Центрального района санкт-петербурга





НазваниеЦентрального района санкт-петербурга
страница1/4
Дата публикации28.06.2015
Размер0.67 Mb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Литература > Образовательная программа
  1   2   3   4
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ

МУЗЫКАЛЬНОГО ЦИКЛА «ТУТТИ»

ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«ЛИТЕРАТУРА»

6 класс

на 2014 – 2015 учебный год

Ф. И. О. учителя: Мамонова

Ангелина Евгеньевна
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2014 г.
I. Пояснительная записка к рабочей программе
1. Нормативная основа программы


  • Федеральный государственный стандарт среднего общего образования. Литература. – М.: Просвещение, 2012.

  • Примерные программы по учебным предметам. Литература. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.

  • Литература: Программа для 5 — 9 классов: Основное общее образование / [Т.В.Рыжкова, И.Н.Сухих, И.И.Гуйс и др.]; под ред. И.Н.Сухих.— М.: Издательский центр «Академия», 2014.

  • Образовательная программа ГБОУ школы «Тутти» Центрального района Санкт-Петербурга.

  • Учебный план ГБОУ школы «Тутти» Центрального района Санкт-Петербурга.


Настоящая рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и реализуется на базе программы доктора филологических наук, профессора И. Н. Сухих для 5 – 9 классов общеобразовательных. Рабочая программа по литературе для 5—9 составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и Требований к результатам основного общего образования, представленных в ФГОС. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом для базового уровня.
2. Цели и задачи обучения
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо как факт знакомства с подлинными художественными ценностями и как опыт коммуникации, диалог с писателями.
Главными целями изучения предмета являются:


  • Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  • Постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • Поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих суждений и оценок по поводу прочитанного;

  • Овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет).

  • Использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Задачи изучения предметной области должны отражать:


  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  • понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.


3. Результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• нравственные качества личности, чувство любовь к многонациональному Отечеству, уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов;

• умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.)
Метапредметные результаты изучения предмета:

• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:

• осознание русской и мировой литературы и культуры как духовной ценности человечества;

• готовность высказать собственное отношение к произведениям русской литературы и дать им аргументированную оценку произведения;
3) в коммуникативной сфере:

• умение воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно читать;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• умение писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
4. Количество учебных часов
Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ. Программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество часов в 6 классе составит 68 часов.

1 четверть – 18 часов;

2 четверть – 14 часов;

3 четверть – 20 часов

4 четверть – 16 часов.
Количество контрольных работ практической части программы





I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

За год

Административные работы

1

1

0

1

3

Сочинения

1

1

1

1

4



















Итого:




7



5. Особенности организации учебного процесса по предмету:

виды деятельности учащихся, используемые формы, методы, средства обучения
А. Виды деятельности учащихся:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.


Б. Формы обучения:

  • фронтальная (общеклассная)

  • групповая (в том числе и работа в парах)

  • индивидуальная


В. Методы и приёмы обучения:

Традиционные.

  • методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение, лекция, беседа);

  • метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала (работа с обобщающими схемами и таблицами, портретами и др.);

  • метод теоретического анализа (анализ и синтез, обобщения, сопоставление, теоретическое моделирование, сравнительно-исторический анализ и т.д.)

  • методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником, пересказ, выразительное чтение, чтение наизусть);

  • методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (работа с учебником, с разнообразными словарями, дополнительной литературой);

  • методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (практикумы, самостоятельные работы);

  • методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверочные проверка домашних работ, программированный контроль).


Инновационные.

  • ИКТ – технологии

  • тест – технологии

  • технология поэтапного формирования умственных действий

  • дифференцированное обучение

  • прогностическиий метод (метод проектов и исследовательского изучения)

  • блочно – модульная система

  • игровые технологии

  • технология «Творческих мастерских».


Г. Средства обучения:

  • для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты, и др.), технические средства обучения (компьютер и плазменная панель) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;

  • для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер (Интернет).


6. Используемые виды и формы контроля

Виды контроля:

  • вводный

  • текущий

  • тематический

  • итоговый

  • административный.


Формы контроля:

  • устный опрос

  • беседа

  • пересказ (подробный, сжатый, выборочный)

  • выразительное чтение, чтение наизусть, чтение по ролям

  • терминологический (литературоведческий) диктант

  • проверочная работа

  • сочинение

  • тест

  • компьютерное тестирование

  • фронтальный опрос

  • творческая работа (сочинение, отзыв, рецензия, аннотация)

  • нетрадиционные виды контроля (кроссворд, викторина, литературная газета, экскурсия и др.)

  • исследовательская, проектная работа

  • презентация.


7. Используемый учебно-методический комплекс
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплекс:


  • Литература: Программа для 5 — 9 классов: Основное общее образование / [Т.В.Рыжкова, И.Н.Сухих, И.И.Гуйс и др.]; под ред. И.Н.Сухих.— М.: Издательский центр «Академия», 2013.

  • Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: основное общее образование: в 2 ч. / Т.В. Рыжкова, М.К. Костюхина, Г.Л. Вирина, И.Р. Николаева; под ред. И.Н. Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.

  • Литература в 6 классе. Книга для учителя с тематическим планированием: методическое пособие: основное общее образование» / Т.В. Рыжкова, И.Н. Гуйс. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.


Учебно – методическое обеспечение:
Для учителя:

  1. Детская литература: Выразительное чтение: Практикум. Астафьева О.В., Денисова А.В., Днепрова И.Л., Рыжкова Т.В. и др. / Т.В.Рыжкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

  2. Методика обучения литературе в школе / [М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева]; под ред. М.П. Воюшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

  3. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. / под ред.Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. – в 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994.

  4. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика : учебное пособие / Г.В.Пранцова, Е.С.Романичева. – М.: Форум, 2013.

  5. Романичева Е.С. Введение в методику обучения литературе: учеб. Пособие / Е.С. Романичева, И.В. Сосновская. – М.: ФЛИНТА: наука, 2012.

  6. Свирина Н.М. Свободное чтение с детьми: Учебно-методическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: НПК «Омега», 2012.

  7. Свирина Н.М. Читающие подростки, или Развитие литературного слуха у школьников. –СПб.: НПК «Омега», 2010.

  8. Теоретические основы и технологии начального литературного образования / Т.В.Рыжкова. –М.: Издательский центр «Академия», 2007.


Для учащихся:

  1. Я познаю мир. Литература: дет. энцикл./ Авт.-сост. Н.В. Чудакова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003.

  2. Я познаю мир. Великие писатели: дет. энцикл./ А.Ю. Афанасьев. М.: Астрель: Транзиткнига, 2005.

  3. Тубельская Г.Н. Детские писатели России. Сто тридцать имен: Биобиблиогр. справочник.- М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.

  4. Тубельская Г.Н. Зарубежные детские писатели. Сто имен: Биобиблиогр. справочник: В 2 Ч. – М.: Школьная библиотека, 2006.

  5. Новейшая хрестоматия по литературе.: 6 класс. – М.: Эксмо, 2013

  6. Быкова Н.Г. Хрестоматия по литературе. 6 класс. – М.: АСТ, 2010 г


УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент ФГОС основного общего образования по курсу «Литература».
II. Содержание рабочей программы


п/п

Название темы

Необходимое количество часов для ее изучения (Осн. + УВР +УРР)

Основные изучаемые вопросы темы



Герой в мифах

4+1

Представление о мифе. Мифологический герой. Представление о легенде. Крылатые слова и выражения. Миф и литература. Мифы о сотворении мира и человека, античные мифы о героях (Геракл, Ахилл, Орфей). Легенда об Арионе.




Герой и человек в фольклоре

3+0+2

Былина. Фольклорная баллада. Гипербола, антитеза, замедление действия, постоянные эпитеты, образный параллелизм, повторы. Ритм. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник», баллада «Авдотья Рязаночка».




Герой и человек в литературе

47+5+4

Летопись, летописные сказания. Особенности летописного повествования. Документальное и художественное. Баллада. Историческая основа произведения. Документальное и художественное. Высокая лексика. Архаизмы и историзмы. Строфа. Ритм и метр. Образ времени и пространства в балладе. Баллада на исторический сюжет. Представление о романтизме и романтическом герое. Представление о художественном вымысле и художественной условности. Стилизация. Документальное и художественное в басне. Аллегория и мораль в баснях И.А.Крылова. Мораль и позиция автора. Летопись «Повесть временных лет», «Сказание о походе Олега на Царьград», «Сказание о Кожемяке», «Сказание о белгородском киселе». А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». А.К.Толстой. «Курган», «Василий Шибанов». И.А.Крылов. «Волк на псарне».
Первоначальное представление о народности в искусстве. Песня как жанр лирики. Ритм, звуковой мелодизм. Повесть, композиция, система образов персонажей. Характер в литературном произведении. Автор в эпическом произведении. Отличия повести от рассказа. Образ человека в лирическом стихотворении и повести. Лиро-эпическое произведение. Поэма. Образ автора в поэме. Отличия лирического произведения от эпического. Представление об индивидуальном стиле писателя. Представление о сказе. Художественная условность. Гипербола. А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля». И.С.Тургенев. «Муму». Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети», «Железная дорога». Н.С.Лесков. «Левша».
Роман. Приключенческий роман. Метафорический образ. Антитеза. Композиция романа. Лирическое стихотворение. Ритм, рифма. Строфа. Антитеза. Символ. Композиция лирического стихотворения. Чувство и мысль в стихотворении. Строфика. Ритм, рифма. Тропы. Поэтическая интонация. Атмосфера стихотворения. Образ лирического героя. Авторское отношение и способы его выражения в лирике. Лирический цикл. Антитеза. Повесть. Повесть-сказка. Композиция повести. Образы персонажей, образы природы. Легенда. Роль фольклорных элементов в художественной литературе. Д.Дефо. «Робинзон Крузо». А.А.Фет. «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них — у дуба, у березы…». Ф.И.Тютчев. «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Фонтан». С.А.Есенин. «Я покинул родимый дом…». Б.Л.Пастернак. «Июль». Н.А.Заболоцкий. «Осенние пейзажи». Ч.Т.Айтматов. «Белый пароход».
Реальное и сказочное в художественном произведении. Первоначальное представление о двоемирии и двойниках. Композиция: роль вставных эпизодов. Первоначальное представление о романтизме. Фольклор и литература. Сказочная повесть. Фантастическое и реалистическое. Комическое. Образ места и времени действия. Конфликт. Образ повествователя и образы персонажей. Второстепенные персонажи. Смысл образа. Портрет. Речь как элемент характеристики персонажа. Украинизмы. Индивидуальный стиль писателя. Феерия. Повесть. Представление о романтизме, романтическом герое и романтическом конфликте. Композиция. Роль пейзажа. Способы создания художественного образа. Антитеза. Драма как род литературы. Пьеса. Спектакль. Конфликт в драме. Способы выражения авторского отношения в драме. Способы создания образов персонажей в драме. Э.Т.А. Гофман. «Щелкунчик и мышиный король». Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». А.Грин. «Алые паруса». Е.Л.Шварц. «Обыкновенное чудо».
Дружеское послание как жанр лирики. Строфа. Ритм. Тропы. Способы выражения чувств в лирике. Лирический герой стихотворения. Композиция. Антитеза. Метафора. Звукопись. Ритм. Рифма. Строфа и строка — «лесенка» Маяковского. Рассказ. Первоначальное представление о реалистическом произведении. Точка зрения. Идея. А.С.Пушкин. «И.И. Пущину» В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». В.Г. Распутин. «Уроки французского».
Композиция повести. Конфликт и его развитие. Название как элемент композиции. Образы пространства и времени. Способы создания образов персонажей. Роль детали. Антитеза. Автор, повествователь, рассказчик. Представление о стиле пушкинской прозы. Представление о реалистическом произведении. Новелла. Композиция. Конфликт. Способы создания образов персонажей. Портрет. Представление об индивидуальном стиле писателя. А.С.Пушкин. «Выстрел». П.Мериме. «Маттео Фальконе».




Резерв

2



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Центрального района санкт-петербурга iconРеферат по истории и культуре Санкт-Петербурга Тема: Школы Ленинграда в 1941-1942 учебном году
Гбоу средняя общеобразовательная школа №183 с углублённым изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга
Центрального района санкт-петербурга iconКулиевой Ирины Рафаэльевны по итогам 2010/2011 учебного года
Центрального района Санкт Петербурга от 26. 05. 1995 №1692-р и осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии Комитета...
Центрального района санкт-петербурга iconКурортного района санкт-петербурга
Курортный район Санкт-Петербурга отдален от центра Санкт-Петербурга, от его образовательных и культурных учреждений, поэтому роль...
Центрального района санкт-петербурга iconЦентрального района санкт-петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Центрального района санкт-петербурга iconЦентрального района санкт-петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Центрального района санкт-петербурга iconЦентрального района санкт-петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Центрального района санкт-петербурга iconЦентрального района санкт-петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Центрального района санкт-петербурга iconЦентрального района санкт-петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Центрального района санкт-петербурга iconЦентрального района санкт-петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Центрального района санкт-петербурга iconЦентрального района санкт-петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Центрального района санкт-петербурга iconЦентрального района санкт-петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Центрального района санкт-петербурга iconПетербурга Администрация Василеостровского района Санкт-Петербурга...
Санкт-Петербурга от 22. 09. 2010 №1039-р «Об аттестации педагогических и руководящих работников государственных образовательных учреждений...
Центрального района санкт-петербурга iconРеферат по химии Тема: Ямальская нефть Работу
Гбоу сош №183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга
Центрального района санкт-петербурга iconЛабораторные работы на уроках биологии с использованием цифрового микроскопа
Государственное бюджетное образовательное учреждение гимназия №42 Приморского района Санкт-Петербурга (гбоу гимназия №42 Приморского...
Центрального района санкт-петербурга iconПояснительная записка к рабочей программе по курсу «Окружающий мир»
Образовательная программа ноо гбоу гимназии №168 Центрального района Санкт – Петербурга 2014 год
Центрального района санкт-петербурга iconСпециальная /коррекционная/ общеобразовательная школа (VII вида)...
Субъект Российской Федерации Санкт-Петербург, в лице Комитета по Образованию Санкт-Петербурга. Место нахождения Учредитель -1: 190000,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск