Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Урмарская средняя общеобразовательная школа
им. Г. Е. Егорова»
Образовательная программа
на 2011-2012 год
Рассмотрено на педагогическом совете
(протокол №1 от 30 августа 2011 г.)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Цели и ценности образования
в МБОУ « Урмарская средняя общеобразовательная школа им. Г. Е. Егорова»
Образовательная программа является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного образовательного учреждения
« Урмарская средняя общеобразовательная школа им. Г. Е. Егорова», характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.
Программа разработана в соответствии с Законом «Об образовании РФ», нормативными документами по образованию, методическими рекомендациями по разработке образовательных программ образовательных учреждений, Уставом школы.
Нормативно – правовой базой образовательной программы являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Президентская программа «Новая школа »;
- Конвенция о правах ребенка;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (утверждена распоряжением Правительства РФ № 1756 – р от 29.12. 2001)
- Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации (одобрены на заседании Правительства РФ 09.12. 2004 (протокол № 47, раздел I);
- Закон РФ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения »;
- Приказ Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ 1-х и 9-х классов, реализующих программы общего образования»;
- Типовое положение об образовательном учреждении;
- Устав МБОУ «Урмарская средняя общеобразовательная школа им. Г. Е. Егорова».
Образовательная программа определяет содержание образования на год год и подразделяется на программы основного образования, включающие в себя программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Образовательная программа нашей школы направлена на решение задач сохранения и укрепления здоровья, формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшего освоения профессиональных образовательных программ .
Программа реализует стандартный уровень образования. Она построена на принципах гуманизации, демократизации, дифференциации и индивидуализации образования, обеспечивает его развивающий характер, непрерывность, преемственность, системность и управляемость образования на всех его этапах.
Спецификой школы является создание наиболее благоприятных условий для становления и развития личности школьника, удовлетворения его образовательных и творческих потребностей. НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Основываясь на достигнутых результатах и традициях школы , учитывая тенденции развития образования в России и мировой практике, социально-политическую и культурную ситуацию в стране, были сформулированы следующие цели, задачи и приоритетные направления образовательной программы .
Цель: создать условия для обучения, воспитания и развития обучающихся, обеспечивающих высокий уровень целостности образовательного пространства школы при сохранении и укреплении здоровья учащихся, установлении гражданских, патриотических, нравственно-этических основ личности.
Задачи:
· обновление содержания образования в свете использования современных информационных и коммуникационных технологий в учебной деятельности;
· формирование ключевых компетентностей;
· систематизация оптимальной управленческой модели, обеспечивающей образовательный процесс развития и воспитания личности;
· создание системы мотивации всех участников образовательного процесса на сохранение и укрепление здоровья, на повышение качества образования, саморазвития и самосовершенствования личности;
· совершенствование системы мониторинга в школе по отслеживанию состояния обучения, здоровья, воспитания и саморазвития.
Приоритетное направление всего образовательного процесса:
создание условий для личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития личности учащегося, для внедрения в практику личностно-ориентированных технологий, позволяющих наиболее полно реализоваться каждому учащемуся;
развитие индивидуальных возможностей, способностей и интересов учащихся и их родителей;
содействие их общественному и гражданскому самоопределению, сохранению и укреплению здоровья,
расширение системы дополнительного образования, обеспечивающей содержательный образовательно-культурный досуг.
Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Одним из основных направлений деятельности школы является информатизация системы образования, проектная деятельность педагогов и личностно – ориентированный подход.
Изучение и использование ИКТ-технологий позволило педагогам нашей школы на достаточно высоком уровне решить следующие профессиональные задачи:
повысить качество подготовки к учебным занятиям;
расширить спектр использования разнообразной образовательной информации, сетевых образовательных ресурсов и возможностей Интернета;
вести документы в электронном виде;
внедрять «Электронный дневник ученика»;
создать школьную локальную сеть;
пополнить информационно-методическую базу школы;
продолжить работу по открытию сайтов учителей, классов, ШМО, кафедр.
Проектная деятельность педагогов позволяет раскрыть достоинства новаторских программ , нового содержания, новых приемов и методов учебной деятельности, характеристику инновационной образовательной технологии в разрезе возможностей его применения в конкретной ситуации. Ценность представляют проекты, в которых излагаются пути творческого решения трудностей учебно-воспитательной работы.
В 2010-2011 учебном году успешными оказались проекты:
Личностно – ориентированный подход в обучении.
Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта.
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им. В целях создания условий, для реализации личностно-ориентированного образования в школе разработана программа «Одаренные дети ». Через систему дополнительных занятий ведется работа и со слабоуспевающими детьми. Таким образом, образовательная программа предназначена удовлетворить потребности:
- ученика – в освоении познавательных и ценностных основ личностного и профессионального самоопределения на основе усвоения традиций и ценностей культуры и цивилизации, в расширении возможностей для реализации интереса к тому или иному учебному предмету в системе непрерывной подготовки кадров. В этом аспекте образовательная программа реализует право ребенка на сохранение своей индивидуальности, зафиксированное в статье 8 «Конвенции о правах ребенка»;
- родителей, как гарантия «наилучшего обеспечения интересов ребенка», обозначенная в статье 3 «Конвенции о правах ребенка»;
- учителя, как гарантия права на самореализацию и неповторимый стиль профессиональной деятельности. Кроме того, образовательная программа предоставляет право проектирования учебной программы, выбора диагностических методик и инновационных технологий;
- школы , поскольку образовательная программа дает ей право на собственный «имидж»; - общества и государства - в реализации образовательных программ , обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности на сохранение и воспроизводство достижений культуры и цивилизации, что также соответствует статье 6 «Конвенции о правах ребенка»; - учебных заведений – в притоке молодежи, осознанно и обоснованно решившей связать свою жизнь с той или иной профессией и способной к творчеству и профессиональной мобильности, ориентированной на комплексное освоение программ профессионального обучения и общекультурного развития.
Образовательная программа школы как нормативный документ регламентирует:
- условия освоения образовательной программы ;
- организацию образовательного процесса;
- конкретизирует диагностические процедуры и критерии поэтапного объективного учета образовательных достижений учащихся;
- организационно-педагогические условия реализации программ общего образования.
Образовательный процесс в МБОУ «УСОШ им. Г. Е. Егорова» осуществляется на основе учебного плана, который школа разрабатывает самостоятельно в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Чувашской Республики, и регламентируется расписанием занятий. Статья 15 Закона РФ «Об образовании» определяет учебный план как «разбивку содержания образовательной программы по учебным курсам, дисциплинам и по годам обучения».
Учебный план школы состоит из двух частей: пояснительной записки и сетки учебных часов с разбивкой по ступеням обучения.
Мы используем следующую структуру пояснительной записки:
Общая характеристика учебного плана: нормативные документы, на основании которых составлен план; особенности образовательной среды школы ;
Структура школы: содержание образования на каждой ступени обучения;
Структура учебного плана и обоснование логики выстраивания образовательной вертикали;
Характеристика учебного плана по образовательным областям.
Показатели (измерители) реализации образовательной программы .
Пояснительная записка к учебному плану школы приведена в приложении 1.
Сетка часов учебного плана распределяет время, отведенное для учебных занятий по отдельным предметам. Количество часов, необходимое для изучения отдельных предметов, определяется на основе целей образовательной программы , особенностей организации учебного процесса.
При составлении сетки часов мы учитываем:
Содержание базисного (инвариантного) компонента учебного плана, его соответствие БУП и федеральным стандартам;
Содержание предпрофильного и профильного компонентов;
Основные и дополнительные образовательные программы , реализуемые на всех ступенях образования в рамках вариативной части учебного плана.
Сетки часов учебного плана школы представлены в приложениях 2-10. Приложение 1
I. Пояснительная записка
к учебному плану Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
« Урмарская средняя общеобразовательная школа им. Г. Е. Егорова
на 2011-2012 учебный год
Общая характеристика учебного плана.
Учебный план МБОУ «УСОШ им. Г. Е. Егорова» - нормативный правовой акт, регламентирующий объемы учебного времени, отводимые на освоение основных общеобразовательных программ по ступеням общего образования, а также профильность и личностно ориентированный подход в обучении.
Учебный план на 2011 – 2012 учебный год для 1 – 11 классов МБОУ «УСОШ им. Г. Е. Егорова» разработан в соответствии со следующими документами:
Законом Российской Федерации и Чувашской Республики «Об образовании»;
Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002 №2783;
Типовым положением об ОУ, утвержденном постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 №196;
Приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Федеральным БУП и примерными учебными планами для ОУ РФ, реализующими программы общего образования, утвержденными приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 №1312;
Примерными образовательными программами по предметам;
Санитарно-эпидимиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования УК условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.11. 2002 (в ред. От 26.12.2008);
на основе базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Чувашской Республики, утвержденного приказом Министерства образования ЧР от 07.05.98 г. № 170 и от 14.07.98 г.№268;
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений ЧР, утвержденного приказом Министерства образования и молодежной политики ЧР от 10.06.2005 г.№473 «О базисном учебном плане общеобразовательных учреждений ЧР» (с изменениями, внесенными в Базисный учебный план общеобразовательных учреждений ЧР, приказом Министерства образования и молодежной политики от 28.11.2008 г. 1174).
Основная научно-методическая проблема, над которой работает школа : «Педагогическая поддержка учащихся в системе индивидуализации процесса обучения и воспитания»
Основными целями Учреждения являются:
- обеспечение получения общего образования каждым учащимся на уровне требований государственного стандарта;
-формирование ОУУН на уровне, достаточном для продолжения образования и самообразования;
-обеспечение индивидуального характера развития личности ребенка, создание условий для развития его интеллектуальных задатков, интересов и склонностей за счет внешней и внутренней дифференциации, углубленного изучения предметов, профильного изучения предметов в старшей школе;
- формирование личностных качеств учащихся, способности к самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими, нравственными и культурными нормами. На основании вышеперечисленных целей определены следующие задачи:
-обеспечение соответствия образовательной подготовки учащихся современным требованиям; подготовка к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности; выявление способных и одаренных детей;
-создание благоприятных условий для интеллектуально-нравственного развития учащихся путем удовлетворения потребностей в самообразовании и саморазвитии, получении дополнительного образования;
-построение основного и дополнительного образования на основе принципов здоровьесбережения, формирование представлений о социальном, психологическом и физическом здоровье как об элементе интеллектуально-нравственной культуры учащихся;
-совершенствование содержания единой непрерывной системы профильного образования, направленной на подготовку учащихся в классах с углубленным изучением предметов.( физики, химии, биологии, информатики, истории, обществознания, математики). |