложений).
(Предложение – основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем- либо, или вопрос или побуждение).
(Члены предложения, которые выделяются по смыслу и интонационно, называются обособленными).
Священная реликвия, отдалённая канонада, солдаты- артиллеристы, кавалерийская атака, поражать противника, труженики тыла, встреча с ветеранами, экскурсия в город- герой, достопримечательности города, памятник архитектуры, монолитный постамент.
реликвия- вещь, свято хранимая в память о прошлом, канонада – продолжительная, сильная, частая стрельба из многих орудий. III. Работа по теме урока
Задания: записать предложения, графически объяснить обособление членов предложения, знаки препинания в предложениях, а также орфограммы, выполнить задания с цифрами.
Подернутый голубоватым пеплом тучки – обособленное согласованное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова.
Усталый – согласованное определение, относящиеся к личному местоимению.
Знойное и дождливое – два однородных согласованных нераспространённых определения, стоящих после определяемого существительного. Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочиненное состоит из 2-х простых предложений:
Весь в солнечных пятнах – несогласованное определение, относящееся к нарицательному существительному.
Озаренные сиянием луны – согласованное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим перед определяемым существительным, имеет добавочное обстоятельственное значение.
Растущий в палисаднике – согласованное определение, выраженное причастным оборотом, в этом предложении находится до определяемого им существительного, поэтому не обособляется. Дополнительное задание Озарённая3 – особая форма глагола – причастие.
Н.Ф. – озарённый.
постоянные: страдательное, прошедшего времени, совершенного вида, невозвратное; непостоянные: в им. падеже, во множественном числе.
Дополнительный материал по обособлению1)Я стоял очарованный, не желая нарушать этот мираж. Запятая в предложении не ставится, так как причастие очаровательный является частью составного именного сказуемого. 2) На небе задумчиво замерли лёгкие облака, ещё розовые от заката. Запятая в предложении ставится, так как в предложении есть прилагательное с зависимым словом. 2. Творческая работа. Задание 1 Вставить в предложения обособленные определения, рассказать о пунктуации в этих предложениях. 1) Осенний ветер с воем и свистом налетал из степи, взметал листья (сырой и противный). 2) Из окна виднелось ровное ржаное поле (окутанное серой дождевой дымкой). 3) Пыль неслась по земле (розовая от блеска молний). Задание 2 Составить из двух простых предложений одно с обособленными определениями, рассказать о знаках препинания в этих предложениях. 1) Нас привезли прямо к гостинице. Она стояла на перекрестке. Нас привезли прямо к гостинице, стоявшей на перекрестке. 2) По пыльной дороге тянулись скрипучие телеги. Дорога вела к яблоневым садам. По пыльной дороге, ведущей к яблоневым садам, тянулись скрипучие телеги. 3. Объяснительный диктант. Задание: прослушать отрывок из статьи Б. Полевого, определить его стиль, провести словарную работу, записать текст, расставить в предложении знаки препинания. В пригороде Берлина стоит величественный памятник воинам, погибшим при штурме города. Это монумент славы армии, освободившей Европу от фашизма. …На высоком кургане возвышается бронзовая фигура советского солдата. Воин-освободитель попирает разбитую фашистскую свастику. Могучей рукой он держит меч, а другой нежно прислонил к груди спасённую им маленькую девочку. Сержант Николай Масалов был опытным воином, награждённым орденами и медалями, прошедшим войну, сражавшимся за Волгоград, Минск, дошедший до Берлина. Потерявший в войну своих близких, расстрелянных фашистами, Масалов был ранен в горящем, поверженном Берлине, спасая жизнь чужому немецком ребёнку. Стиль речи – публицистический, тип речи – повествование, жанр – газетный очерк. Словарная работа по тексту Б.Полевого: - возвышается – стоит, выделяясь среди чего-нибудь своей высотой; - попирает – (попрать – грубо нарушить), здесь в значении – наступил на обломки разрубленной свастики, - свастика – знак в виде креста с загнутыми под прямым углом концами – эмблема фашизма, ставшая символом варварства и насилия. О подвиге солдата рассказал в своей книге “Конец третьего рейха” маршал В.И. Чуйков. Скульптор Е.Вучетич создал проект памятника. Через много лет после войны разыскали солдата, а он и представить себе не мог, что имеет к памятнику самое прямое отношение. IV. Итоги урока- Какие члены предложения называются обособленными? - В каком случае обособляются определения? - Для каких стилей речи характерны обособленные определения? V. Домашнее заданиеВыписать из поэмы Александра Твардовского “Василий Теркин” 5 предложений с обособленными определениями, графически их обозначить в выписанных предложениях. Поделиться На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей. Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблемы использование новых технологий и воспитания. У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса. Сегодня трудно заставить детей учиться: принуждать нечем, обещать в награду за образованность тоже, в общем, нечего. И вот, отчасти из гуманных соображений, отчасти из-за невозможности заставлять, на своих уроках русского языка и литературы я часто использую игровые моменты с целью активизировать внимание учащихся, привлечь их к восприятию нового материала, вспомнить изученное. Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая и интеллектуальная игра остается самым действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка и литературы является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт. Форма игры не позволит принуждать, читать нотации и требовать зубрежки. В игре незаметно, сами собой, исчезнут стены, разделяющие сейчас учителя и ученика и самих учеников, родится новая атмосфера и новые отношения. Игра сама учит детей и взрослых, в ней рождается живая реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного. Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы помогает мне снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального сознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку и литературе как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации. Иногда такие игры входили в историю. Так в Петербурге в 1815 году было образовано литературное общество «Арзамас». Члены этого литературного общества называли друг друга веселыми прозвищами. Жуковский назывался Светланой, Д.Блудов – будущий министр внутренних дел, звался Кассандрой, поэт Пушкин носил имя Вот, а потом, когда ему присвоили звание старосты – Вот – я – вас. Это была увлекательная игра. В ней утверждалось новое литературное направление и остроумно развенчивалось старое. Каждый, вступая в общество, произносил «надгробную речь» об одном из литературных противников, а Жуковский вел протоколы заседания в веселых стихах. В структуре учебного процесса выделяются 4 элемента – этапа игрового урока. 1.Ориентировочный этап. Сначала я представляю изучаемую тему, напоминаю основные понятия. Далее даю обзор общего хода игры. 2.Подготовка к проведению игры. Я излагаю сценарий игры, останавливаюсь на задачах, обсуждаю с учениками игровые процедуры, предлагаю критерии оценок, показываю примерный тип решений в ходе игры. 3.Проведение игры. Организую, проведение игры, фиксирую игровые действия, слежу за подсчетом очков. 4.Обсуждение игры. Провожу обсуждение игры, в ходе которого даю характеристики «событий» игры и их восприятия участниками, корректируются критерии оценок, высказываются мнения о результативности игры, пожелания – либо повторить игру на другом материале, либо отказаться от проведения игры в будущем. Чаще всего классификация дидактических игр по русскому языку основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам лингвистики; при этом есть игры, помогающие отработать коммуникативный аспект. 1.Фонетические игры: фонемное различение слов («убери одну фонему», «замени фонему», метаграммы (например, с «г» - ее на винт накрутят, с «л» - конечно, лает, с «м» - одежда, но не греет, с «з» - от волка убегает. /гайка – лайка – майка - зайка/), анаграммы (Слева на право – на ногах стоит. Справа на лево – без ног бежит. /кот – ток/); оглушение и озвончение согласных («найди пару», например, тужить – /тушить/, задевать - /затевать/, жалость - /шалость/); различение твердых и мягких согласных («найди пару», например, брат - /брать/, угол - /уголь/, ел - /ель/; «третий лишний», например, забор – чаща – осень /забор/) и т.д. Такие игры я чаще использую на уроках в 5 классе при изучении темы «Фонетика», как при изучении нового материала, так и при повторении ранее изученного (6 класс). Коммуникативно-фонетические игры: на опознавание, различение, характеристику и воспроизведение тембра голоса; на выбор адекватной громкости; на развитие силы голоса; на отработку правильной мелодики, умения ставить логическое ударение, выдерживать паузу, соблюдать темп речи, чувствовать ритм. 2.Лексико-фразеологические игры: привить интерес к слову, научить правильно произносить его; (игры-загадки используются на уроках для проверки глубины и прочности знаний по материалу большого объема и как средство развития сотрудничества школьников. С их помощью ученики закрепляют и углубляют знания литературоведческих понятий, развивается память и мышление. Игра приучает учащихся трудиться, развивает воображение, сообразительность, смекалку. Так, зная, на какую тему будет проходить игра, учащиеся сами обращаются к учебнику, повторяют необходимый материал. К играм такого вида можно отнести: ребусы, шарады и кроссворды; кроссворды – нужно подобрать слово, которое дает не только ответ на поставленный вопрос, но и точно умещается в отведенные для него клетки., сканворды, чайнворды) при изучении темы «Лексика. Лексическое значение слова» 6класс; системные отношения в лексике («третий лишний», «ассоциации», «игры с мячом» при изучении тем «Синонимы», «Антонимы» 5 – 6 кл. ) Игры на развитие навыков устной монологической и диалогической речи, расширение словарного запаса («ищи свою половину», например, 1.Век живи – не воин. 2. Один в поле – век учись.; «кто догадливее?» при изучении темы «Фразеологизмы» 6 кл., например, замените фразеологические обороты словами-синонимами: рукой подать - /близко/, кожа да кости - /худой/, повесить нос - /грустить/; и мн.др.) 3.Игры по морфемике и словообразованию. Игры, развивающие умение делить слово на морфемы и выявлять способы словообразования («от одного корня», «слова по схеме»). Так на уроке в 5-6 классе по теме «Словообразование» можно использовать такие игры, образовать слово, используя морфемы других слов ( прибежать – приставка; школьник – корень; каменный – суффикс; красивый – окончание = пришкольный), Подобным образом подбираются игры, помогающие осваивать орфографию, морфологию, синтаксис (игра «ассоциации», так например, при изучении темы «Гласные в приставках пре- и при-» в 6 классе. К доске выходит ученик, вытягивает карточку с написанным словом, в котором есть приставка пре- или при-, и пытается без единого звука это слово показать. Остальные должны угадать что это за слово). Игра «кто быстрее» при изучении в 6 классе слов с чередующимися гласными в корне. Игра «собери предложение» может использоваться как синтаксическая пятиминутка на любом уроке и при изучении любой темы. Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения. Так на уроке русского языка и литературы могут быть проведены:
- игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке ( найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.) в течение обучения в 5-9 классах; - использование игры на определенном этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
- различные виды внеклассной работы по русскому языку и литературе (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели. Так в рамках проведения недели русского языка и литературы мною были проведены: «Лингвистическая игра для 8 классов», «Калейдоскоп числительных» для учащихся 7 кл., «Ты и твое имя» для учащихся 6 кл.. - игра-викторина (главная задача – активно повторить пройденный на уроке материал). Так например, викторина в 5 классе «Мир сказок», викторина по произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 8 классе и др. - игры – аукционы (развивается зрительная память, речь, логическое мышление, сознательное усвоение учебного материала). - элементы состязательности содержатся и в КВНах, где учащиеся получают широкую возможность самореализоваться в процессе игрового действия (учащиеся приобретают навыки социального взаимодействия, коллективной направленности). Например, мною был проведен литературный КВН по басням И.А.Крылова в 5 классе. - игры – путешествия (требуют поиска различных путей решения, развивают воображение, актуализируют познавательную активность учащихся и протекают в непринужденной обстановке общения друг с другом, в которой проявляется взаимопомощь и дружеская поддержка; могут быть и заочные путешествия. Так, например, заочное путешествие по пушкинским места при изучении творчества А.С.Пушкина в 5 классе); - игры- соревнования (учитывается самостоятельность, четкость и оперативность выполнения задания, учащиеся приобретают опыт общения, сотрудничества).
- поднятие престижа знаний, способствование интеллектуальному развитию личности; - формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия); - развитие образного и логического мышления; - развитие вариативности мышления, творческих способностей, воображения и конструктивных умений; - развитие речи (умение обосновывать свои убеждения); - формирование умений обдумывать и планировать действия, осуществлять решения. Интеллектуальная игра направлена на развитие в детях познавательных интересов, тесно связывается с учебным процессом. Формирование интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Интеллектуальная игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал. Коллективный командный дух, желание одержать победу очень часто преображает робких детей и дает им возможность показать себя неожиданной стороны, раскрыть дремлющие способности. Так в процессе подготовки у ребенка появляется повышенная учебная мотивация. На основании выше приведенных исследований и наблюдений можно сделать следующие выводы: - игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально – координированная, подчиненная известным правилам система. Игра является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни; - игра позволяет не заставлять ребенка учиться, а вовлекать в совместную деятельность с учителем; - игра помогает ребенку по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению интереса, а следовательно, делает процесс обучения более эффективным; - неся в себе огромный эмоциональный разряд, игра позволяет решать не только обще учебные задачи, но и воспитывать в ребенке инициативу, настойчивость, умение находить правильное решение в нестандартной ситуации; - коллективный командный дух, желание одержать победу, позволяет каждому ребенку раскрыть себя, а иногда показать себя с неожиданной стороны. Основные положения доклада:
фонетические игры, лексики – фразеологические игры, игры по морфемике и словообразованию (орфографии, морфологии, синтаксису)
сюжетные (ролевые), игры – соревнования, интеллектуальные игры. Таким образом, можно сделать следующие выводы:
|
Урок по русскому языку в 8 классе Тема: «Обособленные члены предложения» Тема урока : Предложения с обособленными членами. Подготовка к гиа (А3, а 4, А5-А7,В4) | Простое предложение: тире и двоеточие Напоминаю: Тире и двоеточие употребляются в предложениях с составным именным сказуемым, с однородными членами и обобщающими словами,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Научить находить в предложениях однородные главные и второстепенные члены предложения. Учить читать предложения с интонацией перечисления,... | Урок по русскому языку в 3 классе. Закрепление по теме «Члены предложения» Цели урока закрепить знания о главных и второстепенных членах предложения (должны знать на какие вопросы отвечают главные и второстепенные... | ||
Урок-проект по русскому языку по теме «Односоставные предложения» Знакомство с целями и задачами проекта. Анализ теории и разработка схемы односоставного предложения | План-конспект урока по русскому языку в 7 классе Тема урока Цель: научить различать причастные обороты в предложениях; показать то, что от места нахождения причастного оборота зависит пунктуация... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: развитие навыка постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: дать понятие о разрядах союзов по значению, учить определять роль союзов в предложении и тексте; совершенствовать умение... | ||
Урок по русскому языку во 2 классе. Тема: Путешествие в сказочный лес ... | Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Учитель: Костина... Тема урока: Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое (грамматическая основа предложения) | ||
Урок по русскому языку в 4 «А» классе по теме: «Синтаксический разбор предложения» Обучающая: закреплять представления об алгоритме синтаксического разбора предложения; повторить правописание непроверяемых безударных... | Урок по теме «Синтаксис и пунктуация» Цель урока повторить и обобщить знания раздела «Синтаксис и пунктуация», закрепить пунктуационные правила в простом и сложном предложениях;... | ||
Урок Цели урока Урок по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и местоименно-определительными.... | Урок русского языка в 5 классе Тема «Сложные предложения. Наличие... Цель урока: познакомить учащихся с признаками сложного предложения, привить навык постановки знаков препинания между частями сложного... | ||
Урок по русскому языку в 7 классе по теме: «Смысловые группы наречий» Цель урока: выяснить через исследование примеров и работу с раздаточным материалом, на какие разряды делятся наречия; формировать... | Урок русского языка в 9 классе Тема: Сложноподчиненные предложения... Развивать умение анализировать структуру предложения, выполнять графический и словесный синтаксический анализ предложений |