ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ
МУЗЫКАЛЬНОГО ЦИКЛА «ТУТТИ»
ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Литература»
9 класс
на 2014 – 2015 учебный год
Ф. И. О. учителя: ФЕДОРОВА
ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА
Категория: ВЫСШАЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2014 г.
I. Пояснительная записка
1. Нормативная основа программы
Федеральный государственный стандарт среднего общего образования. Литература. – М.: Просвещение, 2013 г.
Примерные программы по учебным предметам. Литература. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013
Литература : программа для 5—9 классов : основное общее образование / [Т. В. Рыжкова, И. Н. Сухих, И. И. Гуйс и др.] ; под ред. И. Н. Сухих. — М. : Издательский центр «Академия», 2013.
Образовательная программа ГБОУ школы «Тутти» Центрального района Санкт-Петербурга
Учебный план ГБОУ школы «Тутти» Центрального района Санкт-Петербурга
Настоящая рабочая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и реализуется на базе программы доктора филологических наук, профессора И. Н. Сухих для 5 – 9 классов общеобразовательных. Рабочая программа по литературе для 5—9 составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и Требований к результатам основного общего образования, представленных в ФГОС. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом для базового уровня.
2. Цели и задачи обучения
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям человечества.
Главными целями изучения предмета являются:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
В соответствии с обозначенными целями на уроках литературы решаются задачи, развивающие и совершенствующие читательскую, культуроведческую и литературоведческую компетенции учащихся:
сформировать представление о художественной литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека, осознать своеобразие и богатство литературы как особой формы освоения культурной традиции;
формировать систему гуманитарных понятий, составляющих этико - эстетический компонент искусства, сформировать основы эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности, эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству, воспитать культуру чтения и потребность в чтении;
освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений, овладеть знаниями и умениями основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений;
использовать изучение литературы в целях повышения речевой культуры, развития умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, совершенствовать навыки написания сочинений различных типов, поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
I.3. Результаты освоения учебного предмета Личностные результаты:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
умение работать индивидуально, в группе, полемизировать в духе толерантных межличностных отношений;
увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря, расширение круга используемых языковых и речевых средств.
Метапредметные результаты:
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Предметные результаты:
в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
в ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
в коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
в эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
4. Количество учебных часов
Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ. На изучение литературы в 9 классе отводится 102 учебных часов; в неделю 3 урока.
1 четверть – 27 часов
2 четверть – 21 час
3 четверть – 30 часов
4 четверть - 24 часа.
Количество контрольных работ практической части программы
-
| I четверть
| II четверть
| III четверть
| IV четверть
| Контрольные работы
| 1
| 1
|
| 1
| Сочинения
| 2
| 1
| 1
| 2
| Итого: 9
| I. 5. Особенности организации учебного процесса по предмету:
используемые формы, методы, средства обучения
Формы организации обучения:
• фронтальная (общеклассная)
• групповая / парная
• индивидуальная
• дифференцированная.
Методы и приёмы обучения:
А. Традиционные:
методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение, лекция, беседа);
метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала (работа с обобщающими схемами и таблицами, портретами и др.);
метод теоретического анализа (анализ и синтез, обобщения, сопоставление, теоретическое моделирование, сравнительно-исторический анализ и т.д.);
методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником, пересказ, выразительное чтение, чтение наизусть);
методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (работа с учебником, с разнообразными словарями, дополнительной литературой);
методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (практикумы, самостоятельные работы);
методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверочные проверка домашних работ, программированный контроль).
Б. Инновационные образовательные технологии:
ИКТ – технологии
технология проблемного обучения
технология развития критического мышления
тест – технологии
технология поэтапного формирования умственных действий
дифференцированное обучение
прогностическиий метод (метод проектов и исследовательского изучения)
блочно – модульная система
технология «кейс – стадии»
игровые технологии
технология «Творческих мастерских»
метод эвристических вопросов
праксиметрический метод (метод «архивного исследования») изучение дневниковых записей, архивных материалов, писем и т. д.)
метод статистики.
Типология уроков
1. Уроки изучения нового материала:
урок – лекция
урок – беседа
урок - исследование
учебная конференция
мультимедиа - урок
проблемный урок.
2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков:
урок - практикум
урок развития речи
урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа)
урок - лабораторная работа
урок - деловая или ролевая игра.
3. Уроки обобщения и систематизации:
урок презентации и защиты проектов
консультация
семинар
диспут
игра конкурс, викторина
урок-анализ контрольных работ
обзорная конференция
урок-беседа.
4. Уроки контроля знаний, умений и навыков:
урок-зачет (тематический, зачет-практикум, дифференцированный зачет)
смотр знаний
защита творческих, исследовательских работ, проектов
творческий отчет
контрольная работа
собеседование.
5. Комбинированные уроки.
6. Интегрированные уроки.
Средства обучения
• для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты и др.), технические средства обучения (компьютер, мультимедиапроектор) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;
• для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер (Интернет - ресурсы), ЭОР (CD, DVD – диски)
6. Формы, виды и методы контроля
Контроль знаний, умений и навыков при изучении литературы является важной составной частью процесса обучения. В соответствии с формами контроля обученности
при индивидуальном контроле учащийся выполняет свое задание, определяющее уровень знаний, степень индивидуальной подготовки, его способности и возможности;
при групповом контроле проверочное задание (одинаковые или дифференцированные) выполняется в группе малого состава в зависимости от цели контроля (применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при анализе текста произведения, при сопоставлении с текстом другого произведения и др.);
при фронтальном контроле всей группой одновременно выполняются задания, определяющие правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.
Виды контроля:
вводный
текущий
тематический
итоговый
административный.
Методы контроля:
устный опрос
беседа
развёрнутый ответ на вопрос
литературоведческий (понятийный) диктант
пересказ (подробный, сжатый, выборочный)
выразительное чтение, чтение наизусть, чтение по ролям
анализ (целостный, фрагментарный, лингвистический)
характеристика литературного героя
инсценирование
диагностические индивидуальные, дифференцированные задания
задания олимпиадного характера
редактирование текста
восстановление деформированного текста
практическая работа, построение схемы, таблицы и т.д.
компьютерное, письменное тестирование (с выбором ответа, с кратким ответом)
зачет
творческая работа (сочинение, отзыв, рецензия, аннотация)
нетрадиционные виды контроля (кроссворд, викторина, литературная газета, экскурсия и др.)
исследовательская, проектная работа
презентация.
7. Используемый учебно-методический комплекс
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплекс:
Литература : программа для 5—9 классов : основное общее образование. ФГОС/ [Т. В. Рыжкова, И. Н. Сухих, И. И. Гуйс и др.] ; под ред. И. Н. Сухих. — М. : Издательский центр «Академия», 2013.
Литература: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений в 2 частях.ФГОС. [Т.В. Рыжкова, И.Н. Гуйс, Г.Л. Вирина]; под ред. И.Н. Сухих. М.: Издательский центр «Академия», 2013.
УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент ФГОС среднего общего образования по курсу «Литература».
Учебно – методическое обеспечение:
Пособия для учителя:
Белокурова С.П., Дорофеева М.Г., Ежова И.В., Зазнобина Т.И.и др. Книга для учителя: среднее (полное) общее образование. Методическое пособие. 9 класс. – М.: Издательский центр «Академия», 2014
Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. Универсальное издание. 9 класс., «Вако», 2010
Беляева Н.В. Литература. 5-9 классы. Проверочные работы ., «Просвещение», 2010
Оглоблина Н. Н. Тесты по литературе. 5 – 11 классы. М., «АСТ», 2004.
Кадашникова Н.Ю. Уроки литературы. 5-11 класс. Организация контроля и творческая работа. Тесты, изложения, творческие задания, литературные диктанты, викторины, ребусы., «Учитель», 2011
Ершова Е.C.Контрольно-измерительные материалы. Литература. 9 класс, 2011 г, «Вако» Королёва Н.С. Мошенская Г.Н.Открытые уроки литературы: 5–9 классы. – М: «Вако», 2010
Пособия для учащихся:
Нестерова О.И. ГИА. Литература. Универсальный справочник. – М. : Эксмо, 2014 г.
Новейшая хрестоматия по литературе.: 9 класс. – М.: Эксмо, 2013
Быкова Н.Г. Хрестоматия по литературе. 9 класс. – М.: АСТ, 2010 г
II. Содержание рабочей программы
№ п/п
| Название темы
| Количество часов
| Основные вопросы
| 1.
| Введение. История и культура: эпохи и направления.
| 1
| История и литература: взаимосвязь и противоречия. Художественный образ как источник исторического познания.
Древность — Средневековье — Новое время — Новейшее время как «большие» эпохи исторического развития. Античность — Средневековье — Возрождение — ХVII век — Просвещение — ХIХ век — ХХ век как культурные эпохи, их хронологические границы и специфика. Своеобразие проявления этих пох в истории русской культуры.
| 2
| Вечные образы: словарь культуры
| 10
| Герои: типы и сверхтипы. Как литературные персонажи становятся вечными образами. Софокл. «Эдип- царь» «Божественная комедия» Данте. Шекспир «Гамлет». Мигель де Сервантес «Дон Кихот». Гете «Фауст»
| 3.
| Русская история и литература:
от Древней Руси до Золотого века
| 9
| Рюриковичи и Романовы. Древнерусская литература. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». Историческая основа памятника, его сюжет, жанр и композиция. Образы героев произведения. Художественные особенности памятника, связь с фольклором. Вариативность переводов, «темные пятна» памятника. Роль «Слова…» в русской культуре.
| 4.
| Русская литература ХVIII —
начала ХIХ века
| 16
| Классицизм и его характерные черты. Классицизм в России. Век Просвещения: в погоне за Европой. Русский классицизм: становление новой литературы. Роль М. В. Ломоносова. Язык —стиль — жанр — стих — семантический квадрат классицизма.
Русский сентиментализм: общеевропейское и национальное. Значение деятельности Н. М. Карамзина. «Золотой век» русской литературы.
М.В. Ломоносов – реформатор русского языка, стихосложения и системы жанров. Жанр оды. Оды «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» и «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление мира, науки и Родины. Вопросы просвещения в произведениях поэта.
Г.Р. Державин. Обзор творчества. Новаторство поэта. Гражданский пафос лирики. Ода «Фелица», стихотворения «Властителям и судиям» и «Памятник». Державин в оценке деятелей русской культуры.
Н.М. Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм и его характерные черты. Сентиментализм в России. «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести. Нравственность и безнравственность. Внимание писателя к внутреннему миру героини.
В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. Жанр баллады. Баллада «Светлана» - первая русская национальная баллада. Народные обычаи. Герой и сюжет баллады.
| 5.
| От классицизма и сентиментализма к романтизму.
А. С. Г рибоедов. «Горе от ума»
| 10
| Проза и драматургия в эпоху «золотого века» поэзии. Романтизм и его характерные черты. Романтизм в России.
А.С. Грибоедов. Очерк жизни и творчества. Творческая история комедии «Горе от ума». Сатирическое изображение жизни и нравов московского общества. Система образов: герои и их судьбы. Смысл названия. Развитие комедийной интриги, конфликт в комедии. Жанровое своеобразие (сочетание черт классицизма и романтизма). Критики о комедии. И.А. Гончаров «Мильон мечтаний».
| 6.
| Расцвет русской поэзии.
А. С . Пушкин. Лирика. «Цыганы».
«Маленькие трагедии» («Моцарт и Сальери).
«Евгений Онегин»
| 22
| А.С. Пушкин. Обзор основных этапов жизненного и творческого пути поэта. Обучение анализу лирического стихотворения. Традиции и новаторство поэта. Стихотворения «К Чаадаеву, «Анчар», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Во глубине сибирских руд», «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил…».
«Евгений Онегин» - роман в стихах. Система образов, особенности сюжета, «онегинская» строфа. Онегин и Ленский. Татьяна - нравственный идеал поэта. Пушкинский роман в оценке критиков.
| 7.
| Романтизм и реализм.
М. Ю. Лермонтов. Лирика.
«Герой нашего времени»
| 18
| М.Ю. Лермонтов. Основные периоды творчества. Обзор-осмысление Родины в ранней и поздней лирике Лермонтова («Родина», «Прощай немытая Россия»). Человек и природа в лирике поэта («Когда волнуется желтеющая нива», «На севере диком…», «Выхожу один я на дорогу…»). Раздумья Лермонтова о судьбах поколения («Дума»).
«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания. Особенности композиции, художественное своеобразие, проблематика. Печорин среди других героев романа. Сочетание черт реализма и романтизма в романе.
| 8.
| Становление реализма.
Н. В. Го голь. «Мертвые души»
| 15
| Н.В. Гоголь. Краткий обзор творчества. «Мертвые души». История создания, особенности сюжета, система образов. Деталь как средство создания образов. Чичиков и помещики. Чиновники и их жены. Жанровое своеобразие. Лирические отступления.
| 9.
| Повторение
| 1
| Итоговый тестовый контроль.
| |