Рабочая программа
по учебному курсу «Русский язык»
5 класс
Базовый уровень (210 часов)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»_______200_ г.
1.1Рабочая программа составлена на основе нормативных документов, определяющих содержание языкового образования:
Приказ Министерства образования и науки РФ №1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
2. Письмо Департамента государственной политики в образовании Мои Н РФ от 07.06.2005г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 года№2885 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный года.
4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
5.Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011г. № 04-997«О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012учебный год»
6.Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году» от 18.07.2011г № 103/4275
7.Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам от 02.09.2011г.
8.Учебный план МОУ Мичуринская СОШ на 2012 – 2013 учебный год.
А также на основе
федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования;
примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы для общеобразовательных учреждений М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской ,Н.М.Шанского; М. «Просвещение» 2010г. Рабочая программа соответствует требованиям к структуре и содержанию рабочих программ, изложенным в методическом письме ГОУ ДПО ЧИППКРО «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2012/2013 учебном году», в полной мере отражает требования ФКГОС. 1.2. Обоснование выбора программы и учебного комплекса
Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.Программа содержитотобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии,морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и название пунктуационных правил.Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся 5 класса.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 5 классе на базовом уровне основного общего образования в объеме 210 часов за год: 6 часов в неделю, 35 учебных недель.
Формы организации учебного процесса:
Формы обучения:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах;
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- изложения (выборочные, подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения;
- написание сочинений;
- письмо под диктовку;
- комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке:
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;
- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
продолжение текста;
редактирование;
конспектирование;
- участие в диалогах различных видов;
- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей);
- создание собственных письменных текстов;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- составление опорных схем и таблиц;
- работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;
- работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей
Согласно Федеральному закону «Об образовании» (изменения и дополнения от 25.06.2002 № 71-ФЗ, ст. 32, п.2, пп. 23) «образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за выбор учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.
Для решения вопроса о дидактическом и методическом обеспечении преподавания русского языка используется перечень-каталог учебно-методических изданий, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации (Приказ МО РФ от 23.12.2010г. №2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2012/2013 учебный год.
При формировании дидактико-методического комплекса образовательного учреждения по русскому языку учитывается ряд факторов, важнейшими из которых является наличие программного и учебно-методического обеспечения; соответствие УМК государственному стандарту; завершенность учебной линии; эффективность учебников. По данным критериям основными линиями учебников русского языка на ступени основной школы, используемых в образовательном учреждении, являются линия издательства «Просвещение» под ред. Н.М.Шанского (авторы:Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова) Обучение русскому языку ведётся на базовом уровне.
1.3.Перечень компонентов учебно-методического комплекса,
обеспечивающего реализацию рабочей программы (базовый учебник, дополнительная литература для учащихся и учителя)
Базовый учебник
| Литература для учащихся
| Литература для учителя
| Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова Учебник для 5класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2010г
| 1. Рабочая тетрадь. Г.А.Богданова 5 класс. Русский язык в 2-х частях. Москва. Издательский дом «Генжер» 2012г.
2. Рабочая тетрадь к учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. Авторы-составители: О.Б.Адаева, Л.И.Журавлева, М.Г.Саннокова, Е.М.Шадрина. Русский язык 5 класс. Челябинск. «Взгляд» 2009г.
|
1. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку к учебникам Т.А.Ладыженской и др. М. «Вако» 2011г.
2.Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 кл. М. «Просвещение» 2003г.
3. И.В.Карасева. Русский язык 5 класс. Поурочные планы по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. Волгоград. 2003г.
| 1.4. Цели обучения русскому языку
Изучение русского языка в 5 классе направлено на достижение следующих целей
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и
ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с очки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций.
1.5.Реализация НРК.Решение задач филологического образования в школе неразрывно связано с реализацией регионального компонента. Региональный компонент программы соотносится с Федеральным и составляет 10% содержания языкового образования в 5 классе (20 часов).Реализация регионального компонента осуществляется на основе рекомендаций Министерства образования и науки Челябинской области, преследующих цели: приобщение учащихся к важнейшим гуманитарным ценностям, к богатствам культуры, художественной литературы, к традициям русского народа, народов, населяющих наш регион, развитие эмоциональной культуры личности, чувства гражданственности, патриотизма.
В федеральном государственном образовательном стандарте уделяется особое внимание формированию культуроведческой компетенции, тесно связанной с национально-региональным компонентом, предполагающим воспитание у учащихся национального самосознания, представления о родном языке как форме выражения национальной культуры, как материальной и духовной ценности, национальном достоянии русского народа; осознание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка; овладение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения; формирование любви к родному языку, гордости за него.
Содержание регионального компонента учебного предмета «Русский язык» определяется тенденциями в развитии языкознания, актуализацией проблем коммуникации в современном мире, становлением коммуникативной культуры личности
При изучении регионального компонента рекомендуется использовать хрестоматию для учащихся «Литература России. Южный Урал». Курс «Литература России. Южный Урал» дополняет и расширяет курс русского языка за счет включения таких вопросов и понятий, как региональные формы культуры, региональная литература, «культурное гнездо» литературное краеведение на Урале, крупнейшие краеведы: В.Бирюков, А.Шмаков, А.Лазарев, Л. Гальцева и др., тематические и проблемные параллели между национальной литературой и литературой Южного Урала
№ урока
| Тема учебного занятия
| НРК
| 3
| Стили речи
| Стилистические возможности слов и выражений. Сейфуллина Л.И.
«Тургояк»
с. 86
| 17
| Р/Р. Текст. Тема текста.
| Фонотов М.С. «Бронза Аркаима» с.437.
| 29
| Виды предложений по цели высказывания.
| Употребление в речи различных по цели высказывания предложений. Татьяничева Л.К. «Я выхожу из электрички»
с. 203
| 41
| Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
| Власова С.К. «Тютьнярская старина» с. 258
| 45
| Предложения с обращениями.
| Употребление предложений с обращениями в речи.
Татьяничева Л.К. «Урал», «Дорога» с. 201
| 55
| Р/Р. Диалог
| Роль диалога и монолога.
Макаров К.М. «Ванька Жуков
из детдома».
с. 422
| 60
| Фонетика. Гласные звуки.
| Фонетический строй языка. (с.11)
Протасов В.А. «Мои школьные годы»
| 72
| Орфоэпия
| Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни.
| 77
| Слово и его лексическое значение.
| Толковые словари и их использование в повседневной жизни.
| 78
| Однозначные и многозначные слова.
| Однозначные и многозначные слова.
Горская А.Б. «Тёплый дом»
с. 381
| 105
| Буквы О – А в корне –РАСТ-, -РОС-
| Дышаленкова Р.
«Ссора» с. 408
| 115
| Имя существительное как часть речи.
| Стилистические возможности имён существительных. Кондратковская Н. «Тайсара–жёлтый жеребёнок»
С. 150
| 119
| Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных.
| «Путешествие» по малой родине
| 120
| Р/Р. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (упр. 496)
| Пермяк Е. «Перо и чернильница».
| 141
| Имя прилагательное как часть речи.
| Употребление имён прилагательных в речи.Фонотов М.С. «Горное озеро».
с. 447
| 148
| Морфологический разбор имени прилагательного
| Эпитет, сравнение, метафора. Шишов К.А. «Подснежники»
с. 363
| 154
| Р/Р. Сочинение
«Наши друзья – животные»
| Макаров К.М. «Джурка» с. 418
| 156
| Глагол как часть речи.
| Текстообразую -
щая роль глаголов. Сорокин В.В.
«Над Челябинскомдождь» с. 341
| 159
| Р/Р. Рассказ.
| Сорокин В.В. «Добрым быть».
с. 345
| 208
| Сочинение по личным впечатлениям.
|
| |