Центрального района санкт-петербурга





НазваниеЦентрального района санкт-петербурга
страница1/8
Дата публикации28.06.2015
Размер1.03 Mb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ

МУЗЫКАЛЬНОГО ЦИКЛА «ТУТТИ»

ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Литература»

9 класс

на 2014 – 2015 учебный год

Ф. И. О. учителя: ФЕДОРОВА

ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА

Категория: ВЫСШАЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2014 г.

I. Пояснительная записка

  1. 1. Нормативная основа программы



  • Федеральный государственный стандарт среднего общего образования. Литература. – М.: Просвещение, 2013 г.

  • Примерные программы по учебным предметам. Литература. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013

  • Литература : программа для 5—9 классов : основное общее образование / [Т. В. Рыжкова, И. Н. Сухих, И. И. Гуйс и др.] ; под ред. И. Н. Сухих. — М. : Издательский центр «Академия», 2013.

  • Образовательная программа ГБОУ школы «Тутти» Центрального района Санкт-Петербурга

  • Учебный план ГБОУ школы «Тутти» Центрального района Санкт-Петербурга

Настоящая рабочая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и реализуется на базе программы доктора филологических наук, профессора И. Н. Сухих для 5 – 9 классов общеобразовательных. Рабочая программа по литературе для 5—9 составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и Требований к результатам основного общего образования, представленных в ФГОС. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом для базового уровня.

  1. 2. Цели и задачи обучения

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям человечества.

Главными целями изучения предмета являются:


  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.


В соответствии с обозначенными целями на уроках литературы решаются задачи, развивающие и совершенствующие читательскую, культуроведческую и литературоведческую компетенции учащихся:

  • сформировать представление о художественной литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека, осознать своеобразие и богатство литературы как особой формы освоения культурной традиции;

  • формировать систему гуманитарных понятий, составляющих этико - эстетический компонент искусства, сформировать основы эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности, эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству, воспитать культуру чтения и потребность в чтении;

  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений, овладеть знаниями и умениями основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений;

  • использовать изучение литературы в целях повышения речевой культуры, развития умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, совершенствовать навыки написания сочинений различных типов, поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.


I.3. Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

  • умение работать индивидуально, в группе, полемизировать в духе толерантных межличностных отношений;

  • увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря, расширение круга используемых языковых и речевых средств.


Метапредметные результаты:

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

  • умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).


Предметные результаты:


  1. в познавательной сфере:




  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;




  1. в ценностно-ориентационной сфере:




  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;




  1. в коммуникативной сфере:




  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;




  1. в эстетической сфере:




  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.



  1. 4. Количество учебных часов

Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ. На изучение литературы в 9 классе отводится 102 учебных часов; в неделю 3 урока.

1 четверть – 27 часов

2 четверть – 21 час

3 четверть – 30 часов

4 четверть - 24 часа.

Количество контрольных работ практической части программы




I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Контрольные работы

1

1




1

Сочинения

2

1

1

2

Итого: 9

I. 5. Особенности организации учебного процесса по предмету:

используемые формы, методы, средства обучения

Формы организации обучения:

• фронтальная (общеклассная)

• групповая / парная

• индивидуальная

• дифференцированная.

Методы и приёмы обучения:

А. Традиционные:

  • методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение, лекция, беседа);

  • метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала (работа с обобщающими схемами и таблицами, портретами и др.);

  • метод теоретического анализа (анализ и синтез, обобщения, сопоставление, теоретическое моделирование, сравнительно-исторический анализ и т.д.);

  • методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником, пересказ, выразительное чтение, чтение наизусть);

  • методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (работа с учебником, с разнообразными словарями, дополнительной литературой);

  • методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (практикумы, самостоятельные работы);

  • методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверочные проверка домашних работ, программированный контроль).

Б. Инновационные образовательные технологии:

  • ИКТ – технологии

  • технология проблемного обучения

  • технология развития критического мышления

  • тест – технологии

  • технология поэтапного формирования умственных действий

  • дифференцированное обучение

  • прогностическиий метод (метод проектов и исследовательского изучения)

  • блочно – модульная система

  • технология «кейс – стадии»

  • игровые технологии

  • технология «Творческих мастерских»

  • метод эвристических вопросов

  • праксиметрический метод (метод «архивного исследования») изучение дневниковых записей, архивных материалов, писем и т. д.)

  • метод статистики.

Типология уроков

1. Уроки изучения нового материала:

  • урок – лекция

  • урок – беседа

  • урок - исследование

  • учебная конференция

  • мультимедиа - урок

  • проблемный урок.

2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков:

  • урок - практикум

  • урок развития речи

  • урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа)

  • урок - лабораторная работа

  • урок - деловая или ролевая игра.

3. Уроки обобщения и систематизации:

  • урок презентации и защиты проектов

  • консультация

  • семинар

  • диспут

  • игра конкурс, викторина

  • урок-анализ контрольных работ

  • обзорная конференция

  • урок-беседа.

4. Уроки контроля знаний, умений и навыков:

  • урок-зачет (тематический, зачет-практикум, дифференцированный зачет)

  • смотр знаний

  • защита творческих, исследовательских работ, проектов

  • творческий отчет

  • контрольная работа

  • собеседование.

5. Комбинированные уроки.

6. Интегрированные уроки.

Средства обучения

для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты и др.), технические средства обучения (компьютер, мультимедиапроектор) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;

для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер (Интернет - ресурсы), ЭОР (CD, DVD – диски)

  1. 6. Формы, виды и методы контроля

Контроль знаний, умений и навыков при изучении литературы является важной составной частью процесса обучения. В соответствии с формами контроля обученности

  • при индивидуальном контроле учащийся выполняет свое задание, определяющее уровень знаний, степень индивидуальной подготовки, его способности и возможности;

  • при групповом контроле проверочное задание (одинаковые или дифференцированные) выполняется в группе малого состава в зависимости от цели контроля (применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при анализе текста произведения, при сопоставлении с текстом другого произведения и др.);

  • при фронтальном контроле всей группой одновременно выполняются задания, определяющие правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.

 

Виды контроля:

  • вводный

  • текущий

  • тематический

  • итоговый

  • административный.

Методы контроля:

  • устный опрос

  • беседа

  • развёрнутый ответ на вопрос

  • литературоведческий (понятийный) диктант

  • пересказ (подробный, сжатый, выборочный)

  • выразительное чтение, чтение наизусть, чтение по ролям

  • анализ (целостный, фрагментарный, лингвистический)

  • характеристика литературного героя

  • инсценирование

  • диагностические индивидуальные, дифференцированные задания

  • задания олимпиадного характера

  • редактирование текста

  • восстановление деформированного текста

  • практическая работа, построение схемы, таблицы и т.д.

  • компьютерное, письменное тестирование (с выбором ответа, с кратким ответом)

  • зачет

  • творческая работа (сочинение, отзыв, рецензия, аннотация)

  • нетрадиционные виды контроля (кроссворд, викторина, литературная газета, экскурсия и др.)

  • исследовательская, проектная работа

  • презентация.



  1. 7. Используемый учебно-методический комплекс

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплекс:

  1. Литература : программа для 5—9 классов : основное общее образование. ФГОС/ [Т. В. Рыжкова, И. Н. Сухих, И. И. Гуйс и др.] ; под ред. И. Н. Сухих. — М. : Издательский центр «Академия», 2013.

  2. Литература: учебник для 9  класса общеобразовательных учреждений в 2 частях.ФГОС. [Т.В. Рыжкова, И.Н. Гуйс, Г.Л. Вирина]; под ред. И.Н. Сухих. М.: Издательский центр «Академия», 2013.

УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент ФГОС среднего общего образования по курсу «Литература».

Учебно – методическое обеспечение:

Пособия для учителя:

  1. Белокурова С.П., Дорофеева М.Г., Ежова И.В., Зазнобина Т.И.и др. Книга для учителя: среднее (полное) общее образование. Методическое пособие. 9 класс. – М.: Издательский центр «Академия», 2014

  2. Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. Универсальное издание. 9 класс., «Вако», 2010

  3. Беляева Н.В. Литература. 5-9 классы. Проверочные работы ., «Просвещение», 2010

  4. Оглоблина Н. Н. Тесты по литературе. 5 – 11 классы. М., «АСТ», 2004.

  5. Кадашникова Н.Ю. Уроки литературы. 5-11 класс. Организация контроля и творческая работа. Тесты, изложения, творческие задания, литературные диктанты, викторины, ребусы., «Учитель», 2011

  6. Ершова Е.C.Контрольно-измерительные материалы. Литература. 9 класс, 2011 г, «Вако» Королёва Н.С. Мошенская Г.Н.Открытые уроки литературы: 5–9 классы. – М: «Вако», 2010

Пособия для учащихся:

  1. Нестерова О.И. ГИА. Литература. Универсальный справочник. – М. : Эксмо, 2014 г.

  2. Новейшая хрестоматия по литературе.: 9 класс. – М.: Эксмо, 2013

  3. Быкова Н.Г. Хрестоматия по литературе. 9 класс. – М.: АСТ, 2010 г



II. Содержание рабочей программы

п/п

Название темы

Количество часов

Основные вопросы

1.

Введение. История и культура: эпохи и направления.

1

История и литература: взаимосвязь и противоречия. Художественный образ как источник исторического познания.

Древность — Средневековье — Новое время — Новейшее время как «большие» эпохи исторического развития. Античность — Средневековье — Возрождение — ХVII век — Просвещение — ХIХ век — ХХ век как культурные эпохи, их хронологические границы и специфика. Своеобразие проявления этих пох в истории русской культуры.

2

Вечные образы: словарь культуры


10

Герои: типы и сверхтипы. Как литературные персонажи становятся вечными образами. Софокл. «Эдип- царь» «Божественная комедия» Данте. Шекспир «Гамлет». Мигель де Сервантес «Дон Кихот». Гете «Фауст»

3.

Русская история и литература:

от Древней Руси до Золотого века

9

Рюриковичи и Романовы. Древнерусская литература. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». Историческая основа памятника, его сюжет, жанр и композиция. Образы героев произведения. Художественные особенности памятника, связь с фольклором. Вариативность переводов, «темные пятна» памятника. Роль «Слова…» в русской культуре.


4.

Русская литература ХVIII —

начала ХIХ века

16

Классицизм и его характерные черты. Классицизм в России. Век Просвещения: в погоне за Европой. Русский классицизм: становление новой литературы. Роль М. В. Ломоносова. Язык —стиль — жанр — стих — семантический квадрат классицизма.

Русский сентиментализм: общеевропейское и национальное. Значение деятельности Н. М. Карамзина. «Золотой век» русской литературы.

М.В. Ломоносов – реформатор русского языка, стихосложения и системы жанров. Жанр оды. Оды «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» и «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление мира, науки и Родины. Вопросы просвещения в произведениях поэта.

Г.Р. Державин. Обзор творчества. Новаторство поэта. Гражданский пафос лирики. Ода «Фелица», стихотворения «Властителям и судиям» и «Памятник». Державин в оценке деятелей русской культуры.

Н.М. Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм и его характерные черты. Сентиментализм в России. «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести. Нравственность и безнравственность. Внимание писателя к внутреннему миру героини.

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. Жанр баллады. Баллада «Светлана» - первая русская национальная баллада. Народные обычаи. Герой и сюжет баллады.

5.

От классицизма и сентиментализма к романтизму.

А. С. Г рибоедов. «Горе от ума»

10

Проза и драматургия в эпоху «золотого века» поэзии. Романтизм и его характерные черты. Романтизм в России.

А.С. Грибоедов. Очерк жизни и творчества. Творческая история комедии «Горе от ума». Сатирическое изображение жизни и нравов московского общества. Система образов: герои и их судьбы. Смысл названия. Развитие комедийной интриги, конфликт в комедии. Жанровое своеобразие (сочетание черт классицизма и романтизма). Критики о комедии. И.А. Гончаров «Мильон мечтаний».

6.

Расцвет русской поэзии.

А. С . Пушкин. Лирика. «Цыганы».

«Маленькие трагедии» («Моцарт и Сальери).

«Евгений Онегин»

22

А.С. Пушкин. Обзор основных этапов жизненного и творческого пути поэта. Обучение анализу лирического стихотворения. Традиции и новаторство поэта. Стихотворения «К Чаадаеву, «Анчар», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Во глубине сибирских руд», «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил…».

«Евгений Онегин» - роман в стихах. Система образов, особенности сюжета, «онегинская» строфа. Онегин и Ленский. Татьяна - нравственный идеал поэта. Пушкинский роман в оценке критиков.

7.

Романтизм и реализм.

М. Ю. Лермонтов. Лирика.

«Герой нашего времени»

18

М.Ю. Лермонтов. Основные периоды творчества. Обзор-осмысление Родины в ранней и поздней лирике Лермонтова («Родина», «Прощай немытая Россия»). Человек и природа в лирике поэта («Когда волнуется желтеющая нива», «На севере диком…», «Выхожу один я на дорогу…»). Раздумья Лермонтова о судьбах поколения («Дума»).

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания. Особенности композиции, художественное своеобразие, проблематика. Печорин среди других героев романа. Сочетание черт реализма и романтизма в романе.

8.

Становление реализма.

Н. В. Го голь. «Мертвые души»

15

Н.В. Гоголь. Краткий обзор творчества. «Мертвые души». История создания, особенности сюжета, система образов. Деталь как средство создания образов. Чичиков и помещики. Чиновники и их жены. Жанровое своеобразие. Лирические отступления.

9.

Повторение

1

Итоговый тестовый контроль.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Центрального района санкт-петербурга iconРеферат по истории и культуре Санкт-Петербурга Тема: Школы Ленинграда в 1941-1942 учебном году
Гбоу средняя общеобразовательная школа №183 с углублённым изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга
Центрального района санкт-петербурга iconКулиевой Ирины Рафаэльевны по итогам 2010/2011 учебного года
Центрального района Санкт Петербурга от 26. 05. 1995 №1692-р и осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии Комитета...
Центрального района санкт-петербурга iconКурортного района санкт-петербурга
Курортный район Санкт-Петербурга отдален от центра Санкт-Петербурга, от его образовательных и культурных учреждений, поэтому роль...
Центрального района санкт-петербурга iconЦентрального района санкт-петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Центрального района санкт-петербурга iconЦентрального района санкт-петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Центрального района санкт-петербурга iconЦентрального района санкт-петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Центрального района санкт-петербурга iconЦентрального района санкт-петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Центрального района санкт-петербурга iconЦентрального района санкт-петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Центрального района санкт-петербурга iconЦентрального района санкт-петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Центрального района санкт-петербурга iconЦентрального района санкт-петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Центрального района санкт-петербурга iconПетербурга Администрация Василеостровского района Санкт-Петербурга...
Санкт-Петербурга от 22. 09. 2010 №1039-р «Об аттестации педагогических и руководящих работников государственных образовательных учреждений...
Центрального района санкт-петербурга iconЦентрального района санкт-петербурга
Федеральный государственный стандарт среднего общего образования. Литература. – М.: Просвещение, 2012
Центрального района санкт-петербурга iconРеферат по химии Тема: Ямальская нефть Работу
Гбоу сош №183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга
Центрального района санкт-петербурга iconЛабораторные работы на уроках биологии с использованием цифрового микроскопа
Государственное бюджетное образовательное учреждение гимназия №42 Приморского района Санкт-Петербурга (гбоу гимназия №42 Приморского...
Центрального района санкт-петербурга iconПояснительная записка к рабочей программе по курсу «Окружающий мир»
Образовательная программа ноо гбоу гимназии №168 Центрального района Санкт – Петербурга 2014 год
Центрального района санкт-петербурга iconСпециальная /коррекционная/ общеобразовательная школа (VII вида)...
Субъект Российской Федерации Санкт-Петербург, в лице Комитета по Образованию Санкт-Петербурга. Место нахождения Учредитель -1: 190000,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск