Урок литературы для учащихся 6 класса в рамках образовательной программы «Школа 2100»





Скачать 55.79 Kb.
НазваниеУрок литературы для учащихся 6 класса в рамках образовательной программы «Школа 2100»
Дата публикации19.09.2013
Размер55.79 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок литературы для учащихся 6 класса в рамках образовательной программы «Школа 2100» по теме

«Художественные особенности сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка».

Цель урока:

  1. Показать художественные достоинства сказки через анализ пейзажа;

  2. Продемонстрировать возможности пейзажа в художественном произведении как средства выражения авторского отношения к литературным персонажам;

  3. Проанализировать в ходе обучающей беседы описание морского дна в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка».

В ходе урока актуализируются литературоведческие термины:

  • пейзаж

  • эпитет

  • сравнение

  • художественная деталь

На уроке учащиеся знакомятся с литературоведческим термином:

  • антитеза

Оборудование урока:

  • Портрет писателя;

  • фрагмент описания морского дна из музыкальной сказки «Русалочка» (исполнители Юлия Началова, Борис Плотников, Алина Покровская);

  • опорный образ «Морское дно» для иллюстрирования особенностей пейзажа в сказке;

  • РТ по литературе (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова)стр. 22-23.

Основное содержание урока.

  1. Эмоциональный настрой урока, приветствие.

  2. Вступительное слово учителя и беседа по материалу прошлого урока:

  • Сегодня мы приступаем к изучению замечательной сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка».

  • Вы уже знакомы с творчеством этого замечательного датского писателя. Какие его сказки вы читали раньше?

  • Понравились ли они вам?

  • Каким человеком вы представляете себе автора этих сказок?

  • Как описывает К.Г. Паустовский свою первую «встречу» с Андерсеном?

  • Что вы запомнили из рассказанного на прошлом уроке о родителях писателя, о его детстве?

До самой смерти Андерсен увлекался вырезанием бумажных фигурок. Делал он это виртуозно, поражая всех своих знакомых. К сегодняшнему уроку я просила вас тоже вырезать фигурки. Мы поставили их на импровизированный писательский стол на память о сказках Г.-Х. Андерсена.

  1. Беседа, подводящая к постановке проблемы. Ребята, сегодня нас ждет очень непростой разговор. Скажите, хотели бы вы писать такие же замечательные сказки? Как думаете, это просто? Что необходимо человеку, какие умения, чтобы так писать?

  2. Проблемная ситуация. Послушайте отрывок из очерка К.Г. Паустовского «Великий сказочник».

«Писал он [Андерсен] быстро потому, что обладал даром импровизации. Бесчисленные мысли и образы роились у него во время работы. Нужно было спешить, чтобы записать их, пока они еще не ускользнули из памяти, не погасли и не скрылись из глаз. Нужно было обладать необыкновенной зоркостью, чтобы ловить на лету и закреплять те картины, что вспыхивали и мгновенно гасли, как ветвистый узор молнии на грозовом небе».

  • Что такое импровизация? Что значит импровизировать?

А потом наступало время кропотливого труда. Андерсен оттачивал каждое написанное слово. Он так переправлял рукопись, что на ней не оставалось места для поправок. Когда Андерсен был ребенком, родители мечтали сделать из мальчика хорошего портного. Мать учила его кроить и шить. Умение делать прочные швы впоследствии пригодилось Андерсену. Он выписывал свои поправки на отдельные листочки и тщательно вшивал их нитками в рукопись: ставил на ней заплаточки.

  • Только ли фантазия нужна автору, в его творчестве? (писательское мастерство).

  1. Целеполагание. О том, как писал Андерсен, из каких кусочков-заплаток состоят незабываемые страницы его сказок, мы и поговорим сегодня на уроке. А сделаем мы это на примере описания подводного царства, с которого начинается сказка.

  • Прослушайте отрывок из музыкальной сказки «Русалочка» (описание подводного царства).

Художник берет краски и наносит их на холст. Получается картина. А писатель рисует при помощи слов. Увидели ли вы картину подводного мира, нарисованную автором? Что вы увидели? Из каких элементов строится эта картина? (Мы заранее нарисовали то, что можно встретить на морском дне) Из каких кусочков-заплаток она состоит? (из особенных слов) Как они называются? (изобразительно-выразительные средства языка: эпитеты, сравнения, художественная деталь)

  • Выберите из этого описания наиболее яркие детали (определение художественной детали)

  • Использует ли автор краски? Назовите «цветные» слова, которые помогли вам представить морскую воду, дворец, раковины, покрывающие крышу.

  • Какие эпитеты делают этот пейзаж ярким, запоминающимся? (определение эпитета)

  • Найдите в тексте сравнения. Можно ли их назвать обычными? (определение сравнения)

  • Какие ощущения вызывает у вас этот пейзаж? (мир, гармония, счастье)

  • Сделайте вывод о роли пейзажа в художественном произведении.

Художественные особенности пейзажа в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка».
«Цветные» слова: вода _________________________, _______________________________

песок _________________________, ______________________________

жемчужины _____________________

цветы ___________________________, ____________________________

деревья _________________________

окна ____________________________
Эпитеты: деревья _________________________

окна _________________________

стебли __________________________
Сравнения: вода, как ______________________________________________________

рыбы, как______________________________________________________

солнце, как ____________________________________________________
Художественные детали: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сделайте вывод, восполнив предложения:

Пейзаж, созданный Андерсеном, необычайно поэтичен, _________________, _________________. Он помогает читателю ________________________________________________________________, перенестись мысленно в ______________________________________________________________. Пейзаж с его красотой, ________________________, ________________________ соответствует ____________________, _____________________ настроению, царящему в доме морского царя.


  1. Действительно, вы правы: пейзаж не только создает особое настроение, он способен отражать мысли и ощущения персонажей, кроме того, автор при помощи пейзажа может выразить свое отношение к героям. Один из самых ярких моментов сказки – это описание дороги к ведьме. Давайте прочитаем этот отрывок и сопоставим его с предыдущим.

  2. Учебная релаксация.

Сядьте, пожалуйста, так, как вам удобно, если хотите, можете закрыть глаза. Расслабьтесь. Окунитесь в сказочную природу морского царства.


  • Как меняется пейзаж, когда Русалочка держит путь к ведьме?

  • Смогли ли вы ощутить изменение в авторском отношении к героям?

  • В каких словах выражается тревога автора за русалочку?

  • Докажите, что к ведьме автор относится отрицательно.

  • Выполните задание 4 на стр. 23 РТ

  • Почему же автор так же тщательно рисует безобразное, как и прекрасное? (сравнивая, автор делает прекрасное еще прекраснее, а безобразное ужасным)

Как называется в литературе такой прием? АНТИТЕЗА (противопоставление). Запишем определение в тетрадь: антитеза – стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов.
Найдите конкретные предметы, описание которых противопоставлено, заполните таблицу примерами:


Подводное царство




Жилище ведьмы

Только не подумайте, что дно голое, один только белый песок. Нет, там растут невиданные деревья и цветы…


Морское дно


?


?




сад

Вместо деревьев и кустов в нем росли полипы – полуживотные-полурастения, похожие на стоглавых змей…

В самом глубоком месте стоит дворец морского царя – стены его из кораллов…


дом


?


VII. А сейчас мы сами получим возможность отправиться в путешествие по морскому дну и поможет нам в этом игра «Море волнуется…». Я усложню для вас задачу. Давайте разделимся на две группы, встанем напротив и попробуем изобразить то, что могла видеть Русалочка в подводном царстве и в жилице ведьмы (играем под музыку, передающую шум волн).
Сегодня мы побывали в писательской мастерской, мы кок будто стояли за спиной автора и наблюдали за его работой. Можете ли вы ответить на вопрос, прозвучавший в начале урока:

Только ли фантазия нужна автору, в его творчестве? Как писал Андерсен, из каких кусочков-заплаток состоят незабываемые страницы его сказок.

  • Одной фантазии недостаточно. Автор должен быть мастером художественного слова. Конечный результат складывается из многочисленных переработок, ошибок, проб. Только в этом случае автор может рассчитывать на читательский интерес.

  1. Что нового вы узнали на уроке?

Назовите ключевые слова урока.

  1. Домашнее задание: стр. 203 учебника, в. № 3 (письменно)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы для учащихся 6 класса в рамках образовательной программы «Школа 2100» iconУрок в Образовательной системе «Школа 2100»
Использование технологии проблемно – диалогического обучения для формирования универсальных учебных действий младших школьников в...
Урок литературы для учащихся 6 класса в рамках образовательной программы «Школа 2100» iconКалендарно-тематическое планирование по физической культуре 1 а, б, в, г класс
Рабочая программа для 1 класса составлена на основе программы образовательной системы «Школа 2100». В соответствии с фгос 2010 г....
Урок литературы для учащихся 6 класса в рамках образовательной программы «Школа 2100» iconРабочая программа для 1 класса разработанная на основе типовой программы «Школа 2100»
Образовательная система «Школа 2100» первый и единственный в России и странах СНГ современный опыт создания целостной образовательной...
Урок литературы для учащихся 6 класса в рамках образовательной программы «Школа 2100» iconУрок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100"
Урок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100" по теме: "Творчество Л. Н. Толстого. Сказка "Два брата" учителя...
Урок литературы для учащихся 6 класса в рамках образовательной программы «Школа 2100» iconУрок истории и литературы
Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»; коррекционная программа для детей с общим недоразвитием...
Урок литературы для учащихся 6 класса в рамках образовательной программы «Школа 2100» iconПрограмма составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного...
«школа 2100» и обеспечена умк: учебниками «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») для 2 кл., рабочими тетрадями к учебнику...
Урок литературы для учащихся 6 класса в рамках образовательной программы «Школа 2100» iconУрок литературы в 5 классе. Тема: М. Ю. Лермонтов «Бородино». Образ защитника Родины
Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»; коррекционная программа для детей с общим недоразвитием...
Урок литературы для учащихся 6 класса в рамках образовательной программы «Школа 2100» iconРабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно- правовых документов
Урок литературы для учащихся 6 класса в рамках образовательной программы «Школа 2100» iconРабочая программа по окружающему миру для 4 класса «А» на 2012/2013...
Система «Школа 2100». А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов А. С. Раутиан, С. В. Тырин, Окружающий мир: Учебник для 4 класса, Издательство...
Урок литературы для учащихся 6 класса в рамках образовательной программы «Школа 2100» iconПрограммы Microsoft Office (Power Point, Word, Excel), Paint; Internet...
Этот урок – урок изучения нового материала в рамках программы 10 класса (глава «Основы генетики»). Но в начале я решила дополнить...
Урок литературы для учащихся 6 класса в рамках образовательной программы «Школа 2100» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы для основной школы в рамках образовательной программы...
Урок литературы для учащихся 6 класса в рамках образовательной программы «Школа 2100» iconКурсаковская средняя общеобразовательная школа
Н. В. Иванова, 2013 с включением уроков по охране безопасности и жизнедеятельности учащихся. Настоящая рабочая программа разработана...
Урок литературы для учащихся 6 класса в рамках образовательной программы «Школа 2100» iconПрофессиональная компетентность учителя и педагогического коллектива...
Образовательной системе «Школа-2100» (умк и технологии), а также переход на профильное обучение по оборонно-спортивному профилю в...
Урок литературы для учащихся 6 класса в рамках образовательной программы «Школа 2100» iconРеализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами...
Авторы: учебник «Информатика и икт. Учебник для 10 класса» профильный уровень Угринович Н. Д., Бином, 2009
Урок литературы для учащихся 6 класса в рамках образовательной программы «Школа 2100» iconРабочая программа по изо 1 класс умк «Школа 2100» Составитель: учитель начальных классов
Примерной основной образовательной программы Школа 2100, М. Баласс. 2011 в соответствии с требованиями фгос начального общего образования...
Урок литературы для учащихся 6 класса в рамках образовательной программы «Школа 2100» iconРабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» создана на...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года, авторской программы образовательной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск