Скачать 95.6 Kb.
|
Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по теме «Причастие». Задачи урока:
Оборудование: презентация к уроку, созданная в программе Office Power Point 2003, компьютер, мультимедиа проектор, экран. Презентация содержит:
- портрет И. А. Бунина, - репродукции картин русских художников (И. И. Левитан «Весна. Большая вода», «Золотая осень», И. И. Шишкин «Рожь», «Родник в лесу», Г. Г. Мясоедов «Косцы», А. К. Саврасов «Грачи прилетели», И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»). Дидактический материал: отрывки из произведений И. А. Бунина. Эпиграф к уроку: Меняющиеся по времени года картины неба, полей, лесов – счастье, никогда ему не изменяющее. (И. А. Бунин) Ход урока:
В октябре 2010 года в России будет отмечаться литературный юбилей – 140 лет со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина. Эпиграфом к уроку я выбрала строчки из рассказа писателя «Преображение». Эти слова относятся к герою Бунина, но их можно отнести и к самому автору. Иван Алексеевич очень любил Россию, природу среднерусской земли, прекрасно знал жизнь русской деревни. Бунин много путешествовал, видел далёкие страны, но всегда жили в его душе пейзажи родной земли. Долгое время он жил за границей – Бунин вынужден был покинуть Россию, эмигрировал во Францию. Там он и похоронен… Находясь вдали от родных мест, он никогда не порывал внутренних связей с Россией, жил и творил с любовью к ней. Мир родной природы, приметы родного края были источником вдохновения его произведений: Ты видишь – я твоей красы не позабыл И, сердцем чист, твой мир благословляю, Обетованному, отеческому краю Я принесу остаток гордых сил. Давайте и мы вслед за И. А. Буниным пойдём по земле «обетованного, отеческого края», полюбуемся его красотами. Сегодня наш урок будет построен на произведениях И. А. Бунина – прозе и поэзии. Сам писатель любил печатать прозу и стихи «под одной обложкой», и мы с вами не будем отступать от этой традиции. Сегодня на уроке мы с вами будем «собирать» причастия и причастные обороты, характеризующие в произведениях Бунина приметы родного края – САД, ЛЕС, ПОЛЕ, ЛИСТВУ.
Примерный план ответа:
1) Общее значение. 2) Признаки глагола у причастия. 3) Признаки прилагательного у причастия.
Слайд 5. Задание 1. Найдите в предложениях причастия, запишите их в соответствующую группу (САД, ЛЕС, ПОЛЕ, ЛИСТВА), объясните написание причастий (учащиеся работают в тетрадях).
Наполне(н,нн) бледной лёгкой мглой.
Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной, Заворож.(н,нн)ый тишиной. Слайд 6. Словарная работа. Объясните значение слов: обнажённый, оцепененье, заворожённый. Обнажённый – лишённый покрова, нагой. Оцепенеть - стать неподвижным, замереть под влиянием какого – нибудь сильного чувства. Заворожённый – очарованный, околдованный ворожбой. Проверка выполнения задания. Один ученик выразительно читает предложения, объясняет правописание слов, остальные проверяют и вносят исправления в тетради. Попутно повторяются орфограммы: 1) «Гласные после шипящих в суффиксах причастий»; 2) «Гласные в падежных окончаниях причастий»; 3) «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени» (используются схемы и таблицы). Полученная запись в тетради:
Слайд 7. Работа с эпиграфом. Вспомните, что называется причастным оборотом. Расскажите о пунктуации при причастных оборотах (используется таблица «Причастный оборот»). Объясняется расстановка запятых в предложении. Слайд 8. Задание 2. В данных предложениях вставить пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Объяснить написание причастий. Соотнести номера предложений и их схемы.
Попутно повторяются орфограммы: 1) «Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени», 2) «Гласные перед Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени». «Собираются» причастия и причастные обороты, записываются в таблицу, которая принимает следующий вид:
Слайд 9. Проверка выполнения задания. Слайд 10. Задание 3. Давайте вспомним орфограмму «Написание НЕ с причастиями» (используется таблица). А теперь выразительно прочитайте пейзажные зарисовки из произведений И. А. Бунина. Рядом с номером предложения поставьте цифру 1, если причастие в предложении пишется слитно, цифру 2, если причастие пишется раздельно.
Талант Бунина часто уподобляли таланту художника. Современники называли его «поэтом русского пейзажа», «несравненным и великолепным пейзажистом». Уметь видеть природу, подмечать, улавливать её жизнь писатель учился у художников. Давайте обратимся к полотнам великих художников-пейзажистов. Слайд 12. Задание 4. В данных предложениях вставьте пропущенные буквы и недостающие запятые. Назовите картины русских художников, которые могут служить иллюстрациями к предложениям. Прочитайте предложения, соблюдая интонацию при причастных оборотах.
Крутясь хрустальными клубами, И под ветвистыми дубами Стеклом расплавленным бежит. 5) Они косили и пели, и весь берёзовый лес ещё не утративший густоты и свежести звучно откликался им. 6) Над глубокими свежими снегами завалившими чаши деревьев синее, огромное и удивительно нежное небо. 7) Чуть показавшееся сзади солнце озаряло осыпанные золотом вершины белоствольных берёз. Слайды 13 – 20. Проверка: 1) И. И. Шишкин «Рожь»; 2) И. И. Левитан «Большая вода»; 3) А. К. Саврасов «Грачи прилетели»; 4) И. И. Шишкин «Родник в лесу»; 5) Г. Г. Мясоедов «Косцы»; 6) И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»; 7) И. И. Левитан «Золотая осень». Обращается внимание на выписанные причастия и причастные обороты. Какую роль играют причастия в художественном тексте? Вывод: И. А. Бунин часто использует причастия и причастные обороты. Причастие, обладающее энергией глагола и живописной силой прилагательного, «дорисовывает», «живописует» действие, придавая тексту особую выразительность. Слайд 21. Слайд 22. Задание 5. А сейчас вы сами попробуете себя в роли писателя. Задание: восстановите предложения (работа проводится устно). Учащиеся высказывают предположения, предлагают свои варианты. Можно использовать собранные материалы. Полученный текст сравнивается с оригиналом.
В небесах над туманной землёй, Бледным светом леса серебрит, Напоённые белою мглой.
Слайд 23. Закончите предложения:
Учащиеся читают получившиеся предложения. Ребята! Сегодня на уроке мы повторили изученный материал по теме «Причастие», определили роль причастий в художественном тексте. Спасибо за работу! Слайд 24. Слайд 26. Использованные источники:
|
Конспект урока фио (полностью) Сухорукова Надежда Александровна Место... Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Отечественная война 1812 года», создать условия для... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: 1 обобщить и систематизировать изученный материал; 2 закрепить навык употребления в речи причастных форм и конструкций;... | ||
Урок систематизации и обобщения знаний Форма Цель урока: повторить и закрепить изученный материал по теме урока в процессе решения упражнений | План-конспект урока повторения и обобщения знаний с использованием... Подвести предварительные итоги изучения информатики за год, обобщить полученные знания, совершенствовать навыки работы на пк, стимулировать... | ||
Аналитическая справка Башкатовой Елены Львовны, учителя начальных классов Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Отечественная война 1812 года», создать условия для... | План урока тема урока: «Формулы сокращенного умножения» Цель урока: Обобщить изученный материал, проверить степень усвоения темы, продолжить | ||
Тема урока Решаемые проблемы Цель: повторить материал изученный в первом классе, развивать вычислительные навыки и умение решать задачи | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: 1 обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Атмосфера» | ||
Урок по теме «Движение и взаимодействие тел» ( 7 класс) Тип урока:... Цель урока: повторить изученный материал по теме «Движение и взаимодействие тел», подготовиться к контрольной работе | Страны и национальности. Активизация страноведческого материала Задачи:... Задачи: 1 повторить и закрепить материал по теме «Страны, языки и национальности», активизировать изученный лексический материал... | ||
... Цель урока: повторить изученный материал 5 класса в виде соревнований двух команд | Урок математики в 6 классе Учебная: повторить и обобщить изученный материал по теме: «Сложение и вычитание дробей и смешанных чисел» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: повторить и обобщить изученный материал, выработать умение учащихся применять изученный материал при решении задач; подготовить... | Урока: повторить и систематизировать изученный материал по теме «Имя существительное» Обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Обобщить изученный материал по теме: «Новая Зеландия», осуществить контроль знаний учащихся, практиковать использование... | Урок-игра «Путешествие в страну кинематики» Цель урока: обобщить изученный материал, активизировать познавательные возможности учащихся, вызвать интерес к изучению предмета,... |