Скачать 78.64 Kb.
|
Проект «Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество». Широкорад Лариса Олеговна учитель русского языка и литературы МОУ « ЛИЦЕЙ № 1 пос. Львовский» Подольского муниципального района М О 84967606194 Larisashirokorad@yandex.ru Сайт: http://nsportal.ru/larisa-olegovna-shirokorad 2012 г Цель проекта: разработка урока по жизни и творчеству А.С. Грибоедова Предмет: Литература Программа: В Коровина, Просвещение , 2009г. Класс: 9 класс Учебник: «Литература», В.Коровина, М. ,Просвещение, 2008г. Тема: «Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество» Тип урока: урок- лекция Цель: изучить биографию А.С. Грибоедова, проследить творческую историю «Горе от ума», развивать самостоятельность суждений; формировать навыки обобщения. Задачи: Образовательные: умения анализировать текст и делать выводы. Воспитательные: развитие нравственных качеств, обеспечение ситуации эмоционального переживания. Развивающие: продолжить формирование развития речи учащихся путём самостоятельного формирования выводов и обобщений; продолжить формирование дискуссионных навыков. Оборудование: портрет А.С.Грибоедова, иллюстрации к рассказу, компьютер. Эпиграф: «Мне не случалось в жизни… видеть человека, который бы так пламенно, так страстно любил Отечество, как Грибоедов любил Россию». Из воспоминаний современника Грибоедова Ход урока
План – конспект урока по литературе в 9 классе. Грибоедов Александр Сергеевич Достоверно известна лишь дата рождения драматурга: 4 января. Что же касается года рождения, то в документах и свидетельствах мемуаристов называется по-разному: от 1790 до 1795 годов, и, возможно, первый из них наиболее достоверен. Александр Сергеевич Грибоедов принадлежал к старинному дворянскому роду. Семья его была состоятельной, и Грибоедов получил в детские годы хорошее образование. Жила семья Грибоедовых в Москве, в собственном доме на Новинском бульваре. Родители писателя расстались, когда мальчик был еще маленьким. Грибоедова воспитывала мать, женщина властная и требовательная. В 1803 году Александр был отдан в Благородный пансион Московского университета. Зимой он учился, а летом уезжал в родовую усадьбу Хмелита в Смоленской области. Закончив на отлично Благородный пансион, Александр был принят на словесный факультет Московского университета. Товарищами по университету стали для Грибоедова братья Чаадаевы, Михаил и Петр, князь Иван Щербатов. В июне 1812 года, окончив университет, Грибоедов должен был сдавать экзамены на звание доктора прав. Но в ночь на 24 июня 1812 года войска Наполеона перешли пограничную реку Неман, началась Отечественная война. Грибоедов поступил добровольцем в гусарский полк, но сражаться с врагом ему не пришлось. Неукомплектованный полк был эвакуирован из Москвы для окончательного формирования. Маршрут войска проходил через Муром на Казань, но 8 сентября Грибоедов заболел и остался во Владимире. Там он находился в одном из имений отца или матери. Наполеон отступил. 30 июня 1813 года полк Грибоедова был направлен в Брест-Литовск. Там Александр Сергеевич близко сошелся со Степаном Бегичевым, который остался на всю жизнь самым верным его другом В 1815 году Грибоедов подает просьбу об отставке и получает её 1816 году. Затем он едет в Москву, чтобы повидать мать и близких. Из Москвы отправляется в Петербург. В столице у Грибоедова появляются новые друзья. В Петербурге Грибоедов посещал театры. Он хорошо знал балерину Истомину. Знал и её друга Шереметьева. Однажды, когда они поссорились, Грибоедов из театра привез Истомину на чай к своему приятелю Завадовскому. Узнав об этом, Шереметьев вызвал Завадовского на дуэль, на которой Шереметьев был убит. Грибоедов и Якубович были секундантами на дуэли, по условиям которой они должны были стреляться. Но Якубович был арестован и сослан на Кавказ, и дуэль не состоялась. Поползли слухи о «неблаговидной» роли Грибоедова, многие от него отвернулись. Сам Александр тяжело переживал эту драму. Ему предложили уехать на дипломатическую службу в Персию. В августе 1818 года он выехал через Москву на Кавказ, откуда должен был двигаться дальше. Его поразила красота тех мест величавость гор, хрустальная чистота рек. В 1819 году миссия выехала в Персию. Александра Грибоедова тянуло к творческой работе, произведение «Горе от ума» уже вызревало в его душе. Грибоедову хотелось написать комедию, смелую остроумную, с яркими образами и живым разговорным языком. Для завершения комедии надо было освежить впечатления от Москвы и Петербурга. Весной 1824г. Александр Сергеевич выехал в Петербург, надеясь напечатать комедию и поставить её в театре. Комедия вызвала споры. Её злободневность пугала сторонников власти. Надежды Грибоедова на публикацию не сбылись. Но друзья Грибоедова решили распространять комедию в рукописных копиях. А Грибоедов меж тем вынужден был вернуться на Кавказ. Там застало его известие о смерти Александра I и о восстании на Сенатской площади. Он был взволнован, переживал за друзей. И не удивился своему аресту, Александра Сергеевича обвиняли к принадлежности его тайному сообществу, но его друг Ермолов задержал курьера, тем самым он дал Грибоедову время уничтожить опасные улики. Началась война с Персией, Александр Грибоедов сыграл большую роль в событиях. При подписании мира в маленькой персидской деревне он немало приложил усилий и таланта в выработке условий мира. К России отходили территории нескольких ханств, Россия получила исключительное право иметь военный флот в Каспийском море и контрибуцию в 20 млн. рублей серебром. Грибоедов отправился в столицу, где был награждён и осыпан милостями. Вернувшись в Грузию, Грибоедов женился на юной Нине Александровне Чавчавадзе, дочери грузинского князя и поэта. Вместе с женой Грибоедов выехал в сентябре 1829 года во главе дипломатической миссии из Тифлиса в Персию. Обстановка в Персии была сложной. Подстрекаемая Англией, Персия уклонялась от выполнения условий мирного договора, Грибоедов настаивал, его пытались купить – не смогли. Не сумев уговорить Грибоедова, враги решили убрать его с дороги. 30 января 1829 года в Тегеране были спровоцированы беспорядки, русская миссия разгромлена, сотрудники её убиты, Грибоедов защищался до конца и погиб с оружием в руках. Вдова Грибоедова, Нина Александровна, воздвигла памятник погибшему мужу с надписью на пьедестале: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?». При жизни драматурга комедия «Горе от ума» не была поставлена. В год смерти писателя 2 декабря комедия впервые появилась на петербургской сцене в коротеньком отрывке (7-10 явл.). Только 26 января 1831 года в Петербургском Большом театре пьеса была поставлена целиком. Именем Грибоедова открывается одна из самых блистательных страниц в истории русской литературы. Его комедия «Горе от ума» относится к числу наиболее прославленных, истинно народных произведений. Она бессмертна. Комедия Грибоедова продолжает увлекать и читателей, и зрителей. Мы вступаем в неравнодушный диалог с её героями, который звучит взволнованно и современно: мы смеёмся над ними, негодуем, сочувствуем, любим. Современники Грибоедова, наши современники высоко оценили творческий гений автора и его труд. «Грибоедов сделал своё дело – он уже написал «Горе от ума». А.С. Пушкин «Это произведение, дающее честь нашему времени и уму русскому» Н.М. Языков «Горе от ума, я думаю, гениальнейшая русская драма» А.Блок Горе от ума – комедия реалистическая, в её основе лежит любовно-бытовой, общественно-политический конфликты. Она актуальна и в наше время. Свобода человеческой личности, патриотический и гражданский долг человека, исторические судьбы России, счастье и смысл жизни – вот какие проблемы поставил Грибоедов в этой комедии. Первоначально комедия называлась «Горе умом». Грибоедов изменил название комедии неслучайно. На языке Грибоедова, Пушкина «Ум – не только образованность, понятливость, это и свободомыслие, и независимость суждений, и вольнодумство. «Горе уму» означало безоговорочную победу противников Чацкого, т.е. Фамусовых, Молчалиных и Скалозубовых. Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не может, зачем он немножко повыше прочих…» Главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий. Первоначально его фамилия звучала Чадский – находящийся в чаду (плену) своих страстей. Прототипами Чацкого являются Чаадаев, Кюхельбекер, Одоевский и сам Грибоедов. Я думаю, в этой комедии Чацкий – победитель. Он начинает новый век, и в этом всё его значение и весь ум, - он победитель, потому что в борьбе с фамусовским обществом остаётся самим собой. Крылатые фразы из произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума»: Счастливые часов не наблюдают..... Служить бы рад, прислуживаться тошно. Блажен, кто верует, Тепло ему на свете. Нельзя ли для прогулок Подальше выбрать переулок? Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой. Шёл в комнату, попал в другую... Злые языки страшнее пистолета. Где чудеса, там мало складу. Кто беден, тот тебе не пара. Минуй нас пуще всех печалей. И барский гнев, и барская любовь. И дым Отечества нам сладок и приятен Свежо предание, а верится с трудом Послушай, ври, да знай же меру Чтоб иметь детей, кому ума недоставало? Дома новы, а предрассудки стары. В мои лета не должно сметь своё суждение иметь Герой не моего романа Список литературы: «Литература», В.Коровина, М. ,Просвещение, 2008г. В.Кюхельбекер «Участь русских поэтов» Поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной. 9 класс Толковый словарь В. Даля Ресурсы интернета |
Урок по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Цель: помочь ученикам... Оборудование: текст пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума» у каждого ученика на парте; портреты Софьи, Лизы, Чацкого, Фамусова | Конспект урока-проекта по теме «Два состояния вещества» Дидактическая цель: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение их в знакомой и новой учебной ситуации, привлечение... | ||
Проект по теме: Разработка учебного проекта «Геометрия вокруг нас» Разработка проекта «Геометрические кружева» по курсу геометрии для учащихся 7 класса общеобразовательных школ | Методическая разработка урока Предмет «Технология столярных работ»... Воспитательная цель. Формировать умение самостоятельного изучения нового материала, умения анализировать, сопоставлять, оценивать... | ||
Разработка урока физики у костра Цель урока: повторение, обобщение и углубление материала, развитие познавательных и творческих способностей, проверить умения и навыки... | Разработка урока Предмет Обществознание. Профессия Автомеханик. Добрынина Т. Г., преподаватель | ||
Конспект урока Предмет : обучение грамоте Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25 | Конспект открытого интегрированного урока по чтению, изо и музыке.... Задачи урока: развитие наблюдательности, устной речи и творческого воображения; воспитание любви к Родине и русской поэзии, к русскому... | ||
Классный час утренник Тема: "Сказка-Родина чувств" (по творчеству Г. Х. Андерсена) ... | Конспект урока. Самая русская баллада В. А. Жуковского «Светлана».... Цель урока: актуализировать и закрепить знания учащихся о В. А. Жуковском. Вызвать интерес к личности и творчеству поэта. Сделать... | ||
Конспект урока литературы в 6 классе В. А. Жуковский. «Светлана» Цель урока: актуализировать и закрепить знания учащихся о В. А. Жуковском. Вызвать интерес к личности и творчеству поэта. Сделать... | Конспект урока ( Этот удивительно симметричный мир) Цель урока Цель урока: формирование умений применять понятие симметрии в различных областях науки и жизни, сформировать навыки построения симметричных... | ||
Маслобоевой Александры Александровны Предмет литература Предмет литература входит в образовательную область филология. Главная цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе,... | Строение сложноподчиненного предложения (разработка урока русского языка в 9 классе) Предмет Лексика урока: главное предложение; придаточное предложение; сложноподчиненное предложение; сложное союзное предложение; подчинительный... | ||
Н. Н. Носов. Рассказ «Затейники» Автор проекта Разработка урока: по литературному чтению во 2-ом классе по программе «Школа России» | Темы вашего учебного проекта Данный проект направлен на переоценку взглядов людей, считающих танец просто набором движений. Цель данного проекта показать, что... |