4.
| Художественное своеобразие былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
| Н. Карамзин «Илья Муромец», А. Толстой «Илья Муромец», И. Бунин «Святогор и Илья»
| Цикл.
| Составление цитатного плана; составление диалога героев по картине В. Васнецова «Богатыри»
|
| Тест по теме «Былины»
|
5.
| Художественное своеобразие былины «Садко»
|
| Композиция. Портрет как средство создания образа.
| Создание былины: «Жили-были преславные богатыри. Не сказка-побаска, а жизнь бывала…»; составление словарника забытых слов; обсуждение фрагментов оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко»
|
|
|
6.
| Народная мудрость пословиц и поговорок. Пословицы народов мира.
|
| Пословица.
Поговорка.
Аллегория.
| сообщение о В.И. Дале; составление кроссворда; работа с рисунками Н. Семченковой «Физика в пословицах».
|
| Сочинение по пословице (на выбор)
|
7.
| Древнерусская литература
«Повесть временных лет». Уважительное отношение к книге в главе «О пользе книг»
|
| Повесть. Погодные записи. Летописный свод.
|
|
|
|
8.
| «Поучение Владимира Мономаха». Нравственные заветы древней Руси.
| Наставление тверского епископа Семена.
| Поучение.
Летопись.
Риторика.
| Составление цитатного плана; создание поучения.
|
|
|
9.
Октябрь
| Тема любви, веры, добра и мудрости в «Повести о Петре и Февронии Муромских»
|
| Сказка. Житие. Фольклор.
| Составление словаря одного из героев; создание диалога героев по иллюстрации, помещенной в учебнике; творческий пересказ от лица героя.
|
| Сочинение «Ромашка - символ любви и преданности»
|
10.
| Произведения русских писателей XVIII века.
М.В. Ломоносов - ученый и поэт. Особенности стихотворения «К статуе Петра Великого»
|
| Теория «трех штилей». Ода. Поэма. Трагедия. Драма. Эпиграмма. Комедия.
| Доклад о жизни и творчестве М.В. Ломоносова «Наш первый университет» (А. Пушкин)
|
|
|
11.
| М.В. Ломоносов. Особенности сюжета «Оды на день восшествия..»
|
| Жанровые особенности оды.
| Составление словаря устаревших слов; создание похвального слова или оды Ломоносову - поэту, ученому, общественному деятелю.
|
|
|
12.
| Размышления о смысле жизни и стихотворениях Г.Р. Державина «Река времен в своем стремленье..», «На птичку», «Признание»
|
|
| Создание похвального слова Державину - поэту и гражданину
|
| Тест по теме «Произведения русских писателей XVIII
века»
|
13.
| Произведения русских писателей XIX века.
«Лики Петра» в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» (Вступление к поэме).
|
| Поэма. Композиция. Эпос. Лирика. Антитеза. Церковнославянская лексика. Аллитерация. Лирический герой. Ямб. Богатая рифма.
|
|
| Сочинение - миниатюра «Образ города на страницах поэмы»
|
14.
| Историческая основа поэмы А.С. Пушкина «Полтава». Трагические судьбы героев.
|
| Поэма. Рифма. Стихотворный размер.
|
|
|
|
15.
| А.С. Пушкин «Полтава». Образы Петра I и Карла XII: сравнительная характеристика.
|
| Поэма.
| Цитатная характеристика героев.
|
|
|
16.
| Образ Мазепы в поэме А.С. Пушкина «Полтава». Осуждение предательства и коварства.
|
|
|
|
|
|
17.
| Тема судьбы в стихотворении А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Художественная основа стихотворения.
|
| Антитеза. Эпитет. Песнь. Баллада.
| Составление диалога по репродукции В. Васнецова «Песнь о вещем Олеге»; составление цитатного плана.
|
|
|
18.
Ноябрь
| Образ летописца в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре).
|
| Драма. Трагедия. Эпитет.
| Составление словаря одного из героев; обсуждение гравюры С. Галактионова «Борис Годунов»
|
|
|
19.
| Судьба «маленького человека» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
|
| Повесть
| Заполнение анкеты по творчеству А.С. Пушкина; написание эссе «Мой Пушкин»
|
| Тест по теме «А.С. Пушкин»; сочинение: «Мой любимый пушкинский герой», «Какие пушкинские строки вам хотелось бы использовать в собственной речи?»
|
20.
| Историческая и фольклорная основа поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
|
|
|
|
|
|
21.
| «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Герои поэмы и нравственный идеал автора.
|
| Поэма. Конфликт. Инверсия. Отрицательные сравнения. Парные синонимы.
| Сравнительная характеристика героев; сравнительный анализ иллюстрации к поэме; написание письма одному из героев; «Разрешите представиться…» (рассказ о герое от 1-го лица)
|
|
|
22.
| Человек и природа в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива».
| М.Ю. Лермонтов «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива»
| Рифма. Ямб. Амфибрахий. Антитеза. Анафора. Полисиндетон.
|
|
| Тест по теме «М.Ю.Лермонтов»
|
23.
| Историческая и фольклорная основа повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Героико-патриотический пафос повести.
|
| Пафос.
| Составление связного рассказа по картине И. Репина «Запорожцы пишут письмо..»
|
|
|
24.
Декабрь
| Запорожская Сечь, ее нравы и обычаи в повести «Тарас Бульба». Образ Тараса Бульбы: приемы создания героического характера.
|
| Эпос. Литературный герой.
| Составление киносценария (2 гл.) «Куча народа бранилась на берегу..»; работа в группах: 1) Сечь - «гнездо вольности»;
2) «Это было… пиршество, бал..»; 3) «Странная республика»
|
|
|
25.
| Образы Остапа и Андрия в повести «Тарас Бульба». Смысл противопоставления образов.
| П. Мериме «Маттео Фальконе»
| Антитеза
| Сравнительная характеристика героев (таблица)
|
|
|
26.
| Тема верности, товарищества, вольности в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
|
|
| Составление цитатного плана «Речи о товариществе»; художественный пересказ («Речь о товариществе»)
|
| Тест по теме «Н.В. Гоголь»
|
27.
| Образ автора-повествователя в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
|
|
|
|
|
|
28.
| Обучающее сочинение. «Роль пейзажа в понимании человеческих характеров» (по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)
|
|
|
|
| Сочинение на тему «Роль пейзажа в понимании человеческих характеров» (по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)
|
29.
| Изображение крестьянского быта в рассказе И.С. Тургенева «Бирюк»
| «Бежин луг»
| Роль детали
| Составление цитатного плана рассказа; творческий пересказ от лица героя; художественный пересказ (портрет Бирюка)
|
|
|
30.
| «Вера в торжество света, добра и нравственной красоты» в цикле И.С. Тургенева «Стихотворения в прозе»
|
| Цикл. Стихотворения в прозе.
| Художественный пересказ; создание стихотворений в прозе
|
| Тест по теме «И.С. Тургенев»
|
31.
| Историческая основа поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины.
|
| Поэма. трехсложные размеры стиха.
| Сравнительная характеристика героев (цитатная); создание психологического портрета одного из героев
|
|
|
32.
| народные характеры и судьбы в стихотворении Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда».
| Н. Некрасов «Железная дорога»
| Ирония. Метафора. Антитеза.
|
|
| Анализ эпизода.
Тест по теме «Н.А. Некрасов»
|
33.
Январь
| Обличение нравственных пороков общества в «Повести о том, как мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина
|
| Аллегория. Гипербола. Эзопов язык. Сатира. Гротеск. Литературная сказка.
| Составление киносценария рассказа; сопоставительный анализ иллюстраций М. Черемных и Н. Муратова; - словарь щедринских героев.
|
|
|
34.
| Сатирическое изображение барства в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».
|
| Литературная сказка. Аллегория. Гипербола. Гротеск.
| Составление цитатного плана; создание сатирической сказки «в духе Щедрина»; характеристика одного из героев от лица другого с использованием лексики и событий сказки;
|
| Сочинение «Средства создания комического в сказках М. Салтыкова - Щедрина»
|
35.
| Тема дома и Семьи в повести Л.Н. Толстого «Детство».
| Гарин - Михайловский «Детство Темы», М. Горький «Детство», А.Н. Толстой «Детство Никиты»
| Внутренний монолог
| Доклад об истории создания повести; цитатная характеристика героев.
|
|
|
36.
| Роль семьи в формировании характера героя в повести Л.Н. Толстого «Детство»
|
| Герой - повествователь. Автобиографическое художественное произведение.
| Создание синквейна на тему «Семья»
|
| Сочинение (рассказ - воспоминание) «Когда я был маленький..», «Случай, который я не могу забыть..»
|
37.
| Изображение нравственных устоев жизни в рассказе И.А. Бунина «Лапти».
| А. Куприн «Извозчик Петр»
| Композиция. Сюжет. Психологизм.
| Составление подробного плана каждой главы рассказа; размышление об одной из ссор, имевших место в жизни
|
|
|
38.
| Тема угодничества и чинопочитания в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»
| «Смерть чиновника»
| Оксюморон. Сатира. Юмор.
| Составление киносценария; конкурс иллюстраций; составление кроссвордов
|
|
|
39.
Февраль
| Внеклассное чтение
Обсуждение романа Г. Уэллса «Человек-невидимка»
| «Остров доктора Моро». А. Беляев «Голова профессора Доуэля»
| Роман.
| Выборочный пересказ; рассуждение «Образ ученого в романах Уэллса»
|
|
|
40.
| «Край ты мой, родимый край..» Образ Родины в стихотворениях В.А. Жуковского «Приход весны», А.К. Толстого «Край ты мой, родимый край», «Благовест», И.А. Бунина «Родина»
|
|
| Создание лирической миниатюры по картинам И Левитана «Весна - большая вода»,
А. Саврасова «Грачи прилетели»
|
|
|
41-42.
| Произведения писателей XX века.
Изображение внутреннего мира подростка в повести М. Горького «Детство»
|
| Тема и идея произведения. Портрет как средство характеристики героя.
| Творческий пересказ от 1-го лица; создание вопросов для викторины
|
| Сочинение. Анализ эпизода из повести М. Горького «Детство»
|
43-44.
| Тема поэта и поэзии в стихотворении В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче...»
|
| Лирический герой. Тоническое стихосложение. Окказионализм.
| Составление словаря героя стихотворений В. Маяковского; доклад о направлении в искусстве - футуризме
|
|
|
45.
| Гуманистический пафос рассказа Л. Андреева «Кусака»
| В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»; А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
| Пафос. Композиция. Кульминация.
| Составление синквейна на тему: «Кусака»; составление рассказа от лица Кусаки о ее переживаниях
|
| Письменный отзыв о произведении Леонида Андреева «Кусака»
|
46.
| Тема сострадания и уважения к человеку в рассказе А.П. Платонова «Юшка»
|
|
| Творческий пересказ от лица героя; выделение особенностей платоновских героев
|
| Сочинение. Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие (по произведениям писателей XX века)
|
47.
Март
| Труд как основа нравственности в рассказе А.П. Платонова «В прекрасном и яростном мире».
|
|
| Художественный пересказ (описание мира глазами Мальцева)
|
|
|
48.
| Внеклассное чтение. Обсуждение повести Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо»
| Ю. Казаков «Арктур - гончий пес»
|
|
|
| Сочинение - рассказ: «Бим вошел в мою жизнь. Чем же он взял?..»
|
49.
| НРК.
|
|
|
| НРК. «Вокруг тебя - Мир..». «О тех, кто не участвует». Рассказ В. Гаршина «Сигнал»
|
|
50.
| «Идет война народная..» Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Т. Твардовского «Братья», К. Симонова «Ты помнишь, Алеша», дороги Смоленщины..», «Жди меня», А. Ахматовой, А. Суркова, Н. Тихонова
|
| Сравнение. Метафора.
| Сообщения о жизни поэтов - фронтовиков; чтение наизусть.
|
| Интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны
|
51.
| Своеобразие картин природы в лирике Б. пастернака «Июль», «Никого не будет в доме».
|
| Сравнение. Метафора.
|
|
|
|
52.
| Внеклассное чтение. Обсуждение рассказа А. Толстого «Русский характер»
|
|
| Составление синквейна на тему: «Русский характер»
|
|
|
53.
| НРК.
|
|
|
| НРК. «Вокруг тебя - Мир..». «Эхо войны» (по рассказу Б. Екимова «Ночь исцеления»)
|
|
54.
| Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади». литературные традиции в рассказе.
| «О чем плачут лошади». В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
| Литературные традиции.
| Художественный пересказ (от лица Забаву о старых временах); творческий пересказ о судьбе лошадей от лица Рыжухи; составление памятки: «Как нужно относиться ко всему живому»
|
|
|
55.
Апрель
| НРК.
|
|
|
| НРК. «Вокруг тебя - Мир..». Человек на войне. (По рассказу М. Пришвина «Голубая стрекоза»)
|
|
56.
| Изображение внутренней, духовной красоты и осуждения равнодушия в рассказах Е. Носова «Кукла», «Живое пламя»
|
| Метафора.
| Художественный пересказ (монолог автора)
|
|
|
57.
| Тема дружбы как показатель нравственности героев в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро»
| В. Мирнев
«Ночью»
|
| Художественный пересказ «Момент спасения Володи» от лица Яшки; сравнительная характеристика героев; размышление: «В чем сходство и различие ситуаций и поступков героев в рассказах Казакова и Мирнева?»
|
|
|
58.
| Человек и природа в стихотворениях С. Есенина, А. Прокофьева, М. Исаковского, Н. Заболоцкого, Н. Рубцова
|
| «Тихая лирика»
| Подбор репродукций художников - пейзажистов и музыкальных произведений, созвучных теме стихотворений
|
|
|
59.
| Философские проблемы в лирике А.Т. Твардовского: «Братья», «Спасибо, моя родная..», «Июль - макушка лета», «На дне моей жизни»
|
| Философская лирика
| Создание словесных картин по теме «Мой родимый край»
|
|
|
60.
| НРК.
|
|
|
| НРК. «Вокруг тебя - Мир..». Мотив жизни и смерти в рассказе В. Конецкого «Кто смотрит на облака»
|
|
61.
| Смешное и грустное в рассказе М.М. Зощенко «Беда»
|
| Сатира. Ирония.
| Выразительное чтение по ролям; словарик героя М. Зощенко.
|
|
|
62.
| Внеклассное чтение. Обсуждение повести л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания»
|
|
|
|
| Тест по теме «Произведения русских писателей XX века»
|
63.
Май
| Из литературы народов России
Особенности художественной образности стихотворений Р. Гамзатова: «Опять за спиною родная земля», «Я вновь пришел сюда и сам не верю» и др.
|
|
|
|
|
|
64.
| Из произведений зарубежных писателей
Проблема справедливости и честности в стихотворении Р. Бернса «Честная бедность»
|
| Рефрен. Антитеза.
| Выразительное чтение наизусть
|
|
|
65.
| Стихотворение Д.Г. Байрона «Ты кончил жизни путь, герой..» как прославление подвига во имя свободы Родины.
|
| Литературные параллели.
| Нахождение литературных параллелей
|
|
|
66.
| Истинные и ложные ценности в рассказе О´ Генри «Дары волхвов»
| О´ Генри «Из любви к искусству»
| Деталь.
| Творческий пересказ о своем поступке от лица одного из героев; сопоставительный анализ рассказов; размышление над смыслом названия рассказа; написание письма
О´ Генри
|
|
|
67.
| Внеклассное чтение
Джеймс Олдридж «Отец и сын» (из повести «Последний дюйм»). Моральная стойкость человека.
|
| Повесть.
|
|
|
|