Рабочая программа курса литературы в 9 классе разработана на основе авторской программы





НазваниеРабочая программа курса литературы в 9 классе разработана на основе авторской программы
страница1/8
Дата публикации29.04.2015
Размер0.78 Mb.
ТипРабочая программа курса
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа курса
  1   2   3   4   5   6   7   8


c:\documents and settings\kabinet 3-6\рабочий стол\hрп для кулаковой и.с\10033.jpg

I. Пояснительная записка

Рабочая программа курса литературы в 9 классе разработана на основе авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5 – 11 классы) под редакцией Т. Ф. Курдюмовой с учётом

- федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

- примерной программы, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта; Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

- федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях в 2011-2012 году;

- требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Во ФГОСе литература представлена как базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, которой принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника.

Цель литературного образования - способствовать духовному становлению личности, формированию её нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. Эта цель определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы в 9 классе:

  • воспитание духовно развитой личности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Методические особенности изучения курса литературы в 9 классе.

Особенностью обучения литературе в 9 классе является то, что этот курс для части учеников оказывается завершающим, и им предлагается изучить шедевры русской литературы. Обращение к ним не только даёт возможность рассмотреть лучшие произведения и осознать их роль в судьбах родной культуры, но и помогает целенаправленной выработке критериев оценки совершенного произведения искусства. В 9 классе русская литература представлена в контексте мировой литературы. При этом рассматриваются национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос.

В программе даны некоторые сведения о литературе Античности и Средневековья, а также эпохи Возрождения. Перед учениками – яркие страницы классицизма, романтизма, богатство форм реализма. Обогащению знаний способствует возможность активного использования русской профессиональной литературной критики. Насыщенный материалом обзор историко-литературных событий сочетается с серьёзным изучением шедевров русской классики. В центре внимания находятся важнейшие произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. Краткое знакомство с литературой второй половины 19 века даёт возможность показать литературу всего века.

В 9 классе даётся представление об этапах развития русской литературы на фоне литературы зарубежной, а следовательно, окончательно формируются качественные характеристики, которые дают возможность оценить произведения искусства; предполагается более глубокое понимание классики, даётся первое теоретическое представление об историко-литературном процессе.

Межпредметные связи.

Изучение русской литературы тесно связано с изучением обществознания, истории Российского государства и истории родного края, что формирует у учащихся историзм мышления, патриотическое чувство, гражданственность. Связь литературы с предметами художественного цикла (МХК) помогает понять специфику различных видов искусства.

Концептуальное обоснование курса.

Основу содержания литературы 9 класса как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд мировой классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.

1) Круг чтения.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в 9 классе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Учащимся 9 класса предлагаются произведения для чтения и изучения, чтения и обсуждения (без детального углубления)

2)Теория литературы служит инструментом для освоения текста. Основные теоретико-литературные понятия, необходимые для усвоения в 9 классе:

- понятие о литературном процессе;

- «вечный образ»;

- ода, силлабо-тоническое стихосложение;

- классицизм и классика;

- сентиментализм;

- романтизм;

- реализм;

- роман в стихах, «онегинская строфа»;

- фабула и сюжет;

- поэма в прозе, лирические отступления;

- стиль писателя;

- стилистическое мастерство.

3)Читательская и литературно-творческая деятельность учащихся (развитие речи) предполагает

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение;

- различные виды пересказа (подробный, краткий);

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- анализ и интерпретация произведений;

- составление планов;

- написание сочинений по литературным произведениям;

- выступление с докладами, рефератами.

Сравнение с обязательным минимумом содержания образования.

Авторская программа под ред. Т.Ф. Курдюмовой, на которой основывается данная рабочая программа, ориентирована на базовый уровень подготовки школьников, однако насыщенность её материалом предполагает возможность использования при обращении к повышенному уровню (уровню возможностей). Перечень произведений представляет собой инвариантную часть программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент основного общего образования, и вариативную часть, включающую региональный и школьный компоненты. Региональный компонент обеспечивается включением в программу произведений донских писателей, а также обращением внимания на пребывание писателей на Дону и отражение истории Донского края в некоторыз произведениях. Школьный компонент, ввиду экологизации образовательного пространства, ориентирован на нравственные проблемы в литературе, связанные со взаимоотношениями человека и природы.

При сопоставлении содержания, обозначенного в образовательном государственном стандарте, и содержания, обозначенного в авторской программе Т.Ф. Курдюмовой, было выявлено следующее:

  1. в целом сохранено количество произведений и последовательность их изучения в стандарте и авторской программе;

  2. для реализации авторского замысла были добавлены следующие номинативные единицы:






Автор и произведение



И.С. Тургенев «Первая любовь»



И.А.Бунин «Жизнь Арсеньева»



М.А.Булгаков «Мёртвые души» (комедия по поэме Н.В.Гоголя)



В.В.Набоков «Гроза», «Рождество», «Сказка»


Данная программа по литературе рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебных недели). Но в связи с праздничными днями (23 февраля и 8 марта), которые припадают на темы «Домашнее сочинение по поэме «Мёртвые души» и «Л.Н.Толстой. Творческий путь великого писателя. Автобиографическая трилогия» (компенсация за счёт домашнего изучения с последующей проверкой в классе), фактически отмечается 100 часов.

Методы и формы контроля.

Методы и формы контроля, выявляющие подготовку учащихся по литературе:

- устные сообщения на литературную тему,

- чтение, пересказ произведения,

- чтение наизусть,

- выразительное чтение, анализ произведения;

- речевая и сравнительная характеристика героев;

- сочинения;

- доклады и рефераты.

Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, рубежный, итоговый.

Основная форма организации учебной деятельности - классно-урочная. При проведении уроков используются индивидуальная, групповая работа как под руководством учителя, так и самостоятельная.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса.

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

  1. Критерии оценки устного ответа по литературе

Общие требования к устному ответу по литературе:

1. Соответствие ответа формулировке темы.
2. Содержательность, глубина и полнота ответа. Достоверность излагаемого материала. Хорошее знание текста художественного произведения.
3. Аргументированность, логичность и композиционная стройность ответа.
4. Достаточный интеллектуально-культурный и научно-теоретический уровень ответа.
5. Умение воспринимать художественное произведение как факт искусства слова. Знание и понимание основных закономерностей и проблем развития литературы, умение анализировать содержание и форму художественных произведений.
6. Грамотная, богатая, точная и выразительная речь.

  1. Оценка "OТЛИЧНО" ставится за исчерпывающий, точный ответ, демонстрирующий хорошее знание текста произведения, умение использовать литературно-критические материалы для аргументации и самостоятельных выводов; свободное владение литературоведческой терминологией; анализ литературного произведения в единстве содержания и формы; умение излагать материал последовательно, делать необходимые обобщения и выводы, а также умение выразительно читать наизусть программные произведения.

  2. Оценка "ХОРОШО" ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые примеры; умение излагать материал последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен не слишком подробно; допускаются отдельные погрешности в чтении наизусть и речевом оформлении высказываний.

  3. Оценка "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится за ответ, в котором материал раскрыт в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последовательности изложения. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет полноценных обобщений и выводов; допущены ошибки в речевом оформлении высказывания; есть затруднения в чтении наизусть.

  4. Оценка "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится, если ответ обнаруживает незнание текста и неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые примеры; нарушена логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и выводов; недостаточно сформированы навыки устной речи; есть нарушения литературной нормы
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа курса литературы в 9 классе разработана на основе авторской программы iconПояснительная записка по географии в 7 классе на 2013-2014 уч год...
Рабочая программа курса «География» разработана на основе авторской программы Алексеева А. И
Рабочая программа курса литературы в 9 классе разработана на основе авторской программы iconРабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента...
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Рабочая программа курса литературы в 9 классе разработана на основе авторской программы iconРабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента...
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Рабочая программа курса литературы в 9 классе разработана на основе авторской программы iconПрограмма разработана на основе авторской программы Л. Ф. Греханкиной
Рабочая программа регионального курса «Краеведение» разработана на основе примерной программы по географии Московской области Л....
Рабочая программа курса литературы в 9 классе разработана на основе авторской программы iconРабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе авторской...
Рабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе авторской программы Н. С. Махиной и др. «Краеведение. 1 – 4 класс» (Воронеж,...
Рабочая программа курса литературы в 9 классе разработана на основе авторской программы iconРабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка»
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка....
Рабочая программа курса литературы в 9 классе разработана на основе авторской программы iconРабочая программа по русскому языку для 8 класса, базовый уровень,...
Рабочая программа) разработана на основе авторской программы М. М. Разумовской для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Сборник...
Рабочая программа курса литературы в 9 классе разработана на основе авторской программы iconПояснительная записка к развернотому тематическому плану по изобразительному...
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана для обучения во 2 классе на основе федерального компонента государственного...
Рабочая программа курса литературы в 9 классе разработана на основе авторской программы iconРабочая программа Идоловой Татьяны Васильевны, учителя начальных...
Рабочая программа курса литературного чтения разработана на основе «Федеральных государственных стандартов общего образования второго...
Рабочая программа курса литературы в 9 классе разработана на основе авторской программы iconРабочая учебная программа по литературному чтению I ступень образования
Данная программа разработана на основании авторской программы по литературному чтению В. Ю. Свиридовой (см. Программы начального...
Рабочая программа курса литературы в 9 классе разработана на основе авторской программы iconРабочая программа по православной культуре для 10 класса разработана...
Цели и задачи рабочей программы изучения курса «Православная культура» на базовом уровне в 10 классе
Рабочая программа курса литературы в 9 классе разработана на основе авторской программы iconРабочая программа по православной культуре для 10 класса разработана...
Цели и задачи рабочей программы изучения курса «Православная культура» на базовом уровне в 10 классе
Рабочая программа курса литературы в 9 классе разработана на основе авторской программы iconРабочая программа по мировой художественной культуре разработана...
Данная рабочая программа по мировой художественной культуре разработана для обучения в 10 классе моу «Никольская средняя школа» на...
Рабочая программа курса литературы в 9 классе разработана на основе авторской программы iconРабочая программа разработана на основе авторской программы Н. М. Конышевой «Технология»
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы Н. М. Конышевой «Технология», рекомендованной Министерством образования...
Рабочая программа курса литературы в 9 классе разработана на основе авторской программы iconРабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе...
Основная цель уроков чтения – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской...
Рабочая программа курса литературы в 9 классе разработана на основе авторской программы iconРабочая программа курса составлена на основе авторской программы...
Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы Львовой С. И «Уроки словесности», Программы элективных курсов по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск