Б 1 Теория и методика обучения русскому языку





Скачать 134.67 Kb.
НазваниеБ 1 Теория и методика обучения русскому языку
Дата публикации24.06.2013
Размер134.67 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Факультет филологии и журналистики

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

_______________ /А.М.Удалов/

(подпись/ Ф.И.О.)

«_____»______________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Учебная дисциплина
Б.3.4.1 Теория и методика обучения русскому языку_______________________________________________________________

(наименование)
Направление подготовки

050100.62 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Профиль подготовки

Русский язык и иностранный язык (английский)
Квалификация (степень) выпускника

БАКАЛАВР
Кафедра русского и общего языкознания

(название)
Курс 3-й, 4-й семестр 6-й, 7-й_
Форма обучения очная_



Программа разработана

профессором кафедры русского и общего языкознания, доктором педагогических наук, профессором С.А. Арефьевой




(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора программы)






Рецензент
доцент кафедры русского и общего языкознания, кандидат педагогических наук, доцент Т.А.Волкова (должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы)
Йошкар-Ола

2011

Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета)

факультета филологии и журналистики по направлению Педобразование



Рассмотрена и одобрена на заседании

кафедры русского и общего языкознания


(назв. факультета/института, направления подготовки)




(название кафедры)

протокол заседания №____ от




протокол заседания №___ от

«____»_____________ 2011 г.




«____»_____________2011 г.










(подпись, Ф.И.О. председателя)




(подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой,)



СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедройрусской и зарубежной литературы

(название кафедры)

протокол заседания №__ от «__»___________2011 г___________________________________Т.А.Золотова

(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)




Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений


Учебный год

Решение кафедры

(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения

(Ф.И.О., подпись)

Номер изменения






































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели освоения дисциплины «Теория и методика обучения русскому языку»:

  • вооружение студентов-филологов, будущих учителей русского языка, теоретическими знаниями и практическими умениями в области методики преподавания русского языка, с помощью которых они смогут организовать учебный процесс по русскому языку в школе и добиться прочных и осознанных знаний учащихся по русскому языку, на основе которых будут формироваться учебно-языковые умения и навыки;

  • ознакомление студентов с методическим наследием прошлого и новейшими достижениями научной методики русского языка, передовым педагогическим опытом учителей современной школы, современными проблемами методики преподавания русского языка;

  • развитие интереса к научно-исследовательской работе и стимулирование студентов к проведению научно-методических исследований во время обучения в вузе и после его окончания.

Место дисциплины в структуре ООП: теория и методика обучения русскому языку как учебная дисциплина входит в Профессиональный цикл(Б.3): Теория и методика обучения по профилям (Б.3.4.1).

Теория и методика обучения русскому языку логически, содержательно и методически связана с другими дисциплинами профессионального цикла: базовой(общепрофессиональной) части (педагогика, психология, теория и методика обучения русской литературе, современный урок, современные средства оценивания результатов обучения);вариативной части (современный русский литературный язык);дисциплин по выбору студентов (трудные случаи орфографии и пунктуации в школе, теория и методика обучения сочинениям, факультативные и элективные курсы в школе, внеклассная работа по русскому языку в школе); педагогическими практиками.

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям студентов, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей):

  • владеть знаниями по психологии, педагогике, современному русскому языку;

  • уметь использовать полученные знания как психолого-педагогическую и лингвистическую основу формирования профессиональных знаний, умений и навыков.

Практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее: педагогическая практика в школе (7-й, 10-й семестры).

В результате освоения дисциплины по ФГОС ВПО выпускник должен овладеть следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  • способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

  • готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

  • способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);

  • способностью формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4);

  • способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числев новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными (ОПК):

  • готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1);

  • способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);

в области педагогической деятельности:

  • способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

  • готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);

  • способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);

  • способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4);

в области научно-исследовательской деятельности:

  • способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

  • готовностью использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);

  • готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

в области методической деятельности:

  • готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

  • готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9).


В результате изучения дисциплины студент должен знать:
- ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;

- теории и технологии обучения и воспитания, сопровождения субъектов педагогического процесса;

- содержание преподаваемого предмета;

- закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды;

- способы взаимодействия педагога и различными субъектами педагогического процесса;

- способы профессионального самопознания и саморазвития.


В результате изучения дисциплины студент должен уметь:
- системно анализировать и выбирать образовательные концепции;

- проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

- осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений;

- организовывать внеучебную деятельность обучаемых;

-владеть различными средствами коммуникации в процессе педагогической деятельности;

- способами совершенствования профессиональных знаний и умений.



СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Тематический план учебной дисциплины

п/п раздела


Наименование

дисциплины

Семестр

Количество часов по

учебному плану

Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации


Всего


Виды учебной работы

Аудиторная работа

Экзамены

Самостоятельная работа

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные занятия

1

Теория и методика обучения русскому языку

6,7

288

36

48

19

72

113

Экзамен – 6, 7 сем.

Курсовая работа – 7 сем



Наименование разделов


Темы дисциплины

Количество часов по учебному плану

Виды и формы контроля

Всего

Виды учебной работы

Лекции

Практ. занятия

Лабор. занятия

Сам.работа




1

2

3

4

5

6

7

8

I. Общие вопросы методики русского языка


II. Частные вопросы методики русского языка

Ш. Методика развития речи учащихся

IV.Расширение и углубление знаний учащихся по русскому языку

Экзамены

ИТОГО

Методика русского языка как наука

Русский язык как учебный предмет

Принципы обучения

Методы обучения

Средства обучения

Типы и структура уроков русского языка

Упражнения по русскому языку

Методика фонетики

Методика лексики и фразеологии

Методика словообразования

Методика грамматики

Методика морфологии

Методика синтаксиса

Методика стилистики

Методика орфографии

Методика пунктуации

Развитие речи учащихся как раздел теории и методики обучения русскому языку

Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся

Связная речь: обучение изложению и сочинению

Ошибки в письменной речи учащихся

Факультативные занятия по русскому языку

Внеклассная работа по русскому языку

6
6
6

6

10

13
8

6

8
8

12

10

8

6

11

8

10

14

24
14
12
10
72

288

2
2
2

2

2

2

2

2
2

2

2

2
2

2

2

2

2


2

36

2
2
2

2

2

4
2

2

2
2

2

2

2

2

2

2

2

2

4
2
2
2

48



2

3
2

2


2

2


2

2
2

19

2
2
2

2

4

4
4

2

4
4

6

6

4

4

5

2

6

8

16
10
8
8

113

Текущий контроль (конспекты рекомендованных статей к зачету, контрольные работы, собеседования)

Внутрисеместровая аттестация

Итоговой контроль –экзамен по общим вопросам методики в конце 6-го семестра
Текущий контроль (разработки конспектов уроков, индивидуальные задания, контрольные работы)

Внутрисеместровая аттестация
Текущий контроль (проверка конспектов уроков по развитию речи, изложений и сочинений студентов, индивидуальных заданий, контрольных работ)
Итоговой контроль -

Экзамен, 7 семестр
6, 7 семестры



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

О с н о в н а я

Арефьева О.В. Теория и методика обучения русскому языку в таблицах: учебно-методическое пособие. – Йошкар-Ола, 2007.

Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учебное пособие. – М., 2006.

Теория и практика обучения русскому языку: учебное пособие / Е.В.Архипова, Т.М.Воителева, А.Д.Дейкина и др.; под ред. Р.Б.Сабаткоева. – М., 2005.

Методика преподавания русского языка / под ред. М.Т.Баранова. - М., 2000.

Львов М.Р. Основы теории речи: учебное пособие. – М., 2000.

Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М., 2000.

Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. - М., 1980.

Текучев А.В. Об орфографическом и пунктуационном минимуме для средней школы. - М., 1982.

Дудников А.В. Методика изучения грамматики в восьмилетней школе. - М., 1977.

Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. - М., 1986.

Хрестоматия по методике русского языка. Русский язык как предмет преподавания: Пособие для учителей / Сост. А.В.Текучев. - М.,1982.

Программы пединститутов: Методика преподавания русского языка / Сост. М.Т.Баранов и др.; Отв. ред. Т.А.Ладыженская. - М., 1985.

Программы по русскому языку для средней школы (2010).

Учебники русского языка для средней школы:

Русский язык: Учебник для 5 класса /Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, Л.А.Тростенцова, И.И.Кулибаба. - М., 2010.

Русский язык: Учебник для 6 класса / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.Т.Григорян, Л.А.Тростенцова, И.И.Кулибаба. - М., 2010.

Русский язык: Учебник для 7 класса/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.Т.Григорян, Л.А.Тростенцова, И.И.Кулибаба. - М., 2010.

Русский язык: Учебник для 8 класса / С.Г.Бархударов, С.Е.Крюков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко. - М., 2010.

Русский язык: Учебник для 9 класса / С.Г.Бархударов, С.Е.Крюков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко. - М., 2010.

Русский язык: Теория. Практика. Русская речь: Учебник для 5-9 кл. общеобразоват. уч. заведений / Под ред. В.В.Бабайцевой. - М., 2010.

Разумовская М.М., Лекант П.А. Русский язык. 5 класс. – М.,2009.

Русский язык. Теория. Практика. Речь / Под ред. проф. П.А.Леканта. – М., 2009.

Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. – М., 2001.

Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М., 2007.

Блинов Г.И., Панов Б.Т. Практические и лабораторные занятия по методике русского языка.- М.,1985.

Д о п о л н и т е л ь н а я


Арефьева С.А. Синтаксические и стилистические ошибки в письменной речи учащихся. – М., 1997.

Арефьева С.А. Синтактико-стилистическая подготовка к сочинениям разных типов. М., 1998.

Алгазина Н.Н. Дидактические материалы по орфографии с компьютерной поддержкой. – М., 2000.

Алгазина Н.Н. Дидактические материалы по пунктуации с компьютерной поддержкой. – М., 2000.

Лапатухин М.С. Методика преподавания русского языка. Хрестоматия. М., - 1960.

Основы методики преподавания русского языка в 4-8 классах/ Под ред. А.В. Текучева.- М.,1983.

Солганик Г.Я. Русский язык: 10-11 классы: Стилистика: уч. пособие. - М., 1995.

Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: Пособие для учителя. - М., 1988.

Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. - М., 1941.

Виды разбора на уроках русского языка / Под ред. В.В. Бабайцевой. - М., 1985.

Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983.

Зельманова Л.М. Кабинет русского языка в средней школе. - М., 1981.

Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. - М., 1979.

Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка: 5 класс. - М., 1995.

Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. М., 2000.

Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс. – (6,7,8,9 кл). - М., 2000.

Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.,1991.

Напольнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. - М., 1983.

Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. – М., 2000.

Сборники диктантов.

Сборники изложений.

Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. Внеурочная работа по русскому языку. - М., 1985.

Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. - М., 1984.

Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. - М., 1978.

Францман Е.К. Изложение с элементами сочинения. – М., 2000.

Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка. - М., 2000.

Христолюбова Т.А. Урок русского языка: типы, структура, планирование: учебно-методическое пособие. – Йошкар-Ола, 2005.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Б 1 Теория и методика обучения русскому языку iconПрограмма дисциплины «Теория и методика обучения русскому языку»
Опд. Ф. 04. Теория и методика обучения русскому языку и литературе (часть 1-ая — теория и методика обучения русскому языку)
Б 1 Теория и методика обучения русскому языку iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Опд. Ф. 04. Теория и методика обучения русскому языку и литературе (часть 1-ая — теория и методика обучения русскому языку)
Б 1 Теория и методика обучения русскому языку iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика обучения русскому языку и литературе для студентов, обучающихся...
Б 1 Теория и методика обучения русскому языку iconФормирование образно-эмоциональной стороны речи учащихся первого...
Цель: научить различать стили литературного языка, развивать устную и письменную речь учащихся, воспитать любовь и уважение к русскому...
Б 1 Теория и методика обучения русскому языку iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку»
...
Б 1 Теория и методика обучения русскому языку iconУчебно-методический комплекс теория и методика обучения иностранному...
Приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка на уроках и во внеурочное время. Теоретические основы методики обучения иностранному...
Б 1 Теория и методика обучения русскому языку iconМетодика формирования переводческой и информационно-аналитической...
Специальность 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки)
Б 1 Теория и методика обучения русскому языку iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Теория обучения второму иностранному языку»
Специальность: 0226к00 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»
Б 1 Теория и методика обучения русскому языку iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Теория и методика...
ДС. 02. 1 «Ботаника» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Б 1 Теория и методика обучения русскому языку iconКалендарный план по курсу Методика обучения русскому языку и литературному
Календарный план по курсу Методика обучения русскому языку и литературному чтению
Б 1 Теория и методика обучения русскому языку iconРешение кафедры
«Теория и методика обучения технологии», «Теория и методика обучения экономике и предпринимательствау»
Б 1 Теория и методика обучения русскому языку iconТеория и методика обучения иностранному языку 33 Евтифеева Т. Н

Б 1 Теория и методика обучения русскому языку iconНаправление подготовки и уровень образования
Последующие: теория и методика физической культуры, теория и методика обучения базовым видам спорта, повышение профессионального...
Б 1 Теория и методика обучения русскому языку iconМетодика обучения учащихся 5-7х классов элементам графической грамоты...
Методика это теория обучения, раскрывающая закономерности процесса обучения.[8]
Б 1 Теория и методика обучения русскому языку iconРабочая программа по русскому языку 7 класс
Для реализации этой цели необходимо поднять обучение русскому языку на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям...
Б 1 Теория и методика обучения русскому языку iconРабочая программа по русскому языку 7 «Б» класс
Для реализации этой цели необходимо поднять обучение русскому языку на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск