От «школы памяти»- к «школе мышления» и школе развития





Скачать 176.08 Kb.
НазваниеОт «школы памяти»- к «школе мышления» и школе развития
Дата публикации08.11.2014
Размер176.08 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
От «школы памяти»- к «школе мышления» и школе развития .
Меняются ценностные установки в обществе и в образовании .Коротко задачу , стоящую перед образованием , можно сформулировать так :от «от школы памяти»- к «школе мышления «и далее- к «школе развития».

Что можно развивать в личности ребенка ? Мыслительные операции .Образовательные , коммуникативные и практические умения . Нравственные идеалы и эстетические представления .

Учитель в принципе может развивать на уроках все психические функции ребенка , но для того , чтобы действовать эффективно . нужно выделить приоритетные и общеучебные умения и навыки (в дальнейшем ОУН) и под них проектировать учебный процесс.

В педагогике четко выделяют четыре вида таких умений и навыков .

Первый- учебно-организованные умения . К ним относятся умения учеников внимать в смысл целей и задач учебной деятельности , выполнять работы по образцу , в нося в это свои элементы , овладеть методами контроля и самоконтроля . рационально организовывать свой учебный труд.

Второй – учебно-информационные умения . с помощью которых учащиеся получают информацию об окружающим мире . К этой группе можно отнести умения работать с учебниками , энциклопедиями , словарями и читать карту ,графики , таблицы , схемы, писать конспекты , тезисы.

Третий – учебно-коммуникативные умения , формирующие навыки общения . Для их развития важно, чтобы ученик умел управлять своим вниманием , слушать и у него были развиты все виды устной монологической речи.

Четвертый- учебно-интеллектуальные умения . Под ними подразумеваются все мыслительные операции , на которые способен человеческий ум : анализ, синтез, сравнения, обобщения, классификация , индукция , дедукция, абстрагирование и тд.

Учащиеся, взрослея и переходя из класса в класс, в той или иной степени расширяют круг теоретических знаний и практических умений, становятся более развитыми при любых методах обучения. Но если процесс развития умственных способностей станет целенаправленным и управляемым, то в более короткий срок будут достигнуты более высокие результаты.

Творческая группа учителей нашей школы приступила к разработке программы формирования и развития ОУН. Начали формирование с микроисследования, проведенного во всех классах. Мы стремились выявить истинное состояние и сформировать ОУН у учащихся, наметить управленческие решения по регулированию и коррекции работы по данной проблеме и создать программу деятельности педагогического коллектива. С этой целью школьникам была роздана анкета «Наши умения».

Вид умений

Хорошо сформировано

Овладели плохо

1.учебно-организационные умения и навыки

Умение работать по алгоритму

Самостоятельно составлять алгоритм

2.учебно-информационные умения и навыки

Овладение техникой чтения в соответствие с нормой ,умение работать с дополнительной литературой , а именно с справочниками, словарями, энциклопедиями, умение писать разного вида план, умение конспектировать.

Чтение схем, графиков , таблиц , карт.

3.учебно-камукативные умения и навыки

Следующие виды письменной речи : списывание текста , написание реферата, запись под диктовку.

Написание статьи , рецензии, заявления

4.учебно-интелектуальные умения и навыки

Хорошо развиты следующие мыслительные операции: умение сравнивать, умение анализировать, классифицировать

Умение переносить полученные знания в новые нестандартные ситуации , выполнение творческих заданий



Для окончательной оценки сформированности ОУН были проведены дни диагностики .Цель первого дня –проверка умения уч-ся отвечать на поставленные вопросы . На уроке школьникам предлагалось письменно , без использования учебных пособий ответить на 2 вопроса учителя .первый вопрос должен выявлять фактические знания теории , второй –умение применять знания для объяснения жизненной ситуации , объяснение задачи или выражения своего отношения .

Участвовали 268 учеников из 1-2 классов .Полные и верные ответы дали 63,4%, отвечали , используя терминологию данной науки -71,7%, на бытовом языке -28,6%. Логически верно ответили ответы 62,9, не знали фактического материала на день проверки лишь 7,9%. Цель второго дня диагностики- проверить умение уч-ся составлять план . Школьники должны были на уроке составить на выбор простой или сложный план . Данные умения проверялись у 285 уч-ся .Для контроля были выбраны классы в каждой параллели , включены все предметы . входящие в уч. План .Логически верно выстроили -74,3%, частично справились с составлением плана 8% , не справились с заданием 1,4%.

Цель третьего дня диагностики –проверка умения конспектировать .Участвовали 353 уч., у которых проверялось умение конспектировать на уроках химии , русского языка , технологии . Первоначальные навыки конспектирования проверялись у учеников начальной школы на уроках истории , чтения, природоведения .Справились с заданием в полном объеме 279учеников (79%), совершенно не справились лишь 3,1 %. Выяснилось , что многие школьники не умеют выделять главную мысль абзаца, части параграфа(19,5).

Суммируя данные микроисследования в дни диагностики , мы выстроили пирамиды успехов и проблем .Из пирами проблем видно, что слабое место –умение переносить полученные знания в новую , нестандартную ситуацию и решение творческих задач.

Иногда, говорят , что умение творить – удел немногих и творческая личность является подарком богов. Наверное , в этом и есть доля истины , но задача любой школы не воспитание гениев , а формирование личности , умение самостоятельно и нестандартно мыслить и действовать .

На основание всех исследований и была выработана и начала осуществяться наша программа .Вот как она выглядит:


Вид ОУН

Умения и навыки ученика

Деятельность учителя формированию ОУН

Форма контроля

Методы

1.Учебно-организационные умения и навыки

1.Вникать в смысл задачи учебной деятельности

1.1.определяет цель урока , знакомит с ней уч-ся,

1.2. определяет дидактическую часть каждого этапа урока . разъясняет ее ученикам КЗ. Четко формирует конечный результат для ученика на данном уроке .

Посещение уроков

По ходу урока

2.Выполняет работу , подражая учителю

2.1.разрабатывает алгоритм выполнения заданий , учит работать по ним уч-ся .2.2.учит уч-ся самостоятельно составлять алгоритм

Посещение уроков

По ходу урока

3. Вносит свой элемент и выполнение работы

3.1.учит находить наиболее рациональные способы работы

Посещение уроков

Организоват самостоятельную работу на уроке

4. Владеет методом самоконтроля и самопроверки

4.1.раъясняет уч-ся способы самопроверки

Посещение уроков

По ходу урока

5.умеет оценивать ответы одноклассников

5.1.предусматривает в ходе урока устный комментарий ответов уч-ся

Посещение уроков

По ходу урока

2.Учебно-информационные навыки и умения

Читает в соответствии с требованиями модели выпускника школы :

1 кл.-30-35 слов в минуту ,

2 кл.-70,

3 кл-100,

5 кл.-120,

6 кл.-140,

7 кл.150,

8 кл.-160,

9,10,11кл.-16--170

Уделяет на уроках внимание технике чтения ,обучает различным видам чтения , осуществляет дифференцирование науки к формированию навыков чтения у уч-ся ,

Обучает продуктивному чтению , зависящему от целей

Мониторинг техники чтения

По ходу урока

Владеет богатым набором методов работы с учебников и книгой

Продумывает разнообразный характер познавательной деятельности уч-ся с учебником при работе : писать план , конспект, читать графики, схемы , таблицы, карту.


Дни диагностики , посещение уроков




Умеет работать с дополнительной литературой

Учит работать с дополнительной литературой по своему предмету : справочниками, словарями, энциклопедиями, научно-популярной литературой

Анализ выступления уч-ся на школьных научно-практической конференции ,

Посещение уроков




Владеет элементами библиографической грамотности

Классными руководителя совместно с библиотекарями проводят библиотечные уроки

Оформление списка литературы в рефератах




3.Учебно-коммуникативные

Умеет управлять собственным вниманием

Развивает умение уч-ся

посещение уроков




Умет слушать и записывать содержания объяснения учителя , ответ ученика

Обучает разным видам конспектирования

Проверка тетрадей уч-ся

Сформированы в соответствии с возрастом и требованиями модели выпускника школы основные формы устной монологической речи :

1кл-5 предложений ,

2 кл.-7-8пред.,

3кл.-9-10пред.,

5 кл.-в течение 1 мин.,

6 кл.-в течение 2х мин. ,

7кл.-в течение 3х мин.,

8кл.-в течение3-4х мин.,

9кл.-в течение 5мин.,

10кл.-в течение 7-8мин.,

11 кл.-в течение 9-10мин.

Создает ситуации на уроке для полемики, включает в процесс изучения своего предмета диалог, беседу, признает вариантность формулировок , учит пересказывать содержание учебных текстов , отрывков из художественных произведений

Посещение уроков , итоги передовых и выпускных экзаменов , анализ смотра значения 3-4кл.

Сформированы в соответствии с возрастом и требованием модели выпускника школы основные формы письменной монологической речи. Темп письма:

1кл-10знаков в минуту,

2 кл.-25 зн. ,

3 кл- 40 зн.,

5 кл.- 60 зн.,

6кл.- 70зн.,

7кл.-80-90зн.,

8кл.- 100зн.,

9кл.-105зн.,

10кл.-110зн.,

11кл.-120зн.

Учит списывать текст, выписывать цитаты, записывать под диктовку, писать изложение, писать сочинение, писать реферат, рецензию, писать статью, писать заявление, автобиографию, протокол

Контролирование средних знаний , итоги передовых и выпускных экзаменов

4.учебно-интеллектуальные

Развита самостоятельность мышления

Учит: анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, синтезировать, выделять главную мысль, систематизировать, ставить вопросы, отвечать на вопросы, развивает логику речи и логику мысли

Дни диагностики по проверке данных умений




Умеет переносить приобретенные знания в нестандартную учебную ситуацию

Планомерно проводит уроки интегрированного творческого характера, продумывает систему в течение учебного года заданий , развивающих творческие способности уч-ся

Недели открытых уроков по данной проблеме, выставка творческих работ уч-ся, анализ тетрадей уч-ся для творческих работ.

Развиты элементарные математические счетно- расчетные умения

Учит производить все действия с натуральными числами с обыкновенными десятичными дробями

Контрольные срезы знаний , итоги передовых и выпускных экзаменов


Общеучебные умения и навыки


1 класс

2класс

3класс

4класс

5класс

6класс

Учебно-организационные умения и навыки

Правильно пользоваться учебными пренадлежностями , понимать учебную задачу , учиться работать в заданном темпе. Проверять по образцу. Соблюдать правильную осанку.

Готовить рабочее место для учебных занятий и труда. Самостоятельно выполнять основные правила гигиены , учебного труда , режима дня. Работать в заданном темпе . Учиться по оперативному контролю учебной работы как своей, так и одноклассника. Оценивать учебные действия по образцу оценки учителя.

Самостоятельно составлять режим учебной работы с учетом степени трудности предметов . использовать более рациональные способы выполнение того или иного учебного задания , предварительно показанные учителем . Осваивать разные способы контроля хожа и результатов выполнения учебных заданий.Уметь работать в группе учеников на уроке и вне его.

Сознательно выбирать наиболее рациональные способы выполнения учебного задания . Овладеть содержанием работы консультанта по предметам .

Планировать учебную и самообразовательную деятельность с учетом рекомендации учителей . Осуществлять самоконтроль и давать самооценку своей учебной и саморазвивающей деятельности .

Уметь руководить учебной работой своей группы в классе . владеть умениями и навыками учения и самообразования .

Навыки чтения и использования литературы

Читать целыми словами , темп вслух 50 слов в минуту. Соблюдать ударение , паузы , интонацию конца предложения . Находить тексты в оглавлении , пользоваться заданиями и вопросами. Слушать рассказ , объяснение учителя , пересказывать содержание телепередачи и давать им простейшую оценку . Уметь самостоятельно знакомиться с детской книгой , по иллюстрации составлять представление о примерном содержание книги , учиться проводить несложный ремонт книги

Читать в соответствии с литературными нормами. Пользоваться разными видами чтения: сплошным , выборочным , комментированным, чтением по ролям. Темп чтения 120 слов в минуту . Самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника , уметь работать со словарем . Пользоваться картотеками , справочной литературой , ориентироваться в каталожной карточке. Самостоятельно выбирать и читать детские книги.

Бегло читать научно-популярные и публицистические тексты .Выразительно читать художественные книги . Темп чтения 120 слов в минуту . учиться выделять главное в тексте . Овладевать формами систематизации учебного материала . Подбирать книги по теме , пользуясь библиотечным материалом . Учиться правильно записывать на каталожную карточку данные о книге.


Темп чтение 150 слов в минуту . Пользоваться планом для систематизации знаний по теме. Осуществлять сравнение на основе текстов и иллюстрации карт , схем, таблиц, учиться делать выводы по теме . Различать стили и типы текста. Систематически работать со словарем , энциклопедией , универсального характера , справочной литературой , по различным предметам . Делать выписки из книг и журналов , систематизировать прочитанное .

Сохранять максимальный темп чтения . Совершенствовать технику извлечения информации. Самостоятельно изучать несложные учебные темы . Устанавливать межпредметные связи в отдельных учебных заданиях . Самостоятельно составлять логические схемы типовых ответов. Слушать лекцию учителя , доклад ученика. Соединять восприятие содержание лекции , доклада с записями в виде плана , тезисов или конспекта . Учиться работать с литературными источниками , содержащие различные точки зрения на изучаемые предметы и явления . Составлять каталог прочитанных книг.

Самостоятельно определять цель чтения различной литературы. Самостоятельно изучать определенные вопросы школьной программы , фиксировать в записях их основное содержание. Анализировать учебный материал , выявлять аналогии . Владеть приемами систематизации учебного материала внутри предмета , уметь устанавливать межпредметные связи . Применять знания в новых условиях. Владеть навыками аналогичного подхода к текстам. Уметь в короткий срок подобрать необходимую научную, художественную, справочную литературу.

Навыки устной и письменной речи

Формировать вопрос к картине , предложению, слову. Подробно пересказывать содержание сказки , рассказа , условия и ход решения задачи. Связано передавать содержание детской передачи. Осваивать основные виды письменных работ, списывание , запись под диктовку , изложение текста , сочинение рассказа . Темп письма к концу года -25знаков в минуту

Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя . Учиться связано рассказывать содержание прочитанного, кратко передавать свои впечатления о просмотренном детском телефильме .Освоить новые виды письменных работ , письмо товарищу , дневниковые записи . Темп письма – 50 знаков в минуту

Вести диалог по изучаемым на различных предметах учебным темам с использованием средств наглядности или без них . По плану пересказывать подробно , сжато или выборочно содержание учебных текстов . Освоить новый вид письменных работ : отзыв на прочитанную книгу .Темп письма -60 знаков в минуту .

Строить сообщение на основе типового плана. Составлять связанные тексты типа индивидуальной или

сравнительной характеристики . Владеть основными видами письменных работ . Темп письма – 80-100 знаков в минут

Связано излагать материал из нескольких источников по самостоятельно составленному плану. Обоснованно выбирать тип ответа : план , тезисы, таблицы, графики. Использовать основные виды письменных работ : описание , диктант , изложение , сочинение , план , тезисы. Уметь составлять конспект, писать отзыв, заметку, объяснительную, протокол, заявление , автобиографию

Уметь аргументировать свои высказывания . Логично излагать материалы межпредметного характера . Уметь свертывать и развертывать учебную информацию , рецензировать учебный материал , ответ ученика. Практически пользоваться всеми видами письменных работ . рецензировать и редактировать свой и чужой ответы. Темп письма -120 знаков в минуту






Содержание контроля

Срок

Ответственный

1

Списочный состав учащихся по состоянию на 5 сентября

09. 09

Заместитель директора по организационно-педагогической работе, методист центра дополнительного образования.

2

Заполнение журнала классными руководителями

15. 09

Заместители директора по учебно- воспитательной работе

3

Заполнение журнала педагогами дополнительного образования

25.09

Методист центра дополнительного образования

4

Заполнение журналов ГПД

20. 09

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

5

Состояние текущей успеваемости учащихся 5-х классов

15.10

-//-

6

Ведение журналов начинающими учителями

Октябрь, февраль

-//-

7

Состояние текущей успеваемости уч-ся 10-х классов

Ноябрь

-//-

8

Состояние текущей успеваемости уч-ся 11-х классов

Декабрь

-//-

9

Состояние текущей успеваемости уч-ся 9-х классов

Январь

-//-

10

Состояние текущей успеваемости уч-ся 8-х классов

Февраль

-//-

11

Учет достижений уч-ся ,претендующих на получение медалей

Октябрь, декабрь, март

-//-

12

Учет систематичности письменных

Ноябрь, февраль, апрель

-//-

13

Накопление оценок по предметам

В течение года

-//-

14

Учет достижений уч-ся по истории и географии

Ноябрь

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

15

Учет достижений уч-ся по иностранному языку

Январь

-//-

16

Учет достижений уч-ся по информатике , легоконструированию , технологиям

Декабрь

-//-

17

Устный опрос уч-ся на уроках физики , химии и биологии

Ноябрь

-//-

18

Устный опрос уч-ся на уроках литературы и русского языка

Декабрь

-//-

19

Устный опрос уч-ся на уроках математики

Январь

-//-

20

Введение журналов учителями физической культуры

Октябрь, февраль

-//-

21

Замещение уроков

Октябрь, декабрь, февраль, апрель

-//-

22

Итоги четверти

Ноябрь, декабрь, март, май

Заместитель директора по учебно-восспитательной работе., заместитель директора по организационно-педагогической работе в начальных классах

23

Введение журналов классными руководителями

Ноябрь, декабрь, март, май

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

24

Готовность к итоговой аттестации уч-ся

9 кл-ов и 11

Май

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

25

Запись тем уроков по курсу ОБЖ учителями – предметниками

Ноябрь, декабрь, март, май

Заместитель директора по общим вопросам

26

Записи уроков по правилам дорожного движения

Ноябрь, декабрь, март, май

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

27

Введение журналов ГПД

Ноябрь, декабрь, март, май

Заместитель директора по организационно-педагогической работе в начальных классах , заместитель директора по организационно-педагогической работе

28

Введение журналов дополнительного образования

Ноябрь, декабрь, март, май

Методист центра дополнительного образования

29

Многообразие форм учета достижений уч-ся

Октябрь, декабрь, февраль, апрель

Методисты







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

От «школы памяти»- к «школе мышления» и школе развития iconАнализ воспитательной работы. Тема воспитательной работы школы: «Создание...
В 2011 – 2012 учебном году в сентябре школа отметила свой 50-летний юбилей. В ходе подготовки были подготовлены: книжка-альбом о...
От «школы памяти»- к «школе мышления» и школе развития iconПаспорт программы развития школы Информационная справка о школе Анализ ситуации
Целевая комплексная программа развития муниципального образовательного учреждения вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №21...
От «школы памяти»- к «школе мышления» и школе развития iconРабочая программа по предмету “Мировая художественная культура” 5 класс
Л. А. в старшей школе и Даниловой Г. И. в средней школе, обусловлено так же требованиями обучающихся к материалам и содержанию учебников...
От «школы памяти»- к «школе мышления» и школе развития iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью программы является определение общей стратегии развития образования в школе, определение роли и места школы в образовательной...
От «школы памяти»- к «школе мышления» и школе развития iconШелковникова Ольга Андреевна учитель информатики высшей категории,...
В начальной школе работаю с 2002 учебного года: в 1-4 классах информатика ведется в группе продленного дня (гпд) как дополнительный...
От «школы памяти»- к «школе мышления» и школе развития icon«Образовательное пространство школы как ресурс формирования социальной...
В детской школе гбоу цо №1602 в 2012 2013 учебном году функционировало 11 классов начальной школы. Число учащихся, обучающихся в...
От «школы памяти»- к «школе мышления» и школе развития icon1 Сентября – День знаний Буквы разные писать Тонким пёрышком в тетрадь...
Первоклассники вступают в совершенно новую жизнь. Потому этот день для них самый волнующий и запоминающийся. Это праздник и для тех,...
От «школы памяти»- к «школе мышления» и школе развития iconДоклад адресован родителям, ученикам, выпускникам. Он призван информировать...
Он призван информировать родителей о результатах и проблемах функционирования и развития школы. Его цели – представить ситуацию в...
От «школы памяти»- к «школе мышления» и школе развития iconПравила внутреннего распорядка в школе
Если вы будете следовать этим несложным правилам, то пребывание каждого в школе станет приятным и удобным. Помните, зачем Вы находитесь...
От «школы памяти»- к «школе мышления» и школе развития iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе, является технология развития критического мышления (тркм)
От «школы памяти»- к «школе мышления» и школе развития iconПояснительная записка записка к программе дополнительного образования «Лепка»
Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного...
От «школы памяти»- к «школе мышления» и школе развития iconЛогические минутки на уроках информатики в начальной школе
Ставя перед начальным школьным образованием задачу развития умственных способностей ребёнка, не следует забывать о проблеме перегрузки...
От «школы памяти»- к «школе мышления» и школе развития iconСт преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу...
Павлова А. И., О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 2007. – №8....
От «школы памяти»- к «школе мышления» и школе развития iconРекомендации для учителей, работающих в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья
В школе №24 обучаются дети с замедленным психическим развитием, т е дети, не имеющие явно выраженного нарушения умственного развития...
От «школы памяти»- к «школе мышления» и школе развития iconПояснительная записка важная роль в процессе обучения и воспитания...
Изучение курса «Краеведение» в основной школе призвано создать условия для формирования у учащихся исторического мышления как основы...
От «школы памяти»- к «школе мышления» и школе развития iconПлан методической и научно-исследовательской работы школы “Карьера”...
Цель методической работы в школе в условиях внедрения фгос – обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск