ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ
МУЗЫКАЛЬНОГО ЦИКЛА «ТУТТИ»
ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Русский язык»
11 класс
на 2014 – 2015 учебный год
Ф. И. О. учителя: ФЕДОРОВА
ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА
Категория: ВЫСШАЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2014 г.
Пояснительная записка к рабочей программе
I. 1. Нормативная основа программы
Федеральный государственный стандарт среднего общего образования. Русский язык. – М.: Просвещение, 2013 г.
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013
Программа для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 10 – 11 классы. Автор А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова – М.: Просвещение, 2013.
Образовательная программа ГБОУ школы «Тутти» Центрального района Санкт-Петербурга
Учебный план ГБОУ школы «Тутти» Центрального района Санкт-Петербурга.
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и программы для средней школы (базовый уровень) по русскому языку для 10-11 классов А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для базового уровня.
I. 2. Цели и задачи обучения
Русский язык как учебный предмет в старших классах по праву считается одним из важнейших, так как является основой развития мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой самореализации личности, развития способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
Заключительный этап изучения русского языка в школе на базовом уровне направлен на повышение речевой культуры старшеклассников, совершенствование их опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка, расширение культурного кругозора, в основе которого лежит высокий уровень коммуникативной компетенции.
В содержании курса русского языка на базовом уровне предполагается реализация следующих целей обучения родному языку:
воспитание гражданина и патриота, формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание национального своеобразия русского языка, овладение культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации, готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии, навыков самоорганизации и саморазвития, информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении, языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Обучение русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим определяют задачи обучения, развивающие и совершенствующие лингвистическую, коммуникативную и культуроведческую компетенции учащихся:
систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах;
овладение основными нормами русского литературного языка формирование активных навыков нормативного употребления единиц языка в различных сферах общения, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями;
овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся, способности оценивать речевую ситуацию, определять цели коммуникации, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
I.3. Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности, понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде от уровня владения русским языком;
представление о речевом идеале, стремление к речевому самосовершенствованию, способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря, расширение круга используемых языковых и речевых средств.
Метапредметные результаты:
владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях (разными видами чтения и аудирования, навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации, умениями выступать с докладом, защищать реферат, проектную работу,принимать участие в активной дискуссии и др.) и разными способами организации интеллектуальной деятельности;
способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;
осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительнойинформации
осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной задачи
способность извлекать необходимую информацию из различных источников, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, создавать устные и письменныевысказывания различных типов и жанров
применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка, соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм, соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения;
освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения, литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм, нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;
проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка, анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления, проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности, оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.
4. Количество учебных часов
Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ. Программа рассчитана на 1 час в неделю. При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение русского языка в 11 классе составит 34 учебных часов.
I полугодие – 16 часов
II полугодие – 18 часов.
Количество контрольных работ практической части программы
-
| I полугодие
| II полугодие
| За год
| Контрольные работы Диктанты
| 3
| 4
| 7
| Проверочные
Самостоятельные работы
| 1
|
| 1
| Изложения
Сочинения
| 1
| 1
| 2
| Итого:
| 5
| 5
| 10
|
5. Учет особенностей обучающихся класса
Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10- 11 классы) учащиеся проявляют интерес к выбору профессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями. Это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь (владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).
6. Особенности организации учебного процесса по предмету:
используемые формы, методы, средства обучения
Формы организации обучения:
фронтальная (общеклассная)
групповая / парная
индивидуальная
дифференцированная.
Методы и приёмы обучения:
А. Традиционные:
методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение, лекция, беседа);
метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала (работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации);
методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником);
методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (работа с учебником, с разнообразными лингвистическими словарями графические работы);
методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (упражнения, практикумы, самостоятельные работы);
методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверочные проверка домашних работ, программированный контроль).
Б. Инновационные образовательные технологии:
ИКТ – технологии
технология проблемного обучения
технология развития критического мышления
тест - технологии
технология поэтапного формирования умственных действий
дифференцированное обучение
методпроектов и исследовательского изучения
блочно – модульная система
технология «кейс – стади»
игровые технологии
технология «Творческих мастерских»
метод эвристических вопросов.
Типология уроков
Уроки изучения нового материала:
урок – лекция
урок – беседа
урок-исследование
учебная конференция
мультимедиа - урок
проблемный урок.
Уроки совершенствования знаний, умений и навыков:
урок - практикум
урок развития речи
урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа)
урок - лабораторная работа
урок - деловая или ролевая игра.
Уроки обобщения и систематизации:
урок защиты проектов
консультация
семинар
диспут
игра конкурс, викторина
урок-анализ контрольных работ
обзорная конференция
урок-беседа.
Уроки контроля знаний, умений и навыков:
Урок-зачет (тематический, зачет-практикум, дифференцированный зачет)
смотр знаний
защита творческих, исследовательских работ, проектов
творческий отчет
контрольная работа
собеседование.
Комбинированные уроки
Интегрированные уроки
Средства обучения
для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты и др.), технические средства обучения (компьютер, мультимедиапроектор) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;
для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер (Интернет), ЭОР.
7. Виды и формы контроля
Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:
учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.
Виды контроля:
вводный
текущий
тематический
итоговый
административный.
Формы контроля:
диктант
выборочный диктант
предупредительный диктант
объяснительный диктант
грамматическое задание к диктанту, списыванию и как отдельная самостоятельная работа
словарный диктант
проверочная работа
тест
компьютерное тестирование
лингвистический анализ текста
фронтальный, выборочный опрос
индивидуальные дифференцированные задания
редактирование текста
восстановление деформированного текста
изложение с опорой на текст
сочинение на лингвистическую тему.
7. Используемый учебно-методический комплекс
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплекс:
Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова, М:Просвещение, 2013.
Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова/ М.: Просвещение, 2013.
Русский язык : Грамматика. Текст. Стили речи : учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова / - М.: Просвещение, 2011.
УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент ФГОС среднего общего образования по курсу «Русский язык». Учебно - методическое обеспечение:
|