Скачать 0.83 Mb.
|
Пояснительная записка. Рабочая программа разработана на основании Федерального государственного стандарта основного общего образования второго поколения, утвержденных в 2008г., составлена в соответствии с программой по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы под ред. Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева - М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2008. Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью. Владение правильной речью является необходимой частью профессиональной компетенции будущего специалиста в любой профессии. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой и другими видами искусства родной страны, постоянном внимании к эмоциональному восприятию учениками текста, к их раздумью над поставленными автором проблемами. Этим целям подчинены структура и содержание программы курса литературы. Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностьюучащихся, так и с эстетической функцией литературы: - формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека; - осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции; - формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико – эстетический компонент искусства; - формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности; - формирование эмоциональной культуры личности и социально – значимого ценностного отношения к миру и искусству; - формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью; - формирование основных эстетических и теоретико – литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно- художественных произведений. Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится знакомству с теорией литературы. Система теоретико- литературного понятия – неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, личностно- значимый потенциал и включенность в сферу читательских интересов учащихся. Литературное развитие ученика предполагает не только рост эмоционально- эстетической культуры и литературно- творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере. Поэтому программа направлена на выработку у учащихся следующих основных умений: - владение умениями выразительного чтения; - умение самостоятельно анализировать литературно- художественные произведения и их фрагменты; - умение давать эстетическую оценку произведению и аргументировать ее (интерпретация произведения в контексте художественной культуры и традиции); - умение определять жанрово- родовую природу произведения как воплощение историко- культурного развития искусства слова; - умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения; - умение грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи; - умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера; - умение выполнять исследовательские и проектные работы по литературе. Курс литературы включает в себя обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в историко- литературном процессе. Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Одни из них позволяют раскрыть жизнь и творчество писателя более подробно, другие – более кратко, однако все они включают текстуальное изучение произведений. Обзорные темы знакомят с особенностями той или иной эпохи, литературными направлениями и различными творческими группами писателей. Характер организации материала способствует осознанию историко- литературного процесса. Соотнесенность общечеловеческого и конкретно- исторического подхода дает возможность учителю обратиться к «вечным темам». Это позволяет приблизить произведения прошлого к современности, усилить их нравственно- эстетическое воздействие на учащихся. Данная дисциплина изучается параллельно с другими общеобразовательными дисциплинами и тесно взаимосвязана с такими из них, как: русский язык, история, биология, информатика, обществознание… Основные виды устных и письменных работ: правильное, беглое и выразительное чтение художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть; устный пересказ – подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) – главы, рассказа и т.д.; развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная); отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию; подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему; создание собственного текста; свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений ( в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и т. д. ; использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, словарей имен и т. д.), каталогов; письменный развернутый и точный ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение- миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему; создание письменного рассказа- характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев ( сравнительная характеристика). Создание письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, фильм, спектакль; создание письменной творческой работы различного жанра. На изучение дисциплины в учебном плане определено 102 часа, 3 часа в неделю. Программа построена по тематическому принципу. В зависимости от объема изучаемого произведения на каждую тему отводится от 1 до 3 часов. Основной формой проведения занятий являются комбинированные уроки. Уроки - лекции предназначены для знакомства с творчеством писателя, а также для характеристики литературной ситуации в стране в тот или иной исторический промежуток времени. Уроки – практикумы позволяют проверить умение учащихся работать самостоятельно. Уроки развития речи направлены на формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью. Видео- уроки предназначены для ознакомления с текстом художественного произведения. Занятия предполагается сопровождать демонстрацией портретов писателей, иллюстраций художественных произведений, кино- и видеофильмов. Программа содержит контрольно-диагностические материалы: тестовые задания, вопросы к самостоятельным и контрольным работам, темы творческих заданий и сочинений. Содержание учебно-методического комплекса обеспечивает базовый уровень и объем, необходимый для организации образовательного процесса, включая и самостоятельную работу учащихся, а также предусматривает контроль качества освоения учащимися программы по дисциплине «Литература» в целом и отдельных ее компонентов. Состав УМК:
Учебник соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы в 5 классе. Автор сосредоточил основное внимание на проблемах воспитания у школьников любви и уважения к книге, развития творческих способностей и формирования культуры. Учитывая возрастные особенности, автор старается разнообразить приемы и методы работы в классе и предлагает, помимо традиционных вопросов, литературные игры и задания, ориентированные на развитие фантазии, творческого воображения. Программа открыта для доработки и совершенствования. . Раздел 1. Требования к уровню освоения учебного предмета «Литература». 5 класс Важнейшими умениями в 5 классе являются следующие:
Раздел 2. Содержание программы учебного курса 5 класс Введение Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная. Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.). Из мифологии Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи. Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп».Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов.Полифем»).Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема. Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж. Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ. Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике. Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе. Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии. Из устного народного творчества Истоки устного народного творчества, его основные виды. Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка».Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица». Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж. Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотива сказочных сюжетов. Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе. Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок фольклорный праздник, предметная неделя и др. Из древнерусской литературы Создание первичных представлений о древнерусской литературе. Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведения древнерусской литературы. Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись. развитие речи: пересказ текстов древнерусской литератур. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями. Краеведение: родной край в произведениях древнерусской литературы. Басни народов мира Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица»- Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне. Теория литературы: басня, притча, эзопов язык. Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся. Русская басня Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке. В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса». А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса». И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова. СВ. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика. Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола. Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями мультипликации басен И.А. Крылова. Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона. Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов». Из литературы XIX века А.С. ПУШКИН Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэт «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств. Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы. Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесно рисование. Связь с другими искусствами: работа силлюстрациям портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина. Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»). Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки Поэзия XIX века о родной природе А.А. Фет. «Чудная картина...» М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной... », «Весенние воды». Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» И.З.Суриков. «В ночном ». Из литературы XIX века М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу. Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись. Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма). Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве. Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина»). Н.В. ГОГОЛЬ Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести. Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика. Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование. Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В. Гоголя». Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя ». Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести. И.С. ТУРГЕНЕВ Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык». Теория литературы: рассказ; углубление представления о теме художественного произведения; стихотворение в прозе эпитет, сравнение (развитие представлений). Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс) чтение наизусть. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева. Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново». Н.А. НЕКРАСОВ Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка». Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений). Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями. Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме. Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево — Карабиха».) Л.Н. ТОЛСТОЙ Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к события. Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка. Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия. Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся. Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна»). А.П. ЧЕХОВ Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа. Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация. Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся. Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)». Излитературы XX века И.А. БУНИН Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунин Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стих творения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов. Теория литературы: стихотворение-размышление, образ- пейзаж, образы животных (развитие представлений). Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос. Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел». Л.Н. АНДРЕЕВ Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче основная тематика и нравственная проблематика рассказ (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика Значение финала. Теория литературы: тема, эпизод, финал. Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос. А.И. КУПРИН Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух» Тема, особенности создания образа. Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя. Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде Связь с другими искусствами: рисунки учащихся. А.А. БЛОК Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово) Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения. Теория литературы: антитеза. развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение. Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматово. С.А. ЕСЕНИН Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... » — по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина. Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях). Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями. Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константиново — Москва». А.П. ПЛАТОНОВ Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты. Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся. П.П. БАЖОВ Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа. Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм. Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся. Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова. Н.Н. НОСОВ Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника» :тема, система образов. Развитие речи: пересказ. Е.И. НОСОВ Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами рбенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном. Теория литературы: юмор (развитие представлений). Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение. Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование. Родная природа в произведениях писателей XX века Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»: В.Ф. Боков. «Поклон »; Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу »; Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья »; В.И. Белов. «Весенняя ночь»; В.Г. Распутин. «Век живи — век люби» (отрывок). Из зарубежной литературы Д. ДЕФО Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра. Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях). Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся. Х.К. АНДЕРСЕН Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность. Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики. Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся. Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка. М. ТВЕН Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых. Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии. Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся. Ж. РОНИ-СТАРШИЙ Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека. Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя. ДЖ. ЛОНДОН Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоя тельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).Теория литературы: рассказ (развитие представлений). Развитие речи: различные виды пересказов, устный или письменный портрет героя. Р. Д. БРЕДБЕРИ. Краткие сведения о писателе. Фантастика и реальность в рассказах: «Всё лето в один день», «Улыбка». Итоговый урок.Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам...»). Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина. Для заучивания наизусть И.А. Крылов. Басня — на выбор. А.С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мертвой царевне о семи богатырях». М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок) . Н.А. Некрасов. Одно из стихотворений — по выбору. Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX век А.А. Блок. «Летний вечер». И.А. Бунин. Одно из стихотворений — по выбору. С.А. Есенин. Одно из стихотворений — по выбору. Одно из стихотворений о русской природе поэтов XX века. Для домашнего чтения Античные мифы.Ночь, Луна, Заря и Солнце. Нарцисс. Сказания русского народа Устроение мира. Первая битва Правды и Кривды. Рождение Семаргла, Стрибога. Битва Семаргла и Черного Змея. Детская Библия Русское народное творчество Сказки: «Лиса и журавль», «Ворона и рак», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что». Загадки, частушки, пословицы, поговорки. Литературные сказки В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.Н. Толстой (1—2 по выбору). Сказки братьев Гр и мм, Ш. П е р р о, Х.К. А н д е р с е н а (1— 2 по выбору). Из древнерусской литературы Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем. Из «Хождения за три моря » Афанасия Никитина. Из литературы XVIII века М.В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк...» Из литературы XIX века И.А. Крылов. «Ларчик», «Обоз ». К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Е.А. Баратынский. «Водопад». А.С.Пушкин. «Кавказ», «Выстрел». М.Ю. Лермонтов. «Ветка Палестины», «Пленный рыцарь», «Утес». А.В. Кольцов. «Осень», «Урожай». Н.В. Гоголь. «Заколдованное место». Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника». Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». И.С. Тургенев. «Бежин луг», из «Записок охотника». В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». А.А. Фет. «Облаком волнистым...», «Печальная береза». И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь». Я.П. Полонский. «Утро». 2.1 Учебно-тематический план №п/п часы Разделы и темы Развитие речи Внеклассное чтение Количество уроков – 102часа Развитие речи – 11 часов Внеклассное чтение – 6 часов Контрольных уроков – 3 часа Контрольная работа 1. 1 Введение 2. 4 Мифология 1 3. 7 Устное народное творчество 1 1 4. 2 Древнерусская литература 5. 8 Басни 1 6. 34 Литература XIX века 3 6 1 А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов Н.В. Гоголь И.С. Тургенев Н.А. Некрасов Л.Н. Толстой А.П. Чехов 7. 33 Литература XX в. 3 3 1 А.А. Блок И.А. Бунин С.А. Есенин Л.Н. Андреев А.И. Куприн А.П. Платонов П.П. Бажов Е.И. Носов 8. 13 Зарубежная литература 1 Д. Дефо Х.Л. Андерсен М. Твен Ж. Рони-Старший Дж. Лондон Р. Бредбери А. Линдгрен Всего 102 часа 2.2. Календарно - тематическое планирование
|
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями... ... | Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального... М.: Вентана – Граф, 2010. с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших... | ||
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии... Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе Примерной программы... | Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии... Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы... | ||
Рабочая программа мбоу «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа» «Искусство» для 9 класса разработана с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта общего... | Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе... ... | ||
Рабочая программа по информатике разработана на основе Федерального... Петропавловска Камчатского, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших... | Рабочая программа мбоу «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа» «Изобразительное искусство» для 7 класса разработана с учетом требований федерального компонента государственного образовательного... | ||
Публичный доклад о результатах деятельности «Искусство» для 8 класса разработана с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта общего... | Рабочая программа по истории в 6 классе Количество часов: 70 Структура рабочей программы соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения... | ||
Приказ №761н Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Искусство» для 8 класса разработана с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта общего... | План открытого занятия в вокальном ансамбле «Вдохновение». Тема: «Мир русской песни» «Искусство» для 8 класса разработана с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта общего... | ||
Примерная программа по предмету «Технология (с элементами робототехники)»... Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, примерной программы по учебным... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Изобразительное искусство» для 6 класса разработана с учетом требований федерального компонента государственного образовательного... | ||
Данная рабочая программа разработана на основе: Федерального государственного... Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. (Стандарты... | Данная рабочая программа разработана на основе: Федерального государственного... Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. (Стандарты... |