Х. М. Бербекова С. К. Башиева, З. Р. Дохова, И. Р. Мокаева, Т. А. Чепракова





НазваниеХ. М. Бербекова С. К. Башиева, З. Р. Дохова, И. Р. Мокаева, Т. А. Чепракова
страница1/19
Дата публикации20.11.2014
Размер2.77 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Литература > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


министерство образования и науки РФ

федеральное агентство по образованию

государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

уНИВЕРСИТЕТ им. Х.М. Бербекова

С.К. Башиева, З.Р. Дохова, И.Р. Мокаева, Т.А. Чепракова

Основы стилистики и культуры речи
Часть II. Материалы для самостоятельной работы
Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета

в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся

по направлению 031000 – Филология, специальности 031001 – Филология, специализации 021701 – Русский язык и литература


НАЛЬЧИК 2008


ББК 81.2

УДК 82.08

Б 33
Рецензент:

доктор филологических наук, профессор,

декан факультета лингвистики и журналистики Ростовского

государственного экономического университета «РИНХ»

Т.В. Евсюкова

Авторы: Башиева С.К., Дохова З.Р.,

Мокаева И.Р., Чепракова Т.А.
Б 33 Основы стилистики и культуры речи. Часть II. Материалы для самостоятельной работы. – Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2008. – 245 с.

Учебное пособие посвящено актуальным вопросам стилистики и культуры речи. Издание состоит из двух частей. Первая часть – «Практикум» – содержит предисловие, программу, практические занятия, контрольные тесты и задания, контрольные работы для рубежного контроля по курсу «Основы стилистики и культуры речи». Во второй части – «Материалы для самостоятельной работы» – приведены учебные материалы, предназначенные для самостоятельного изучения. Каждая книга включает глоссарий, приложения, рекомендуемую литературу и рабочий материал, использованный при разработке практических заданий.

Предназначено для студентов направления 031000 – «Филология», специальности 031001 – «Филология», специализация 021701 – «Русский язык и литература».





ББК 81.2

УДК 82.08


 Кабардино-Балкарский

государственный университет, 2008

содержание

Предисловие………………………………………………...

4

Материалы для самостоятельного освоения …………..

6

Раздел № 1. История становления, предмет, объект изучения, фундаментальные понятия стилистики………...


6

Раздел № 2. Традиционные и современные структурные разделы стилистики …………………………………………


9

Раздел № 3. Функциональная стилистика…………………

15

Раздел № 4. Функциональная стилистика. Научный стиль

57

Раздел № 5. Функциональная стилистика. Официально-деловой стиль…......................................................................


94

Раздел № 6. Функциональная стилистика. Публицистический стиль …………………………………………………...


115

Раздел № 7. Функциональная стилистика. Литературно-художественный стиль………………………………………


161

Раздел № 8. Функциональная стилистика. Разговорный стиль …………………………………………………………


174

Глоссарий …………………………………………………..

190

Приложение…………………………………………………

205

Рекомендуемая литература ………………………….…...

235

Рабочий материал, использованный при разработке практических заданий …………………………..………


238


Предисловие

Вторая часть данного пособия – «Материалы для самостоятельной работы» – посвящена изучению стилистики русского литературного языка и русской речи. Она включает в себя следующие элементы: материалы для самостоятельного освоения, глоссарий, приложение, рекомендуемую литературу, рабочий материал, использованный при разработке практических заданий.

Структура и порядок подачи материала в книге опреде­ляются программой курса.

Системный компонент «Материалы для самостоятельного освоения» состоит из 8 разделов. Каждый раздел представляет собой совокупность из четырех частей: задания для проверки теоретических знаний, представленные в виде тестовых заданий (ориентированы на закрепление основных теоретических понятий и определений); упражнения, предполагающие тренировку не только речевых навыков студентов, но и развитие их лингвистического чутья, критического отношения к своей и чужой речи; контрольные вопросы и литература.

Первый раздел предусмотрен для изучения истории становления, предмета, объекта стилистики, введения в круг основных стилистических понятий.

Второй раздел посвящен рассмотрению традиционных (функциональная стилистика, стилистика языковых единиц, стилистика текста, стилистика художественной речи) и современных структурных областей стилистики (ортостилистика, прагмастилистика).

Основными вопросами третьего раздела являются раскрытие понятий «функциональный стиль», «жанр», анализ принципов дифференциации стилей языка и речи, изучение основных этапов развития функциональной стилистики.

Базовые понятия четвертого раздела – научный язык и научный стиль речи (история, развитие, своеобразие).

Особенностям официально-делового стиля (история, развитие, своеобразие) посвящен пятый раздел данной части пособия.

Шестой раздел предусматривает анализ истории зарождения, функционального аспекта, языковых особенностей, жанровых разновидностей публицистического стиля.

Изучение литературно-художественного стиля предполагается в седьмом разделе данной части пособия.

Целью восьмого раздела является создание полной картины разговорной речи: понятие, функции, условия реализации, лингвистические особенности, состояние на современном этапе.

Глоссарий по курсу «Основы стилистики и культуры речи» раскрывает основные понятия изучаемого материала.

Пособие снабжено приложением, представляющим собой тексты для лингвистического анализа.


материалы для самостоятельного освоения

Раздел № 1. История становления, предмет, объект

изучения, фундаментальное понятие стилистики (6 ч)
Задания для проверки теоретических знаний

Задание 1. Традиционная стилистика, развивавшаяся в двух направлени­ях, существовала до

  1. конца 70-х гг. XIX ст.

  2. начала 40-х гг. XX ст.

  3. середины 50-х гг. XX ст.

  4. середины 60-х гг. XX ст.


Задание 2. Стилистика как самостоятельная область науки о языке выделилась в

  1. конце XVIII в.

  2. начале XIX в.

  3. конце XIX-нач. XX вв.

  4. начале XX в.


Задание 3. Н.М. Карамзин и его школа разрабатывали главным образом вопросы стилистики художественной речи в аспекте

  1. историко-генетической эволюции русского литературного языка

  2. тенденций развития художественно-беллетристических стилей

  3. теории словесности

  4. теории поэтики


Задание 4. А.С. Шишков и общество «Беседа любителей русского слова» обсуждали проблемы стилистики русского литературного языка в аспекте

  1. историко-генетической эволюции русского литературного языка

  2. тенденций развития художественно-беллетристических стилей

  3. теории словесности

  4. теории поэтики

Задание 5. Учение о «трех стилистиках» принадлежит

  1. Д.Н. Шмелеву

  2. Г.О. Винокуру

  3. В.В. Виноградову

  4. А.Н. Гвоздеву


Задание 6. В учении о «трех стилистиках» выделяется сти­листика языка как «системы систем», изучающая

  1. различия семантического и экспрессивно-стилисти­чес­ко­го характера между разными жанрами и общественно обусловленными видами устной и письменной речи

  2. так называемые функциональные языковые стили

  3. все элементы стиля литературного произведения, стиля писателя, стиля литературного направления

  4. тексты повседневной жизни


Задание 7. В учении о «трех стилистиках» выделяется сти­листика речи, изучающая

  1. различия семантического и экспрессивно-стилистичес­ко­го ха­рак­тера между разными жанрами и общественно обусловленными видами устной и письменной речи

  2. так называемые функциональные языковые стили

  3. все элементы стиля литературного произведения, стиля писателя, стиля литературного направления

  4. тексты повседневной жизни


Задание 8. В учении о «трех стилистиках» выделяется сти­листика художественной литературы, изучающая

  1. различия семантического и экспрессивно-стилистичес­ко­го характера между разными жанрами и общественно обусловленными видами устной и письменной речи

  2. так называемые функциональные языковые стили

  3. все элементы стиля литературного произведения, стиля писателя, стиля литературного направления

  4. тексты повседневной жизни


Контрольные вопросы

  1. Какие дефиниции стилистики Вам известны?

  2. Когда были заложены элементы стилистики?

  3. Кем и когда была начата научная разработка вопросов стилистики?

  4. В каком веке стилистика выделилась как самостоятельная область науки о языке?

  5. Каковы причины актуализации проблем стилистики в русской науке начала XX в., советского периода конца 80-х гг.?

  6. Какое значение для развития стилистики имела деятельность Н.М. Карамзина и его школы (конец XVIII-начало XIX вв.), а также А.С. Шишкова и общества «Беседа любителей русского слова» (1811-1816 гг.)?

  7. Работы каких ученых сыграли особую роль в развитии русской стилистики?

  8. Кому принадлежит учение о «трех стилистиках» (стилистика языка, стилистика речи, стилистика художественной речи)?

  9. О каких трех «стилистиках» писал Шарль Балли?

  10. Каков предмет исследования стилистики, по определению О.С. Ахмановой?

  11. Что является объектом стилистики, по мнению чешских лингвистов?

  12. Назовите фундаментальное понятие стилистики и теории литературного языка.

  13. К какому времени относится появление термина «штиль» в русском языке?

  14. Дайте определение стилю языка и стилю речи.

  15. Аналогично ли понятие «функционально-стилевая сфе­ра» понятию «стиль»? С чем это связано?

  16. Как Вы считаете, возможно ли отнесение функционально-стилевой системы к явлениям исторически изменяющимся?

  17. Какова общая основа стилей, или функциональных разновидно­стей?

  18. Что лежит в основе сопоставления стилей литературного язы­ка?

  19. Выделите основные признаки понятия «стиль», зафиксированные в определении академика В.В. Виноградова, и сде­лай­те соответствующие выводы.


Литература

    1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка / И.Б. Голуб. –
      7-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 448 с.

    2. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. – М.: Флинта, Наука, 2003. – 840 с.

    3. Купина Н.А. Основы стилистики и культуры речи: Практикум для студентов-филологов / Н.А. Купина, О.А. Михайлова. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 296 с.

    4. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Русский язык и культура речи. – Минск, 1999.

    5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учебник для вузов по спец. «Журналистика». – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1987. – 399 с.


Раздел № 2. Традиционные и современные

структурные разделы стилистики (14 ч)
Задания для проверки теоретических знаний

Задание 1. Тра­диционная стилистика развивалась в двух нап­равлени­ях:

  1. функциональном

  2. нормативном

  3. литературном

  4. прагматическом


Задание 2. Нормативное направление традиционной стилистики включает в себя

  1. практическую стилистику

  2. функциональную стилистику

  3. культуру речи

  4. стилистику художественной речи


Задание 3. Литературное направление традиционной стилистики представлено

  1. языком художественной литературы

  2. функциональной стилистикой

  3. практической стилистикой

  4. культурой речи


Задание 4. Представители традиционной стилистики исходили из положения о том, что владение стилями – это

  1. искусство выражать разное содержание одной формой

  2. искусство выражать одно и то же содержание разными формами

  3. умение использовать качественно общие признаки в различных количественных проявлениях

  4. искусство правильного выбора


Задание 5. Функциональная стилистика исследует

  1. дифференциацию литературного языка по его исторически сложившимся разновидностям (функционально-стилевым единствам), т.е. изучает и описывает систему стилей, закономерности ее внутриструктурной организации

  2. вопросы, связанные с приобретением языковыми единицами в контексте цельного художественного произведения эстетической значимости

  3. функционирование в литературном языке единиц (и категорий) всех уровней языка в типических речевых ситуациях, в контекстах различного смыслового, экспрессивного содержания с учетом действующих языковых норм

  4. общие и частные закономерности организации языковых единиц, подчиняющихся известному идейно-содержа­тель­ному, функциональному, композиционно-структурному единству, каким представляется текст как речевое произведение


Задание 6. Стилистика языковых единиц изучает

  1. дифференциацию литературного языка по его исторически сложившимся разновидностям (функционально-стилевым единствам), то есть изучает и описывает систему стилей, закономерности ее внутриструктурной организации

  2. вопросы, связанные с приобретением языковыми единицами в контексте цельного художественного произведения эстетической значимости

  3. функционирование в литературном языке единиц (и категорий) всех уровней языка в типических речевых ситуациях, в контекстах различного смыслового, экспрессивного содержания с учетом действующих языковых норм

  4. общие и частные закономерности организации языковых единиц, подчиняющихся известному идейно-содержа­тель­но­му, функциональному, композиционно-структурному единству, каким представляется текст как речевое произведение


Задание 7. Как ответ на нужды редакционно-издательской практики практическая стилистика начала складываться в

  1. 40-х гг. XX в.

  2. 50-х гг. XIX в.

  3. 20-х гг. XIX в.

  4. 30-х гг. XX в.


Задание 8. Основы практической стилистики были разработаны

  1. Ю.А. Бельчиковым и Т.Г. Винокуром

  2. К.И. Былинским и Д.Э. Розенталем

  3. И.Б. Голубом и Л.К. Граудиной

  4. В.А. Ицкович и Л.П. Катлинской


Задание 9. Термин «практическая стилистика» был предложен

      1. Т.Г. Винокуром

      2. Ю.А. Бельчиковым

      3. Д.Э. Розенталем

      4. В.И. Чернышевым


Задание 10. Стилистика текста изучает

  1. дифференциацию литературного языка по его исторически сложившимся разновидностям (функционально-стилевым единст­вам), т.е. изучает и описывает систему стилей, закономерности ее внутриструктурной организации

  2. вопросы, связанные с приобретением языковыми единицами в контексте цельного художественного произведения эстетической значимости

  3. функционирование в литературном языке единиц (и категорий) всех уровней языка в типических речевых ситуациях, в контекстах различного смыслового, экспрессивного содержания с учетом действующих языковых норм

  4. общие и частные закономерности организации языковых единиц, подчиняющихся известному идейно-содержатель­ному, функциональному, композиционно-структурному единству, каким представляется текст как речевое произведение; выясняет способы и нормы организации языковых единиц в текстах определенного назначения и содержания.


Задание 11. Стилистика художественной речи исследует

  1. дифференциацию литературного языка по его исторически сложившимся разновидностям (функционально-стилевым единствам), т.е. изучает и описывает систему стилей, закономерности ее внутриструктурной организации

  2. вопросы, связанные с приобретением языковыми единицами в контексте цельного художественного произведения эстетической значимости

  3. функционирование в литературном языке единиц (и категорий) всех уровней языка в типических речевых ситуациях, в контекстах различного смыслового, экспрессивного содержания с учетом действующих языковых норм

  4. общие и частные закономерности организации языковых единиц, подчиняющихся известному идейно-содержатель­ному, функциональному, композиционно-структурному единству, каким представляется текст как речевое произведение.


Задание 12. Современное направление в стилистике, изучающее правила отбора, целесообразного и оптимального использования языковых средств и речевых механизмов для достижения целей общения и оказания запланированного воздействия на адресата или аудиторию, – это

    1. ортостилистика

    2. функциональная стилистика

    3. прагмастилистика

    4. стилистика изобразительных средств


Задание 13. Прагмастилистика ввела в процесс интерпретации текста/дискурса

  1. первый ракурс

  2. второй ракурс

  3. третий ракурс

  4. четвертый ракурс


Задание 14. Введенный прагмалингвистикой ракурс позволяет в художественной литературе воссоздать

  1. индивидуально-речевую систему писателя, его идиостиль

  2. индивидуально-речевую систему читателя, его идиостиль

  3. обобщенную речевую систему писателей

  4. обобщенную речевую систему читателей


Задание 15. Одна из дисциплин науки о культуре речи, занимающаяся вопросами кодификации постоянно развивающейся системы литературного языка, – это

  1. ортостилистика

  2. функциональная стилистика

  3. прагмастилистика

  4. стилистика изобразительных средств


Задание 16. Дисциплина, изучающая стилистические приемы, тропы и риторические фигуры, применяемые в орнаментальных целях, – это

  1. ортостилистика

  2. функциональная стилистика

  3. прагмастилистика

  4. стилистика изобразительных средств


Контрольные вопросы

  1. Какие традиционные структурные разделы стилистики Вам известны?

  2. Что представляет собой стилистика текста?

  3. Каким представляется текст как речевое произведение?

  4. Что такое интертекстуальность?

  5. Какова зависимость соотнесенности композиционных частей текста с определенной совокупностью языковых единиц от идейного содержания и жанрово-композиционных особенностей текста?

  6. Что является предметом исследования стилистики художественной речи?

  7. Какое направление стилистики занимается изучением образных средств языка?

  8. Какие составляющие образуют проблематику стилистики художественной речи?

  9. Какая проблема изучения стилистики художественной речи является одной из важнейших и почему?

  10. Тождественны ли понятия «литературный язык» и «язык художественной литературы»?

  11. Что исследует функциональная стилистика?

  12. Какие определения термина «практическая стилистика» встречаются в отечественной и зарубежной литературах?

  13. История формирования практической стилистики.

  14. Какие виды практической стилистики Вам известны?

  15. Дайте характеристику предмета изучения лексической стилистики.

  16. Каков предмет рассмотрения грамматической стилистики?

  17. Что исследует стилистический синтаксис?

  18. Какие направления развития стилистики актуальны в современной лингвистике?

  19. Что такое ортостилистика?

  20. С какого времени ортостилистика начала заниматься вопросами кодификации литературного языка?

  21. Какое направление стилистики можно считать «макродисциплиной»? С чем это связано?

  22. Что представляет собой прагмастилистика?

  23. На стыке каких дисциплин возникла прагмастилистика?


Литература

  1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка / И.Б. Голуб. –
    7-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 448 с.

  2. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1993.

  3. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-спра­воч­ник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 840 с.

  4. Купина Н.А. Основы стилистики и культуры речи: Практикум для студентов-филологов / Н.А. Купина, О.А. Михайлова. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 296 с.

  5. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Русский язык и культура речи. – Минск, 1999.

  6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учебник для вузов по спец. «Журналистика». – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1987. – 399 с.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Х. М. Бербекова С. К. Башиева, З. Р. Дохова, И. Р. Мокаева, Т. А. Чепракова iconХ. М. Бербекова С. К. Башиева, З. Р. Дохова, И. Р. Мокаева, Т. А. Чепракова
Филология, специальности 031001 – Филология, специализации 021701 – Русский язык и литература
Х. М. Бербекова С. К. Башиева, З. Р. Дохова, И. Р. Мокаева, Т. А. Чепракова iconМуниципальное образовательное учреждение дополнительного образования...

Х. М. Бербекова С. К. Башиева, З. Р. Дохова, И. Р. Мокаева, Т. А. Чепракова iconУчебник для вузов/Под общ ред. Г. Л. Башиева. М.: Оао «Изд-во «Экономика», 2003
Организационно-экономический анализ деятельности ОАО «Варненский комбинат хлебопродуктов» 31
Х. М. Бербекова С. К. Башиева, З. Р. Дохова, И. Р. Мокаева, Т. А. Чепракова iconОтчет о выполнении 1 этапа Государственного контракта №14. 740. 11....
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет...
Х. М. Бербекова С. К. Башиева, З. Р. Дохова, И. Р. Мокаева, Т. А. Чепракова iconОтчет о выполнении 2 этапа Государственного контракта № П782 от 24...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет...
Х. М. Бербекова С. К. Башиева, З. Р. Дохова, И. Р. Мокаева, Т. А. Чепракова iconОтчет о выполнении 1 этапа Государственного контракта № П710 от 12...
Исполнитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный...
Х. М. Бербекова С. К. Башиева, З. Р. Дохова, И. Р. Мокаева, Т. А. Чепракова iconОтчет о выполнении 1 этапа Государственного контракта № п 716 от...
Исполнитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный...
Х. М. Бербекова С. К. Башиева, З. Р. Дохова, И. Р. Мокаева, Т. А. Чепракова iconСамостоятельная работа 90 час
...
Х. М. Бербекова С. К. Башиева, З. Р. Дохова, И. Р. Мокаева, Т. А. Чепракова iconРоссийской федерации
Проведение исследований с использованием ботанического сада кабардино-балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова...
Х. М. Бербекова С. К. Башиева, З. Р. Дохова, И. Р. Мокаева, Т. А. Чепракова iconДекан медицинского факультета
...
Х. М. Бербекова С. К. Башиева, З. Р. Дохова, И. Р. Мокаева, Т. А. Чепракова iconСамостоятельная работа студентов
...
Х. М. Бербекова С. К. Башиева, З. Р. Дохова, И. Р. Мокаева, Т. А. Чепракова iconДля специальности 060101. 65 Лечебное дело нальчик 2013
Фгбоу впо «кабардино-балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова» мон РФ
Х. М. Бербекова С. К. Башиева, З. Р. Дохова, И. Р. Мокаева, Т. А. Чепракова iconДля специальности 060101. 65 Лечебное дело нальчик 2013
Фгбоу впо «кабардино-балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова» мон РФ
Х. М. Бербекова С. К. Башиева, З. Р. Дохова, И. Р. Мокаева, Т. А. Чепракова iconОтчет о проделанной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный...
Х. М. Бербекова С. К. Башиева, З. Р. Дохова, И. Р. Мокаева, Т. А. Чепракова iconРабочая программа по дисциплине «Физиотерапия стоматологических заболеваний»
...
Х. М. Бербекова С. К. Башиева, З. Р. Дохова, И. Р. Мокаева, Т. А. Чепракова iconХ. М. Бербекова введение в литературоведение пособие для самостоятельной работы
«система семейного досуга как средство гуманизации детско- родительских отношений»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск