Здоровье как императив выживаемости и универсальная ценность в произведениях современной русской литературы





Скачать 295.4 Kb.
НазваниеЗдоровье как императив выживаемости и универсальная ценность в произведениях современной русской литературы
страница1/3
Дата публикации08.09.2014
Размер295.4 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3
Пензенский государственный педагогический университет

им. В. Г. Белинского


А. А. Жукова, И. А. Кудряшова


ЗДОРОВЬЕ КАК ИМПЕРАТИВ ВЫЖИВАЕМОСТИ

И УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Программа факультативного курса для 10 – 11 классов

Пенза 2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
…ценностям мы не можем научиться –

ценность мы должны пережить.

В. Франкл
В современных условиях в системе образования происходит пересмотр содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания учащихся в контексте формирования системы ценностных ориентаций. В центре внимания оказывается воспитание в духе гармонии мира, красоты, признания самоценности человека как единства физического, духовного и социального. Характер такого формирования личности предполагает обращение к абсолютной ценности – здоровью, потому что оно определяет все сферы жизни человека – общение, познание, предметную деятельность, игру, спорт. Осознание ответственного отношения к своему здоровью во многом влияет и на успешность реализации человека себя в жизни.

Уникальными возможностями в формировании системы ценностных отношений, в частности ценностного отношения к здоровью, обладает художественная литература, одной из важнейших функций которой является воспитательная. Художественное произведение передаёт нравственное «знание», накопленное человечеством за все века его существования, через призму эмоционального восприятия. По мнению И. П. Волкова, В. А. Левидова, Н. И. Кудряшова, И. М. Якобсона, знание становится ценным достоянием благодаря механизму переживания.

При знакомстве с художественным творчеством и лирическими героями, помещёнными в различные исторические эпохи, школьник намеренно или непроизвольно ставит себя на их место, мысленно перевоплощается в литературного героя с помощью воображения. Возникшее сопереживание вымышленному образу из-за невозможности влиять на его судьбу обращается как бы на самого читателя. Рефлексируя, он начинает анализировать поступки героя через призму своих принципов и ценностей, воспринимая при этом и философию жизни героя. Взаимодействие сопереживания художественному образу и переживания собственных противоречий приводит к отказу от ценностей или их утверждению на основе их осуждения или восхваления в произведении. Это приближает школьника-читателя к ориентации в собственной жизни на принципы, принятые в обществе.

Формирование ценностного отношения к здоровью посредством литературы также подчиняется механизму переживания, который способствует осознанию здоровья как единства физического, психического и социального развития.

В художественных произведениях описываются каноны телесной красоты во все исторические эпохи становления общества; раскрываются все глубинные переживания личности, связанные с её телесным воплощением, духовным развитием и общественным положением; предъявляются образы гармонично развитых людей, добившихся значительных успехов, благодаря постоянному самосовершенствованию. В литературе рассматривается стиль жизни людей разных поколений, имеющих определённую систему ценностных отношений, и результаты их деятельности; приводятся примеры здоровьеразрушающего образа жизни, показано воздействие деструктивного поведения на физическое, психическое и социальное развитие личности; иллюстрируется влияние характера социальных связей, общественной позиции личности на её духовное становление и гармонизацию всех сфер жизни.

Русская литература XX века – начала XXI веков, обладая таким потенциалом, актуальна своей своевременностью. Она изображает типичного представителя времени, оказывающегося в тех же социальных условиях, что и школьники, сообразно которым он развивается физически, духовно и социально. В литературе освещаются проблемы современности, предлагаются пути их разрешения, действенные для молодого поколения. Содержание современной литературы отражает не только эпоху и развитие общества XX века – начала XXI веков, оно созвучно мировосприятию человека XX – XXI вв. и поэтому вызывает достаточно сильные эмоции и переживания.

Цель программы – формирование у старшеклассников ценностного отношения к здоровью средствами художественной литературы.

Предлагаемый нами факультативный курс «Здоровье как императив выживаемости и универсальная ценность в произведениях русской литературы 90-х годов XX века – начала XXI века» предназначен для изучения в 10 – 11 классах. Во-первых, это продиктовано требованиями программы по литературе, в рамках которой современная литература изучается в старших классах. Во-вторых, имеющийся жизненный опыт, накопленные разнообразные эмоциональные переживания, достаточно высокий уровень интеллектуальной подготовки в разных научных сферах старшеклассников определяют наиболее полное и глубокое восприятие ими ценностной информации художественного произведения и вследствие этого её осознанное использование в рамках собственного самосовершенствования в физическом, психическом и социальном плане.

Курс предполагает занятия по 1 часу 1 раз в неделю (всего 68 часов). Он включает изучение произведений современных писателей и поэтов, наиболее читаемых в современном обществе, – В. Токаревой, Л.Петрушевской, Л. Улицкой, М. Веллера, А. Красногорова, А. Маканина, Т.Толстой. Повести Л. Симоновой были написаны в 80-е годы прошлого века, но читателю они стали известны в начале 90-х годов, поэтому мы сочли возможным включить их в программу. Предлагаемый нами факультативный курс позволяет учащимся старших классов осознавать систему ценностных отношений, в частности ценностное отношение к себе в контексте физического, психического и социального развития.

Содержание факультативного курса
Ценность художественной литературы
Литература служит вам проводником

в другие эпохи и к другим народам,

раскрывает перед вами сердца людей –

одним словом, делает вас мудрым.

Д. Лихачев
Литература как вид искусства и уникальное средство самовоспитания и самовыражения человека. Воспитательная и познавательная ценность художественной литературы. Сопереживание и сотворчество как основные компоненты художественного восприятия.
На пути к идеалу гармонично развитой личности
Никакая внешняя прелесть не может

быть полной, если она не оживлена

внутренней красотой: красота души

разливается подобно таинственному

свету по телесной красоте.

В. Гюго

Человек как единство физического, психического и социального развития. Современные каноны телесной красоты. Внутренний мир человека как отражение его духовности и цельности. Стиль жизни – основа успеха самореализации Я физического, психического и социального. Саморазвитие, самовоспитание, самосовершенствование как залог гармоничного развития личности (на примере романа М. Веллера «Приключения майора Звягина» – глава «Некрасивая», рассказа Л. Улицкой «Бедная счастливая Колыванова»).
Ценность здоровья в стремлении человека к счастью
Без здоровья невозможно счастья.

В. Г. Белинский
Пути достижения счастья: реализация роли отца или матери, духовное совершенствование, успешная карьера, слава, спортивные достижения, гармония духа и тела. Осознание значимости здоровья в условиях его утраты. Условия преодоления недуга и возвращения к гармоничной жизни: целеустремлённость, вера в себя, борьба, осознание ценности здоровья. Жизнь любой ценой. Духовное саморазрушение ради сохранения физической оболочки (по произведениям Л. Петрушевской «Гигиена», Л. Улицкой «Ветряная оспа», В. Токаревой «Перелом»).
Счастливое настоящее и будущее как результат ответственного отношения к своему здоровью
Ответственность означает авторство.

Осознавать ответственность – значит

осознавать творение самим собой своего

Я, своей судьбы, своих жизненных

неприятностей, своих чувств, а также

своих страданий, если они имеют место.

И. Ялом
Неконструктивные способы действия и их последствия в тяжёлых жизненных ситуациях: равнодушие к собственной судьбе и безответственное отношение к своему физическому, психическому и социальному развитию, «приспособленчество» и дисгармония существования, пассивное сопротивление и бесцельность жизни, алкоголизм и саморазрушение. Альтернативная деятельность в борьбе за собственное счастье: оптимизм и здоровый образ жизни, оптимистический настрой и ответственность за своё будущее, новые возможности и творческое самовыражение (на примере рассказа В. С. Токаревой «Перелом»).
Значение собственных усилий в укреплении здоровья
Важно не то, что сделали из меня,

а то, что я сам сделал из того, что

сделали из меня.

Ж.-П. Сартр

Борьба с медицинским приговором: здоровый образ жизни и философия борца и эгоиста или пассивное подчинение другим и философия смирения и непротивления? Осознание роли здоровья для гармоничного физического, психического и социального развития (на примере рассказа В. Токаревой «Уик-энд», рассказа М. Веллера «Испытатели счастья»).
Смысл жизни – служение людям
Только сочувствие в бытии других

существ обнаруживает смысл и

основание собственного бытия.

М. Бубер

Поиск смысла жизни и нравственного идеала в контексте самосовершенствования. Духовность как религиозная и общечеловеческая категория и её роль в самореализации человека. Оправданность самопожертвования в оздоровлении души человека (на примере рассказа Л. Петрушевской «Завещание старого монаха»).
Осознание ценности другого человека в социальном развитии личности
…сущность человека не просто набор

отношений, а ансамбль, центром

которого является отношение к

другому. Овладевая этим центром,

любовь овладевает ключом к

постижению всей сущности человека

в целом.

Б. С. Братусь
Реализация социальных ролей как залог социального здоровья личности. Осознание своей ценности, ценности другого человека и общества в целом – условие гармоничного развития человека. Самопожертвование – не отречение от себя, а любовь к ближнему. Извращения и надругательство над чужой жизнью как форма духовной деградации и слабости человеческой личности (на примере повести В. Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть», детектива Б. Акунина «Особые поручения», пьеса В. Красногорова «Жестокий урок»).

Гармония духа и тела – основной источник здоровья
Здоровье души не менее хрупко,

чем здоровье тела, и тот, кто мнит

себя свободным от страстей,

так же легко может им поддаться,

как человек цветущего здоровья.

Ф. Ларошфуко

Связь внешнего воплощения человека и его внутренней организации. Взаимообусловленность здоровья тела и духа. Индивидуальность и неповторимость каждого человека. Ответственное отношение к своей и чужой жизни как высшей ценности. Роль единения с природой в достижении человеком гармонии (по сказке Л. Петрушевской «Анна и Мария», повесть «Новые Робинзоны»).
Категория красоты в творческой самореализации личности
Единственная красота, которую я знаю, –

это здоровье.

Г. Гейне.

Истинное счастье человеческое состоит

в восприятии красоты и проистекающем

из него созидании прекрасного.

К. Сельченок
Талант как возможность самовыражения и самовоспитания личности. Созидание прекрасного – залог гармонии жизни человека и его физического, психического и социального развития. Красота здоровья и здорового человека (на примере рассказа Л. Улицкой «Бумажная победа»).
Физическое, психическое и социальное развитие – единое целое в гармонии личности
Главная жизненная задача человека –

дать жизнь самому себе, стать тем,

чем он является потенциально.

Самый важный плод его усилий –

его собственная личность.

Э. Фромм
Управление своей судьбой и собой на пути к самосовершенствованию. Разрушающая и созидающая сила художественной литературы в условиях неудовлетворённости своим внешним видом, социальным положением и безответственного отношения к своему здоровью. Уважение и любовь к себе, здоровый образ жизни и саморазвитие – предпосылки успешной жизнедеятельности. Осознание ответственности за воспитание ребёнка и гармонию в семье (на примере повести Л. Улицкой «Сонечка»).
В поисках «идеального» образа жизни



Самое важное свойство для

физического здоровья

представляет бодрость духа.

Упадок духа сродни смерти.

Но бодрость духа придаёт новую

жизнь нашему физическому

организму ...

У. Годвин
Западная и восточная философия на пути достижения здоровья: плюсы и минусы. Возможность сохранения и укрепления здоровья через ограничения и контроль над собственными телом, эмоциями, мыслями. Сила воли и сила духа в борьбе с собственными слабостями. Роль примера, образца для подражания в самосовершенствовании личности (на примере детективов Б. Акунина из серии «Приключения Эраста Фандорина»).

Роль семейного воспитания в становлении личности человека
…в каждом человеке заключается

все человечество.

Э. Фромм
Но когда мы говорим, что человек

ответствен, то это не означает, что

он ответствен только за свою

индивидуальность. Он отвечает за

всех людей.

Ж.-П. Сартр
Семья и семейные ценности – основа будущего успеха человека. Воспитание ценностного восприятия мира, красоты природы и человеческого тела, ценностного отношения к своему внутреннему миру и нравственному самосовершенствованию, своей социальной позиции и обществу в целом. Физическое, психическое и социальное благополучие человека в условиях осознания семьи как ценности. Влияние времени на развитие семейных отношений и становление человека (на примере повести Л. Улицкой «Медея и её дети»).
Парадокс физического, психического и социального развития одной семьи
Человек есть центр и цель своей

жизни…развитие своей личности,

реализация всего внутреннего

потенциала есть наивысшая цель,

которая просто не может меняться

или зависеть от других якобы

высших целей.
Э. Фромм

Ценность семьи и одной личности в условиях различных жизненных целей и идеалов. Роль семейного воспитания в формировании ответственного отношения к своему здоровью и дальнейшей жизнедеятельности личности. Осознание ценности своего физического, психического и социального здоровья всеми членами семьи на пути к гармонии каждого и семейных отношений в целом. Парадоксальность развития одной семьи (на примере романа Л. Улицкой «Казус Кукоцкого»).
Управление своей жизнью: за и против
Я убеждён, что никто не может «спасти»

своего ближнего, сделав за него выбор.

Всё, чем может помочь один человек

другому, – это раскрыть перед ним

правдиво и с любовью, но без сантиментов

и иллюзий, существование альтернативы.

Э. Фромм
Здоровый образ жизни, осознание ценности здоровья и жизни, внутренняя удовлетворённость своей жизнью и собой на пути к гармонии человека. Непреклонность и противостояние судьбе как важные условия самосовершенствования личности. Управление судьбой – залог саморазвития в условиях осознания ценности каждого человека и его здоровья. Управление судьбой – условие саморазрушения человека в контексте безответственного отношения к гармонии в своей жизни и здоровью другого человека (на примере романа М. Веллера «Приключения майора Звягина»).
Причины дисгармоничного развития личности молодого человека на рубеже веков
Человеческая личность устроена так,

что человек может достичь своего

совершенства, только работая для

совершенства своих современников,

для их блага.

К. Маркс
Влияние времени, школьного воспитания и отношений в семье на становление характера и системы ценностей молодёжи. Причины неблагополучного физического, психического и социального развития подростков. Смещение ценностных ориентиров в понимании смысла жизни и настоящей красоты и гармонии. Императив выживаемости как цель жизни. Роль сексуального воспитания молодого человека в построении успешных взаимоотношений с противоположным полом в будущем (на примере повести Л. Симоновой «Лабиринт», повести Л. Улицкой «Лялин дом»).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Здоровье как императив выживаемости и универсальная ценность в произведениях современной русской литературы iconСочинение: «Проблемы здорового образа жизни в произведениях русской...
Проблема здорового образа жизни в произведениях русской литературы и в жизни современной молодёжи
Здоровье как императив выживаемости и универсальная ценность в произведениях современной русской литературы iconРоссийской федерации
Курс «Современной русской литературы» методически и содержательно связан с такими дисциплинами, как «История русской литературы»,...
Здоровье как императив выживаемости и универсальная ценность в произведениях современной русской литературы iconПрограмма дисциплины «Теория и история русской литературы» для направления:...
С учетом особого статуса литературы в истории русской культуры особое внимание уделяется отражению в литературе общественно-политических...
Здоровье как императив выживаемости и универсальная ценность в произведениях современной русской литературы iconПрограмма дисциплины «История отечественной литературы первой четверти...
Ветелиной Л. Г., к ф н., доцентом кафедры современной русской литературы журналистики
Здоровье как императив выживаемости и универсальная ценность в произведениях современной русской литературы iconПрограмма дисциплины «История отечественной литературы первой четверти...
Ветелиной Л. Г., к ф н., доцентом кафедры современной русской литературы журналистики
Здоровье как императив выживаемости и универсальная ценность в произведениях современной русской литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Изображение Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы»
Здоровье как императив выживаемости и универсальная ценность в произведениях современной русской литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Война 1812 года в судьбах русских писателей и в произведениях русской литературы»
Здоровье как императив выживаемости и универсальная ценность в произведениях современной русской литературы iconРеферат Тема:”Медики-классики русской литературы.”
Такими людьми были А. П. Чехов,М. А. Булгаков,В. В. Вересаев. Они как никто другой смогли отразить в своих произведениях тяжелый...
Здоровье как императив выживаемости и универсальная ценность в произведениях современной русской литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сборник «Серебряный век русской литературы» выходит в серии книг «Три века русской литературы». Называние веков русской литературы...
Здоровье как императив выживаемости и универсальная ценность в произведениях современной русской литературы iconКонспект открытого бинарного урока (русский язык и литература) 9...
Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы...
Здоровье как императив выживаемости и универсальная ценность в произведениях современной русской литературы iconРеферат изображение русской земли в «слове о полку игореве»
Изображение русской земли в «слове о полку игореве» и других произведениях древнерусской литературы
Здоровье как императив выживаемости и универсальная ценность в произведениях современной русской литературы iconПрограмма элективного курса «основы медицинских знаний, правил оказания помощи и зож»
...
Здоровье как императив выживаемости и универсальная ценность в произведениях современной русской литературы iconМетодические рекомендации по проведению физкультминуток и динамических...
Здоровье – это та ценность, которая определяет качество обучения и образования. Здоровье можно только заработать своими собственными...
Здоровье как императив выживаемости и универсальная ценность в произведениях современной русской литературы iconМетодические рекомендации  по проведению физкультминуток и динамических...
Здоровье – это та ценность, которая определяет качество обучения и образования. Здоровье можно только заработать своими собственными...
Здоровье как императив выживаемости и универсальная ценность в произведениях современной русской литературы iconИсследовательский проект «Христианские традиции русской классической...
Николо – Шанга. Моу николо – Шангская средняя общеобразовательная школа имени А. А. Ковалёва. Шарьинского муниципального района,...
Здоровье как императив выживаемости и универсальная ценность в произведениях современной русской литературы icon«история русской литературы»
Кубасов А. В., доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск