Эта книга выросла из работы, проделанной автором в первой половине 60-х годов в Калифорнийском





НазваниеЭта книга выросла из работы, проделанной автором в первой половине 60-х годов в Калифорнийском
страница1/46
Дата публикации01.10.2014
Размер5.78 Mb.
ТипКнига
100-bal.ru > Литература > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   46
ЫҐ- x@ - Ђ ­ 
я&



+
+ +
+
+
+
+


9
ґн!

н!

н!

н!

н!

ч!

Bн!

9&

Q Љ&

Љ&

Љ&

Љ&

Љ&

Љ&

Љ&

Љ&

Љ&

Њ&

Њ&

Њ&

Њ&

Њ&

Њ&

  Є&

4 Ю&

! Є&

+
Є&

Є&

СТ µ

ОТ АВТОРА

Эта книга выросла из работы, проделанной автором в

первой половине 60-х годов в Калифорнийском

университете (в Беркли), а позднее, в 1987 году, изданной

на английском языке в Окленде1. И только сейчас она

приходит, наконец, к русскому читателю.

Жанр этой книги - жизнь и творчество писателя -

определяет характер изложения в ней материала. Автор

стремится показать, как формировалось творчество Ивана

Сергеевича Шмелева и как оно формировало его жизнь.

Естественно, что жизнь и творчество художника рас-

сматриваются здесь как одно целое. Творческая жизнь

Шмелева прослеживается в книге хронологически. Повест-

вование местами тормозится там, где фокус переносится

на литературный анализ произведений писателя в главе

или подглавке, посвященной соответствующему периоду

его жизни.

Репутация Шмелева как одного из крупнейших русских

прозаиков утвердилась еще до революции 1917 года. В

значительной мере она связана с появлением в 1911 году

его романа <Человек из ресторана>. Талант Шмелева достиг

большей зрелости и глубины в годы его эмиграции.

| Произведения этого периода еще не вернулись на родину

писателя в полном их объеме. Вот почему автор старается

уделить им особое внимание, тем более что именно за

рубежом вышли самые значительные книги Шмелева. В

личном письме к автору этой монографии Борис Зайцев

отмечал, что среди эмигрантских писателей Шмелев и

Алданов были самыми популярными. Заявление это под-

тверждает и Зинаида Шаховская. Она констатирует, что в

то время как другие русские писатели переводились скупо,

произведения Шмелева и Алданова появлялись в переводах

на многие европейские языки2.

Творческая судьба Шмелева сложилась драматично. Его

разноречиво оценивали и на родине, и в эмигрантских

кругах. С 1926 года его бойкотировали в СССР за <Солнце

мертвых> (1923) - первое произведение, созданное писате-

лем в эмиграции, в котором он правдиво описал послере-

волюционную жизнь в Крыму. Именно <Солнце мертвых>

стало причиной того, что Шмелев был воспринят тог-

дашними правителями России как persona non grata, что

выпало и на долю Бунина за его <Окаянные дни>. Но и

среди эмигрантов ощущал Шмелев резкую амплитуду

оценок: одни критики и собратья-писатели возвышали его,

другие же или замалчивали его вершинные произведения,

или были недоброжелательны.

И лишь начиная с 50-х годов приходит истинное

признание Шмелева. Во Франции, США, Германии появ-

ляются исследовательские работы и воспоминания о писа-

теле, переиздаются его произведения, выходят архивные

публикации.

Открываются шлюзы для книг Шмелева и на его родине.

В I960 и 1966 годах в московском издательстве .<Художе-

ственная литература> вышли два сборника повестей и

рассказов Шмелева, куда были включены и вещи, написан-

ные в эмиграции3. В 1964 году на страницах журнала

<Новый мир> были опубликованы главы из книги Шмелева

<Лето Господне> - под заглавием <Из прошлого>4. Такое

сглаженное заглавие было дано, возможно, для того, чтобы

избежать религиозного звучания публикуемьк текстов.

Время печатать Шмелева как <истого почвенника> с кор-

нями, глубоко сидящими в Москве, было наиболее подхо-

дящим в связи с развивавшимся в те годы в русской

советской литературе неопочвенничеством. Последующая

постепенная реабилитация Шмелева в СССР проявлялась

в том, что имя его начали включать в учебники истории

литературы, вышли отдельные публикации его переписки,

а позднее - и статьи о некоторых аспектах его творчества.

Шмелев принадлежал к группе русских писателей, ко-

торые вызвали последний крупный расцвет русского

критического реализма в начале XX века. Эти писатели

школы М. Горького - Л. Андреева, прозванной так по двум

наиболее известным ее представителям, группировались

вокруг горьковского издательства <Знание>. Писателей этой

школы современная им критика называла неореалистами.

Они, разумеется, отличались друг от друга, но все стояли

в оппозиции к школе символистов, стремясь сохранить

истоки более ранней литературной традиции. Направление

это, однако, не было возвратом к критическому реализму,

скорее оно было диалектическим движением вперед,

синтезирующим старый реализм с элементами мо-

дернизма. От первого писатели этого направления сохра-

няли фактическую точность изображения и тенденцию к

заинтересованности в социальных проблемах, от последнего

они заимствовали интерес к темам распада, смерти, откло-

нений от норм в человеческой психике, а также обостренное

внимание к архитектонике произведения, к использованию

в нем символов и эксперименту в форме.

Изображение быта, которому реалисты придавали важ-

ное значение per se', становилось в то же время оружием

в арсенале литературной полемики. Такая полемика велась,

например, с писателями, которые отходили от путей

реализма, в чем упрекали, в частности, Леонида Андреева.

В письме ИА. Белоусову в 1913 году Шмелев пишет в явно

полемической тональности: <Андреев рвется в облака,

Куприн пятится назад... я... привык по земле ходить и люблю

земной дух. И никогда сей дух не выкурится, пока жива

будет русская литература>5. А когда Шмелева спросили, как

он определил бы свою литературную манеру, он ответил,

избегая категоричности:

Моя литературная манера? Моя школа? Что же: одни зовут

меня реалистом, другие неореалистом, но я сам себя никак

не называю. Знаю лишь, что я люблю светлую, солнечную,

полнокровную русскую форму слова, и люблю, чувствуя его

реальным и осязаемым, мужественный, звучный и вместе с

тем нежный и гибкий язык, музыка которого волнует однов-

ременно и тебя самого и твоих слушателей, язык Пушкина,

Гоголя, Тургенева и Толстого6.

Ранний период творчества Шмелева, отличавшийся его

интересом к социальным проблемам и несколько сентимен-

тальным подходом к своим героям, сменяется временем,

когда в шмелевских произведениях начинает доминировать

более объективный творческий метод. Работая над разными

* самому по себе (лат.).

МОСКОВИАНА

жанрами (повестью, рассказом, очерком), Шмелев отшлифовывает свой стиль и достигает большей его

возник сложный внутренний конфликт писателя, его разо- чарование в происходящем, то гибель сына только прочнее

утвердила последующее неприятие им революции. Шмелев

достоверно узнал о расстреле сына уже в Париже, что и

закрепило его решение не возвращаться на родину, откуда

он уехал в 1922 году.

Творчество Шмелева, таким образом, можно разделить

на два основных периода-до- и послереволюционный.

Первый был вызван романтической верой писателя в

революцию как носительницу обновленной жизни в России.

Второй, идеологически противоположный, начался

обвинительным актом революции - знаменитым <Солн-

цем мертвых> Шмелева - и завершился апофеозом

традиционной Московии в самых оригинальных вещах

писателя - его диптихе <Лето Господне> и <Богомолье>.

Таков путь Шмелева - писателя широкого диапазона. Он

вступил в литературу как продолжатель гуманистических

традиций русского реализма, стяжав себе известность как

<художник обездоленных>, а в эмиграции волновал сердца

как <бытописатель русского благочестия>'.

Одно из отличительных свойств шмелевской манеры

творчества - страстность и способность заразить ею чита-

теля, пишет ли он о лакее из ресторана (<Человек из

ресторана>), или о еврейском погроме (<Служители прав-

ды>), или о богомольцах на пути в Троице-Сергиеву Лавру
* Определяя особенности художнической эволюции Шмелева, автор

^уой книги опирается на заглавия двух статей о творчестве писателя -

В. Львова-Рогачевского и архиепископа Чикагского и Детройтского

Серафима.
(<Богомолье>). Эта заразительность в одинаковой степени

волновала и критиков марксистского толка, и пастырей

православной церкви, и маститых литературоведов, и рядо-

вых читателей.

Шмелев в совершенстве владел искусством сюжетосло-

жения и создавал романы с интереснейшими фабулами, о

чем свидетельствуют его <Няня из Москвы> и <Пути

небесные>. Естественно, что при рассмотрении шмелевских

произведений не раз придется обращаться к понятиям

<фабула> и <сюжет>, употребление которых в литературове-

дении до сих пор неоднозначно. Обращаясь к этим

понятиям, автор книги опирается на их трактовку, данную

Б. Томашевским. Фабулой он называет <совокупность со-

бытий в их взаимной внутренней связи>, а сюжетом-

<художественно построенное распределение событий в

произведении>7.

Встает вопрос и о жанровом своеобразии произведений

Шмелева. Писатель тяготел к очерковой форме, в которой

достиг совершенства. Недаром такие, лучшие его произве-

дения, как <Солнце мертвых>, <Лето Господне>, <Богомолье>,

выросли на основе очеркового письма, лирически переос-

мысленного и художнически проникновенного. Другая

излюбленная форма повествования у Шмелева-сказ. В

нем писатель не имел равных среди современников. Кроме

ряда рассказов и повестей, в сказовой манере целиком

написаны романы <Человек из ресторана> и <Няня из

Москвы>. Это сквозная проблема творчества Шмелева.

Необходимо оспорить мнение некоторых критиков, ут-

верждающих, что только в эмиграции Шмелев стал писа-

телем национальным. Это опровергается письмом Горького

к Шмелеву еще в марте 1910 года с Капри, в котором

Горький подчеркивает именно струну русскости и любви к

России, характерные уже для раннего творчества Шмелева,

чья художественная сила была направлена на изображение

различных сторон русской жизни. В разработке этой темы

писатель обнаружил удивительное ощущение русского

пейзажа, знание психологии простого русского человека,

редкое словесное мастерство и художническую искренность,

что выделило Шмелева в глазах Горького среди его соб-

ратьев-писателей:

МОСКОВИАНА

...Вы так хорошо - горячо, нежно и верно - говорите о

России,- редко приходится слышать такие песни в честь ее,

и волнуют они меня - до слез!.. Это отношение к стране я

понимаю, и в этом смысле я тоже - националист, если

хотите... ибо верю в некоторые прирожденные особенности

народа...

Но... будем говорить просто о любви к березам, осинам,

волкам, снегам и вьюгам и-о любви к русским людям... Это

у Вас есть, а-в моих глазах-это залог тому, что Вы

способны спеть прекрасные... песни...8

Неудивительно,что для тональности своих <песен> Иван

Шмелев нашел ключ в Замоскворечье своего детства. Из

этого источника черпал писатель ощущение подлинного

русского мировосприятия, что питало всю его творческую

жизнь. Тонко и проникновенно уловил это русский

религиозный философ и критик Иван Ильин:

Шмелев недаром родился и вырос в Москве, где русский дух

начал гнездиться и роиться и накапливать свои богатства -

и нетленные, и исчезновенные - с девято-десятого века,- в

этом стародавнем колодце русскости, и притом великорус-

скости...

Вот откуда у Шмелева эта национальная почвенность, этот

неразвеянный, нерастраченный, первоначально крепкий экс-

тракт русскости9.

Неповторимо и глубоко своеобразно отображает Шмелев

духовный склад национально-традиционной Московии.

Это - центральная, стержневая тема его творчества. Так что

писать о Шмелеве - значит писать и о его Москве. А отсюда

и название этой книги - <Московиана>.

Предлагая вниманию читателей книгу о Шмелеве, автор

заново пересмотрел весь ее текст, дополнил его существен-

ными для понимания творческой жизни писателя ма-

териалами, уточнил некоторые концепции и трактовки.

Чтобы не отяжелять рассказ о жизни и творчестве Шмелева

указаниями на источники цитат, использованных архивных

документов и мемуаров, некоторыми пояснениями по ходу

повествования, все эти пояснения и ссылки даются в конце

книги, в разделе <Примечания>. В подстрочные примечания

вынесены переводы иностранных слов и выражений и

самые необходимые по содержанию уточнения.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Детство и отрочество Ивана Шмелева

...в Москве, бок о бок с громы-

хающей мостовой, существовало заманчивое тишиной и привольем царство-

Прошлое, детское!.. О, как надо беречь его, беречь это бесценное, детское!.. И. Шмелев.

Светлая страница

Мальчик из Замоскворечья

Иван Сергеевич Шмелев родился в Кадашевской слободе

Замоскворечья в 1873 году, поздней сентябрьской ночью,

21-го числа2. Дом на Калужской улице', 13, в котором он

родился, был построен его прадедом Иваном. Замоскво-

речье, населенное преимущественно московским купечест-

вом, было особым миром, где бытовали свои обычаи и

культура, основанная на народных традициях русского

православия.

Калужская улица времени детства Шмелева являлась

одной из главных артерий Москвы, по которой шло ожив-

ленное движение телег, колясок, бричек-летом, а зимой -

саней из зажиточного Замоскворечья в близлежащие и

более отдаленные села и города. В летнее время, особенно

в праздничные дни, улица оживлялась: москвичи оставляли

пыльный город и устремлялись <на природу>. В сторону

Воробьевых гор мчались извозчичьи пролетки, ехали конки,

везя народ из города; шли мороженщики, опоясанные

полотенцем, заметные издалека по бочоночкам мороженого

на голове, разносчики с апельсинами, пряниками; двига-

лись тележки с яблоками и орехами, с квасом для прохлаж-

дения; шли люди из города с узелками навещать больных

в городских больницах и богадельнях, расположенных вдоль

Калужской улицы; лихачи катили москвичей в Нескучный

сад, любимое место свиданий, или же на пикник на

Воробьевы горы, оттуда народ победнее любовался прекрас-

Б. Калужская улица в 1950-е годы переименована в Ленинский

проспект.

10

МОСКОВИАНА

ным видом на Москву со склонов гор, а люди побогаче -

из знаменитого трактира Крынкина, удачно расположенно-

го <на самом торчке>3.

Параллельно Калужской улице вдоль Москвы-реки были

сосредоточены дела трех поколении Шмелевых; фактически

их материальное состояние зависело от <речных> предпри-

ятий - портомоен, купален, проката лодок, расположенных

от Крымского моста до Воробьевых гор. Пространство

между Москвой-рекой и Калужской улицей занимал огром-

ный тенистый Мещанский сад, окружавший Мещанское

училище, приют, богадельню и больницы. Далее за Калуж-

ской заставой простирался Нескучный сад, а за ним

следовали частные парки с домами-дачами, сливавшимися

с рощами Воробьевых гор.

Семья Шмелевых имела старинные корни в Москве.

Предки писателя были государственными крестьянами, чье

родословие восходило к XVII веку, к Морозовскому гнезду

старообрядцев; Шмелевы тогда проживали в деревне Гус-

лицы Богородского уезда близ Москвы. Вот как сам Иван

Сергеевич писал о своих исторических корнях:

Мои предки сами чуть-чуть <исторические>. Один из них

(читал в старинных актах) бился за старую веру в Успенском

соборе и на <пре> при царевне Софии: она велела спорщиков

разгонять батожьем. Читал я и смеялся, написано: <Шмелев

из начетчиков>. Думаю, из нашего рода: наш род из Гуслицкой

волости, Богородского уезда, Московской губернии, самого

гнезда старообрядческого, Морозовского4.

Незадолго до нашествия Наполеона шмелевский прадед

Иван с молодой женой Устиньей покинул Гуслицы, на

телеге, запряженной одной лошадью, приехал в Москву и

обосновался на Калужской улице, где построил деревянный

дом, как раз и ставший впоследствии местом рождения

правнука-писателя. Шмелевы стали торговать щепным

товаром, привозя его из окружающих сел, главным обра-

зом - из Сергиева посада. А после изгнания Наполеона из

Москвы дело Шмелевых стало особенно процветать, так как

Москва стала оживленно отстраиваться.

Еще в раннем детстве слышал маленький Ваня семей-

ные истории, которые рассказывала в свое время прабабка

Устинья: о том, как Москва горела, как его прадед с другими

мужиками по ночам ходил на Воробьевы горы <ловить

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   46

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Эта книга выросла из работы, проделанной автором в первой половине 60-х годов в Калифорнийском iconСмысл жизни оглавление
«Крушении кумиров». И эта вторая книжка, подобно первой, будучи выражением личных верований автора, выросла в связи с беседами и...
Эта книга выросла из работы, проделанной автором в первой половине 60-х годов в Калифорнийском iconТемы рефератов по курсу «Конфликтология»
Особенности развития теории конфликта во второй половине XIX и первой половине XX веков
Эта книга выросла из работы, проделанной автором в первой половине 60-х годов в Калифорнийском icon«ссср во второй половине 50-х первой половине 60-х гг XX в»
А прочтите фрагмент из выступления Г. М. Маленкова на Пленуме ЦК кпсс. Когда происходили эти события?
Эта книга выросла из работы, проделанной автором в первой половине 60-х годов в Калифорнийском iconУрок на тему: «Художественная культура первой половины XIX в. Быт и обычаи»
Цель: охарактеризовать особенности развития культуры России в первой половине 19 в
Эта книга выросла из работы, проделанной автором в первой половине 60-х годов в Калифорнийском iconНалоговый навигатор по важнейшим документам, обнародованным во второй...
Экономика – это наука о том, как общество использует определенные, ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет...
Эта книга выросла из работы, проделанной автором в первой половине 60-х годов в Калифорнийском iconВ. Н. Виноградов является автором нескольких научных публикаций и...
Балканскому вопросу, автором учебных пособий по новой и новейшей истории, истории зарубежных стран. Данный реферат написан по статье...
Эта книга выросла из работы, проделанной автором в первой половине 60-х годов в Калифорнийском iconУрок по теме «Русская культура в первой половине XIX века»
Охарактеризовать феномен русской культуры первой половины XIX века, вызванный расположением страны на стыке Востока и Запада?
Эта книга выросла из работы, проделанной автором в первой половине 60-х годов в Калифорнийском iconЗаконы счастливой жизни (книга 2)
Книга построена в виде живой дискуссии между автором и читателем. Она иллюстрирована юмористическими рисунками, полна живых обсуждений,...
Эта книга выросла из работы, проделанной автором в первой половине 60-х годов в Калифорнийском iconЦ. М. Чикаидзе Проблема арабского единства и политика Великобритании...
Проблема арабского единства и политика Великобритании на Арабском Востоке в первой половине XX в
Эта книга выросла из работы, проделанной автором в первой половине 60-х годов в Калифорнийском iconКнига не просто «позволяет задуматься»
Эта книга о жизни самого обычного человека. Самого обычного российского парня. Среднестатистического. Выросшего в обычной семье....
Эта книга выросла из работы, проделанной автором в первой половине 60-х годов в Калифорнийском iconКонцепция развития направления «Немецкие этнокультурные молодежные...
Концепция развития направления «Немецкие этнокультурные молодежные отряды» в 2013 – первой половине 2014 года
Эта книга выросла из работы, проделанной автором в первой половине 60-х годов в Калифорнийском iconЗабота йогов о физическом теле. 3
Наука «Йога» разделяется на несколько отраслей. Из них главные и больше других известные: Хатха-Йога, Раджа-Йога, Карма-Йога и Жнани-Йога....
Эта книга выросла из работы, проделанной автором в первой половине 60-х годов в Калифорнийском iconЕсли бы я была учителем…
Когда я была маленькой, я часто представляла себя в роли учителя, но сейчас я выросла и считаю, что эта профессия не такая простая,...
Эта книга выросла из работы, проделанной автором в первой половине 60-х годов в Калифорнийском iconРоман Баканов «книга жалоб»
«Книга жалоб» на телевидение. Эволюция газетной телевизионной критики в Российской Федерации 1991 – 2000 годов / Р. П. Баканов. –...
Эта книга выросла из работы, проделанной автором в первой половине 60-х годов в Калифорнийском iconСписок рефератОВ
Политика тверских князей в отношении Москвы и Золотой Орды в первой половине ХIV в
Эта книга выросла из работы, проделанной автором в первой половине 60-х годов в Калифорнийском iconУрока «Внутренняя политика Николая I»
Данный урок является 10-ым в системе изучения «России в первой половине 19 века», но первым по теме «Николаевская Россия»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск