МБОУ « Монашевская средняя общеобразовательная школа» Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на МО учителей зам.директора по УВР директор школы
начальных классов Никандрова М.В. Коновалов В.Л..
протокол №___от_____2011г «____» __________2011г. «____» _______2011г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Русский язык».
3 класс
Составитель:
учитель начальных классов
2 категории
Николаева Л.В
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Русский язык» 3 класс
Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего
образования по курсу «Русский язык» 2009. года и авторской программы по русскому языку для 3 класса автора Рамзаевой
Т.Г. 2009.г. Программа рассчитана на 5 часов в неделю (согласно БУП 2009 года). При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение русского языка в 3 классе составит 102 часа. В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:
Учебник «Русский язык» 3 класс в 2-х частях. Автор Рамзаева Т.Г., 2008г.
Тетрадь «Русский язык» 3 класс в 2-х частях. Авторы Рамзаева Т.Г., Савинкина Л.П., 2008г.
«Поурочные разработки по русскому языку» 3 класс. Авторы Дмитриева О.Д., Фефилова Е.П., 2008г.
УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2008-2009 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования по курсу «Русский язык». Работа над нормами литературного языка носит практическую направленность и проводится в течение всего учебного года в
связи с изучение разных тем по курсу русского языка, написанием изложений и сочинений.
Основная задача обучения русскому языку - развитие школьника как личностно-полноценно владеющей устной и письменной речью.
Конкретные задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразно
взаимосвязаны между собой:
владение речевой деятельностью в разных ее видах(чтение, письмо, говорение, слушание);
освоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики, лексики, морфемики;
формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений,
Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника. III класс занимает центральное место в обучении младших школьников русскому языку по всем разделам потому, что происходит формирование основных понятий курса: части речи, значимые части слова, предложение, словосочетание, текст, изучаются существенные признаки каждого из понятий и связи между ними, что чрезвычайно важно для усвоения языка и овладение речью. На основе знаний состава слова в 3 классе проводится формирование навыков правописания безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных в корне слова, а так же навыков правописание приставок.
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся по русскому языку на конец 3-го класса
Обучающиеся должны знать:
части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.
Обучающиеся должны уметь:
грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы: безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные; разделительные твёрдый и мягкий знаки; непроизносимые согласные; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода; не с глаголами; раздельное написание предлога со словами; знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательные знаки);
производить разбор слова по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
подбирать однокоренные слова разных частей речи;
распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имени существительных, род и число имён прилагательных, время и число глаголов;
изменять имена существительные по числам;
склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
изменять имена прилагательные по родам и числам в соответствии с родом и числом имени существительного;
писать изложения по коллективно составленному плану (обучающее);
распознавать вид текста - повествование, описание, рассуждение;
писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
составлять устный ответ-рассуждение.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач и др.);
работы со словарями;
соблюдения орфоэпических норм;
создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
овладения нормами русского речевого этикета.
3класс
РусскиЙ язык
Тематическое планирование №
п\п
| Наименование
раздела
программы
| Тема урока
| Количество часов
| Тип
урока
| Элементы содержания
урока
| Требования к уровню
подготовленности
учащихся
| Вид
контроля
| Элементы дополнительного содержания
| Домашнее задание
| Дата проведения
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 1
| Виды речевой деятельности. Слушание (аудирование). Говорение. Чтение
| Техника безопасности и охрана труда. Знакомство с книгой
| 1
| Комбинированный
| Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий); перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала. Закрепление гигиенических навыков письма. Правильное начертание букв и их соединений
| Учащиеся должны уметь: – различать произношение и написание слов; – находить способ проверки написания слов; – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения орфоэпических норм
| Фронтальный
|
|
|
|
| Повторение
изученного
во 2 классе.
Основные правила правописания
| 1
| Комбинированный
| Фронтальный, индивидуальный, работа в парах
|
| Упр. 4, 5*
|
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 2
|
| Предложение. Словосочетание
| 1
| Изучение нового материала
| Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие). Понимание на слух основной и второстепенной
| Учащиеся должны уметь без ошибок списывать несложный текст объемом 70–90 слов
| Фронтальный
|
| Упр. 10, 11*
|
|
|
| Текст
| 1
| Комбинированный
|
|
|
|
| Упр. 22, 23*
|
|
| Тема. Основная мысль текста
| 1
| Комбинированный
| Признаки текста
|
|
|
| Лексика
| Слово
| 1
| Комбинированный
| Слово и его значение. Словари русского языка и их использование в учебной деятельности и повседневной жизни
| Учащиеся должны знать\понимать: значимые части слова.
Учащиеся должны уметь распознавать произношение и написание слов
| Фронтальный
| Словарное богатство русского языка. Прямое и переносное значение слова.
| Упр. 29, 30*
|
|
| Слово, называющее предметы, признаки предметов
| 1
| Комбинированный
| Упр. 32, 33*
|
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
|
|
| Распознавание слов по вопросам
| 1
| Комбинированный
|
|
|
| Синонимы и антонимы:
| Упр. 36, 37*
|
|
|
| Слово и слог
| 1
| Комбинированный
| Деление слов на слоги
| Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых, сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей
и др.)
| Фронтальный, индивидуальный
| наблюдение в эталонных текстах, использование в речи
| Упр. 41, 42*
|
|
| Диктант. Слово
| 1
| Контрольный
| Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами
| Текущий
|
|
|
|
| Система языка (практическое усвоение). Фонетика и графика
| Звуки и буквы
| 1
| Комбинированный
| Звуки и буквы: гласные и согласные. Гласные ударные
и безударные
| Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать звуки речи
| Фронтальный
|
| Упр. 49, 50*
|
|
| Гласные звуки. Ударение. Произношение
| 1
| Комбинированный
| Гласные ударные
и безударные. Словесное ударение
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Упр. 56, 57*
|
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
|
|
| Обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков
| 1
| Комбинированный
| Звукобуквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове
|
| Фронтальный
|
| Упр. 60, 61*
|
|
|
| Упражнение в произношении и обозначении на письме ударных и безударных гласных звуков
| 1
| Комбинированный
|
|
| Фронтальный
|
| Упр. 66, 67*
|
|
| Согласные звуки
| 1
| Комбинированный
| Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые; парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Их различение
| Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать звуки речи
| Фронтальный
|
| Упр. 76, 77*
|
|
| Парные согласные звуки
| 1
| Комбинированный
| Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове
|
| Упр. 87, 88*
|
|
| Обозначение мягкости согласных
| 1
| Комбинированный
| Обозначение мягкости согласных
|
| Упр. 93, 94*
|
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
|
|
| Диктант. Гласные, согласные звуки
| 1
| Контрольный
| Звуки и буквы: гласные и согласные
| Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации
| Текущий
|
|
|
|
| Синтаксис
и пункту-
ация
| Предложение. Главные и второстепенные члены предложения
| 1
| Комбинированный
| Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие). Главные и второстепенные
| Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать предложение
| Фронтальный
| Различение и упо-требление в речи
| Упр. 3, 4*
|
|
|
| Подлежащее
и сказуемое
| 1
| Изучение нового материала
| Подлежащее и сказуемое
|
| Фронтальный
|
| Упр. 17, 18*
|
|
| Лексика
| Связь слов
в предложении
| 1
| Изучение нового материала
| Слово и его значение. Установление связи слов в предложении
| Учащиеся должны уметь различать произношение и написание слов
| Фронтальный
|
| Упр. 22, 23*
|
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
|
|
| Порядок слов
в предложении
| 1
| Изучение нового материала
| Порядок слов в предложении. Разновидности предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные); по эмоциональной окраске (интонации): предложения восклицательные и невосклицательные
|
|
|
|
|
|
|
| Распространенные предложения. Второстепенные члены предложения
| 1
| Изучение нового материала
|
| Фронтальный
|
| Упр. 29*
|
|
|
| Знаки препинания в конце предложения
| 1
| Комбинированный
| Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки
| Учащиеся должны знать\понимать:
– типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
– анализировать и кратко характеризовать предложения
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Упр. 35*
|
|
| Типы предложений
| 1
| Изучение нового материала
| Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений
| Фронтальный
|
| Упр. 41
|
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
|
|
| Логическое
ударение
| 1
| Изучение нового материала
| Логическое ударение (практическое усвоение)
| Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых, сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей
и др.)
| Фронтальный
|
| Упр. 54
|
|
|
| Предложения
с однородными членами
| 1
| Изучение нового материала
| Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но
| Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения орфоэпических норм
| Фронтальный
|
| Упр. 63
|
|
| Интонация
перечисления
| 1
| Изучение нового материала
| Интонация
перечисления
|
| Фронтальный
|
| Упр. 67
|
|
| Знаки препинания в предложениях с однородными членами
| 1
| Комбинированный
| Знаки препинания
в предложениях с однородными членами
| Учащиеся должны уметь: – использовать приобретенные знания и умения для овладения нормами
| Фронтальный
|
| Упр. 70
|
| |