Литература 1 Автор программы: к фил н., доцент кафедры литературы мгпу иванова Л. Л





Скачать 315.41 Kb.
НазваниеЛитература 1 Автор программы: к фил н., доцент кафедры литературы мгпу иванова Л. Л
страница1/2
Дата публикации08.07.2013
Размер315.41 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2


Методические рекомендации по изучению дисциплины СД.Ф.11 Литературоведение для студентов, обучающихся по специальности 050301.65 Русский язык и литература
1.1 Автор программы: к.фил.н., доцент кафедры литературы МГПУ Иванова Л.Л.
1.3 Пояснительная записка:

Курс "Теория литературы" является основным образовательным курсом для студентов - филологов. Его главное назначение в том, чтобы привить аудитории представление о литературе как феномене, где осуществляется закон "единства формы и содержания". Важно дать студентам знания об основных научных методах исследования литературных процессов, явлений и фактов, об эстетико-теоретических категориях как основе размышлений о мировом и отечественном литературном процессах. Лекционный и практический курс позволяет расширить у слушателей терминологический запас, усвоить умозрительные теоретические основы практического анализа художественного текста.

Программа состоит из нескольких разделов.

Раздел 1 - ЛИТЕРАТУРА КАК РОД ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЛИТЕРАТУРОВЕЕНИЕ КАК РОД НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ. УЧЕНЫЕ-ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ. ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ.

Раздел 2 - СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. СЮЖЕТ. КОМПОЗИЦИЯ. ПОЭТИКА. АВТОР.

Раздел 3. - ТИПОЛОГИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. РОД. ЖАНР. МЕТОД. СТИЛЬ.
Необходимо учитывать то, что студенты на 1 курсе знакомились с дисциплиной «Теория литературы», им знакомы азы предмета, есть навыки анализа текста, определенный терминологический запас. Чтение «Теории литературы» на выпускном курсе предполагает обобщение накопленных за годы образование знаний, умений и навыков. Преподавание курса опирается на опыт изучения студентами «Истории литературы» (отечественной и зарубежной), «Литературной критики», ряда спецдисциплин.
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:




Шифр и наименование специальности

Курс

Се-

местр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового

контроля

(форма

отчётности)

тру-

до-

ём-

кость

все-

го

аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

СР

1.

050301 Русский язык и литература

5

9

158

30

20

10




128

экзамен


1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

Дисциплина включает в себя три раздела.


РАЗДЕЛ

ЛК

ПР

САМ. РАБ.

1.Раздел 1 - ЛИТЕРАТУРА КАК РОД ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ КАК РОД НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ. УЧЕНЫЕ-ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ. ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ.

6

2

40

Раздел 2 - СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. СЮЖЕТ. КОМПОЗИЦИЯ. ПОЭТИКА. АВТОР

10

4

40

Раздел 3. ТИПОЛОГИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. РОД. ЖАНР. МЕТОД. СТИЛЬ

4

4

48


1.6.2. Содержание разделов дисциплины.
РАЗДЕЛ 1. ЛИТЕРАТУРА КАК РОД ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ КАК РОД НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ. УЧЕНЫЕ-ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ. ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ.
Раздел включает в себя 6 час. лекций и 2 час. практических занятий.

Темы лекций и их краткое содержание.

1 лекция.

Литература как вид искусства.

Искусство слово как знаковая система. Эстетическая природа литературы. Целостность и эстетическая ценность художественного мира.

Коммуникативная природа литературы. Литература как способ духовного общения. Креативность. Парадигмы художественности.

2 лекция. Литературоведение как наука. Понятие научного метода в науке о литературе. Основные научные методы и школы. Биографический метод. Филологический метод. Мифологический метод. Историко - культурный метод.

3 лекция. Психологический метод. Психоаналитический метод. Интуитивистский. Структурализм. Марксистко-ленинская критика. Западное литературоведение.

Постмодернистические концепции. Проблемы ГЕРМЕНЕВТИКИ. Интерпретация художественного текста.
Раздел 2 - СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. СЮЖЕТ. КОМПОЗИЦИЯ. ПОЭТИКА. АВТОР.

Лекция 1. Структура произведения. Автор - текст - читатель. «Внутренний мир»

литературного произведения. Художественное время, пространство, событие.

Лекция 2. Последовательность событий: сюжет и фабула. Элементы сюжета и источники их развития (ситуация - конфликт - коллизия). Сюжет и мотив.

Лекция 3. Композиция. Постановка проблемы. Принципы, приемы, элементы композиции. Единство содержания и формы, единство сюжета и композиции.

Лекция 4. Автор и герой. Границы художественного мира произведения.

Художественный образ. Литературный персонаж. Характер. Тип. Система образов.

Лекция 5. Поэтика художественного произведения. Основы поэтики. Метафоризация. Поэтический синтаксис. Понятие «исторической поэтики».

Раздел 3.ТИПОЛОГИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. РОД. ЖАНР. МЕТОД. СТИЛЬ

Лекция 1.

Постановка проблемы: род, жанр, вид. Основы типологической классификации произведений. Эпика: эпический мир, герой, эпический стиль. Драма: пространственно - временная организация сюжета, природа конфликта, драма и театр. Лирика: субъективная структура лирического произведения, рефлексия и лирическое событие, образный язык лирики.

Лекция 2. Понятие художественного метода. Стиль.

Постановка проблемы, споры в литературоведении. Историзм метода: от классицизма к постмодернизму. Характеристики основных методов.

Стиль литературного произведения: автор и стиль, стиль как «лицо», «типическое своеобразие». Творческая индивидуальность писателя.

1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.
1. Слово как материал художественного произведения. - 16 час.

2.Античная поэтика.- 8 часа

3. Поэтика Средних Веков и Возрождения. - 14 часа.

4.Основные научные методы. Историко-культурный. Сравнительно-культурный. - 10 часов.

5. Проблема повествования. Автор и текст - 10 час.

6. Жанр и вид художественного произведения. 20 час.

7. Лирика как род. Жанры. Виды 10 час.

8. Поэзия и проза - 10 час.

9. Основы стиховедения - 20 час.

10. Учебники. Словари. Пособия. Энциклопедии.- 10 час.
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
Практическое занятие №1.

Тема: Природа искусства. Литература как искусство. Литературоведение как наука.
1. Художественная словесность и другие виды искусства.

2.Ситуация «Лессинг - Гердер» в истории вопроса. Лессинг: знаки искусства и подходящая для него предметность. Гердер: поэзия как «энергетическое» искусство.

3. Сообщение студентов на тему : «Мифологическая школа».

4.Сообщение студентов на тему «Структурализм».

5. Терминология. Терминологические словари.

Вопрос для коллективного обсуждения: Что позволяет рассматривать литературу как предмет научного исследования?

Рекомендуемая литература:

  1. Хализев В.Е. Теория литературы. -М., - 2002.

  2. Теория литературы: Учеб. Пособие для студ. филол. фак. высших учеб. заведений: В 2-х т. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  3. Пропп В.Я Морфология сказки. - Л.,1928.

  4. Пропп В.Я. Русская сказка. - Л, 1984.

  5. Лотман Ю.М.Анализ поэтического текста. Структура стиха. - М., 1972.

  6. Тимофеев Л.И. О систематизации понятий теории литературы. Литература в школе, 1955, №2.


Практическое занятие №2.

Тема: Структура художественного произведения. Сюжет. Композиция. Поэтика. (На примере цикла повестей А.С. Пушкина «Повести Белкина» ).

1. Теоретические основы цикла.

2.Теоретические основы анализа художественного произведения.

3.Единство формы и содержания. Сюжет и композиция (« Метель»).

4. Проблема автора. Автор-повествователь.

5. Стиль. Творческая индивидуальность автора.

Вопрос для коллективного осуждения: Каковы теоретические основы анализа художественного текста? Почему знание теоретических основ позволяет нам глубже раскрыть смысл произведения?
Рекомендуемая литература:

  1. Хализев В.Е. Теория литературы. -М., - 2002.

  2. Теория литературы: Учеб. Пособие для студ. филол. фак. высших учеб. заведений: В 2-х т.. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  3. Л.Л. Иванова Уроки литературоведения. - Мурманск, - 2001.


Практическое заняти №3.

Тема: Структура художественного произведения (на примере повести

Ф.М. Достоевский «Кроткая»).

1. Мир художественного произведения.

2. Художественное время, пространство, событие.

3.«Внешнее и внутреннее: предметное и смысловое событие.

4. Сюжет и мотивы.

Вопрос для коллективного обсуждения: как теоретические основы анализа сюжета помогают нам глубже понять творческую индивидуальность писателя?

Рекомендуемая литература:

  1. Хализев В.Е. Теория литературы. -М., - 2002.

  2. Теория литературы: Учеб. Пособие для студ. филол. фак. высших учеб. заведений: В 2-х т.. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  3. Л.Л. Иванова Уроки литературоведения. - Мурманск, - 2001.

  4. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины - М., Высш. шк.; Издательский центр «Академия», 1999.


Практическое занятие № 4.

Тема: Структура художественного произведения («Художественный мир» Л. Петрушевской). В помощь написанию дипломных работ.

1.Цели и задачи научного исследования.

2.Постановка проблемы.

3. Рабочая гипотеза.

4.Отбор материала.

5.Структура работы.

6.Методы исследования.

7. Основная терминология.

Вопрос для коллективного обсуждения: Во имя каких целей художественное произведение становится предметом научного исследования? Как соотнесены в процессе работы над дипломным проектом историко-литературный, теоретический, критический аспекты исследования?

Рекомендуемая литература:

  1. Хализев В.Е. Теория литературы. -М., - 2002.

  2. Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высших учеб. заведений: В 2-х т.. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  3. Л.Л. Иванова Уроки литературоведения. - Мурманск, - 2001.

  4. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины - М.: Высш. шк.; Издательский центр «Академия», 1999.

  5. Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. -М., 1972.

  6. Лотман Ю.М.Анализ поэтического текста. Структура стиха. - М., 1972.


Практическое занятие № 5.

Тема: Основные категории (типологические группы) произведений. Понятие рода. Жанр и вид.

1. Эпос как род. Понятие «эпической дистанции» (на примере романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»).

2. Драма как род. Понятие драматургического конфликта (на примере драматургии Шекспира, Мольера, Островского, Чехова - по выбору студента).

3.Лирика как род. Субъективизм лирики. Понятие лирического сюжета. Понятие лирического героя (на примере творчества Байрона, Гейне, Блока, Цветаевой - по выбору студента).

Вопрос для коллективного обсуждения: Каковы основные КРИТЕРИИ деления художественных произведений по родам? Выдерживаются ли эти критерии в современном искусстве?

Рекомендуемая литература:

  1. Борев Ю.Б. Эстетика. М.,1969.

  2. Хализев В.Е. Теория литературы. Учебник. М., 2000г.

  3. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. Учебное пособие / Под ред. Л.В.Чернец. М.,2000.

  4. Волков И.Ф. Теория литературы. М.,1995.

  5. Гачев Г.Д.. Ускоренное развитие литературы. М.,1964.

  6. Теория литературы: Учеб. Пособие для студ. филол. фак. высших учеб. заведений: В 2-х т. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  7. Л.Л.Иванова Уроки литературоведения. - Мурманск, - 2001.



1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература:

  1. Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Михайлов А.В. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания / Отв. ред. П.А.Гринцер..М.,1994.

  2. Академические школы в русском литературоведении / Отв. ред. П.А.Николаев. М., 1975. [Гл.I-IV.]

  3. Бахтин М.М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) [1941] // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.,1975.

  4. Взаимрсвязи и взаимодействие национальных литератур. Материалы дискуссии 11 – 15 янв.1960 / Редкол. И.И.Анисимов [и др.]. М.,1961.

  5. Волков И.Ф. Теория литературы. М.,1995.

  6. Гачев Г.Д.. Ускоренное развитие литература. М.,1964.

  7. Дима А. Принципы сравнительного литературоведения [1972] / Пер. с рум. М.,1977.

  8. Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литературы [1972] / Пер. со словац. М.,1979.

  9. Жирмунский В.М. Проблемы сравнительно-исторического изучения литератур [1961]; А.Н.Веселовский и сравнительное литературоведение [1939-1940]; Литературные течения как явление международное [1867] // Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение.Л.,1979.
    Конрад Н.И. Проблемы современного сравнительного литературоведения [1959] // Избр. труды. Литература и театр. М.,1978.

  10. Поспелов Г.Н. Стадиальное развитие европейских литератур. М.,1988.

  11. Реизов Б.Г. Вопросы периодологии в истории литературы [1969]; Сравнительное изучение литературы [1966] // Реизов Б.Г. История и теория литературы. Сб. статей. Л.,1986.

  12. Топер П.М. Перевод в системе сравнительного литературоведения. М., 2000.

  13. Хализев В.Е. Теория литературы. Учебник. М., 2000. [Гл. VI.]

  14. Веселовский А.Н. О методе и задачах истории литературы как науки [1870]; Три главы из исторической поэтики [1898]; Поэтика сюжетов [1913] // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.

  15. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. [Лекции прочитаны в 1817-1829 гг.] / Пер. с нем. М.,1969.Т.2.

  16. Геннекен Э. Иван Тургенев / Пер. с фр. Одесса, 1892.

  17. Гете И.-В. Общие размышления о мировой литературе [1827-1832] // Гете И.-В. Об искусстве / Пер с нем. М.,1975

  18. Гюго В. Предисловие к драме «Кромвель» [1827] / Пер.с фр.// Собр. соч.: В 15 т. М., 1956.Т.14.

  19. Драйден Дж. Эссе о драматической поэзии [1668] / Пер. с англ.//
    Литературные манифесты западноевропейских классицистов / Собр. текстов, вступит. ст. и общая ред. Н.П.Козловой. М.,1980.
    Перро Ш. Век Людовика Великого [1687] // Спор о древних и новых / Пер. с фр. Сост., вступит. ст. В.Я.Бахмутского.М.,1984.

  20. Плеханов Г.В. Искусство и общественная жизнь [1912] // Плеханов Г.В.
    Литература и эстетика: В 2 т. М.,1958. Т.1.

  21. Сталь Ж .де. О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями [1800] / Пер. с фр. М.,1989.

  22. Тэн И. История английской литературы [1864] / Пер. с фр.// Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв. Трактаты, статьи, эссе /Сост., общая ред. Г.К.Косикова. М.,1987.

  23. Шиллер Ф. О наивной и сентиментальной поэзии [1794-1796] . Пер с нем.//

  24. Собр. соч.:В 7 т. М.,1957.Т.6.

  25. Элиот Т.С.Традиция и индивидуальный талант [1919] ./ Пер. с англ.// Зарубежная эстетика и теория литературы ХIХ-ХХ вв. Трактаты, статьи, эссе.М.,1987.

  26. Дополнительная

  27. Борев Ю.Б. Эстетика. М.,1969. [Раздел: «Эстетика – система категорий».]

  28. Бройтман С.Н. Историческая поэтика. Учебное пособие. М., 2001.

  29. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. Учебное пособие / Под ред. Л.В.Чернец [1999]. М.,2000.

  30. Волков И.Ф. Теория литературы. М.,1995.

  31. Гачев Г.Д.. Ускоренное развитие литература. М.,1964.

  32. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры.[1972]. М.,1084.

  33. Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени.Л.,1980.

  34. Евлахов А.М. Введение в философию художественного творчества.Варшава, 1910-1912. Т.1-2; Ростов-на /Дону,1917. Т.3. [Т.3.]

  35. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М.,1998.

  36. Косиков Г.К. От структурализма к постструктурализму (проблемы методологии). М.,1998.

  37. Литературоведение на пороге ХХI века. Материалы Международной научной конференции / Редкол.: П.А.Николаев (отв. ред.) [и др.].М.,1998.

  38. Мелетинский Е.М Введение в историческую поэтику эпоса и романа.М.,1986.

  39. Наследие Александра Веселовского. Исследования и материалы / Редкол.: П.Р.Заборов (отв. ред.) [и др.]. СПб. , 1992.

  40. Неупокоева И.Г. История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа. М.,1976.

  41. Николаев П.А. Типология и компаративистика: современная жизнь понятий // Филологические науки. 1996. № 3.

  42. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. М.,1972.

  43. Руднева Е.Г. Пафос художественного произведения (из истории проблемы). М.,1977.

  44. Силантьев И.В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике.Очерк историографии. Новосибирск,1999.

  45. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении.Роды и жанры литературы / Редкол.: Г.Л.Абрамович [и др.]. М.,1964.

  46. Чернец Л .В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). М.,1982. [Ч.I: “Типология жанров и литературный процесс”.]

  47. Чернец Л .В. «Иностранный критик – это для писателя первый представитель потомства» // Русская словесность. 1996. № 5.

  48. Эсалнек А.Я. Типология романа. М.,1991.

  49. Guyard M.F. La littérature comparée. Paris, 1965.

  50. Hernadi P. Beyond Genre. New Directions in Literary Classification. Ithaca and London, 1972.

  51. Krauss W. Probleme der vergleichende Literaturgeschichte. Berlin, 1963.

  52. Tieghem P.van. La littérature comparée [1931].Paris, 1951.

  53. Wellek R.. Concepts of Criticism. New Haven – London, 1963.

  54. Словари, библиографические указатели

  55. Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. М.,1987.

  56. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США). Клнцепции, школы, термины: Энциклопедический справочник / Науч. ред. и сост. И.П.Ильин, Е.А.Цурганова. М., 1995.

  57. Художественное восприятие: основные термины и понятия (Словарь-справочник) / Ред.-сост. М. В.Строганов. Тверь, 1991.

  58. История русской литературы Х1Х века. Библиографический указатель. Общая часть / Под ред. К.С.Муратовой. СПб.,1993.

  59. Советское литературоведение и критика. Теория литературы. Библиографический указатель.Книги и статьи 1917-1967 годов: В 4 ч. / Сост. Н.В.Гельфанд, И.В.Голенищева-Кутузова, Ю.Д.Рыскин; Отв. ред. Ю.Д.Рыскин. М., 1989.

  60. Указатель новейшей избранной литературы по поэтике / Сост. С.Балухатый // Томашевский Б.В.Теория литературы. Поэтика [1925]. М.,1996. [В указатель вошли работы, вышедшие до сент.1925 г.]

  61. Baldensperger F. und Friederich W.P. Bibliography of Comparative Literature. N.Y., 1960.

  62. http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-2151.htm

  63. http://gatchina3000.ru/great-soviet-encyclopedia/bse/070/765.htm


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература 1 Автор программы: к фил н., доцент кафедры литературы мгпу иванова Л. Л iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: к фил н., доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания Пожидаева О. В
Литература 1 Автор программы: к фил н., доцент кафедры литературы мгпу иванова Л. Л iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: к фил н., доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания Пожидаева О. В
Литература 1 Автор программы: к фил н., доцент кафедры литературы мгпу иванова Л. Л iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Рецензенты: к фил н., доцент кафедры филологических дисциплин моипкро, Ротаряну Л. А., к фил н., доцент кафедры русского языка мггу...
Литература 1 Автор программы: к фил н., доцент кафедры литературы мгпу иванова Л. Л iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Меньшакова Мария Юрьевна, к б н., доцент кафедры биологии и химии мгпу
Литература 1 Автор программы: к фил н., доцент кафедры литературы мгпу иванова Л. Л iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература:...
Автор программы: Иванова Людмила Львовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии
Литература 1 Автор программы: к фил н., доцент кафедры литературы мгпу иванова Л. Л iconУчебно-методический комплекс дисциплины дн(М). В 1 литература и театр...
Автор программы: Иванова Л. Л., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялимп мггу
Литература 1 Автор программы: к фил н., доцент кафедры литературы мгпу иванова Л. Л iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд(М). Ф. 9 Русская литература:...
Автор программы: Пожидаева О. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания...
Литература 1 Автор программы: к фил н., доцент кафедры литературы мгпу иванова Л. Л iconМгпу учебно-методичекий комплекс дисциплины
Рецензенты: Иванчук Н. В., к п н., доцент кафедры математики и мом мгпу, Беляев Владимир Яковлевич кандидат физ мат наук, доцент...
Литература 1 Автор программы: к фил н., доцент кафедры литературы мгпу иванова Л. Л iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Автор программы: к фил н., доцент кафедры английского языка и английской филологии С. А. Виноградова
Литература 1 Автор программы: к фил н., доцент кафедры литературы мгпу иванова Л. Л iconУчебно-методический комплекс Автор-составитель : Л. Д. Иванова, доцент...
Автор-составитель: Л. Д. Иванова, доцент кафедры истории журналистики департамента «Факультет журналистики» Уральского федерального...
Литература 1 Автор программы: к фил н., доцент кафедры литературы мгпу иванова Л. Л iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Е. П. Сивков, канд пед наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний
Литература 1 Автор программы: к фил н., доцент кафедры литературы мгпу иванова Л. Л iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Н. В. Василевская, доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу
Литература 1 Автор программы: к фил н., доцент кафедры литературы мгпу иванова Л. Л iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Н. В. Василевская – доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу
Литература 1 Автор программы: к фил н., доцент кафедры литературы мгпу иванова Л. Л iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу н. В. Василевская
Литература 1 Автор программы: к фил н., доцент кафедры литературы мгпу иванова Л. Л iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Н. В. Василевская – доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу
Литература 1 Автор программы: к фил н., доцент кафедры литературы мгпу иванова Л. Л iconМурманский государственный педагогический ун верситет (мгпу) учебно-методический комплекс
Автор программы: Сивков Е. П. канд пед наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск