Государственное образовательное учреждение
города Москвы центр образования № 1089 «Коллаж»
«Рассмотрено»
на методическом объединении словесников
ГБОУ ЦО №1089 «Коллаж» Руководитель МО
словесников:
-----------------------------------------
/Варламова Д. Ю./
Протокол № 1
от «25» августа 2012 г.
| «Согласовано»
на методическом совете
ГБОУ ЦО №1089«Коллаж»
Председатель МС: ---------------------------------------
/Подкопаева Е.Б/
Протокол № 1
от «29» августа 2012 г.
| «Утверждаю»
Директор
ГБОУ ЦО №1089«Коллаж» ---------------------------------------
/Кузнецова Л.Н./
Приказ № 51
от «30» августа 2012 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
5 «Б» класс
(2012 - 2013 учебного года
Составитель:
учитель русского языка и литературы
высшей
квалификационной категории
Варламова Даля Юозовна
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для учащихся
1.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 4 ч. М.: Просвещение, 2006.
2.Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. М.: Просвещение, 2005.
3.Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В.Антонова. М.: ВАКО, 2011.
Для учителя
1.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2006.
2. Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008.
3.Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. М.: ВАКО, 2011.
5 КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы1.
Ведущая проблема в 5 классе — внимание к книге. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.
Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, презентаций, материалов, репродукций к а р т и н художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
*авторов и содержание изученных художественных произведений;
*основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповом языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; бродячие сюжеты сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Учащиеся должны уметь:
*воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
*отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
*видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление (например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению);
*выявлять основную нравственную проблематику произведения;
*определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно- следственные связи между ними;
*прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
*воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
*различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
*пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
*ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);
*выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
*готовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
*словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
*аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
*видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
*писать творческие сочинения типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
*сочинять небольшие произведения фольклорного жанра (сказки, загадки, басни и др.);
*создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.
Место предмета
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.
Распределение учебных часов по разделам программы
Введение - 1 час.
Устное народное творчество — 7 часов.
Из древнерусской литературы — 1 час.
Из русской литературы XVIII века - 1 час.
Из русской литературы XIX века - 32 часа.
Из русской литературы XX века — 19 часов.
Из зарубежной литературы — 6 часов.
Итоговый урок - 1 час.
Календарно-тематическое
планирование
5 класс
2012-2013 учебный год
№
урока
Дата
Пр./фак.
| Тема
урока
| Тип
урока
| Элементы содержания урока
| Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
| Виды контроля,
самостоятельной
деятельности
| Домашнее задание
Примерное.
|
|
|
| ВВЕДЕНИЕ
(1 час)
|
|
|
| 1
| Роль книги в жизни
человека
| Урок-беседа.
Тести-
рование.
| Книга — передатчик знаний и духовного опыта поколений.
Краткая история книги. Чтение как сотворчество. Создатели книги. Структура учебной книги. Писатели о роли книги
| Знать: особенности художественной и учебной книги.
Понимать: роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы. Уметь: разбираться в структуре книги
| Викторина
| Вопросы и задания
(с. 5-6)
|
|
|
| УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
(7 часов)
|
|
|
| 2
| Малые
жанры фольклора
| Ком-
бини-рован-ный урок
| Фольклор — коллективное устное народное творчество.
Виды малых жанров фольклора
| Знать: виды малых жанров фольклора, примеры каждого.
Понимать: значение разных видов малых жанров фольклора.
Уметь: использовать малые жанры фольклора в устной речи
| Игра по малым жанрам фольклора
| Вопросы и задания
(с. 8), сочинение загадки, частушки и т. п. (по выбору)
| 3
| Понятие о сказке
как виде
народной
прозы
| Урок изучения нового
материала, урок-беседа
| Сказка как вид народной прозы.
Виды сказок.
Структурные элементы сказки (постоянные эпитеты, присказки, зачин, концовка).
Особенности сказывания (ритмичность, напевность).
Иллюстрации к сказкам
| Знать: отличительные особенности жанра сказки; виды сказок.
Понимать: значение сказок в жизни народа.
Уметь: выделять структурные элементы сказки; использовать при сказывании характерные речевые обороты; подбирать материал для иллюстраций к сказкам
| Вопросы и задания рубрики «Обогащайте свою речь» (с. 8)
| Вопросы и задания
(с. 10-11), чтение сказки «Царевна-лягушка»
| 4
| Волшебная сказка «Царевна-лягушка»
| Урок изучения нового материала, урок-беседа
| Выражение нравственных представлений и мудрости народа в сказке «Царевна-лягушка».
Истинная красота Василисы Премудрой. Вымысел и реальность в сказке. Противопоставление мечты и действительности, добра и зла
| Знать: сюжет и содержание сказки
«Царевна-лягушка» . Понимать: смысл сказки. Уметь: вести беседу по прочитанному произведению
| Вопросы и задания
(с. 10-11)
| Вопросы и задания
1-4
(с. 25), выразительное чтение и пересказ эпизодов сказки
|
5
| Художест-венный
мир сказки «Царевна-лягушка»
| Комбинирован-ный урок
| Художественные особенности сказки
«Царевна-лягушка» (постоянные эпитеты, преувеличения (гиперболы), сравнения, повторы).
Система персонажей. Положительные герои, их помощники и противники. Репродукции картин В.М. Васнецова, иллюстрации И.Я. Билибина, палехских мастеров к сказке (второй форзац учебника).
Прослушивание сказки в актерском исполнении, обсуждение
| Знать: художественные особенности сказки «Царевна-лягушка». Понимать: связь между фольклорным произведением и его отображением в изобразительном искусстве. Уметь: пересказывать сказку; выразительно читать текст по ролям; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение
| Выборочный пересказ, выразительное чтение по ролям, вопросы и
задания
| Вопросы
и задания 5-7
(с. 25), чтение статей учебника (с. 26-28), сказки «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»
| 6
| «Иван- крестьянский сын и чудо-юдо» волшебная сказка героическо-го содержа-ния
| Урок изучения
нового материала, урок-беседа
| Патриотический характер сказки «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо».
Система образов.
Любовь и уважение народа к защитникам Родины
| Знать: признаки волшебной и героической сказок.
Понимать: отношение народа к героям сказки.
Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку; находить в тексте признаки волшебной и героической сказок
| Составление плана сказки, вопросы и задания 1—6 (с. 37)
| Вопросы и задания
7-8
(с. 37), задание рубрики «Обогащайте свою речь»
(с. 37)
| 7
| Сказки о животных и бытовые
сказки
| Урок изучения
нового материала, урок-беседа
| Отличительные признаки сказок о животных и бытовых сказок. Отражение в этих сказках народных представлений о справедливости, добре и зле.
Прослушивание сказок в актерском исполнении, обсуждение.
Репродукции картин
| Знать: признаки сказок о животных и бытовых сказок.
Понимать: проявление в сказках представлений народа.
Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку; вести беседу по прочитанному произведению; оценивать
актерское чтение
| Выборочный пересказ, выразительное чтение по ролям, вопросы и задания 7—8 (с. 37), задание рубрики «Обогащайте свою речь» (39-40, 41-42)
| Чтение статьи о сказочниках (с. 42-43), вопросы и задания
(с. 44)
| 8
| Наши
любимые
рус-ские
народ-ные
сказки
| Урок внеклассного чтения
| Конкурс на лучшее сказывание.
Викторина по сказкам. Выставка иллюстраций к сказкам.
Представление и обсуждение рисунков
| Понимать: как преобразуются фольклорные образы в изобразительном искусстве.
Уметь: пересказывать сказку; оценивать актерское исполнение сказок, рисунки к ним
| Пересказ, викторина
| Сочинение
о любимом сказочном герое или сочинение сказки
|
|
|
| | |