ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по обучению грамоте (литературное чтение) для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшина (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). М.:Просвещение 2011г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к литературному чтению, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения чтению обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в слонах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его. механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями.
Послебукварный (заключительный) -— повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т. д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
На уроки Обучения чтению в период обучения грамоте в 1 классе отводится 13 часа (4 часа в неделю, 33 учебные недели): из них 92 часа (23 учебные недели) отводится на обучение чтению и 40 часов (10 учебных недель) отводится литературному чтению.
1 триместр-41ч.
2 триместр-41ч.
3 триместр-10ч.
Планируемые результаты освоения учебного плана по обучению чтению
Овладение видами речевой деятельности:
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучаний речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенное тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закосить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевой этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, предание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
календарно-Тематическое планирование по обучению чтению 1 класс № п /п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид контроля
| Элементы дополнительного необязательного содержания
| Дата проведения
| план
| факт
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| Подготовительный этап (20 часов)
| 1
| Мой первый школьный учебник «Рус-ская азбука». Общее пред- ставление о речи
| 1
| Комбини- рованный
| Устная и письменная речь
| Уметь отличать письменную речь от устной, звук от знака
| Беседа
| Обозначение предложения схемой
|
| 01.09
| 2
| Предложение и слово
| 1
| Комбини- рованный
| Графическое изображение слова, предложения
| Знать отличия предложения от слова
| Устный опрос
| Обозначение слова схемой
|
| 02.09
| 3
| Слог, ударение
| 1
| Изучение новых знаний
| Деление слов на слоги, определение количества слогов в словах. Словесное ударение
| Уметь делить слова на слоги. Находить ударный слог
| Текущий
| Обозначение слова схемой
|
| 05.09
| 4
| Повторение и закрепление пройденного материала. Развитие речи
| 1
| Комбини- рованный
| Деление слов на слоги, определение количества слогов в словах. Словесное ударение
| Уметь выделять предложения, слова в речи, делить слова на слоги
| Текущий
| Составление рассказов по рисунку
|
| 06.09
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 5
| Звуки в речи
| 1
| Изучение новых знаний
| Звуки и буквы: гласные и согласные. Выделение звуков из слов
| Уметь отличать гласные и согласные звуки
| Индивидуальный опрос
| Составление схем слов
|
| 08.09
| 6–8
| Слияние согласного звука с гласным
| 3
| Изучение и закрепление новых знаний
| Звукобуквенный анализ слов
| Уметь определять количество звуков в слове
| Текущий
| Составление схем слов
|
| 09.09
12.09
13.09
| 9
| Алфавит
| 1
| Комбини- рованный
| Буквы как знаки звуков
| Знать русский алфавит
| Текущий
|
|
| 15.09
| 10
| Повторение и закрепление пройденного материала
| 1
| Комбини- рованный
| Различение на слух гласных и согласных звуков
| Уметь соотносить слова и схемы слов
| Текущий
| Составление схем слов
|
| 16.09
| 11-12
| Гласный звук [а], буквыА, а
| 2
| Комбини- рованный
| Выделение звука [а] из речи
| Уметь озвучивать буквы, подбирать слова с заданным звуком, находить соответствия между произносимыми словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями
| Текущий
|
|
| 19.09
20.09
| 13-14
| Гласный звук [о], буквыО, о
| 2
| Комбини- рованный
| Выделение звука [о] из речи
| Текущий
|
|
| 22.09
23.09
| 15-16
| Гласный звук [и], буквыИ, и
| 2
| Комбини- рованный
| Выделение звука [и] из речи
| Текущий
|
|
| 26.09
27.09
| 17
| Гласный звук [ы], буква ы
| 1
| Комбини- рованный
| Выделение звука [ы] из речи
| Текущий
|
|
| 29.09
| 18-19
| Гласный звук [у], буквыУ, у
| 2
| Комбини- рованный
| Выделение звука [у] из речи
| Текущий
|
|
| 30.09
30.10
| |