От «школы памяти»- к «школе мышления» и школе развития . Меняются ценностные установки в обществе и в образовании .Коротко задачу , стоящую перед образованием , можно сформулировать так :от «от школы памяти»- к «школе мышления «и далее- к «школе развития».
Что можно развивать в личности ребенка ? Мыслительные операции .Образовательные , коммуникативные и практические умения . Нравственные идеалы и эстетические представления .
Учитель в принципе может развивать на уроках все психические функции ребенка , но для того , чтобы действовать эффективно . нужно выделить приоритетные и общеучебные умения и навыки (в дальнейшем ОУН) и под них проектировать учебный процесс.
В педагогике четко выделяют четыре вида таких умений и навыков .
Первый- учебно-организованные умения . К ним относятся умения учеников внимать в смысл целей и задач учебной деятельности , выполнять работы по образцу , в нося в это свои элементы , овладеть методами контроля и самоконтроля . рационально организовывать свой учебный труд.
Второй – учебно-информационные умения . с помощью которых учащиеся получают информацию об окружающим мире . К этой группе можно отнести умения работать с учебниками , энциклопедиями , словарями и читать карту ,графики , таблицы , схемы, писать конспекты , тезисы.
Третий – учебно-коммуникативные умения , формирующие навыки общения . Для их развития важно, чтобы ученик умел управлять своим вниманием , слушать и у него были развиты все виды устной монологической речи.
Четвертый- учебно-интеллектуальные умения . Под ними подразумеваются все мыслительные операции , на которые способен человеческий ум : анализ, синтез, сравнения, обобщения, классификация , индукция , дедукция, абстрагирование и тд.
Учащиеся, взрослея и переходя из класса в класс, в той или иной степени расширяют круг теоретических знаний и практических умений, становятся более развитыми при любых методах обучения. Но если процесс развития умственных способностей станет целенаправленным и управляемым, то в более короткий срок будут достигнуты более высокие результаты.
Творческая группа учителей нашей школы приступила к разработке программы формирования и развития ОУН. Начали формирование с микроисследования, проведенного во всех классах. Мы стремились выявить истинное состояние и сформировать ОУН у учащихся, наметить управленческие решения по регулированию и коррекции работы по данной проблеме и создать программу деятельности педагогического коллектива. С этой целью школьникам была роздана анкета «Наши умения».
Вид умений
| Хорошо сформировано
| Овладели плохо
| 1.учебно-организационные умения и навыки
| Умение работать по алгоритму
| Самостоятельно составлять алгоритм
| 2.учебно-информационные умения и навыки
| Овладение техникой чтения в соответствие с нормой ,умение работать с дополнительной литературой , а именно с справочниками, словарями, энциклопедиями, умение писать разного вида план, умение конспектировать.
| Чтение схем, графиков , таблиц , карт.
| 3.учебно-камукативные умения и навыки
| Следующие виды письменной речи : списывание текста , написание реферата, запись под диктовку.
| Написание статьи , рецензии, заявления
| 4.учебно-интелектуальные умения и навыки
| Хорошо развиты следующие мыслительные операции: умение сравнивать, умение анализировать, классифицировать
| Умение переносить полученные знания в новые нестандартные ситуации , выполнение творческих заданий
|
Для окончательной оценки сформированности ОУН были проведены дни диагностики .Цель первого дня –проверка умения уч-ся отвечать на поставленные вопросы . На уроке школьникам предлагалось письменно , без использования учебных пособий ответить на 2 вопроса учителя .первый вопрос должен выявлять фактические знания теории , второй –умение применять знания для объяснения жизненной ситуации , объяснение задачи или выражения своего отношения .
Участвовали 268 учеников из 1-2 классов .Полные и верные ответы дали 63,4%, отвечали , используя терминологию данной науки -71,7%, на бытовом языке -28,6%. Логически верно ответили ответы 62,9, не знали фактического материала на день проверки лишь 7,9%. Цель второго дня диагностики- проверить умение уч-ся составлять план . Школьники должны были на уроке составить на выбор простой или сложный план . Данные умения проверялись у 285 уч-ся .Для контроля были выбраны классы в каждой параллели , включены все предметы . входящие в уч. План .Логически верно выстроили -74,3%, частично справились с составлением плана 8% , не справились с заданием 1,4%.
Цель третьего дня диагностики –проверка умения конспектировать .Участвовали 353 уч., у которых проверялось умение конспектировать на уроках химии , русского языка , технологии . Первоначальные навыки конспектирования проверялись у учеников начальной школы на уроках истории , чтения, природоведения .Справились с заданием в полном объеме 279учеников (79%), совершенно не справились лишь 3,1 %. Выяснилось , что многие школьники не умеют выделять главную мысль абзаца, части параграфа(19,5).
Суммируя данные микроисследования в дни диагностики , мы выстроили пирамиды успехов и проблем .Из пирами проблем видно, что слабое место –умение переносить полученные знания в новую , нестандартную ситуацию и решение творческих задач.
Иногда, говорят , что умение творить – удел немногих и творческая личность является подарком богов. Наверное , в этом и есть доля истины , но задача любой школы не воспитание гениев , а формирование личности , умение самостоятельно и нестандартно мыслить и действовать .
На основание всех исследований и была выработана и начала осуществяться наша программа .Вот как она выглядит:
Вид ОУН
| Умения и навыки ученика
| Деятельность учителя формированию ОУН
| Форма контроля
| Методы
| 1.Учебно-организационные умения и навыки
| 1.Вникать в смысл задачи учебной деятельности
| 1.1.определяет цель урока , знакомит с ней уч-ся,
1.2. определяет дидактическую часть каждого этапа урока . разъясняет ее ученикам КЗ. Четко формирует конечный результат для ученика на данном уроке .
| Посещение уроков
| По ходу урока
| 2.Выполняет работу , подражая учителю
| 2.1.разрабатывает алгоритм выполнения заданий , учит работать по ним уч-ся .2.2.учит уч-ся самостоятельно составлять алгоритм
| Посещение уроков
| По ходу урока
| 3. Вносит свой элемент и выполнение работы
| 3.1.учит находить наиболее рациональные способы работы
| Посещение уроков
| Организоват самостоятельную работу на уроке
| 4. Владеет методом самоконтроля и самопроверки
| 4.1.раъясняет уч-ся способы самопроверки
| Посещение уроков
| По ходу урока
| 5.умеет оценивать ответы одноклассников
| 5.1.предусматривает в ходе урока устный комментарий ответов уч-ся
| Посещение уроков
| По ходу урока
| 2.Учебно-информационные навыки и умения
| Читает в соответствии с требованиями модели выпускника школы :
1 кл.-30-35 слов в минуту ,
2 кл.-70,
3 кл-100,
5 кл.-120,
6 кл.-140,
7 кл.150,
8 кл.-160,
9,10,11кл.-16--170
| Уделяет на уроках внимание технике чтения ,обучает различным видам чтения , осуществляет дифференцирование науки к формированию навыков чтения у уч-ся ,
Обучает продуктивному чтению , зависящему от целей
| Мониторинг техники чтения
| По ходу урока
| Владеет богатым набором методов работы с учебников и книгой
| Продумывает разнообразный характер познавательной деятельности уч-ся с учебником при работе : писать план , конспект, читать графики, схемы , таблицы, карту.
| Дни диагностики , посещение уроков
|
| Умеет работать с дополнительной литературой
| Учит работать с дополнительной литературой по своему предмету : справочниками, словарями, энциклопедиями, научно-популярной литературой
| Анализ выступления уч-ся на школьных научно-практической конференции ,
Посещение уроков
|
| Владеет элементами библиографической грамотности
| Классными руководителя совместно с библиотекарями проводят библиотечные уроки
| Оформление списка литературы в рефератах
|
| 3.Учебно-коммуникативные
| Умеет управлять собственным вниманием
| Развивает умение уч-ся
| посещение уроков
|
| Умет слушать и записывать содержания объяснения учителя , ответ ученика
| Обучает разным видам конспектирования
| Проверка тетрадей уч-ся
| Сформированы в соответствии с возрастом и требованиями модели выпускника школы основные формы устной монологической речи :
1кл-5 предложений ,
2 кл.-7-8пред.,
3кл.-9-10пред.,
5 кл.-в течение 1 мин.,
6 кл.-в течение 2х мин. ,
7кл.-в течение 3х мин.,
8кл.-в течение3-4х мин.,
9кл.-в течение 5мин.,
10кл.-в течение 7-8мин.,
11 кл.-в течение 9-10мин.
| Создает ситуации на уроке для полемики, включает в процесс изучения своего предмета диалог, беседу, признает вариантность формулировок , учит пересказывать содержание учебных текстов , отрывков из художественных произведений
| Посещение уроков , итоги передовых и выпускных экзаменов , анализ смотра значения 3-4кл.
| Сформированы в соответствии с возрастом и требованием модели выпускника школы основные формы письменной монологической речи. Темп письма:
1кл-10знаков в минуту,
2 кл.-25 зн. ,
3 кл- 40 зн.,
5 кл.- 60 зн.,
6кл.- 70зн.,
7кл.-80-90зн.,
8кл.- 100зн.,
9кл.-105зн.,
10кл.-110зн.,
11кл.-120зн.
| Учит списывать текст, выписывать цитаты, записывать под диктовку, писать изложение, писать сочинение, писать реферат, рецензию, писать статью, писать заявление, автобиографию, протокол
| Контролирование средних знаний , итоги передовых и выпускных экзаменов
| 4.учебно-интеллектуальные
| Развита самостоятельность мышления
| Учит: анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, синтезировать, выделять главную мысль, систематизировать, ставить вопросы, отвечать на вопросы, развивает логику речи и логику мысли
| Дни диагностики по проверке данных умений
|
| Умеет переносить приобретенные знания в нестандартную учебную ситуацию
| Планомерно проводит уроки интегрированного творческого характера, продумывает систему в течение учебного года заданий , развивающих творческие способности уч-ся
| Недели открытых уроков по данной проблеме, выставка творческих работ уч-ся, анализ тетрадей уч-ся для творческих работ.
| Развиты элементарные математические счетно- расчетные умения
| Учит производить все действия с натуральными числами с обыкновенными десятичными дробями
| Контрольные срезы знаний , итоги передовых и выпускных экзаменов
|
Общеучебные умения и навыки
1 класс
| 2класс
| 3класс
| 4класс
| 5класс
| 6класс
| Учебно-организационные умения и навыки
| Правильно пользоваться учебными пренадлежностями , понимать учебную задачу , учиться работать в заданном темпе. Проверять по образцу. Соблюдать правильную осанку.
| Готовить рабочее место для учебных занятий и труда. Самостоятельно выполнять основные правила гигиены , учебного труда , режима дня. Работать в заданном темпе . Учиться по оперативному контролю учебной работы как своей, так и одноклассника. Оценивать учебные действия по образцу оценки учителя.
| Самостоятельно составлять режим учебной работы с учетом степени трудности предметов . использовать более рациональные способы выполнение того или иного учебного задания , предварительно показанные учителем . Осваивать разные способы контроля хожа и результатов выполнения учебных заданий.Уметь работать в группе учеников на уроке и вне его.
| Сознательно выбирать наиболее рациональные способы выполнения учебного задания . Овладеть содержанием работы консультанта по предметам .
| Планировать учебную и самообразовательную деятельность с учетом рекомендации учителей . Осуществлять самоконтроль и давать самооценку своей учебной и саморазвивающей деятельности .
| Уметь руководить учебной работой своей группы в классе . владеть умениями и навыками учения и самообразования .
| Навыки чтения и использования литературы
| Читать целыми словами , темп вслух 50 слов в минуту. Соблюдать ударение , паузы , интонацию конца предложения . Находить тексты в оглавлении , пользоваться заданиями и вопросами. Слушать рассказ , объяснение учителя , пересказывать содержание телепередачи и давать им простейшую оценку . Уметь самостоятельно знакомиться с детской книгой , по иллюстрации составлять представление о примерном содержание книги , учиться проводить несложный ремонт книги
| Читать в соответствии с литературными нормами. Пользоваться разными видами чтения: сплошным , выборочным , комментированным, чтением по ролям. Темп чтения 120 слов в минуту . Самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника , уметь работать со словарем . Пользоваться картотеками , справочной литературой , ориентироваться в каталожной карточке. Самостоятельно выбирать и читать детские книги.
| Бегло читать научно-популярные и публицистические тексты .Выразительно читать художественные книги . Темп чтения 120 слов в минуту . учиться выделять главное в тексте . Овладевать формами систематизации учебного материала . Подбирать книги по теме , пользуясь библиотечным материалом . Учиться правильно записывать на каталожную карточку данные о книге.
| Темп чтение 150 слов в минуту . Пользоваться планом для систематизации знаний по теме. Осуществлять сравнение на основе текстов и иллюстрации карт , схем, таблиц, учиться делать выводы по теме . Различать стили и типы текста. Систематически работать со словарем , энциклопедией , универсального характера , справочной литературой , по различным предметам . Делать выписки из книг и журналов , систематизировать прочитанное .
| Сохранять максимальный темп чтения . Совершенствовать технику извлечения информации. Самостоятельно изучать несложные учебные темы . Устанавливать межпредметные связи в отдельных учебных заданиях . Самостоятельно составлять логические схемы типовых ответов. Слушать лекцию учителя , доклад ученика. Соединять восприятие содержание лекции , доклада с записями в виде плана , тезисов или конспекта . Учиться работать с литературными источниками , содержащие различные точки зрения на изучаемые предметы и явления . Составлять каталог прочитанных книг.
| Самостоятельно определять цель чтения различной литературы. Самостоятельно изучать определенные вопросы школьной программы , фиксировать в записях их основное содержание. Анализировать учебный материал , выявлять аналогии . Владеть приемами систематизации учебного материала внутри предмета , уметь устанавливать межпредметные связи . Применять знания в новых условиях. Владеть навыками аналогичного подхода к текстам. Уметь в короткий срок подобрать необходимую научную, художественную, справочную литературу.
| Навыки устной и письменной речи
| Формировать вопрос к картине , предложению, слову. Подробно пересказывать содержание сказки , рассказа , условия и ход решения задачи. Связано передавать содержание детской передачи. Осваивать основные виды письменных работ, списывание , запись под диктовку , изложение текста , сочинение рассказа . Темп письма к концу года -25знаков в минуту
| Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя . Учиться связано рассказывать содержание прочитанного, кратко передавать свои впечатления о просмотренном детском телефильме .Освоить новые виды письменных работ , письмо товарищу , дневниковые записи . Темп письма – 50 знаков в минуту
| Вести диалог по изучаемым на различных предметах учебным темам с использованием средств наглядности или без них . По плану пересказывать подробно , сжато или выборочно содержание учебных текстов . Освоить новый вид письменных работ : отзыв на прочитанную книгу .Темп письма -60 знаков в минуту .
| Строить сообщение на основе типового плана. Составлять связанные тексты типа индивидуальной или
сравнительной характеристики . Владеть основными видами письменных работ . Темп письма – 80-100 знаков в минут
| Связано излагать материал из нескольких источников по самостоятельно составленному плану. Обоснованно выбирать тип ответа : план , тезисы, таблицы, графики. Использовать основные виды письменных работ : описание , диктант , изложение , сочинение , план , тезисы. Уметь составлять конспект, писать отзыв, заметку, объяснительную, протокол, заявление , автобиографию
| Уметь аргументировать свои высказывания . Логично излагать материалы межпредметного характера . Уметь свертывать и развертывать учебную информацию , рецензировать учебный материал , ответ ученика. Практически пользоваться всеми видами письменных работ . рецензировать и редактировать свой и чужой ответы. Темп письма -120 знаков в минуту
|
№
| Содержание контроля
| Срок
| Ответственный
| 1
| Списочный состав учащихся по состоянию на 5 сентября
| 09. 09
| Заместитель директора по организационно-педагогической работе, методист центра дополнительного образования.
| 2
| Заполнение журнала классными руководителями
| 15. 09
| Заместители директора по учебно- воспитательной работе
| 3
| Заполнение журнала педагогами дополнительного образования
| 25.09
| Методист центра дополнительного образования
| 4
| Заполнение журналов ГПД
| 20. 09
| Заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
| 5
| Состояние текущей успеваемости учащихся 5-х классов
| 15.10
| -//-
| 6
| Ведение журналов начинающими учителями
| Октябрь, февраль
| -//-
| 7
| Состояние текущей успеваемости уч-ся 10-х классов
| Ноябрь
| -//-
| 8
| Состояние текущей успеваемости уч-ся 11-х классов
| Декабрь
| -//-
| 9
| Состояние текущей успеваемости уч-ся 9-х классов
| Январь
| -//-
| 10
| Состояние текущей успеваемости уч-ся 8-х классов
| Февраль
| -//-
| 11
| Учет достижений уч-ся ,претендующих на получение медалей
| Октябрь, декабрь, март
| -//-
| 12
| Учет систематичности письменных
| Ноябрь, февраль, апрель
| -//-
| 13
| Накопление оценок по предметам
| В течение года
| -//-
| 14
| Учет достижений уч-ся по истории и географии
| Ноябрь
| Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
| 15
| Учет достижений уч-ся по иностранному языку
| Январь
| -//-
| 16
| Учет достижений уч-ся по информатике , легоконструированию , технологиям
| Декабрь
| -//-
| 17
| Устный опрос уч-ся на уроках физики , химии и биологии
| Ноябрь
| -//-
| 18
| Устный опрос уч-ся на уроках литературы и русского языка
| Декабрь
| -//-
| 19
| Устный опрос уч-ся на уроках математики
| Январь
| -//-
| 20
| Введение журналов учителями физической культуры
| Октябрь, февраль
| -//-
| 21
| Замещение уроков
| Октябрь, декабрь, февраль, апрель
| -//-
| 22
| Итоги четверти
| Ноябрь, декабрь, март, май
| Заместитель директора по учебно-восспитательной работе., заместитель директора по организационно-педагогической работе в начальных классах
| 23
| Введение журналов классными руководителями
| Ноябрь, декабрь, март, май
| Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
| 24
| Готовность к итоговой аттестации уч-ся
9 кл-ов и 11
| Май
| Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
| 25
| Запись тем уроков по курсу ОБЖ учителями – предметниками
| Ноябрь, декабрь, март, май
| Заместитель директора по общим вопросам
| 26
| Записи уроков по правилам дорожного движения
| Ноябрь, декабрь, март, май
| Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
| 27
| Введение журналов ГПД
| Ноябрь, декабрь, март, май
| Заместитель директора по организационно-педагогической работе в начальных классах , заместитель директора по организационно-педагогической работе
| 28
| Введение журналов дополнительного образования
| Ноябрь, декабрь, март, май
| Методист центра дополнительного образования
| 29
| Многообразие форм учета достижений уч-ся
| Октябрь, декабрь, февраль, апрель
| Методисты
|
|