Скачать 70.62 Kb.
|
Кемеровская область, МОУ «Яйская ООШ №1» Учитель-логопед Рощенко Анна Геннадьевна Развитие фонематических процессов у детей с ФФНР (Конспект занятия) Дифференциация звуков (Р) - (Л) « Смешарики » Цель:
Оборудование 1.Пособие –книга120х50 « В гостях у Смешариков» на каждой странице которой определённое задание. 2. Схемы звукопроизношения звуков Р, Л 3. Предметные картинки ,«Смешарики» 4. Раздаточный материал. А) «облака»-прямые и обратные слоги Б) картинки овощей, фруктов,карзинок В) звуковые сигналы Р,Л, звуковые линейки Г) карточки со словами картинками, красные и синие кружки-гласные и согласные звуки Д) картинки, звуковые схемы слов Е) стихотворные тексты с пропущенными буквами РиЛ. 5. Маски- шапочки :звуки Л, Р, мальчик Олесик. 6.Магнитофон, музыкальная запись. Ход занятия Звучит музыка из м/фильма «Смешарики» . На доске закреплено наглядное пособие в виде книги на каждой страницы которого определённое задание 1. Сообщение темы Сегодня на занятии вместе со Смешариками мы будем продолжать учиться слышать, различать, правильно произносить и находить звуки Л и Р в слогах, словах, в речи. 2.Организационный момент Развитие зрительного внимания, памяти. Как-то раз Хрюша – Нюша гуляла в парке и увидела на дорожке буквы Помогите Нюше сосчитать все буквы Л и Р 3. Артикуляция звуков Кар-Карыч и Лосяш решили организовать прогулку на разных видах транспорта самолёте и пароходе .Как вы думаете, что выберет для своей прогулки Лосяш, а что Кар-Карыч ? Почему вы так думаете? (Общий звук в словах Л и Р) А что необходимо знать , чтобы правильно произносить эти звуки? Лёша и Рита помогите нам вспомнить правильную артикуляцию звуков и составьте схему звукопроизношения. (дети выполняют задание у доски, затем рассказывают схемы, как правильно произносить звуки ) 4. Развитие силы голоса Теперь заведём моторчики: тихо, чуть громче, громко, совсем громко Со звуком Л- у самолётика Со звуком Р- у парохода 5 Различение звуков Л-Р в слогах на слух и при чтении. А) Летит Лосяш на самолёте и поёт песенки, а мы будем подпевать ему. (хоровое проговаривание) Ла-ра-ла ло-ро-ло ру-лу-лу ры-лы-лы ла-ру-ла Ла-ра-ла ло-ро-ло ру-лу-лу ры-лы-лы ла-ру-ла Б) Плывёт Кар-Карыч на пароходе и на ум ему пришли стихотворные строчки, которые он тут же записал. Давайте их прочитаем. (у каждого ребёнка « облачко» с прямыми и обратными слогами.) Замечательные песенки и стихи получились, вы произносили их чётко и не путали звуки Л-Р 6.Дифференциация звуков Л-Р в словах. Ох, и чудесная погода выдалась в этот славный денёк. Кролик Крош усердно работал в своём огороде, он собирал урожай. - Тьфу, ёлки- иголки, в какую же корзинку овощи и фрукты раскладывать?- задумался Кролик. А) Поможем Крошу. В корзинку с буквой Л складём овощи, фрукты, ягоды в названии которых есть звук Л, а в корзинку с буквой Р- овощи и фрукты со звуком Р. В какие корзинки вы разложили овощи, фрукты и ягоды ? (ответы детей) т.д Л Р Б) Звук Р такой быстрый, озорной, а звук Л –ловкий и смелый, так и норовят убежать из слов . Поможем Крошу поймать звуки. Поднимите сигнал с буквой Р или Л, когда услышите эти звуки в словах. Рама, лама, роза, лоза, вал, вар, торт, порт Болото, работа, укроп , клоп, лампа, рампа, Стол, пол, карта, парта , лом, ром. Мы различали и находили звуки Л- Р в словах. 7. Определение места звука Р в слове Некоторым словам со звуком Р удалось убежать и Крош со всех ног бросился их догонять. Но не тут то было. Звук Р спрятался в словах .Помогите Крошу определить где находится звук Р в слове: в начале, в середине, или конце. ( при нахождении звука в словах дети передвигают картинку на звуковой линейке в то место, где находится звук в словах) Ранет, герань, узор, паром, фужер, сырок, рафинад, пирожное, ракушка, гусар, вираж, рысак, пир Мы находили место звука Р в словах
8.Физминутка -Ну, дорогие мои, пора и отдохнуть!- сказала Совунья. Мы будем выполнять движения, а как прозвучит звуковой сигнал, вы должны занять свои места В лесу темно – дети имитируют сон, наклоняя голову Все спят давно в одну и другую сторону Одна сова не спит, имитируют полёт Летит кричит- На сук присела приседают Дальше полетела разбегаются по комнате По сигналу дети возвращаются на свои места. 9. Развитие сложных форм фонематического анализа. Звуко- буквенный анализ слов. В этот день Нюша сидела на поляне и играла с какими- то фишками. К ней подошёл Ёжик - Привет Ёжик! Хочешь, я тебя научу выделять каждый звук в слове и отмечать его фишкой , то есть составлять звуковые схемы слов? Запоминай! Гласный звук Согласный, твёрдый, звонкий или глухой звук А) Ребята, мы вместе с Ёжиком выполним это задание. Перед вами карточки с картинками под которыми написано слово .Выделите каждый звук в слове подходящим кружком. Дайте характеристику каждому звуку. Определите положение звука Л и Р в слове. (картинки: рулон, лавры, крыло, рыбалка, русалка, журнал, штурвал, маршал) Б) Ёжик так обрадовался, что научился составлять звуковые схемы слов, что понёсся со всех ног к Совунье, чтобы поделиться этой новостью, но запнулся об кочку и упал, растеряв картинки и кружки – звуки - Ой, ой, кажется я очки потерял. Кто же мне поможет разобраться какая звуковая схема под каким словом должна быть. -Ребята, надо выручать Ёжика. Подберите соответствующие звуковые схемы слов к каждой картинке. (картинки: лук, крот, лампа, луна, карандаш, барабан)
10. Дифференциация звуков Л- Р в тексте Все Смешарики были заняты делами. Бараш гулял по лесу и ждал, когда его посетит вдохновение, чтобы написать замечательные стихи. Стихи не получались и Бараш совсем расстроился, ведь он хотел подарить стихи Нюше. Ну, конечно же мы и Барашу поможем . Прочитайте стихотворные строчки, вставьте в слова буквы Р или Л. Подчеркните букву Л- синим карандашом, Р- чёрным. Назовите слова, в которых встречается буква Л и слова с буквой Р. Прочитайте стихи. 1)Чё… ной ночью чё…ный кот 4)Вы..еза… ф…ажок упо…но, П..ыгну.. в чё..ный дымоход. То…ько выше… он не …овно. В дымоходе - че…нота . Но зато у нас тепе…ь Отыщите там кота! Есть цветная буква Р ********* ********* 2) Се..ый ёжик весь в иго….ках, С…овно он не зве…ь, а ё…ка. Хоть ко….юч мо…чун ….есной- Ёжик доб…ый, а не з…ой. ********** 3)А…а из песка пи..ог пек…а, 5) Наши па..очки уста…и, …..овненько стоять не ста….и В гости маму позва….а, Вот д…уг к д…ужке нак…онились, П…иг..асим и вас, д..узья, В букву Л обо…оти…ись. То..ько есть пи..ог не…ьзя! -Оказывается, очень важно не путать буквы в словах т.к.от этого зависит смысл прочитанного текста. Ребята, какие звуки мы учились слышать, проговаривать, различать в словах и в речи? 11. Итог. - А вот и сами звуки к нам пришли и мальчика Олесика привели на наше занятие (Выходят трое детей в масках- шапочка) Олесик : У Олесика всегда с буквой Р была беда. Скажет «рак»- выходит «лак». Вместо «рожь» - выходит «ложь» У щенка , который злится Он рычанью научился. И теперь назло беде. Произносит Р везде: «Крокодир и мороток», «Мороко и коробок» В зоопарке «рев и рвица» У кого же Л учиться? Звук Л: Л звучит в волне, улыбке. И в волненьи и в слезах Л – лужайка , лист, лоза Л – запомним без ошибки Звук Р: Ранец, ручка и ромашка Рой , ремень, роса, рубашка Роза, раковина, рама- Всюду Р звучит упрямо. Ребята ,давайте мы дадим своё обещание звукам Л и Р (дети произносят хором) Мы будем разговаривать, Мы будем выговаривать, Так правильно и внятно, Что будет всем понятно. Список литературы
|
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звук Вь. Дифференциация звуков в-вь» Этот урок сегодня | Конспект логопедического занятия в 1 классе по теме «Дифференциация звуков [Ц] [С]» Бодряков В. Ю., зав кафедрой математического анализа, д ф м н., доцент, математический факультет Ургпу | ||
Конспект логопедического занятия с подгруппой детей по теме: "Дифференциация звуков " Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Муралинская основная общеобразовательная школа | Конспект занятия. Тема: Дифференциация звуков с з, Сь Зь План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М.... | ||
Конспект логопедического занятия. Дифференциация звуков [ ж ] и [ ш ] Обучающие: Учить детей понимать эмоциональное состояние героев постановки, придавать физическим действиям куклы максимум выразительности... | Конспект индивидуального логопедического занятия по формированию... Этот урок сегодня | ||
Конспект занятия по коррекции акустической дисграфии на тему: "Дифференциация... Учебная деятельность в этом классе приобретает практико-преобразующий характер, развивает у обучающихся самостоятельность и способности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Название работы: Логопедическое занятие «Веселое путешествие в страну звуков. Дифференциация звуков [В]-[Ф]» | ||
Конспект открытого урока во 2 г классе на тему: «Дифференциация звуков... Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009 | Тема: Дифференциация звуков и букв л-р (Ль-Рь) Этот урок сегодня | ||
Конспект логопедического занятия во 2 классе «Дифференциация г к» План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задачи: 1) развитие слухового восприятия (различение на слух неречевых звуков, дифференциация гласных звуков); 2) обогащение словарного... | ||
Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс) Тема : Дифференциация ц-с, транспорт Цель: Познакомить коллег с методиками закрепления школьного учебного материала на вокальных занятиях с 1-2 классами | Тема: Дифференциация звуков в-ф цель Бодряков В. Ю., зав кафедрой математического анализа, д ф м н., доцент, математический факультет Ургпу | ||
Конспект занятия по дифференциации звуков [Д] – [Т] в слогах, словах,... План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «Дифференциация звуков [б]-[п] и букв Б, п в слогах, словах и предложениях» |