Центрального района санкт-петербурга





НазваниеЦентрального района санкт-петербурга
страница1/4
Дата публикации20.02.2015
Размер0.62 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ

МУЗЫКАЛЬНОГО ЦИКЛА «ТУТТИ»

ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Музыка (музыкальная литература с элементами краеведения)»

Класс - 8

Ф. И.О. учителя Островская Я.Е.

Квалификационная категория: высшая


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2014
1.Пояснительная записка к рабочей программе по курсу

«Музыка (музыкальная литература с элементами краеведения)»

8-й класс
Нормативная основа программы


  • Скорректированная программа по предмету «Музыка (музыкальная литература с элементами краеведения)» ГБОУ школы «Тутти». Одобрена экспертным советом Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова для углубленного изучения. Санкт-Петербург, 2012.

  • Образовательная программа ГБОУ школы «Тутти» Центрального района Санкт-Петербурга - 2014 -2015.

  • Учебный план ГБОУ школы «Тутти» Центрального района Санкт-Петербурга – 2014 – 2015.


Цели и задачи обучения по предмету «Музыка (музыкальная литература с элементами краеведения)» в 8-м классе.
Цели:

Познавательная:

  • закрепление музыкально-слухового опыта предыдущих этапов обучения;

  • включение конкретных вопросов, связанных со спецификой музыкальных форм и жанров, в более обобщенные тематические разделы.

Социокультурная:

  • введение в мир музыкального творчества через эмоциональную отзывчивость;

  • достижение нового уровня восприятия музыки через укрупнение содержания тематических блоков предмета.

Задачи:

  • расширение музыкального кругозора;

  • дальнейшее освоение жанра монографии;

  • освоение ясного и грамотного изложения основного тематического материала:

а) главных фактов биографии композитора,

б) основных идей его творчества,

в) важнейших примет стиля;

  • освоение конспектирования различных разделов учебника:

а) биографий композиторов;

б) обзорных тем;

в) разборов музыкальных произведений;

  • повышение уровня активности слухового восприятия;

  • накопление интонационно-слухового фонда будущих музыкантов.


Количество учебных часов и недель
Программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 34-х учебных неделях общее количество часов на изучение музыкальной литературы во 8-м классе составит 68 часов.

1 триместр– 12 недель

2 триместр– 11 недель

3 триместр –11 недель
Из них: контрольные уроки – 7 часов
Количество часов для контроля за выполнением практической части программы в 8-м классе





I триместр

II триместр

III триместр

За год

Вводная контрольная

1







1

Проверочная контрольная работа (ответы на вопросы, викторина или тест)

2

2

2

6

Итого 7 часов



Межпредметные (метапредметные) связи на уроках «Музыки (музыкальной литературы с элементами краеведения)»
На уроках «Музыки (музыкальной литературы с элементами краеведения)» в 8-м классе прежде всего значимы межпредметные связи с такими предметами как ИЗО, история, литература и русский язык, «Музыка (сольфеджио)», «Музыка (хоровой класс)», «Музыка (специальность)», «Музыка (общий курс фортепиано)».
Учет особенностей обучающихся класса

В этом возрасте у обучающихся уже накоплен достаточный слуховой опыт, а также определенный багаж изученных фактов и терминов. Поэтому у них укрепляется осознанный интерес к учебной деятельности. Интерес к игре как способу познания отходит на второй план, уступая место академическому способу освоению учебного материала.

При разработке рабочей программы, выборе построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения учитывались описанные выше возрастные особенности учащихся, широко применяются игровые технологии.
Особенности организации учебного процесса по предмету: используемые формы, методы, средства обучения
Формы обучения:

  • фронтальная (общеклассная)

  • групповая (в том числе и работа в парах)

  • индивидуальная


Традиционные методы обучения:

  • слушание музыки, включающее прослушивание музыкальных произведений по программе;

  • словесный методы:

  1. рассказ, предваряющий прослушивание,

  2. объяснение новых терминов и особенностей строения произведения;

  3. беседа или дискуссия о прослушанном произведении;

  • работа с учебником и с дополнительной литературой:

  1. нахождение нужных фрагментов текста;

  2. конспектирование;

  • наглядные методы:

  1. работа с наглядными пособиями;

  2. работа с презентациями.

  • практические методы:

  1. работа с нотными примерами;

  2. работа со звучащими музыкальными фрагментами.



Активные методы обучения:

  • совместное обсуждение прослушиваемых произведений;

  • подготовка докладов и рефератов;

  • конкурсы творческих работ:

  1. лучший рассказ,

  2. лучший доклад или реферат,

  3. лучшая презентация.


Средства обучения:

для учащихся:

  • учебники,

  • рабочие тетради,

  • демонстрационные таблицы,

  • раздаточный материал (карточки, тесты, и др.),

  • технические средства обучения (компьютер и плазменная панель) для использования на уроках ИКТ,

  • мультимедийные дидактические средства;

для учителя:

  • книги,

  • методические рекомендации,

  • поурочное планирование,

  • компьютер (интернет).

Используемые виды и формы контроля
Виды контроля:

  • вводный,

  • текущий,

  • тематический,

  • итоговый,

Формы контроля:

  • музыкальная викторина;

  • словарный диктант;

  • проверочная работа в форме ответов на вопросы;

  • тест;

  • фронтальный опрос;

  • индивидуальные разноуровневые задания;

  • устный рассказ.



Используемый учебно-методический комплекс
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплекс:


  1. Ю.Булучевский, В.Фомин. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Москва, Музыка,2010

  2. Е.Сухарникова. «Музыкальный Санкт-Петербург». Учебник-тетрадь по факультативному курсу для школ, гимназий, лицеев и других учреждений для 5 – 6 классов. СПб, Спецлит.,2008.

  3. Г.Калинина. Пособие по музыкальной литературе. Вып.4. 2010 г.

  4. В.Васина-Гроссман. Книга о музыке и великих музыкантах. Москва,2009.

  5. Э.Кельх, Н.Нестерова,Е.Столова. Музыкальная литература. Экспресс-курс. Учебное пособие для ДМШ и ДШИ. СПб, «Композитор», 2011.

  6. Л.Ермолаева Н.Георгиева. Знакомство с Петербургом – наследником мировых цивилизаций. Книга для учителей. – СПб., 2007.

  7. Л.Белякаева-Казанская. Силуэты музыкального Петербурга. СПб, «Композитор», 2011

  8. Современная отечественная музыкальная литература.1917 – 1985. Вып.1. Москва, Музыка, 2010.

  9. М.Кушнир. Аудиопособие по музыкальной литературе для учебных заведений. 40 СД дисков. Москва, Торговый дом «Ландграф», 2013.

  10. О.Аверьянова. Отечественная музыка ХХ века. Четвертый год обучения. Москва, "Музыка". 2013 г.

  11. Л.Ермолаева, Л.Захваткина, И.Лебедева. Петербургская тетрадь по краеведению.

Ч.3. Санкт-Петербург и губерния… 1801 – 1917. СПб,: СМИО Пресс, 2010.

Ч.4. Наш город и область…Век двадцатый. – СПб,: СМИО Пресс, 2010.

2. Содержание рабочей программы


п/п

Название темы

Необходимое количество часов для ее изучения

Основные изучаемые вопросы темы



Санкт-Петербург Александра

II-го и Александра III-го. Творчество композиторов 2-й половины 19-го века (П.Чайковский – продолжение, опера «Евгений Онегин»; С.Танеев, А.Лядов, А.Глазунов).

Некрополь Александро-Невской лавры (продолжение)

12

Новые условия социально-общественной жизни (развитие рыночных отношений, рост капитализма, усиление демократических сил, формирование пролетариата).

Подъем русской науки, техники, искусства, философско-эстетической мысли.

Новый период в развитии русской музыки. Творчество двух поколений: композиторов - «шестидесятников» и новой плеяды «восьмидесятников». Основные тенденции музыкального искусства: усиление трагической темы, утверждение идеи прекрасного как вечной ценности жизни, отход от социальной и народно-исторической тематики; изменение жанровой картины (снижение интереса к «большой опере» и создание одноактной оперы), выдвижение на первый план симфонических и камерно-инструментальных жанров, расцвет балета, возрождение кантаты, появление нового жанра «стихотворение в музыке». Новаторство П.Чайковского–оперного композитора. Лирические сцены - опера «Евгений Онегин».

Музыкально-общественная деятельность М. Беляева «Беляевский кружок».

Концертная жизнь в России в 80-90-е гг. Беляевские симфонические концерты, деятельность РМО, Бесплатной музыкальной школы.

Развитие искусства С.Танеева в русле традиций П.Чайковского и М.Глинки, ориентация на классическое искусство И.Баха, В.Моцарта, Л.Бетховена; сочетание рационального и эмоционального начал. Личность С.Танеева; принадлежность к кругу прогрессивной русской интеллигенции. Особенности музыкального языка; сложность форм, значение полифонии. Теоретические труды; интерес к фольклору разных народов России. Значение С.Танеева - композитора, ученого, педагога, исполнителя, общественного деятеля – в истории русской музыкальной культуры.

Глинкинская традиция в творчестве А.Лядова. А.Лядов - художник миниатюрист; новизна, своеобразие музыкального языка, значение фольклора; интерес к современной литературе, изобразительным искусствам. А.Лядов - дирижер, педагог.

Определяющее значение эпического монументального стиля в сочетании с лирикой в творчестве А.Глазунова, общая уравновешенность строя музыки.

Развитие традиций «Новой русской школы» и П.Чайковского, творческое усвоение опыта западноевропейских симфонистов. А.Глазунов - педагог, общественный деятель.





Русская музыкальная культура на рубеже 19-го – 20-го веков

(С.Рахманинов, А.Скрябин, И.Стравинский). Влияние архитектурного облика города и его литературно-

художественных салонов на музыкальную жизнь столицы.


8

Новые социально-политические условия (развитие промышленного и финансового капитализма, углубление социальных противоречий, предреволюционная ситуация).

Новый период в развитии русской художественной культуры – «серебряный» век, «русский духовно-культурный ренессанс». Множественные, противоречащие друг другу концепции искусства и стилевое многообразие художественного творчества. Различные идейно-художественные направления и течения. Различные творческие искания и эстетические ориентиры русских композиторов. Эволюция музыкальных жанров. Воплощение идеи синтеза искусств в вокальных и инструментальных жанрах (кантата, опера), расцвет жанра фортепианного концерта,

Обновление концертной жизни. Появление плеяды талантливых исполнителей (инструменталистов, дирижеров, певцов).

Историческое значение творчества С.Рахманинова – композитора, пианиста, дирижера; проблематика творчества, образный строй, философские темы, тема Родины; многообразные связи творчества С.Рахманинова с современным русским искусством. Светские и духовные истоки мелодики, претворение традиций русской музыкальной классики, новаторские черты. Монументальность стиля, развитость форм, гармонические, полифонические особенности языка.

Музыка А.Скрябина в контексте русского искусства начала ХХ века; эстетико-философские взгляды А.Скрябина, всечеловеческие масштабы устремлений и воплощение нюансов внутренней жизни художника, выражение особых состояний человеческого духа; тема искусства и Бога. Области творчества, основные произведения. Принадлежность к московской композиторской школе, связи с романтическим музыкальным искусством.

Новаторство; некоторые особенности гармонической системы, эволюция языка. А.Скрябин - исполнитель.

Особое место творчества И.Стравинского в музыке ХХ века. Универсализм художественных интересов и стилей, определившие разностороннее восприятие его искусства и его огромное воздействие на музыкально-исторический процесс современности. И.Стравинский – один из корифеев музыки ХХ века.

Основные творческие сферы. Основные факты творческой биографии; краткая характеристика второго и третьего периодов творческого пути; подробное рассмотрение первого «русского периода».

Русские национальные истоки творчества И.Стравинского (значение традиций русской классики – М.Глинки, А.Пушкина, «Могучей кучки», П.Чайковского). Роль С.Дягилева и его «Русских балетов», а также «Мира искусства» на раннем этапе творчества И.Стравинского. Многообразие тем, сюжетов и их композиционных решений.

Жанры творчества «русского периода», особенности стиля и эстетики, новаторство творчества.

Музыкальный театр И.Стравинского 1910-1920-х годов и его особое место в творческом наследии композитора. Сочетание различных истоков и тенденций (русского и мирового театра), усвоение и активное претворение эстетики «Мира искусства», «театр представления» И.Стравинского, суть его эстетики.





Наследие Петрограда-Лениннграда и классика отечественной музыкальной культуры первой половины

20-го века (С.Прокофьев, Д.Шостакович, А.Хачатурян).


30

Советская культура 1917-1932 годов. Литература и поэзия периода революции и гражданской войны; новые задачи советской архитектуры, многообразие поисков и достижений (в том числе функционализм, конструктивизм); расцвет искусства плаката.

Музыка после Октября; музыка массовых празднеств; передача музыкальных учреждений в ведение государства. Песни революции и гражданской войны, их тематика; бытование старых революционных песен. Фольклорное происхождение некоторых песен; первые композиторы песенники. Действенная роль песни в общественной жизни 1920-х годов; поэты и композиторы-песенники. Деятельность АСМ, РАПМ (АПМ).

Советская массовая песня (определение жанра), композиторы-песенники, творчество И. О. Дунаевского.

Советская культура 1941-1945 годов. Великая Отечественная война; исторический подвиг советского народа; драматизм и героический пафос эпохи; патриотическая тема – основная в искусстве. Музыка во время войны. Боевая и организующая роль песни, создание ряда замечательных образцов. Песенное творчество В. П. Соловьева-Седого. Музыкально-общественная концертная жизнь; фронтовые, госпитальные концертные бригады.

Международная обстановка в послевоенные годы. Задачи восстановления народного хозяйства. Война, современность, тема борьбы за мир в творчестве советских писателей и поэтов. Постановления 1932-1948 годов и их трагическая роль в развитии советского искусства. Массовые песни послевоенных лет, их тематика, стилистика, композиторы-песенники.

С.Прокофьев – великий русский советский композитор. Многообразные связи его творчества с современным искусством; обновление содержания и средств музыки, сочетание традиций и новаторства. Биография. Области творчества, жанры, главные произведения. Важнейшие особенности гармонии, мелодики, формы, оркестровки. Прокофьев – пианист, дирижер, писатель, критик.

Д.Шостакович – великий русский советский композитор. Связи с современным искусством; гуманистическая направленность; трагическое и комическое (сатирическое, гротескное) в музыке Шостаковича. Биография. Обзор ведущих жанров, основные произведения, главенство крупной инструментальной формы. Традиции И. С. Баха, Л. Бетховена, П. Чайковского, Г. Малера, М. Мусоргского; черты музыкального языка; особенности трактовки и динамика форм; оркестровое, полифоническое мастерство. Шостакович – педагог, пианист, общественный деятель.

Всемирное признание музыки А.Хачатуряна, сочетание национальной самобытности с достижениями профессионального искусства, претворение традиций русской классики, влияний мастеров ХХ века. Направления композиторской работы, важнейшие жанры и произведения, их историческое значение. Особенности музыкального языка. А.Хачатурян – педагог, общественный деятель.




Музыкальная культура России середины и второй половины 20-го века (Г.Свиридов, В.Гаврилин, А.Петров, С.Слонимский, Б.Тищенко, С.Губайдулина, Р.Щедрин, А.Шнитке, Э.Денисов).


14

«Оттепель» 60-х годов и обусловленные ею обновления в отечественной и музыкальной культуре 60-х — 80-х годов. Ослабление идеологического контроля и большая свобода творчества. Влияние Запада на бытовую и профессиональную культуру. Значение творчества мастеров старшего поколения

— С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Г.Свиридова.

Новое поколение композиторов России и их поиск собственной темы, стиля в условиях скрытой цензуры и «мягкого» идейного руководства со стороны Союза композиторов.

Г.Свиридов – великий русский советский композитор. Основные сведения о творчестве: историческое положение и значение искусства Г.Свиридова; ведущая роль вокальной музыки, важнейшие произведения. Опора на эпико-лирические традиции русской музыкальной классики; ясность манеры; мелодическое богатство, использование современных гармонических средств, оркестровки. Обращение к поэзии разных времен и народов, умение определить особый ритмо-интонационный строй для каждого поэтического стиля. Г.Свиридов – исполнитель и общественный деятель.

Р. Щедрин: области творчества, ведущие жанры, «Озорные частушки», « «Конек-Горбунок», стилистика балета «Анна Каренина».

А.Шнитке: основные произведения, интерес к театральным жанрам; широкий стилистический диапазон его музыки и активное использование композитором разных видов техники, в т. ч. коллажа (Concerti grossi).

С.Слонимский: области и жанры творчества; мастерство в крупных и малых формах; творческое претворение фольклора; особенности музыкального языка, развития и организации формы (опера «Виринея», Концерт-буфф).

Б.Тищенко: области творчества; интерес к крупным инструментальным формам; полифоническое мастерство, особенности оркестровки, сложное развертывание формы (балет «Ярославна»).

В.Гаврилин: основные произведения; интерес к вокальным жанрам; творческое использование фольклора, опора на традиции русской классики. Музыкальный язык («Перезвоны»). Лирика и ирония в вокальном цикле «Вечерок».




Творчество ведущих композиторов второй половины ХХ века - обобщение


2

Повторение и закрепление творчества композиторов второй половины ХХ века



Итоговые занятия пол темам года

2

Повторение и закрепление всего пройденного материала
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Центрального района санкт-петербурга iconРеферат по истории и культуре Санкт-Петербурга Тема: Школы Ленинграда в 1941-1942 учебном году
Гбоу средняя общеобразовательная школа №183 с углублённым изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга
Центрального района санкт-петербурга iconКулиевой Ирины Рафаэльевны по итогам 2010/2011 учебного года
Центрального района Санкт Петербурга от 26. 05. 1995 №1692-р и осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии Комитета...
Центрального района санкт-петербурга iconКурортного района санкт-петербурга
Курортный район Санкт-Петербурга отдален от центра Санкт-Петербурга, от его образовательных и культурных учреждений, поэтому роль...
Центрального района санкт-петербурга iconЦентрального района санкт-петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Центрального района санкт-петербурга iconЦентрального района санкт-петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Центрального района санкт-петербурга iconЦентрального района санкт-петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Центрального района санкт-петербурга iconЦентрального района санкт-петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Центрального района санкт-петербурга iconЦентрального района санкт-петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Центрального района санкт-петербурга iconЦентрального района санкт-петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Центрального района санкт-петербурга iconЦентрального района санкт-петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Центрального района санкт-петербурга iconПетербурга Администрация Василеостровского района Санкт-Петербурга...
Санкт-Петербурга от 22. 09. 2010 №1039-р «Об аттестации педагогических и руководящих работников государственных образовательных учреждений...
Центрального района санкт-петербурга iconЦентрального района санкт-петербурга
Федеральный государственный стандарт среднего общего образования. Литература. – М.: Просвещение, 2012
Центрального района санкт-петербурга iconРеферат по химии Тема: Ямальская нефть Работу
Гбоу сош №183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга
Центрального района санкт-петербурга iconЛабораторные работы на уроках биологии с использованием цифрового микроскопа
Государственное бюджетное образовательное учреждение гимназия №42 Приморского района Санкт-Петербурга (гбоу гимназия №42 Приморского...
Центрального района санкт-петербурга iconПояснительная записка к рабочей программе по курсу «Окружающий мир»
Образовательная программа ноо гбоу гимназии №168 Центрального района Санкт – Петербурга 2014 год
Центрального района санкт-петербурга iconСпециальная /коррекционная/ общеобразовательная школа (VII вида)...
Субъект Российской Федерации Санкт-Петербург, в лице Комитета по Образованию Санкт-Петербурга. Место нахождения Учредитель -1: 190000,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск