ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ
МУЗЫКАЛЬНОГО ЦИКЛА «ТУТТИ»
ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Русский язык»
8 класс
на 2014 – 2015 учебный год Ф. И. О. учителя: ФЕДОРОВА
ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА
Категория: ВЫСШАЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2014 г.
Пояснительная записка к рабочей программе
I. 1. Нормативная основа программы
Федеральный государственный стандарт среднего общего образования. Русский язык. – М.: Просвещение, 2013.
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2014.
Программа для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 - 9 классы. / М. Т. Баранов, Л. А. Ладыженская, Т. А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2013.
Образовательная программа ГБОУ школы «Тутти» Центрального района Санкт-Петербурга.
Учебный план ГБОУ школы «Тутти» Центрального района Санкт-Петербурга.
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и программы для общеобразовательных учреждений М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для базового уровня.
I. 2. Цели и задачи обучения
Обучение русскому языку на современном этапе происходит в сложных условиях, когда снижается как языковая, так и общая культура населения. Содержание обучения ориентировано на развитие личности учащегося, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Таким образом, доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно - коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах русского языка, об основных нормах русского литературного языка, о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения, умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Обучение русскому языку структурировано на основе развития общей компетенции учащихся. В соответствии с этим определяют задачи обучения, развивающие и совершенствующие лингвистическую, коммуникативную и культуроведческую компетенции учащихся:
систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании, общих сведений о лингвистике как науке и ученых - русистах;
овладение основными нормами русского литературного языка, формирование активных навыков нормативного употребления единиц языка в различных сферах общения, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями;
овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся, способности оценивать речевую ситуацию, определять цели коммуникации, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
I.3. Результаты освоения учебного предмета Личностные результаты:
осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности, понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде от уровня владения русским языком;
представление о речевом идеале, стремление к речевому самосовершенствованию, способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря, расширение круга используемых языковых и речевых средств.
Метапредметные результаты:
владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях (разными видами чтения и аудирования, навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации, умениями выступать с докладом, защищать реферат, проектную работу, принимать участие в активной дискуссии и др.) и разными способами организации интеллектуальной деятельности;
способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;
осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной информации
осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной задачи
способность извлекать необходимую информацию из различных источников, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, создавать устные и письменные высказывания различных типов и жанров
применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка, соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм, соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения;
освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения, литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм, нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;
проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка, анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления, проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности, оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.
4. Количество учебных часов
Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ. Программа рассчитана на 3 час в неделю. При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение русского языка в 8 классе составит 102 учебных часов:
1 триместр – 36 часов
2 триместр – 33 часа
3 триместр – 33 часа. Количество контрольных работ практической части программы
| I триместр
| II триместр
| III триместр
| Контрольные работы, диктанты
| 5
| 3
| 3
| Проверочные, самостоятельные работы
|
| 1
| 2
| Изложения
Сочинения
| 3
| 2
| 1
| Итого:
|
|
| 20
|
5. Учет особенностей обучающихся класса
Программа сформирована с учётом психолого - педагогических особенностей развития учащихся в 8 классе, связанных
с осуществлением качественного преобразования учебных действий моделирования, оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;
с формированием у обучающегося на данном возрастном уровне первичного научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества, связанных с изменением характера и способа общения, а также способов получения информации (через СМИ, телевидение, Интернет).
Построение образовательного процесса по предмету, эффективный выбор условий и методик обучения, осуществляющийся с учетом особенностей подросткового возраста, способствует формированию успешности личности учащихся, связывается с развитие его социальной взрослости.
6. Особенности организации учебного процесса по предмету:
используемые формы, методы, средства обучения Формы организации обучения:
фронтальная (общеклассная)
групповая / парная
индивидуальная
дифференцированная.
Методы и приёмы обучения: А. Традиционные:
методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение, лекция, беседа);
метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала (работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации);
методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником);
методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (работа с учебником, с разнообразными лингвистическими словарями графические работы);
методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (упражнения, практикумы, самостоятельные работы);
методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверочные проверка домашних работ, программированный контроль).
Б. Инновационные образовательные технологии:
ИКТ – технологии
технология проблемного обучения
технология развития критического мышления
тест - технологии
технология поэтапного формирования умственных действий
дифференцированное обучение
метод проектов и исследовательского изучения
блочно – модульная система
технология «кейс – стади»
игровые технологии
технология «Творческих мастерских»
метод эвристических вопросов.
Типология уроков
Уроки изучения нового материала:
урок – лекция
урок – беседа
урок-исследование
учебная конференция
мультимедиа - урок
проблемный урок.
Уроки совершенствования знаний, умений и навыков:
урок - практикум
урок развития речи
урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа)
урок - лабораторная работа
урок - деловая или ролевая игра.
Уроки обобщения и систематизации:
урок защиты проектов
консультация
семинар
диспут
игра конкурс, викторина
урок-анализ контрольных работ
обзорная конференция
урок-беседа.
Уроки контроля знаний, умений и навыков:
Урок-зачет (тематический, зачет-практикум, дифференцированный зачет)
смотр знаний
защита творческих, исследовательских работ, проектов
творческий отчет
контрольная работа
собеседование.
Комбинированные уроки.
Интегрированные уроки.
Средства обучения
для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты и др.), технические средства обучения ( компьютер, мультимедиапроектор) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;
для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, Интернет - ресурсы, ЭОР (CD, DVD – диски).
7. Виды и формы контроля
Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:
учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.
Виды контроля:
вводный
текущий
тематический
итоговый
административный.
Формы контроля:
диктант
выборочный диктант
предупредительный диктант
объяснительный диктант
грамматическое задание к диктанту, списыванию и как отдельная самостоятельная работа
словарный диктант
проверочная работа
тест
компьютерное тестирование
лингвистический анализ текста
фронтальный, выборочный опрос
индивидуальные дифференцированные задания
редактирование текста
восстановление деформированного текста
изложение с опорой на текст
сочинение на лингвистическую тему.
7. Используемый учебно-методический комплекс
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:
Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 – 9 классы. ФГОС/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. - М., «Просвещение», 2013.
Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. ФГОС/ Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д. - М., «Просвещение», 2014.
Учебно – методическое обеспечение
Пособия для учителя:
Ладыженская Т. А., Шеховцова И. А. , Тростенцова Л. А. и др. Обучение русскому языку в 8 классе. М., «Просвещение», 2010.
Тростенцова Л. А. Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д. Дидактические материалы по русскому языку: 8 класс., М., «Просвещение», 2011.
Русский язык. 8 класс: Поурочные планы по учебнику Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной/авт. – сост. Н. Ю. Кадашникова – Волгоград: Учитель, 2012.
Г. А. Богданова. Уроки русского языка в 8 классе. М., «Просвещение», 2010.
Г. А. Богданова. Сборник диктантов по русскому языку. 5 – 9 классы. М., «Просвещение», 2005.
Е. В. Селезнева. Тесты по русскому языку. – М., «Экзамен», 2013.
Григорьева М.В., Назарова Т.Н. Диктанты по русскому языку. 8 класс. К учебнику Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской. ФГОС., - М.: Экзамен, 2014
Баранов М. Т. Русский язык: Справочные материалы. М., «Просвещение», 2005.
Большой сборник сочинений и изложений. Русский язык 5 – 11 классы. Сост.: Л. В. Мельникова, Г. Н. Король., Донецк, «Кредо», 2007.
В. Н. Светлышева, О. А. Давыдова. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 8 – 11 классы. М, 2006.
Г. А. Богданова, Г. И. Кириченко. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку. М., «Просвещение», 2005.
Цыбулько И.П. ФГОС. Русский язык. Тематический контроль. 8 класс. Рабочая тетрадь, «Национальное образование», 2012
Пособия для учеников:
Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения: словарик школьника /О.Д.Ушакова. Санкт-Петербург: ЛИТЕРА, 2008.
Даль В.И. Толковый словарь русского языка: соврем. версия / Владимир Даль. -М.: Эксмо, 2006.
Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок.53000слов /С.И.Ожегов; Под общ. ред. Л.И. Скворцова. -М.: Изд-во ОНИКС, 2010.
Тихонов А.Н. Школьный орфографический словарь русского языка/ А. Н. Тихонов, М. Ю. Казак. -Ростов-на-Дону: Феникс,2009. (Серия "Словари")
Школьный орфографический словарь/ О. Е. Гайбарян. -Росто-на-Дону: Феникс, 2010. (Серия "Учебные словари")
Толковый словарь русского языка для школьников / [авт.-сост. С. Г.Трясогузова]. –М.: РИПОЛ классик, 2007. (Современные школьные словари)
Словарь синонимов русского языка / Под ред. А.П. Евгеньевой. – М.: Астрель, 2001.
Михайлова О.А. Словарь антонимов русского языка. – М.: Эксмо, 2007.
Школьный фразеологический словарь русского языка / Сост. А.Ю. Москвин. – М.: Центрполиграф, 2004.
Этимологический словарь русского языка для школьников / Сост. М.Э. Рут. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005.
Орфоэпический словарь русского языка для школьников / сост. О.А. Михайлова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005.
УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент ФГОС среднего общего образования по курсу «Русский язык». II. Содержание рабочей программы
№ п/п
| Название темы
| Необходимое количество часов для ее изучения
| Основные изучаемые вопросы темы
|
| ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ
| 1
| Русский язык – язык великого русского народа и один из богатых языков мира, поэтому русский язык функционирует как язык межнационального общения и один из мировых языков
|
| ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ
| 5 + 2
| Повторение: орфография, пунктуация. Функции знаков препинания в простых и сложных предложениях: завершение, разделение, выделение; распределение знаков препинания на группы по их функциям; синтаксические условия употребления знаков препинания.
Виды предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментов действительности (простые и сложные); средства связи простых предложений в сложные: союзные средства и интонация (союзные) или интонация (бессоюзные);
виды сложных союзных предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные) в зависимости от средства связи: сочинительного или подчинительного союзного средства
|
| СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
| 4
| Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Основные признаки синтаксических единиц;
функции основных синтаксических единиц: номинативная (словосочетание) и коммуникативная (предложение и текст). Предложение – одна из основных единиц синтаксиса, выполняющая коммуникативную функцию и характеризующаяся смысловой и интонационной законченностью;
соотнесенность с ситуацией, фрагментом действительности – особое свойство предложения.
|
| СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
| 3
| Связь слов в словосочетании; согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные). Свободные словосочетания и фразеологические обороты.
Подчинительная связь. Сочинительная связь. Средства связи слов в словосочетаниях разных видов: предложно-падежные формы, смысл; порядок устного и письменного разбора словосочетания
|
| ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
| 2 + 1
| Повторение пройденного о предложении. Виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные; грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
|
| ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
| 6 + 2
| Повторение пройденного о подлежащем.
Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
|
| ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
| 6 + 2
| Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
|
| ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
| 9 + 1
| Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
|
| ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
| 1
| Простое осложненное предложение. Способы осложнения предложения (однородные и обособленные члены, вводные и вставные конструкции, обращения)
|
| ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
| 12 + 2
| Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
|
| ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
| 18 + 2
| Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
Ораторская речь, ее особенности.
|
| СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
| 9 + 3
| Повторение изученного об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Текстообразующая роль обращений.
Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль вводных слов и междометий.
Публичное выступление на общественно значимую тему и/или об истории своего края.
|
| СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ С ЧУЖОЙ РЕЧЬЮ
| 3
| Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
|
| ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В VIII КЛАССЕ
| 4 + 2
| Взаимосвязь синтаксиса и морфологии. Первичные и вторичные синтаксические функции различных частей речи. Значение пунктуации для оформления письменной речи. Взаимосвязь синтаксиса и пунктуации. Алгоритм рассуждения при постановке знаков препинания. Содержание понятия «культура речи». Взаимосвязь синтаксиса и культуры речи. Взаимосвязь синтаксиса и орфографии и пунктуации.
| |