Скачать 5.78 Mb.
|
ЫҐ- x@ - Ђ я& -џ + + + + + + + 9 ґн! н! н! н! н! ч! Bн! 9& Q Љ& Љ& Љ& Љ& Љ& Љ& Љ& Љ& Љ& Њ& Њ& Њ& Њ& Њ& Њ& Є& 4 Ю& ! Є& + Є& Є& СТ µ ОТ АВТОРА Эта книга выросла из работы, проделанной автором в первой половине 60-х годов в Калифорнийском университете (в Беркли), а позднее, в 1987 году, изданной на английском языке в Окленде1. И только сейчас она приходит, наконец, к русскому читателю. Жанр этой книги - жизнь и творчество писателя - определяет характер изложения в ней материала. Автор стремится показать, как формировалось творчество Ивана Сергеевича Шмелева и как оно формировало его жизнь. Естественно, что жизнь и творчество художника рас- сматриваются здесь как одно целое. Творческая жизнь Шмелева прослеживается в книге хронологически. Повест- вование местами тормозится там, где фокус переносится на литературный анализ произведений писателя в главе или подглавке, посвященной соответствующему периоду его жизни. Репутация Шмелева как одного из крупнейших русских прозаиков утвердилась еще до революции 1917 года. В значительной мере она связана с появлением в 1911 году его романа <Человек из ресторана>. Талант Шмелева достиг большей зрелости и глубины в годы его эмиграции. | Произведения этого периода еще не вернулись на родину писателя в полном их объеме. Вот почему автор старается уделить им особое внимание, тем более что именно за рубежом вышли самые значительные книги Шмелева. В личном письме к автору этой монографии Борис Зайцев отмечал, что среди эмигрантских писателей Шмелев и Алданов были самыми популярными. Заявление это под- тверждает и Зинаида Шаховская. Она констатирует, что в то время как другие русские писатели переводились скупо, произведения Шмелева и Алданова появлялись в переводах на многие европейские языки2. Творческая судьба Шмелева сложилась драматично. Его разноречиво оценивали и на родине, и в эмигрантских кругах. С 1926 года его бойкотировали в СССР за <Солнце мертвых> (1923) - первое произведение, созданное писате- лем в эмиграции, в котором он правдиво описал послере- волюционную жизнь в Крыму. Именно <Солнце мертвых> стало причиной того, что Шмелев был воспринят тог- дашними правителями России как persona non grata, что выпало и на долю Бунина за его <Окаянные дни>. Но и среди эмигрантов ощущал Шмелев резкую амплитуду оценок: одни критики и собратья-писатели возвышали его, другие же или замалчивали его вершинные произведения, или были недоброжелательны. И лишь начиная с 50-х годов приходит истинное признание Шмелева. Во Франции, США, Германии появ- ляются исследовательские работы и воспоминания о писа- теле, переиздаются его произведения, выходят архивные публикации. Открываются шлюзы для книг Шмелева и на его родине. В I960 и 1966 годах в московском издательстве .<Художе- ственная литература> вышли два сборника повестей и рассказов Шмелева, куда были включены и вещи, написан- ные в эмиграции3. В 1964 году на страницах журнала <Новый мир> были опубликованы главы из книги Шмелева <Лето Господне> - под заглавием <Из прошлого>4. Такое сглаженное заглавие было дано, возможно, для того, чтобы избежать религиозного звучания публикуемьк текстов. Время печатать Шмелева как <истого почвенника> с кор- нями, глубоко сидящими в Москве, было наиболее подхо- дящим в связи с развивавшимся в те годы в русской советской литературе неопочвенничеством. Последующая постепенная реабилитация Шмелева в СССР проявлялась в том, что имя его начали включать в учебники истории литературы, вышли отдельные публикации его переписки, а позднее - и статьи о некоторых аспектах его творчества. Шмелев принадлежал к группе русских писателей, ко- торые вызвали последний крупный расцвет русского критического реализма в начале XX века. Эти писатели школы М. Горького - Л. Андреева, прозванной так по двум наиболее известным ее представителям, группировались вокруг горьковского издательства <Знание>. Писателей этой школы современная им критика называла неореалистами. Они, разумеется, отличались друг от друга, но все стояли в оппозиции к школе символистов, стремясь сохранить истоки более ранней литературной традиции. Направление это, однако, не было возвратом к критическому реализму, скорее оно было диалектическим движением вперед, синтезирующим старый реализм с элементами мо- дернизма. От первого писатели этого направления сохра- няли фактическую точность изображения и тенденцию к заинтересованности в социальных проблемах, от последнего они заимствовали интерес к темам распада, смерти, откло- нений от норм в человеческой психике, а также обостренное внимание к архитектонике произведения, к использованию в нем символов и эксперименту в форме. Изображение быта, которому реалисты придавали важ- ное значение per se', становилось в то же время оружием в арсенале литературной полемики. Такая полемика велась, например, с писателями, которые отходили от путей реализма, в чем упрекали, в частности, Леонида Андреева. В письме ИА. Белоусову в 1913 году Шмелев пишет в явно полемической тональности: <Андреев рвется в облака, Куприн пятится назад... я... привык по земле ходить и люблю земной дух. И никогда сей дух не выкурится, пока жива будет русская литература>5. А когда Шмелева спросили, как он определил бы свою литературную манеру, он ответил, избегая категоричности: Моя литературная манера? Моя школа? Что же: одни зовут меня реалистом, другие неореалистом, но я сам себя никак не называю. Знаю лишь, что я люблю светлую, солнечную, полнокровную русскую форму слова, и люблю, чувствуя его реальным и осязаемым, мужественный, звучный и вместе с тем нежный и гибкий язык, музыка которого волнует однов- ременно и тебя самого и твоих слушателей, язык Пушкина, Гоголя, Тургенева и Толстого6. Ранний период творчества Шмелева, отличавшийся его интересом к социальным проблемам и несколько сентимен- тальным подходом к своим героям, сменяется временем, когда в шмелевских произведениях начинает доминировать более объективный творческий метод. Работая над разными * самому по себе (лат.). МОСКОВИАНА жанрами (повестью, рассказом, очерком), Шмелев отшлифовывает свой стиль и достигает большей его возник сложный внутренний конфликт писателя, его разо- чарование в происходящем, то гибель сына только прочнее утвердила последующее неприятие им революции. Шмелев достоверно узнал о расстреле сына уже в Париже, что и закрепило его решение не возвращаться на родину, откуда он уехал в 1922 году. Творчество Шмелева, таким образом, можно разделить на два основных периода-до- и послереволюционный. Первый был вызван романтической верой писателя в революцию как носительницу обновленной жизни в России. Второй, идеологически противоположный, начался обвинительным актом революции - знаменитым <Солн- цем мертвых> Шмелева - и завершился апофеозом традиционной Московии в самых оригинальных вещах писателя - его диптихе <Лето Господне> и <Богомолье>. Таков путь Шмелева - писателя широкого диапазона. Он вступил в литературу как продолжатель гуманистических традиций русского реализма, стяжав себе известность как <художник обездоленных>, а в эмиграции волновал сердца как <бытописатель русского благочестия>'. Одно из отличительных свойств шмелевской манеры творчества - страстность и способность заразить ею чита- теля, пишет ли он о лакее из ресторана (<Человек из ресторана>), или о еврейском погроме (<Служители прав- ды>), или о богомольцах на пути в Троице-Сергиеву Лавру * Определяя особенности художнической эволюции Шмелева, автор ^уой книги опирается на заглавия двух статей о творчестве писателя - В. Львова-Рогачевского и архиепископа Чикагского и Детройтского Серафима. (<Богомолье>). Эта заразительность в одинаковой степени волновала и критиков марксистского толка, и пастырей православной церкви, и маститых литературоведов, и рядо- вых читателей. Шмелев в совершенстве владел искусством сюжетосло- жения и создавал романы с интереснейшими фабулами, о чем свидетельствуют его <Няня из Москвы> и <Пути небесные>. Естественно, что при рассмотрении шмелевских произведений не раз придется обращаться к понятиям <фабула> и <сюжет>, употребление которых в литературове- дении до сих пор неоднозначно. Обращаясь к этим понятиям, автор книги опирается на их трактовку, данную Б. Томашевским. Фабулой он называет <совокупность со- бытий в их взаимной внутренней связи>, а сюжетом- <художественно построенное распределение событий в произведении>7. Встает вопрос и о жанровом своеобразии произведений Шмелева. Писатель тяготел к очерковой форме, в которой достиг совершенства. Недаром такие, лучшие его произве- дения, как <Солнце мертвых>, <Лето Господне>, <Богомолье>, выросли на основе очеркового письма, лирически переос- мысленного и художнически проникновенного. Другая излюбленная форма повествования у Шмелева-сказ. В нем писатель не имел равных среди современников. Кроме ряда рассказов и повестей, в сказовой манере целиком написаны романы <Человек из ресторана> и <Няня из Москвы>. Это сквозная проблема творчества Шмелева. Необходимо оспорить мнение некоторых критиков, ут- верждающих, что только в эмиграции Шмелев стал писа- телем национальным. Это опровергается письмом Горького к Шмелеву еще в марте 1910 года с Капри, в котором Горький подчеркивает именно струну русскости и любви к России, характерные уже для раннего творчества Шмелева, чья художественная сила была направлена на изображение различных сторон русской жизни. В разработке этой темы писатель обнаружил удивительное ощущение русского пейзажа, знание психологии простого русского человека, редкое словесное мастерство и художническую искренность, что выделило Шмелева в глазах Горького среди его соб- ратьев-писателей: МОСКОВИАНА ...Вы так хорошо - горячо, нежно и верно - говорите о России,- редко приходится слышать такие песни в честь ее, и волнуют они меня - до слез!.. Это отношение к стране я понимаю, и в этом смысле я тоже - националист, если хотите... ибо верю в некоторые прирожденные особенности народа... Но... будем говорить просто о любви к березам, осинам, волкам, снегам и вьюгам и-о любви к русским людям... Это у Вас есть, а-в моих глазах-это залог тому, что Вы способны спеть прекрасные... песни...8 Неудивительно,что для тональности своих <песен> Иван Шмелев нашел ключ в Замоскворечье своего детства. Из этого источника черпал писатель ощущение подлинного русского мировосприятия, что питало всю его творческую жизнь. Тонко и проникновенно уловил это русский религиозный философ и критик Иван Ильин: Шмелев недаром родился и вырос в Москве, где русский дух начал гнездиться и роиться и накапливать свои богатства - и нетленные, и исчезновенные - с девято-десятого века,- в этом стародавнем колодце русскости, и притом великорус- скости... Вот откуда у Шмелева эта национальная почвенность, этот неразвеянный, нерастраченный, первоначально крепкий экс- тракт русскости9. Неповторимо и глубоко своеобразно отображает Шмелев духовный склад национально-традиционной Московии. Это - центральная, стержневая тема его творчества. Так что писать о Шмелеве - значит писать и о его Москве. А отсюда и название этой книги - <Московиана>. Предлагая вниманию читателей книгу о Шмелеве, автор заново пересмотрел весь ее текст, дополнил его существен- ными для понимания творческой жизни писателя ма- териалами, уточнил некоторые концепции и трактовки. Чтобы не отяжелять рассказ о жизни и творчестве Шмелева указаниями на источники цитат, использованных архивных документов и мемуаров, некоторыми пояснениями по ходу повествования, все эти пояснения и ссылки даются в конце книги, в разделе <Примечания>. В подстрочные примечания вынесены переводы иностранных слов и выражений и самые необходимые по содержанию уточнения. ГЛАВА ПЕРВАЯ Детство и отрочество Ивана Шмелева ...в Москве, бок о бок с громы- хающей мостовой, существовало заманчивое тишиной и привольем царство- Прошлое, детское!.. О, как надо беречь его, беречь это бесценное, детское!.. И. Шмелев. Светлая страница Мальчик из Замоскворечья Иван Сергеевич Шмелев родился в Кадашевской слободе Замоскворечья в 1873 году, поздней сентябрьской ночью, 21-го числа2. Дом на Калужской улице', 13, в котором он родился, был построен его прадедом Иваном. Замоскво- речье, населенное преимущественно московским купечест- вом, было особым миром, где бытовали свои обычаи и культура, основанная на народных традициях русского православия. Калужская улица времени детства Шмелева являлась одной из главных артерий Москвы, по которой шло ожив- ленное движение телег, колясок, бричек-летом, а зимой - саней из зажиточного Замоскворечья в близлежащие и более отдаленные села и города. В летнее время, особенно в праздничные дни, улица оживлялась: москвичи оставляли пыльный город и устремлялись <на природу>. В сторону Воробьевых гор мчались извозчичьи пролетки, ехали конки, везя народ из города; шли мороженщики, опоясанные полотенцем, заметные издалека по бочоночкам мороженого на голове, разносчики с апельсинами, пряниками; двига- лись тележки с яблоками и орехами, с квасом для прохлаж- дения; шли люди из города с узелками навещать больных в городских больницах и богадельнях, расположенных вдоль Калужской улицы; лихачи катили москвичей в Нескучный сад, любимое место свиданий, или же на пикник на Воробьевы горы, оттуда народ победнее любовался прекрас- Б. Калужская улица в 1950-е годы переименована в Ленинский проспект. 10 МОСКОВИАНА ным видом на Москву со склонов гор, а люди побогаче - из знаменитого трактира Крынкина, удачно расположенно- го <на самом торчке>3. Параллельно Калужской улице вдоль Москвы-реки были сосредоточены дела трех поколении Шмелевых; фактически их материальное состояние зависело от <речных> предпри- ятий - портомоен, купален, проката лодок, расположенных от Крымского моста до Воробьевых гор. Пространство между Москвой-рекой и Калужской улицей занимал огром- ный тенистый Мещанский сад, окружавший Мещанское училище, приют, богадельню и больницы. Далее за Калуж- ской заставой простирался Нескучный сад, а за ним следовали частные парки с домами-дачами, сливавшимися с рощами Воробьевых гор. Семья Шмелевых имела старинные корни в Москве. Предки писателя были государственными крестьянами, чье родословие восходило к XVII веку, к Морозовскому гнезду старообрядцев; Шмелевы тогда проживали в деревне Гус- лицы Богородского уезда близ Москвы. Вот как сам Иван Сергеевич писал о своих исторических корнях: Мои предки сами чуть-чуть <исторические>. Один из них (читал в старинных актах) бился за старую веру в Успенском соборе и на <пре> при царевне Софии: она велела спорщиков разгонять батожьем. Читал я и смеялся, написано: <Шмелев из начетчиков>. Думаю, из нашего рода: наш род из Гуслицкой волости, Богородского уезда, Московской губернии, самого гнезда старообрядческого, Морозовского4. Незадолго до нашествия Наполеона шмелевский прадед Иван с молодой женой Устиньей покинул Гуслицы, на телеге, запряженной одной лошадью, приехал в Москву и обосновался на Калужской улице, где построил деревянный дом, как раз и ставший впоследствии местом рождения правнука-писателя. Шмелевы стали торговать щепным товаром, привозя его из окружающих сел, главным обра- зом - из Сергиева посада. А после изгнания Наполеона из Москвы дело Шмелевых стало особенно процветать, так как Москва стала оживленно отстраиваться. Еще в раннем детстве слышал маленький Ваня семей- ные истории, которые рассказывала в свое время прабабка Устинья: о том, как Москва горела, как его прадед с другими мужиками по ночам ходил на Воробьевы горы <ловить |
Смысл жизни оглавление «Крушении кумиров». И эта вторая книжка, подобно первой, будучи выражением личных верований автора, выросла в связи с беседами и... | Темы рефератов по курсу «Конфликтология» Особенности развития теории конфликта во второй половине XIX и первой половине XX веков | ||
«ссср во второй половине 50-х первой половине 60-х гг XX в» А прочтите фрагмент из выступления Г. М. Маленкова на Пленуме ЦК кпсс. Когда происходили эти события? | Урок на тему: «Художественная культура первой половины XIX в. Быт и обычаи» Цель: охарактеризовать особенности развития культуры России в первой половине 19 в | ||
Налоговый навигатор по важнейшим документам, обнародованным во второй... Экономика – это наука о том, как общество использует определенные, ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет... | В. Н. Виноградов является автором нескольких научных публикаций и... Балканскому вопросу, автором учебных пособий по новой и новейшей истории, истории зарубежных стран. Данный реферат написан по статье... | ||
Урок по теме «Русская культура в первой половине XIX века» Охарактеризовать феномен русской культуры первой половины XIX века, вызванный расположением страны на стыке Востока и Запада? | Законы счастливой жизни (книга 2) Книга построена в виде живой дискуссии между автором и читателем. Она иллюстрирована юмористическими рисунками, полна живых обсуждений,... | ||
Ц. М. Чикаидзе Проблема арабского единства и политика Великобритании... Проблема арабского единства и политика Великобритании на Арабском Востоке в первой половине XX в | Книга не просто «позволяет задуматься» Эта книга о жизни самого обычного человека. Самого обычного российского парня. Среднестатистического. Выросшего в обычной семье.... | ||
Концепция развития направления «Немецкие этнокультурные молодежные... Концепция развития направления «Немецкие этнокультурные молодежные отряды» в 2013 – первой половине 2014 года | Забота йогов о физическом теле. 3 Наука «Йога» разделяется на несколько отраслей. Из них главные и больше других известные: Хатха-Йога, Раджа-Йога, Карма-Йога и Жнани-Йога.... | ||
Если бы я была учителем… Когда я была маленькой, я часто представляла себя в роли учителя, но сейчас я выросла и считаю, что эта профессия не такая простая,... | Роман Баканов «книга жалоб» «Книга жалоб» на телевидение. Эволюция газетной телевизионной критики в Российской Федерации 1991 – 2000 годов / Р. П. Баканов. –... | ||
Список рефератОВ Политика тверских князей в отношении Москвы и Золотой Орды в первой половине ХIV в | Урока «Внутренняя политика Николая I» Данный урок является 10-ым в системе изучения «России в первой половине 19 века», но первым по теме «Николаевская Россия» |