Скачать 75.78 Kb.
|
Секция N1 Н.В. Богданова Алтайский край. КГБС(К)ОУ «Завьяловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида». bogdanova_nv2011@mail.ru «Социальная адаптация учащихся коррекционных школ 8 вида через уроки русского языка». В статье рассматривается вопрос о важнейшей роли уроков русского языка в вопросах социальной адаптации детей с ОВЗ. В жизни современного человека в целом, в профессиональном становлении личности, определяющее значение имеет умение составлять деловые документы. Особенно значимо это в наш 21 век – век деловых людей и деловых отношений. В связи с переходом к новым экономическим принципам хозяйствования, особую актуальность приобретает деловое общение. Для того, чтобы устроиться на работу, одного документа об образовании недостаточно. Необходимо пройти собеседование и понравиться работодателю. Это невозможно осуществить без знания норм этикета и умения грамотно оформлять деловые бумаги, необходимые при устройстве на работу. Именно поэтому в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья относится их социально-речевая подготовка к жизни вне школьных стен. Только системная работа по обучению в освоение речевого этикета и делового письма в значительной мере обусловливает уровень социальной адаптации детей с недостатком интеллекта. И где, как не на уроках русского языка эти дети должны познакомиться с официально-деловым стилем речи и сформировать навыки делового письма. Большой опыт педагогической деятельности показал, что развитие связной письменной речи у детей коррекционных школ VIII вида является ещё более сложным процессом, чем формирование устной речи. Усвоение официально-делового стиля общения происходит у них без достаточного понимания, поэтому такие знания быстро забываются. Специфическим видом связной письменной речи является деловой документ. Работа над ним не только обогащает письменную речь учащихся, но и является своеобразной формой их подготовки к жизни. Проведенный в школе в 2003 году опрос среди учащихся 7-9х классов показал, что 74% из них не смогут написать объяснительную записку, 93% учащихся не знают, что такое резюме, 79% не умеют писать доверенность, 69% учащихся не смогут самостоятельно написать заявление о приеме на работу. Из этого следует, что большинство детей с ограниченными возможностями здоровья не умеют составлять деловые бумаги и не знают значение некоторых из них. На м/о учителей русского языка решено было усилить практическую направленность обучения детей заполнению и оформлению деловых бумаг. При переходе детей из младшего в среднее звено знакомлю их с последовательностью изучения бумаг официально-делового характера. С этой целью составила опорную таблицу:
Усиление практической направленности обучения овладению искусством построения официально-делового текста повышается от класса к классу. Основными обучающими, коррекционными, воспитательными целями уроков считаю:
Вся работа по составлению деловых бумаг их заполнению ведется в специальных тетрадях, где постоянно из года в год накапливается материал. Ведение таких тетрадей предлагаю учащимся начать с эпиграфа: «Любому современному человеку, независимо от того, насколько деловым человеком он себя считает, следует научиться составлять важные документы. Хоть это и сопряжено с определенными трудностями, но умение это увеличивает вашу свободу и уверенность в себе» (народная мудрость) Одна из страниц тетради отводится под словарик делового человека, где записывается название всех видов деловых бумаг и их характеристика. Такая тетрадь в дальнейшем становится для учащихся своеобразным справочником. Работая в ней, школьники осваивают не только сам процесс составления того или иного документа, но и умение писать его по форме. Систематический контроль ведения рабочих тетрадей с оформлением бумаг делового характера, служит индикатором успешности образовательного процесса, а в будущем успешной адаптации во взрослой жизни. На начальном этапе обучения заполнения деловой документации предлагаю учащимся ознакомиться с экстралингвистическими факторами деловой бумаги:
А затем уже показываются и разбираются образцы документов. Регулярно провожу уроки-практикумы, тренинги, индивидуальные консультации по оформлению бумаг официально-делового стиля. Так же в течение года учащимся предоставляется возможность создания собственных творческих работ разных жанров делового общения. На протяжении всех лет обучения написанию деловых бумаг, соблюдаю основной методический принцип, в соответствии с которым делю учащихся на три группы:
На итоговом занятии провожу творческий отчет, на котором учащиеся каждой группы демонстрируют созданные ими творческие работы разных Жанров делового общения. Отдельные учащиеся по желания защищают свои работы. Коллекция работ и результатов детей с ограниченными возможностями здоровья демонстрирует его прогресс и достижения в области официально-делового стиля. Так же каждый из учащихся получает от учителя «Листок достижений» с оценкой его работы и рекомендацией по дальнейшей работе. Данный вид работы играет большую роль в совершенствовании процесса обучения и адаптации к взрослой жизни, т.к. дети имеют возможность публичного выступления. В многоплановой системе работы по адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к взрослой жизни важную роль играет создание речевой среды не только на уроках русского языка, но и во внеурочное время (факультативные занятия, классные часы). Одним из видов внеклассной работы, содействующих активизации речевого письменного общения детей, являются конкурсы литературного творчества. Каждый класс получает задание – составить и защитить один из видов эпистолярного жанра:
В ходе данной работы учащиеся с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность показать знания, умения, навыки, приобретенные во время занятий в области эпистолярного жанра. Педагог же имеет возможность сделать выводы об успехах учащихся и наметить план дальнейшей работы по коррекции недостатков письменной речи детей с ограниченными возможностями здоровья. Главным недостатком системы коррекционного образования является отсутствие коммуникативной деятельности ученика, который зачастую пассивно воспринимает информацию, что никак не способствует формированию его активности в современном обществе. Одним из методов, позволяющих повысить активность детей с ограниченными возможностями здоровья и заинтересовать их в процессе познания , сделать учебную деятельность личностно-значимой, а следовательно в будущем значительно облегчить адаптацию в социуме, является сюжетно-ролевая и деловая игра. Ролевую игру организовываю так, чтобы её содержанием являлся не предмет и его употребление, а отношения между людьми, подчиненные правилам общества. Например, при проведении игры «Покупка одежды», обговариваем все социальные аспекты общения, а затем уже распределяем роли: продавца, покупателя, друга покупателя, помогающего выбрать одежду. Во время проведения сюжетно-ролевых игр «Вопрос соседу», «На дне рождения», «На приеме у врача», «Проведи слепого», и других формируется активность, самостоятельность и заинтересованность в общении. Именно в таких играх дети учатся управлять самим собой, использовать все свои речевые навыки и умения, приобретенные за годы учебы. Чем чаще проводятся такие игры, тем легче детям данной категории будет ориентироваться в жизненных ситуациях, т.к. именно во время игры у них развивается представление о социальном устройстве и взаимоотношениях между людьми. Удачный подбор ролевых игр обеспечивает эффективность социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и способствует более успешной социализации в обществе. Результатом целенаправленной системной работы по коррекции письменной речи учащегося явилось то, что у моих выпускников повысился уровень грамотности при написании и оформлении бумаг официально-делового характера, появился опыт делового общения, а вместе с этим успешно решается проблема социальной адаптации и интеграции в социуме. Литература: 1. журнал «Воспитание и обучение школьников с ОВЗ» N 4, 2011г. 2. журнал «Русский язык в школе» N 11, 2009г. 3.Статья А. М. Крытникова «Деловая бумага – важный источник к познанию мира». |
Кгсоу «Минусинская специальная (коррекционная) общеобразовательная... Наименование оу: Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников... | Образовательная программа ку «Леушинская специальная (коррекционная)... Казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение хмао – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... С декабря 2011 года, согласно новому Уставу, называется кгбс(К)оу «Барнаульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат... | Мкскоу «Каширская специальная (коррекционная) общеобразовательная... «Каширская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» | ||
«Барнаульская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная... Об обеспечении требований пожарной безопасности в Кузнецовской средней общеобразовательной школе | Использование на урок Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная... | ||
Урок является первым уроком по теме «Несклоняемые существительные» Полное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного пункта): мс(К)оу специальная (коррекционная) общеобразовательная... | Образовательная программа кс(К)оу «Чебоксарская специальная (коррекционная)... Чувашской Республики для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Чебоксарская специальная (коррекционная)... | ||
Доклад школы-интерната «Омет» «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат "Омет"№86 VI вида» города Набережные Челны Республики Татарстан (Школа-интернат... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Республики Хакасия для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная... | Публичный доклад Мбс(к)оу «Бардымская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида» | ||
Протокол заседания мо боу шмр специальная (коррекционная) общеобразовательная... | Слоги и слова со звуком и буквой «Ц» Мскоу «Киселевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида» | ||
Рабочая программа учебного предмета Леушинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными... |