Скачать 0.63 Mb.
|
БОУ КМР ВО «Ферапонтовская СОШ» Рабочая программа по литературе, 8 класс, по программе Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева Учитель Ленькова С.С. 2013– 2014 учебный год с. Ферапонтово I. Пояснительная записка Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние» личности. Не случайно в концептуальной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе особое внимание уделено необходимости формирования у обучающихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала. Сегодня определились три направления в изучении литературы в школе: концентрическое на хронологической основе, жанрово-родовое и тематическое. Эти направления совершенно равноправны по отношению друг к другу, поэтому для реализации задач литературного образования в 5—9 классах выбран концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах. Выбор обусловлен тем обстоятельством, что в новой структуре образования 9 класс является выпускным и, исходя из обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе, школьники должны получить представление об историко-литературном процессе, в том числе и на основе постижения системных понятий и категорий. Прежде всего, это само понятие «литературный процесс» и его структурообразующие содержательные элементы: литературное направление, стиль писателя, стиль эпохи, народность, историзм, традиции, новаторство и др. Решение проблемы представляется оптимально возможным при таком варианте, когда, начиная с 5 класса, обучающиеся изучают вершинные произведения классической литературы и литературы XX века, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов. В этом случае постепенно, от класса к классу, будут формироваться первоначальные представления об историко-литературном процессе. Изучение художественной литературы в школе предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия. Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 6-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слов – РС», 2010, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ. Данная рабочая программа ориентирована на содержание модернизированной программы, учебник-хрестоматию для 8 класса, в III частях, обеспечивающих процесс обучения на базовом школьном уровне. Программа рассчитана на 68 часов, в том числе: 4 часа развития речи, 2 часа внеклассного чтения. В неделю 2 часа. Рабочая программа конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса. Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся, содержание тем учебного курса, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения. Согласно Государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: 1.Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; 2.Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; 3.Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; 4.Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. В содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностям развития обучающихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и pазвивающих целей обучения. Способность обучающихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет обучающимся адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы. Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков обучающихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности обучающихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т.д. Виды контроля: - промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода; составление простого или сложного плана произведения, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра. - итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность обучающегося, теоретико-литературные знания; творческий зачет, защита проектов. II. Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса Важнейшими умениями в 8 классе являются следующие:
Обучающиеся должны знать: - авторов и содержание изученных художественных произведений; - основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное] представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественно литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений). Обучающиеся должны уметь: - видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов; - обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой; - видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох; - комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством; - различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике; - определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении; - сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции; - выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра; - осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом; - видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов; - находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра; - сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведений; - выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; - сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией: - редактировать свои сочинения и сочинения сверстников. III. Содержание тем учебного курса Введение Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс. Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы. Из устного народного творчества Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче. Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач. Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен. Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен. Краеведение: запись музыкального фольклора региона. Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни. Из древнерусской литературы «Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы. Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод. Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями. |
Рабочая программа по литературе Г. С. Меркина – М.: «Русское слово», 2012 г. Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы... | Тематическое планирование по литературе 7 класс Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... | ||
Рабочая программа 1 вида по литературе Рабочая программа 1 вида по литературе под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева в 9 классе | Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 им. А. Твардовского г. Починка | ||
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе... Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 5-11 классов Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Г. С. Меркина (Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы, допущенной Департаментом общего среднего образования... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Г. С. Меркина (Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы, допущенной Департаментом общего среднего образования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Г. С. Меркина (Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы, допущенной Департаментом общего среднего образования... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по литературе для 11А, б классов составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе,... | Литература 20 века. Москва. «Русское слово». 2010 г. Основные требования... Рабочая программа по литературе для 11-го класса составлена на основе программы по литературе для 10-11 классов авторов-составителей... | ||
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Фундаментального... Г. С. Меркина – М.: «Русское слово», 2012 г. Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы... | Литература для 6 класса основное общее образование Составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, программой... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа разработана на основе авторской программы Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева «Программа по литературе для 5-11... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева «Программа по литературе для 9 класса», опубликованной в сборнике «Программа по литературе... | ||
Рабочая программа по литературе для 7 класса на 2012/2013 учебный... Министерством образования и науки Российской Федерации. В 2012-2013 учебном году литературное образование в школе на базовом уровне... | Пояснительная записка Статус документа Программа по литературе составлена... Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева, М.: Русское слово, 2010.(5-11 кл) Учебник «Литература.» 9кл. Авторы: С. А. Зинин, В.... |