Творческий отчет 2 006 Автор-составитель В. А. Хлуденцова, учитель русского языка и литературы. Работа предназначена для учителей общеобразовательных школ





Скачать 243.93 Kb.
НазваниеТворческий отчет 2 006 Автор-составитель В. А. Хлуденцова, учитель русского языка и литературы. Работа предназначена для учителей общеобразовательных школ
Дата публикации21.05.2015
Размер243.93 Kb.
ТипОтчет
100-bal.ru > Литература > Отчет
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9 города Белово»

Пути повышения эффективности урока

русского языка
Творческий отчет

2


006

Автор-составитель В. А. Хлуденцова, учитель русского языка и литературы.

Работа предназначена для учителей общеобразовательных школ.

© Хлуденцова В. А., 2006

Содержание

  1. Пути повышения эффективности урока русского языка.

  2. Урок в 5м классе «Фонетико-орфографическая характеристика слова».

  3. Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку.

  4. Литература


Пояснительная записка
Урок – это основная форма обучения. От того, как он будет построен учителем, зависит его конечное назначение: «необходимо вести преподавание русской грамматики так, чтобы учащиеся находили практическое применение получаемых сведений» (Ф. Ф. Фортунатов). Есть ряд задач, решение которых создаёт условия (предпосылки) повышения эффективности урока. Наибольшее значение среди них имеют следующие:

- развить у школьников интерес к урокам русского языка;

- активизировать мыслительную деятельность учащихся;

- использовать межпредметный материал, перспективность в учении.

Цель: исследование путей повышения эффективности урока русского языка.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА

РУССКОГО ЯЗЫКА

Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает , морально калечит человека , и ни школьная бригада , ни школьный участок , ни мастерская – ничто не поможет возместить того , что упущено в самой главной сфере , где человек должен быть тружеником , - в сфере мысли.

В.А.Сухомлинский
Термин эффективный (от лат. производительный ) – действенный, дающий очевидные результаты, плодотворный, продуктивный. Результат (продукт обучения) – это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

Проблема повышения эффективности урока – одна из самых важных в дидактике и практической работе школы. Её решение зависит от того, на получение какого результата ориентируется учитель. Педагогические задачи многофункциональны, но основное содержание педагогической деятельности – ученик. Следовательно, критерием деятельности учителя является конечный результат: дать ученику лишь набор знаний по предмету или сформировать личность, готовую к самостоятельной жизни.

На результативность урока влияет множество факторов, в том числе личностные качества самого учителя, его знания, владение профессионально-методическими умениями.

Вследствие этого в проведении урока складываются две силы: обдуманная учителем на основе учёта научно-методических положений режиссуры урока (она отражается в плане) и личностное исполнение этой режиссуры, т.е. своего плана.

Таким образом, на повышение эффективности урока русского языка большое действие оказывают факторы:

  1. Личность учителя.

  2. Выбор форм и методов обучения.

  3. средства наглядности.

  4. Прогнозирование.

  5. Диагностика.

  6. Активизация мыслительной (учебно-воспитательной) деятельности учащихся.

  7. Выбор целей и задач урока.

  8. Оптимизация учебного процесса.

  9. Виды обучения.

  10. Приёмы обучения и т.д.

Эти факторы (пути) находятся в движении и тесном сплетении, и каждый из них по- своему влияет («работает») на конечный результат.

Например, диагностика заключается в прояснении всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности, поведения и т.п.
В начале учебного года я предлагаю ребятам – пятиклассникам анкету – самоанализ и фиксирую данные исследований по типу характера и анализ психологического единства класса (тип мышления, вид памяти, тип внимания …)

Старшеклассники, отвечая на вопросы анкеты «Какие умения, необходимые для вашей жизни, работы, вы приобретаете на уроках русского языка», отметили, что учатся не только грамотно писать и говорить, но и приобретают умения общаться, думать, рассуждать, доказывать. Осуществляется важный принцип обучения:

Овладение = усвоение + применение знаний на практике ( а не усвоение = понимание + запоминание)

Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального.

Прогнозирование – это расчёт количественного показателя его эффективности. На данном этапе мне помогает работа в творческой группе «Педагогический мониторинг». Исследования помогают установить уровень успеваемости учащихся, причины пробелов в знаниях, уровень обученности…

На этом этапе я заполняю таблицу «Мониторинг успешности в овладении стандартом образования по русскому языку в … классе». Его результаты помогают планировать дальнейшую работу с учениками, учитывая возможности каждого.

Урок не может быть эффективным, если в его проведении нет активной познавательной деятельности каждого ученика.

Возможности школьников различны, но они должны приводиться в движение для развития мыслительной деятельности. Учиться мыслить – значит развивать умение из минимума фактов извлекать максимум информации.

Поэтому важный путь в повышении эффективности урока – активизация учебно-познавательной (мыслительной) деятельности учащихся. На этот путь влияет выбор методов и форм обучения.

- Например, при объяснительно-иллюстративном методе вместе со словом учителя всё чаще звучит речь учёных, писателей, артистов, воспроизводимая с помощью магнитофона, радио, телевидения. Характер деятельности учащихся сводится к осознанному восприятию, осмыслению и запоминанию.

- При репродуктивном методе часто используются алгоритмы, обобщающие схемы, таблицы , составленные учащимися.

- Один из «продуктивных» методов - проблемный (индуктивный). Он располагает технологию знаний от общего к частному, к доказательству.

- Частично-поисковый метод сводится к использованию отдельных шагов поиска.

- Исследовательский метод предлагает элементы творческой, познавательной деятельности учащихся.

Познавательная активность школьников на уроке возрастает, если учитываются и такие обстоятельства:

  1. Материалы урока я «подаю» в тесном сцеплении с известными учащимся сведениями, с учётом предшествующих знаний, что рождает ассоциативные связи.

  2. Создание на уроке ситуации затруднения вызывает у школьников желание самостоятельно докопаться до истины.

  3. Учащихся последовательно подвожу ко все более усложняющимся задачам, так как «топтание на месте» порождает скуку, при которой ни о какой познавательной активности речи быть не может.

Этот путь повышения эффективности урока «работает» на лучшее усвоение ребятами теории, на формирование в них коммуникативно-речевых и правописных умений и навыков. У многих пятиклассников в начале года слабо развит речевой слух, определить ударный слог, воспроизвести интонацию перечисления, прочитать выразительно выученное стихотворение. Провожу следующие виды работ:

- громкое послоговое проговаривание слов и словосочетаний перед их записью или в процессе записи;

- анализ и осмысление звукового состава слов, особенности их произношения и написания;

- чтение вслух скороговорок, загадок, стихов, которые отличаются особым благозвучием.

Умеют ли пятиклассники безошибочно списывать с доски, учебника? Увы, нет. Поэтому развиваю у детей орфографическую память. Основной приём проверки – зрительный диктант, который составляю из отдельных слов , словосочетаний , предложений. Но это может быть и зрительный диктант текста ( состоит из 3-4 предложений). Ученики прочитывают текст про себя и вслух , вместе разбираемся с трудными написаниями, а затем дети пишут его под диктовку. Часто после такого диктанта провожу взаимопроверку, где ребята старательно проверяют друг друга, оценивают их. Развитие словарной памяти (при этом пополняется словарный запас ребят) – важный этап активизации мыслительной деятельности учеников. Провожу лингвистические диктанты. Например, при изучении сложного предложения ребята называют термины и записывают их: сложноподчинённое, сложносочинённое, бессоюзное предложения, смысловые отношения, интонации и т.п; при изучении морфемики: корень , окончание ( флексия ) , приставка, суффикс, основа и т.п. Или даю задание: запишите слова, которые ассоциируются со словами семья , школа , спорт …

Провожу игру «Одним словом» (читаю лексическое значение слова, ребята чётко дают ему определение: разговор, обмен мнениями – беседа). Для развития словарной памяти провожу комментированные, объяснительные, предупредительные диктанты …

С целью активизации мыслительной деятельности учащихся я провожу на уроках своеобразные пятиминутки – разминки. Материал для пятиминуток связываю с задачами данного или предстоящих уроков, с задачами повторения и т.д. Одним из эффективных приёмов активизации познавательной деятельности учеников является использование на уроке наглядности. Многие наглядные пособия помогают организовать поиск, делать самостоятельные открытия. Среди зрительной наглядности я бы хотела выделить таблицы, схемы, фотографии, рефераты, рисунки … При этом ученик пользуются как готовым материалом , так и его изготовлением.

В школьной библиотеке есть телевизор и видеомагнитофон. Я делаю подборку телевизионных передач «история одного шедевра», записываю короткие мультфильмы и т.д. Эти материалы помогают строить урок нетрадиционно, вносят в него элемент неожиданности. Например, обращаясь к одной из передач «История одного шедевра», рассматриваем вместе с ведущим картину В.И.Сурикова «Взятие снежного городка». Сначала ребята записывают глаголы-сказуемые , обозначающие основное действие , после этого деепричастие , деепричастные обороты. Такие задания увлекают всех учеников, развивают внимание , память , помогают проявить себя , записав больше слов , а особенно такие , которые не нашли другие. Отмечаю успехи всех и каждого, в результате с каждым заданием дети чувствуют себя увереннее.

Не менее важно научить ребят организовывать совместную деятельность. Эта работа в парах, группах проводится без предварительной домашней подготовки. Так, на уроке закрепления материала по теме «Причастие» класс делится на 5 групп, каждой даётся задание: необходимо за 5 минут продумать и подготовить оригинальное объяснение предложенных тем:

  1. Действительные и страдательные причастия.

  2. Причастный оборот.

  3. Частица НЕ с причастиями.

  4. Гласные перед НН и Н.

С огромным интересом участвуют дети в учебных диалогах о частях речи, морфемах, видах предложений, правописании различных орфограмм и т.п. Например, завершая изучение деепричастия, предлагаю задание: вступить в диалог с соседом по парте, проявляя все знания по данной теме. Ученики ведут беседу в парах, делая вступление, строя своеобразные «мостики-связи» между вопросами, проявляя чувство юмора.

Для развития мыслительной деятельности учащихся я создаю на уроках проблемные ситуации, или, как говорят психологи, ситуации интеллектуального затруднения. Так, я вместо объяснения темы урока даю ребятам задание, в конце занятия они должны определить его тему и задачи. Обобщая знания пятиклассников о звуках речи, ставлю

задачу: докажите, что слова – волны. Если брать во внимание, что в русском языке есть гласные, сонорные, парные звонкие-глухие, только глухие, ребята делают вывод, что слова имеют определённую высоту: соответственно 5,4,3,2,1, значит,напоминают волны. При изучении дополнения ребята делают открытия: предложения содержат слова – конкуренты, по форме совпадающие с подлежащим. Например: Железнодорожный билет купит мне брат. Луна освещает окрестность. На первый взгляд, луна и окрестность – подлежащие. Для проверки можно использовать такой приём: заменить сомнительное слово личным местоимением: купил билет – купил его; освещает окрестность – освещает её; билет куплен – он куплен.

На уроках обобщения и систематизации изученного эффективно использовать такой приём обучения, как анализ и синтез. «Я сравнил, обнаружил общее, сопоставил факты и понял», - так анализируют ребята пройденный материал. Такие уроки я провожу в нестандартной форме: уроки-зачёты, уроки-семинары, уроки-конкурсы. Здесь уместно использование игр, головоломок, кроссвордов. Ребята пишут итоговые творческие работы: сочиняют сказки, стихотворения, пишут научные доклады и т.п.

Для развития логического мышления школьников я использую такой приём в активизации познавательной деятельности учащихся как составление ребятами алгоритмов и перфокарт. Они – своеобразный образец того, как строить рассуждения, обучают ребёнка тем мыслительным операциям, которые для правильного применения грамматических определений и правил.

Приятно видеть, что применение различных форм, методов, приёмов в активизации познавательной деятельности учащихся создаёт атмосферу взаимодействия, повышает культуру моих учеников.

Пути повышения эффективности урока находятся в постоянной эволюции. Ведь развивается общество, значит, увеличиваются требования к качеству знаний подрастающего поколения, к умению воспользоваться полученной информацией, к её практическому применению.

Возродить интерес к русскому языку – серьёзная задача, стоящая перед словесниками, ибо, по словам К.Паустовского, «языку мы учимся до последних дней своей жизни».

Существует предположение, что ХХI век будет временем торжества гуманитарного знания, гуманитарных наук. В это хочется верить: ведь гуманитарные науки, по словам М.М.Бахтина, - это « наука о человеке в его специфике, а не о безгласной вещи».

Литература

  1. Баранов, М. Т., Ипполитова, Н. А. Методика преподавания русского языка в школе [Текст] / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова. – М.: Академия, 2000. – 362c.

  2. Волина, В. В. Весёлая грамматика [Текст] / В. В. Волина Знание. -1995. – 336с.

  3. Загвязинский, В. И. Педагогическое творчество учителя [Текст] / В. И. Загвязинский. – М. Просвещение, 1987. – 257с.

  4. Львова, С. И. Уроки словесности Текст С. И. Львова. – М.: Дрофа, 2000. – 416с.

  5. Милославский, И. Г. Зачем нужна грамматика?[Текст]/ И. Г. Милославский. – Просвещение , 1998. – 216с.

  6. Педагогический поиск [Текст] / сост. И. И. Баженова. – М.: Педагогика, 1989. – 560с.

  7. Розенталь, Д. Э., Теленкова, М. А. Словарь лингвистических терминов [Текст] /Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – М.: Русский язык, 1986. -332с.

  8. Розенталь, Д. Э. Современный русский язык [Текст] / Д. Э Розенталь, Н. В. Голуб. – М.: Дрофа, 1999. – 375с.

Обобщающий урок

«Фонетико-орфографическая характеристика слова»

Цель: повторение сведений по фонетике, орфографии;

выявить умение ребят различать «звук – фонетика – буква»;

способствовать развитию в учащихся логического и образного мышления;

воспитывать любовь и уважение к слову, к русскому языку.
Ход урока.
I Организационный момент.

(Психологический настрой ребят).

Слово учителя.

- Ребята, мы с вами накануне большого события: прощание с учебником «Фонетика и письмо», добро пожаловать, «Лексика, словообразование, морфология».

Поэтому вы должны собраться с мыслями и настроить их на поисково-творческую волну.
II Запишите эпиграф урока

Язык наш выразителен не только для высокого красноречия, для громкой Поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца и чувствительности (Н.М. Карамзин).
III Проблемы работы на урок:

(записать на доске)

  1. Что значит слово – единица речи? Почему единица, а не 1/2, 1/3?

  2. Слово – волны. Докажите.

  3. Формула слова.

  4. Основной закон русского письма.

  5. Что такое звук, фонема, буква?

  6. Что изучает фонетика? Орфография? Орфоэпия?

(Ребята рассуждают, дают научные определения слова).

На доске и в тетради записывают формулу слова:
Слово =

На доске записаны слова филология, лингвистика. Ребята объясняют, что это слова-термины, относятся к определению наука о языке. Они графически изображают слова-волны.



(5 –гласные 4 – сонорные; 3 – парные звонкие; 2 – парные глухие; 1- глухие)




Основной закон русского письма – обозначение буквами фонем по их сильной позиции.

Фонема – это ряд позиционно чередующихся звуков. На письме этот ряд обозначается одной буквой. Фонемы – не только строительный материал для звуковых оболочек слов и морфем, но и «смыслоразличительные» фонетические единицы языка. Звук - это «представитель» фонемы в слове, наименьшая фонетическая единица языка и речи.

Замена звуков в одной и той же морфеме, связанная с изменением условий их произношения, т. е. их фонетической позиции, называется позиционным чередованием звуков.
IV Практическая работа.

  1. Ребята, представьте поезд под названием «Языкознание». Три вагона поезда принадлежат учебнику «Фонетика. Письмо».

Кто пассажиры в этих вагонах?

(Звуки, буквы, фонемы)

Кого вы поселите в 1, 2, 3 вагоны в порядке очереди? Почему?

(1 – звук; 2 – фонема («паспорт» для буквы); 3 – буква)

2) Понаблюдайте, как ведут себя эти пассажиры в предложениях:
В русском языке есть великое множество хороших слов и названий.

(К. Паустовский)

Наш язык певуч, богат, прекрасен.

Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает.
(Ребята под диктовку записывают предложения. Задания: подчеркните грамматические основы. Определите, чем они выражены. В 1-м предложении подсчитайте количество лексических и фонетических слов).

  1. I, II варианты. Выписать из 1,2 предложений грамматические основы.

Запишите их фонетической транскрипцией

,эст , множыство слоф и назван ,ий ,]

,азык п ,ивуч , багат пр ,икрас , ин]
(2 ученика работают у доски, остальные в тетради)

4) Укажите, какие наблюдаются в словах законы орфоэпии?
Письмо, снег, рассказать, улыбаешься, синего, подсолнух.

5) Запишите в столбик слова
I в - “-“-“ орфография в корне;

II в - “-“-“ в суффиксе;

III в -“-“-“ в приставке.
Приехали, задираешься, росточек, разыграли, беззубый, собачка, инъекция, кемеровский, казацкий, субъект, рыбацкий, сваренный, ветреный, безветренный, сгорел, проложить, учитель, прадедушка, прикоснуться.



  1. Разминка (устная)


А) Назовите 4-е лишнее:

Коробка, дуб, пруд, молотьба

Б) На что заканчивается День и ночь?

В) Каких гласных не хватает в современном русском языке? (Ь – ерь Ъ –ер)

Г) В каком слове есть только твердые согласные звуки?

Мел, лось, тема, множитель, матч.

Д) В каком слове количество букв и звуков совпадает?

Восемь, праздный, юла, тень, боюсь

Е) Укажите слово, в котором безударный гласный проверяется сильной позицией.

Распол*гаться, прик*сновение, р*скошный, предпол*жение, проб*раться.
Ё)название каких двух букв определяет целую эпоху?

(ЭР-А)

Ж)Сколько в русском языке гласных:

-букв;

-звуков;

-фонем?

Сколько в русском языке согласных:

-букв:

-звуков;

-фонем?

7) Ребята под музыку (Бетховен, «Лунная соната») письменно отвечают на вопросы.
Вариант А.

Язык – всем знаниям и всей природе ключ.

Укажи:

А) количество лексических и фонетических слов;

Б) количество шумных глухих;

В) количество мягких согласных;

Д) количество сонорных звуков;

Е) запиши предикат.
Вариант Б.

Язык мал, а великим делом ворочает.

(Задание то же, что и в варианте А)
Вариант В.

Язык – всем знаниям и всей природе ключ.

(Задание то же, что для варианта А)
Через 5 минут «таможенник» собирает письменные ответы ребят. Вместе со своим помощником он проверяет работы и подводит итоги выполнения заданий.

  1. Ребята, пользуясь репродукцией картины Грабаря «Февральская лазурь», личными наблюдениями, составляют «календарь» слов февраля.

С данными словами придумывают и записывают 2 сложных предложения, используя эпитеты и метафоры.
V Определение темы урока.

Ребята формулируют тему урока, записывая её в тетради. Они «делятся» впечатлениями от урока. Графически изображают своё настроение (в начале и в конце занятия) в тетрадке:

VI Подведение итогов урока.

VII Выставление оценок.

VIII Домашнее задание. Записать 3-4 пословицы или поговорки на тему «Февраль».

Подготовить извещения о составителях словарей В. И. Дале, С.И. Ожегове.

Праздник фонетики

К празднику готовятся плакаты, содержащие высказывания классиков русской литературы о языке и звуке:

Гласные — это река, а согласные — это ее берега.

К. С. Станиславский

Слово — одежда всех факторов, а звук — одежда слова.

М. Горький

Дивиться драгоценности нашего языка: что ни звук, то и пода­рок, все зернисто, как сам жемчуг...

Н. В. Гоголь

Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед.

К. Г. Паустовский
Прослушивание заранее записанных на магнитофонную ленту звуков:

а) льется вода из крана;

б) звенит колокольчик;

в) тикают часы;

г) птичьи голоса;

д) школьная столовая в разгар обеда;

е) ученик читает отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..»;

ж) музыкальный отрывок из «Времен года» П. И.Чайковского;

з) плач ребенка.

После каждой записи - пауза.

Прослушав внимательно запись, надо назвать услышанные зву­ки. В ходе обсуждения дети выделяют звуки человеческой речи. Ведущий объявляет цель праздника.

(Стихотворение С.Ефремова «Звук»):

Он бывает тихим, громким,

А еще глухим и звонким.

Может быстро проскочить,

А захочет, будет жить

До тех пор, пока звонок

Не отмерит ему срок. Он везде всегда дрожит

И по воздуху бежит.

Рот его, как дом родной,

Из него летит волной.

Любит с эхом подразниться,

В барабане схорониться.

Если где услышим стук,

Значит, к нам добрался... (звук).

Ведущий читает высказывание К. Г. Паустовского о родном языке: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего та­кого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, неяс­ность сна, шум и тень садов, тяжкое громкое дыхание гроз, детс­кий шепот и шорох морского гравия».

Фонетические загадки

1. Твист или вальс? Что танцевала девочка Пеппи – Длинный Чулок с ворами, забравшимися к ней в дом, чтобы украсть чемодан с золотыми монетами? В названии танца звуков меньше, чем букв.

2. Илья Муромец или Алеша Попович? Кто из них «грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать»? В имени богаты­ря гласных звуков больше, чем согласных.

С.Я. Маршак «Гимн звукам родного языка»:

Гласные тянутся в песне звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные... согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Звучат в согласных серебро и медь

А гласные тебе даны для пенья.

И счастлив будь, коль можешь ты пропеть

Иль даже продышать стихотворенье.

Фонетическая викторина

1. В каких случаях своей жизни люди пользуются алфавитом?

2. В слове «кот» три звука и в слове «мяу» три звука. Одинаково ли количество слогов в этих словах? Объясните, почему?

3. Назовите слово, которое состоит из трех согласных и одного гласного. В этом слове слышится звук [ы], а пишется буква «и». Слово означает название помещения, в котором даются представ­ления с участием клоунов, акробатов, гимнастов, дрессированных животных. (Цирк.)

4. Какую букву надо вставить в имя мальчика, чтобы оно пре­вратилось в слово, называющее короткие шесты с заостренными концами? (Коля — колья.)

5. В словах «уточка», «тушить», «визит» один согласный заме­нить другим, который отличается от первого по глухости - звон­кости, чтобы получились новые слова (слова даны на плакатах). (Удочка — тужить — висит.)

6. Какое слово при перестановке в нем ударения из названия печеного изделия превращается в название узких длинных лодок, выдолбленных из стволов деревьев? (Пироги — пироги.)

Домашнее задание «Егоркины скороговорки»

Произнесите скороговорки, четко выговаривая согласные зву­ки. Повторите задание два-три раза, ускоряя темп речи.

Ведущий (стихи Ю. Черных):

Я сегодня был в восторге

От затейника Егорки,

3а его скороговорки

Я поставил бы пятерки!

Повторяйте, детвора!

Посреди двора дрова.

Жук над лужею жужжал,

Ждал для ужина ужа.

В перелеске перепел

Перепелку перепел!

Лилии полили ли

Иль увяли лилии?

Аня ныне нянина,

Нина няня Анина.

Мамами любимы мы

Самыми любимыми!
То-то буду я в восторге,

Если вы, как я Егорке,

За его скороговорки

Всем поставите пятерки!

Скороговорки, которые были даны детям на дом:

Все бобры добры до своих бобрят.

Водовоз вез воду из-под водопровода.

У пенька опять пять опят. Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.

На Ерему напала дрема, от дрема уснул Ерема.

Рыбу ловит рыболов. Весь в реку уплыл улов.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!

Фонетическая задача: Из стихотворения В. Ясинского «Первая шоколадка» назовите все слова «с парными звонкими и глухими согласными. Объясните орфограммы. Их нужно выделить.

Угостили Олю сладкой,

Очень вкусной шоколадкой.

Губки, носик и рубашку –

Все измазала бедняжка.

Мама дочь едва узнала:

- Ах ты, ненаглядная,

Дочка шоколадная!

Фонетические загадки

1. Мама или бабушка? Кто из них споткнулся о невидимого старика Хоттабыча и шлепнулся на пол? В слове-отгадке есть и звонкие, и глухие согласные звуки.

2. Пуфф или Буфф? Как звали маленькую кудрявую собачку, которая проспала 100 лет вместе с прекрасной принцессой из сказ­ки? В кличке собаки все согласные звуки глухие.

Ведущий: Воздух рвет преграды, шум получается. Голоса нет совсем, но звук прорывается. Как называется звук такой? (Это согласный глухой.)

Воздух свободно идет через рот, нет препятствий разных, голос участвует, голос зовет.

(Звук получается... (гласный)

Фонетические диалоги «Кто важнее»? Ведущий: Поспорили однажды между собой гласные и соглас­ные звуки - кто из них важнее?

Гласные: Конечно, мы важнее. Без нас никто и рта не раскроет!

Согласные: Ну, это мы еще посмотрим. Попробуйте-ка нас про­изнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не полу­чится!

Гласные: А вот и получится! Например, [м].

Согласные: Разве только один [м], а больше ничего?

Гласные: И все же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.

Согласные: Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи хоть что-нибудь! Хоть бы название науки, которая изучает нас с вами.

Гласные (поют и смущенно умолкают): [о е и а].

Согласные: Вот видите! А если мы скажем [ф н т к], так всякий догадается, что это фонетика.

Гласные: Ну, допустим. Хотя мы решили, что это фантик. А вот попробуйте произнести без нас такие слова, как окно, елка, если.

(Согласные мычат в ответ что-то неразборчивое и тоже умол­кают.)

Ведущий: А как вы думаете, ребята, кто из них важнее и нуж­нее: гласные или согласные звуки?

Мальчик и девочка (по очереди):

Дружат гласные с согласной, Составляя вместе слог: «Ма» и «ша» (запомни: Маша!) К нам явились на урок. Если слоги встанут рядом, Получаются слова. «Ты» и «ква», а вместе - тыква, «Со» и «ва» — читай: сова. Сколько в слове гласных — Столько и слогов. Это знает каждый.

Фонетическая минутка «Какой новый звук появился»? Сон – стон, сок – сток, сук – стук, каска – краска, салка — скалка, кошка – крошка, ролик – кролик, тучка – штучка, кот — крот,

Сценка «Всегда вместе» (по А. Шибаеву)

Ведущий: Однажды не поладили гласные и согласные и разош- лись в разные стороны. Сбились согласные в кучу, хотят погово­рить - и никак.

Согласные: Кх (кашляют), пчх (чихают), хм (хмыкают).

Ведущий: И заскучали... Вдруг...

Согласные: Тсс!

Ведущий: Показалось им, что кто-то рыдает: прислушались.

Ведущий: И тут согласные крикнули им, вернее, хотели крик­нуть, но у них получилось невнятное бормотанье.

Согласные: Бдм всгд вмст!

Ведущий: И услышали они радостное, но тоже невнятное.

Гласные: У-е-е-е-е!

Ведущий: Решили они заключить мир. Снова стали рядом и так четко сказали...

Согласные и гласные (вместе): Будем всегда вместе!

Ведущий: С тех пор никогда больше они не разлучались. Им друг без друга никак нельзя. Кто же тогда будет слова образовы­вать? Бывает, правда, что они немного ссорятся, но ненадолго. Потом все равно мирятся.

Фонетические загадки

Пулька или Пончик? Так зовут коротышек из сказки о при­ключениях Незнайки. Кто из них в больнице требовал, чтобы ему варили на обед суп из конфет, кашу из мармелада? (В имени-от­гадке согласных звуков меньше, чем букв.)

Кролик или Пятачок? Кто из них гадал на ромашке: «Любит, не любит, плюнет, поцелует»? (В имени-отгадке все согласные зву­ки глухие.)

Игра «Один звук, маршВедущий: Поиграем в игру, которую назовем так: «Один звук, марш!»

Из каждого слова уберите по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лек­сическим значением. Вот так: горсть — гость. (Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.)

Теперь, наоборот, я вам даю слово, а вы добавьте к каждому из них один звук, чтобы получилось совершенно новое слово. Вот так: роза - гроза. (Стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, дар.)

Теперь вам следует в словах, которые я вам дам, заменить один согласный звук. Вот так: корж — морж. (Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орел, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка.)
Игра «Думай, думай, думай!»

Я приношу с собою боль,

В лице большое искажение,

А «ф» на «п» заменишь коль,

То превращаюсь я в знак сложения.

(Флюс - плюс.)

С буквой «л» - в игре в футбол

Часто слышим слово....

С «д» уж в слове смысл не тот -

Мерой стало: просто....

(Гол - год.)

Он грызун не очень мелкий,

Ибо чуть побольше белки.

А заменишь «у» на «о» -

Будет круглое число.

(Сурок - сорок.)

Когда я месяц, то, легко дыша, Так, как и снег, на солнце будто таешь. Коль вместо «т» в меня поставишь «ш», То под меня ты бодро зашагаешь. (Март - марш.)

Я бываю золотой,

А природный - костяной,

Если «з» на «к» заменишь,

Смысл во мне совсем иной:

В первом классе лишь для счета

На уроке я твоем,

А в четвертом ты охотно

Подсчитаешь мой объем.

(Зуб - куб.)

С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким - сам звеню я на просторе!

(Колос - голос.)

Веселые рифмы про ударение

Ударный слог, ударный слог, Он назван так недаром, Эй, невидимка-молоток, Отметь его ударом! И молоток стучит, стучит, И четко речь моя звучит.

Шутник он, невидимка-молоток, Тук! - и ударил в безударный слог, И сразу же исчез огромный замок, И появился маленький замок...

Послушай, молоток, Не путай слоги, Опять озорничая, не солги! Мы в слове слог ударный Найдем э-ле-мен-тар-но! А когда его найдем, Громче всех произнесем!

Два правила ударения

Правило первое Ошибка в ударении Граничит с преступлением. Пускай запомнит это млад и стар. Ни молодым, ни старым Нельзя одним ударом Не то, что нужно, ставить Под удар.

Правило второе (Ф. Д. Кривин)

Возил не шофер, а шофер, Не фарфор, а фарфор. Был оглашен не приговор - Судебный приговор. Строгал не столяр, а столяр, Но доску - не доску. И слушал в одиночестве не «Тоску», а тоску.

Фонетические головоломки Я травянистое растение. С цветком сиреневого цвета, Но переставьте ударение, И превращаюсь я в конфетку. (Ирис — ирис.)

Мы для пильщиков подставка, Мы для кучера сиденье. Но попробуй-ка, поставь-ка Нам другое ударение. Осторожней будешь с нами: Забодаем мы рогами! (Козлы - козлы.) Я сборник карт: от ударения зависят два моих значения. Хочу - преображусь в название блестящей, шелковистой ткани. (Атлас — атлас.)

Скорей, сестра, на рыб взгляни, попались на крючок они. В ведерко руку окуни, не бойся, это ... (окуни).

Сосульки, как носы у цапель, и тают, словно карамель. Я слышу звон апрельских капель, поет апрельская ... (капель).

Грамматический бой

(Приветствие команд. Песня о КВН на мелодию песни «Улыбка».)

Любит КВН наш дружный класс,

И объявит заседание сейчас.

Вот болельщики, а вот жюри.

Путь к победе труден, что ни говори.

Нам доверено с тобой

Провести удачно бой,

Чтоб находчивость и знания проверить.

Ты велик, родной язык,

Ты богат, родной язык,

Ты наш друг, и в это все мы будем верить.

Команда «Слово»

Победы, а не поражения

Мы вам желаем, «Предложение»!

Команда «Предложение»

У нас приветствие готово Ребятам из команды «Слово»: Соперник наш, не позабудь: к победе очень труден путь!

К жюри

Вам и слава, и почет!

Все мы любим точный счет!

Эмблемы команд

Конкурс 1. «В две команды становись!»

На доске прикреплены карточки со словами: водник, водитель, громоотвод, водокачка, наводчик, завод, водоворот, заводной, вводный, водолаз, водитель, водопад, довод, водоросли, водомер.

Первая команда должна быстро собрать все карточки со словами, родственными слову «вода», вторая — слову «водить».

Конкурс 2. «Кто быстрее?»

Дети за 3 мин должны построить (придумать) 6 слов-домов по схемам (на схемах условными обозначениями указаны корень, суф­фикс, окончание, приставка).

Конкурс 3. «Вспомним и запишем»

По окончании строчек вспомнить стихотворение и рассказать,

1-я команда 2-я команда

Плачет качается

мячик на ходу

не плачь кончается

мяч упаду

Конкурс 4. «Вспомни правило любое и примером подтверди»

Нужно вспомнить любое правило, назвать его и привести при­мер.

Конкурс 5. «Можем мы диктант писать на "4" и на "5"!»

Эстафета: каждый член команды пишет под диктовку ведуще­го по одному слову.

Ребята собрались на квартире у товарища. В субботу в классе будет конкурс диктантов. Лена Дружинина читает слова и предло­жения. Ребята записывают их в тетрадь. Потом вместе проверяют работу каждого ученика.

Конкурс 6 «Буриме» (Учимся писать стихи)

Командам предлагаются одинаковые рифмы. За 1 мин. нужно составить стихотворение и записать его. Не спешу – пишу. В тетрадь - пять.

Конкурс 7. «Сумей различить части речи»

На карточках записаны предложения. Необходимо над каждым словом указать части речи.

1-я команда: На уроке русского языка ребята пишут правиль­но, красиво и скоро. 2-я команда: К соседу в тетрадь заглянешь - ошибку к себе пе­ретянешь.

Конкурс 8. «Дружба с заглавной буквой»

Придумайте и запишите веселую фамилию на букву «в» («к»); название города, которого еще нет на карте, но который вы пост­роите, когда станете взрослыми.

Конкурс 9. «Капитаны в стране непроверяемых написаний»

Ведущий диктует капитанам слова с непроверяемыми написа­ниями. Капитаны записывают эти слова на доске.

Береза, помидор, суббота, яблоко, погода, вокзал, метро.

(Подведение итогов. Награждение.)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Творческий отчет 2 006 Автор-составитель В. А. Хлуденцова, учитель русского языка и литературы. Работа предназначена для учителей общеобразовательных школ iconАнализ работы школьного мо учителей русского языка и литературы....
Работа мо учителей русского языка и литературы в 2013-2014 учебном году была направлена на выполнение следующих задач
Творческий отчет 2 006 Автор-составитель В. А. Хлуденцова, учитель русского языка и литературы. Работа предназначена для учителей общеобразовательных школ iconОтчет о проведении «Недели русского языка и литературы» мо учителей русского языка и литературы
«Неделя русского языка и литературы». Цель данного мероприятия-развитие познавательной деятельности учащихся, выявление одаренных...
Творческий отчет 2 006 Автор-составитель В. А. Хлуденцова, учитель русского языка и литературы. Работа предназначена для учителей общеобразовательных школ iconРабочая программа по литературе в 8 классе Автор-составитель Козлова...
Соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений по 2 часа в неделю
Творческий отчет 2 006 Автор-составитель В. А. Хлуденцова, учитель русского языка и литературы. Работа предназначена для учителей общеобразовательных школ iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы Советского...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Творческий отчет 2 006 Автор-составитель В. А. Хлуденцова, учитель русского языка и литературы. Работа предназначена для учителей общеобразовательных школ iconУрок русского языка по теме: «Имя прилагательное»
Автор-составитель: Реш Ольга Вильгельмовна, учитель русского языка и литературы моу «Большегривская сош» Нововаршавского муниципального...
Творческий отчет 2 006 Автор-составитель В. А. Хлуденцова, учитель русского языка и литературы. Работа предназначена для учителей общеобразовательных школ icon«Народные характеры и народный быт в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством»»
Автор-составитель: учитель русского языка и литературы Константиновской общеобразовательной школы-интерната
Творческий отчет 2 006 Автор-составитель В. А. Хлуденцова, учитель русского языка и литературы. Работа предназначена для учителей общеобразовательных школ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор-составитель: Кукоба С. Н., учитель русского языка и литературы моу «сош №12 г. Зеленокумска»
Творческий отчет 2 006 Автор-составитель В. А. Хлуденцова, учитель русского языка и литературы. Работа предназначена для учителей общеобразовательных школ icon«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского...
Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района...
Творческий отчет 2 006 Автор-составитель В. А. Хлуденцова, учитель русского языка и литературы. Работа предназначена для учителей общеобразовательных школ iconРабочая программа по литературе в 6 классе Составитель: Шутова Елена...
Данная рабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основе федерального компонента государственногостандарта образования...
Творческий отчет 2 006 Автор-составитель В. А. Хлуденцова, учитель русского языка и литературы. Работа предназначена для учителей общеобразовательных школ iconУрок развития речи. Работа с текстом. 6 класс. Автор: Никулина Г....
Психологический настрой на восприятие материала. Игровая ситуация. Работа в группах
Творческий отчет 2 006 Автор-составитель В. А. Хлуденцова, учитель русского языка и литературы. Работа предназначена для учителей общеобразовательных школ iconУрок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание
Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы
Творческий отчет 2 006 Автор-составитель В. А. Хлуденцова, учитель русского языка и литературы. Работа предназначена для учителей общеобразовательных школ iconПлан урока русского языка с использованием икт форма
Автор : Учитель русского языка и литературы Янгильдинской оош мухамедзянова Халида Киямутдиновна
Творческий отчет 2 006 Автор-составитель В. А. Хлуденцова, учитель русского языка и литературы. Работа предназначена для учителей общеобразовательных школ iconТворческий отчет мо учителей иностранных языков Октябрьской сош №2
Загвоздкина С. С., учитель немецкого языка, 1 категория. Тема самообразования: Интернет-проекты на уроках немецкого языка
Творческий отчет 2 006 Автор-составитель В. А. Хлуденцова, учитель русского языка и литературы. Работа предназначена для учителей общеобразовательных школ iconСеминар для учителей русского языка и литературы 27. 01. 2012г. Изменения...
Доклад Кувайцевой-Солодовник Елены Алексеевны. Семинар для учителей русского языка и литературы 27. 01. 2012г
Творческий отчет 2 006 Автор-составитель В. А. Хлуденцова, учитель русского языка и литературы. Работа предназначена для учителей общеобразовательных школ iconВ 2011-2012 учебном году работа шмо учителей русского языка и литературы...
Анализ качества знаний и уровня обученности обучающихся учителями русского языка и литературы представлен в следующих таблицах
Творческий отчет 2 006 Автор-составитель В. А. Хлуденцова, учитель русского языка и литературы. Работа предназначена для учителей общеобразовательных школ iconОтчет о работе вмо учителей русского языка и литературы оош №4 за...
Методическая тема: формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск