№ п/п
| Тема урока
| Тип урока. Методика обучения
| Задачи
| Вопросы к изучаемой теме
| Прове
ряемый материал
| Внутри
предмет
ные и межпредметные связи, НРК
| Виды самостоятельной работы
| Виды контроля знаний и обратной связи. Формы организации учебной деятельности
| Дата
проведения
|
план
| факт
|
1
| Введение. Книга в жизни человека.
| Урок -беседа
| Познакомить со спецификой нового учебного предмета и соответствующего учебника; дать представление о том, как устроена книга; помочь осмыслить духовную значимость слова, осознать его роль в жизни человека; воспитать интерес к учению; выявить уровень литературного развития учащихся.
| 1. как вы понимаете слова А.С.Пушкина «Чтение-вот лучшее учение»? 2. удачно ли сравнение книги с университетом; 3. благодаря кому книжное слово дошло до читателя? 4.Что значит определить свой круг чтения
| Выявление уровня читательского интереса учащихся. Впечатле
ния о прочитанных летом книгах.
| Выявления знания произведений лит-ры писателей и поэтов родного края.
| 1. работа с текстом; 2. письменная творческая работа;3. как вы понимаете слова «труд писателя» и «труд читателя»
| 1)тест по выявлению читательского интереса.
2) устные ответы на вопросы
| 2.09
|
|
2
| Р\Р. Сочинение «Книга- лучший друг»
| Урок развития речи
| Развивать речь и воображение уч-ся. Развивать навыки и умения восприятия поэтического текста. Воспитывать любовь к природе.
| Какие книги вы любите?
Что воспитывает книга у вас?
|
|
|
|
| 4.09
|
|
3
| Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой
| Синтетический урок с элементами путешествия игры. Обучение чтению. Беседа.
| 1. вести учащихся в сказочный контекст. 2. продолжить знакомство со сказкой как фольклорным жанром; 3. дать представление о том, как пересказывается народная сказка.
| 1. какова роль зачина, присказки в сказке?. 2. в чем состоит особенность сказочной концовки?; 3. что характеризует волшебную сказку?.
| Знания учащихся о волшебных, бытовых сказках и сказках о животных
| Сравнительная хар-ка женского образа в сказках разных народов
| Формировать умения четко, логично и обоснованно отвечать на поставленные вопросы. Формировать умения выраз-но читать.
| Составление плана пересказа
| 7.09
|
|
4
| «Царевна лягушка».Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой
| Обучение чтению. Беседа.
| дать представление о том, как пересказывается народная сказка
| 1. какова роль зачина, присказки в сказке?. 2. в чем состоит особенность сказочной концовки?; 3. что характеризует волшебную сказку?.
| Умение выделять центральные события сказки. Умения пересказывать фрагмент сказки
| Сравнительная хар-ка женского образа в сказках разных народов
| Формировать умения четко, логично и обоснованно отвечать на поставленные вопросы. Формировать умения выраз-но читать.
| Составление плана пересказа
|
|
|
5
| «Иван крестьянский сын и чудо-юдо»-волшебная сказка героического содержания.
| Урок комментированного чтения с элементами слова учителя. Обучение чтению. Беседа.
| 1. Познакомить учащихся с волшебной и героической сказкой.2. развивать умение видеть жанровые признаки волшебной сказки и пересказывать фрагменты. 3. дать представление о том, как пересказывается народная сказка
| Как зачин и концовка связаны с содержанием сказки. По каким признакам можно определить что это волшебная сказка. какие чувства вы попытаетесь передать рассказывая сказку?
| Умение выделять центральные события сказки. Умения пересказывать фрагмент сказки
| Татарский фольклор. Татарские народные сказки
| Выделение композиционных особенностей сказки. Особ-ти речи Ивана. Хар-ка главного героя.
| Вопросы учителя.
Работа над вопросами
|
|
|
6
| Сказки о животных..
| Обучение чтению. Беседа.
| Познакомить уч-ся сказками о животных, развивать умения видеть жанровые признаки сказок о животных и пересказывать фрагменты, познакомить с своеобразным национальным колоритом, дать представление о том, как пересказывается
народная сказка
| Какими чертами хар-ра наделены лиса и медведь?, как удалось лисе перехитрить медведя?
| Умение выделять центральные события сказки. Умения пересказывать фрагмент сказки
| Татарские народные сказки
| Выделение композиционных особ-тей сказки
| Вопросы учителя. Коллективное обсуждение
|
|
|
7
| Бытовые сказки.
| Обучение чтению. Беседа.
| Познакомить уч-ся с бытовыми сказами, развивать умения видеть жанровые признаки бытовых сказок и пересказывать фрагменты
| Как бай обманул старика?
Как дочь старика перехитрила бая?
| Умение выделять центральные события сказки. Умения пересказывать фрагмент сказки
| Татарские народные сказки
| Выделение композиционных особ-тей сказки
| Вопросы учителя. Коллективное обсуждение
|
|
|
8
| Татарские народные сказки. «во всех сказках добро побеждает, а зло наказывается» (по татарской народной сказке «Белый волк»)
| Урок доказательство
| Помочь уч-ся осмыслить идейное сод-ие сказки, продолжить работу по соверш-ию умений анализ-ть сказку, формир-ть умение сравн-но сопост-гоанализа, восп-ть чувства уважения и любви к матери.
| Какие сказки вы знаете о добре и зле? Какие персонажи действуют в сказке? Какой персонаж рус.нар.сказок напоминает вам Гульчечек
| Умения пересказывать фрагмент сказки.
| Татарские народные сказки связь с историей татарского народа
| Выделение композиционных особ-ей сказки.
| Вопросы учителя, работа над вопросами, коллективное обсуждение
|
|
|
9
| Р/Р Сочинение «Добро побеждает зло»
| Урок развития речи
| Развивать речь и воображение уч-ся. Развивать навыки и умения восприятия поэтического текста.
|
|
|
|
|
|
|
|
10
| Устное народное творчество. Малые жанры фольклора : частушки, поговорки
| Синтетический урок с элементами викторины и интеграции знаний по истории, этнографии, географии, и литерат.-ре, слово учителя, беседа.
| Познакомить уч-ся с понятием фольклор; раскрыть его худ-ые особенности, показать его роль в жизни культуре человека; закрепить знания уч-ся о худ-ых отличиях жанров фольклора; углубить представления уч-ся о нац. Своеборазии и общечеловеческом значении фольклора.
| 1.Почему мы не указали авторов этих произв.-ий? 2.приведите примеры фольклорных произв.-ий, которые чему-либо учат?
| 1. Жанры УНТ, известные ученикам. 2. Худ. Отличия жанров фольклора.
| Ф-р народов мира, ф-р народов, проживающих на территории ТР.
| Придуманные название разделов ф-ра, составление кроссворда.
| Устные ответы на вопросы
|
|
|
11
| Устное народное творчество. Загадки, скороговорки, колыбельные песни
| Синтетический урок с элементами викторины и интеграции знаний по истории, этнографии, географии, и литерат.-ре, слово учителя, беседа.
| Познакомить уч-ся с понятием фольклор; раскрыть его худ-ые особенности, показать его роль в жизни культуре человека; закрепить знания уч-ся о худ-ых отличиях жанров фольклора; углубить представления уч-ся о нац. Своеборазии и общечеловеческом значении фольклора.
| 1.Почему мы не указали авторов этих произв.-ий? 2.приведите примеры фольклорных произв.-ий, которые чему-либо учат?
| 1. Жанры УНТ, известные ученикам. 2. Худ. Отличия жанров фольклора.
| Ф-р народов мира, ф-р народов, проживающих на территории ТР.
| Придуманные название разделов ф-ра, составление кроссворда. Придумать 5 загадок.
| Устные ответы на вопросы
|
|
|
12
| Мои любимые народные сказки.
| Урок развития речи. Обучение домашнему сочинению.
| Подготовка к сочинению, развитие устной и письменной речи уч-ся, формирование умений писать сочинения на заданную тему
| Темы сочинений: мой любимый герой рус. Народной сказки; мой любимый герой тат.нар.сказки; добро и зло в нар. Сказках;
| Знание народных сказок, необходи
мых для раскрытия темы
соч.-я.
| Ид-темат близость произв.-ий УНТ тат-го и русского народа.
| Понимание темы соч-я, умение док-ть, делать выводы, обобщение, логично и посл-но излагать мысль
| Индивидуальная и коллективная форма работы.
|
|
|
13
| Сопоставительное изучение поэм «Руслан и Людмила» (пролога) А.С.Пушкина и «Шурале» Г. Тукая
| Сопоставительный анализ.
| Продолжить обучение основам анализа поэтического произ-я; познакомить уч-ся с сюжетами и героями двух сказок; показать нрав-ную красоту героев
| Что общего у авторов этих сказок? Что объединяет и какие различия у этих поэм? С какими злыми силами вступает герои в поединок?
| Знания основного содержания сказки.
| Репродукция картины Крамского «У лукоморья», иллюстрация к поэмам.
| Словесное рисование, работа с кроссвордом, навыки выраз.чтения, умение проводить аналогии
| Сопоставительный анализ. Умение сформулировать выводы урока.
|
|
|
14
| Закрепление Сопоставительное изучение поэм «Руслан и Людмила» (пролога) А.С.Пушкина и «Шурале» Г. Тукая
| Сопоставительный анализ.
| Продолжить обучение основам анализа поэтического произ-я; познакомить уч-ся с сюжетами и героями двух сказок; показать нрав-ную красоту героев
| Что общего у авторов этих сказок? Что объединяет и какие различия у этих поэм? С какими злыми силами вступает герои в поединок?
| Знания основного содержания сказки.
| Репродукция картины Крамского «У лукоморья», иллюстрация к поэмам.
| Словесное рисование, работа с кроссвордом, навыки выраз.чтения, умение проводить аналогии
| Сопоставительный анализ. Умение сформулировать выводы урока.
|
|
|
15
| «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Душевная красота царевны
| Урок комментированного чтения с элементами слова учителя. Обучение чтению. Беседа..
| Познакомить уч-ся с лит-ной сказкой; развивать умения видеть жанровые признаки лит-ой сказки и пересказывать фрагменты, познакомить с своеобразным нац-ым колоритом, дать представление о том, как пересказывается лит-ая сказка
| Что вы знаете об этом поэте? Докажите, что эта сказка относится к лит. Сказке? С какими сюжетами схож сюжет?
| Выразит. Чтение отрывков. Осмысление прочитанного материала. Художественный пересказ.
| Иллюстрации к поэме, диафильм.
| Умение составлять сравнительную хар-ку героев. Выраз. Чтение сказки
| Беседа по сказке. Умение сформулировать выводы урока.
|
|
|
16
| Волшебные события в сказке. Стихотворная форма.
| Обучение чтению. Беседа.
| Продолжить
фор-е представлений детей о твор-ой интерпретации известных сюжетов, развитие навыков сопост0го анализа худ. Текстов, закрепить знания уч-ся литер. Сказке, воспитать эмоциональную отзывчивость детей
| За что братья полюбили царевну? Перескажите содержание сказки, используя сказочные обороты. Как осуществляется план мести царевны?
| Выразит. Чтение отрывков. Осмысление прочитанного материала. Художественный пересказ.
| Иллюстрации к поэме, диафильм.
| Умение составлять сравнительную хар-ку героев. Выраз. Чт. сказки
| Беседа по сказке. Умение сформулировать выводы урока.
|
|
|
17
| Сергей Тимофеевич Аксаков «Аленький цветочек»
| Урок комментированного чтения с элементами слово учителя. Обучение чтению. Беседа.
| Продолжить
фор-е представлений детей о твор-ой интерпретации известных сюжетов; развитие навыков сопоставит-го анализа худ. Текстов, закрепить знания уч-ся о лит.сказке, воспитать эмоц. Отзывчивость детей
| Чем отличается младшая дочь купца от своих сестер? Какие сказочные выражения встречаются в сказке? Расскажите о судьбе прекрасного принца
| Выразит. Чтение отрывков. Осмысление прочитанного материала. Художественный пересказ.
| Иллюстрации к сказке
| Умение составлять сравнительную хар-ку героев. Выраз. Чт. сказки
| Беседа по сказке. Умение сформулировать выводы урока.
|
|
|
18
| С.Т.Аксаков. «Аленький Цветочек»- сказка о верности, долге, красоте души ч-ка
| Урок комментированного чтения с элементами слово учителя. Обучение чтению. Беседа.
| Продолжить
фор-е представлений детей о твор-ой интерпретации известных сюжетов; развитие навыков сопоставит-го анализа худ. Текстов, закрепить знания уч-ся о лит.сказке, воспитать эмоц. Отзывчивость детей
| Чем отличается младшая дочь купца от своих сестер? Какие сказочные выражения встречаются в сказке? Расскажите о судьбе прекрасного принца
| Выразит. Чтение отрывков. Осмысление прочитанного материала. Художественный пересказ.
| Иллюстрации к сказке
| Умение составлять сравнительную хар-ку героев. Выраз. Чт. сказки
| Беседа по сказке. Умение сформулировать выводы урока.
|
|
|
19
| Облечение в сказке коварства и предательства. Поэтики сказки
| Обучение чтению. Беседа..
| Продолжить обучение основам анализа поэтического произ-я, познакомить уч-ся с сюжетами и героями двух сказок. Показать нравст-ую красоту героев
| Подготовьте худ. Рассказ на тему «Младшая дочь во дворце чудища лесного»
| Выразит. Чтение отрывков. Осмысление прочитанного материала. Художественный пересказ.
| Иллюстрации к поэме.
| Умение составлять сравнительную хар-ку героев. Выраз. Чт. сказки
| Беседа по сказке. Умение сформулировать выводы урока.
|
|
|
20
| К.Г.Паустовский Слово о писателе, сказка «Стальное колечко»
| Рассказ учителя. Беседа.
| Познакомить уч-ся со сказкой Паустовского; дать хар-ку героям и их поступках в сказке
| Творческая биография Паустовского. Хар-ка образов в сказке «Стальное колечко»
| Чтение отдельных отрывков, ответы на вопросы.
| Типы речи, сюжет, портрет писателя, иллюстрации к сказке.
| Пересказ эпизодов. Умение хар-ть героев, анализ. их поступки
| Беседа по сказке. Умение сформулировать выводы урока.
|
|
|
21
| Ш. Перро биография писателя, «Золушка»
| Урок изучение нового материала.
| Позн-ть уч-ся сказкой Ш.Перро, дать хар-ку героям и их поступкам в сказке; раскрыть внутреннюю красоту героини
| Как добрая фея помогла Золушке поехать на бал? Как заканчивается сказка? Почему нас радует такой конец? В чем сходство со сказкой Пушкина?
| Чтение отдельных отрывков, ответы на вопросы.
| Иллюстрации к поэме.
| Пересказ эпизодов, Умение хар-ть героев, анализ. их поступки
| Беседа по сказке. Умение сформулировать выводы урока.
|
|
|
22
| Близость сказки к русским нар. Сказкам. Тема всепобеждающей доброты.
| Обучение чтению. Беседа.
| Продолжить обучение основам анализа поэтического произ-я. Познакомить уч-ся с сюжетами и героями двух сказок. Показать нравст-ую красоту героев
| Что общего у авторов этих сказок? Что объединяет и какие различия у этих поэтов? С какими злыми силами вступает герои в поединок?
| Чтение отдельных отрывков, ответы на вопросы.
| Иллюстрации к поэме.
| Пересказ эпизодов, Умение хар-ть герове, азалии-ть их поступки
| Беседа по сказке. Умение сформулировать выводы урока.
|
|
|
23
| Г.Х.Андерсен «Снежная королева» Кай и Герда
| Урок изучения нового материала.
| Познакомит уч-ся с фантастической сказкой Андерсона. Дать хар-ку Каю и Герде
| Виды сказок, фантастическое и реальное в сказах, хар-ка Кая и Герды в сказке
| Кай и Герда. Роль деталей.
| Изображения Кая и Герды в цветных иллюстрациях. Худож. И мультипликация фильма по сказке.
| Анализ эпизода задания по группам, хар-ка героев, обосновать свою точку зрения
| План хар.-ки героев.
|
|
|
24
| В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота |