Скачать 0.74 Mb.
|
Рабочая программа по литературе в 9А,Б,В классах по учебнику С.А.Зинина, В.И.Сахарова, В.А.Чалмаева МБОУ « Аксубаевская средняя общеобразовательная школа № 3» Селезнёвой Валентины Алексеевны, учителя высшей квалификационной категории Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от «29» «августа» 2011г. 2011 – 2012 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа по литературе составлена на основе: - Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, утверждённого приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 5 марта 2004 года №1089; - Методического письма «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»; - Примерной программы основного общего образования по литературе для 5-9 классов, рекомендованной МО и Н РФ; - и учебной программы по литературе, допущенной МО и Н РФ в 2007 году (авторы-составители - Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев); - Учебного плана МБОУ «АСОШ № 3», утверждённого приказом № 47/10 от 1 сентября 2011 года; - Федерального перечня учебников, рекомендованных ( допущенных ) для использования в образовательном процессе в 2011-2012 учебном году, утверждённого приказом МО и Н РТ от 24 декабря 2010 года № 2080. Количество учебных часов в год – 102 часа ( в неделю – 3 часа ) – в соответствии с Учебным планом МБОУ «АСОШ № 3», утверждённым приказом № 47/10 от 1 сентября 2011 года , 34 учебные недели для учащихся 9-ых классов. Общая характеристика учебного предмета Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Учебная рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: -- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. Цели Изучение литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
Задачи - развитие способностей формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; - совершенствование умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя; - способствовать более грамотному, выразительному, логически последовательному, литературному письменному изложению мыслей на ГИА по русскому языку. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Учебная рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
Педагогические технологии, средства обучения (в том числе электронные), используемые для достижения требуемых результатов обучения --- комментированное чтение с попутным анализом содержания текста и более глубоким восприятием героев произведений как личностей, а также своеобразия языка произведения;
--- аналитические беседы по самостоятельно прочитанным текстам, отрывкам и т.д.; --- использование элементов технологии Е.Ильина (анализ «через детали» произведения); --- игровые, тестовые, модульные технологии; --- чтение и пересказы по ролям; уроки-концерты, литературно-музыкальные композиции; --- уроки с использованием ИКТ; --- использование на уроках и в процессе подготовки к урокам Интернет-ресурсов; --- элементы следующих технологий: личностно-ориентированных проблемного обучения дифференцированного обучения исследовательских реализации межпредметных связей традиционного обучения здоровьесберегающих игровых компьютерных. Учебно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе по учебнику-программе Г.С. Меркина ( Авторы-составители: С.А.Зинин, В.И.Сахаров, В.А.Чалмаев ).
|