Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации09.04.2014
Размер0.62 Mb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5
РУССКИЙ ЯЗЫК

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  • Нечаева Н.В., Русский язык. Учебник для 4 класса : в 2 ч. / Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева – Самара: Издательствр «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2013;

  • Сборник Программ начального общего образования. Система Л. В. Занкова / сост. Н. В. Нечаева, С.В.Бухалова. – Самара : Издательский дом «Федоров», 2011


Общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи курса

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся;

социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;

воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Структура курса

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 учебные недели, 9 ч в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.

Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у учащихся развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

Задачи обучения грамоте решаются как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения. Чтобы подчеркнуть интегрированный характер периода обучения грамоте, его содержание с учетом специфики этих учебных предметов представлено в программах «Русский язык» и «Литературное чтение».

Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Описание места учебного предмета «Русский язык»
в учебном плане


Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч, из них в 4 классе – 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).

В соответствии с этим реализуется типовая программа по русскому языку А. В. Поляковой.

Согласно действующему в ОУ учебному плану рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 170 часов, в том числе:

– для проведения контрольных работ отводится 3 ч;

– проверочных работ – 10 ч;

– работ по развитию речи – 6 ч;

– для списывания – 2 ч;

– для написания изложений – 2 ч.

Контроль за освоением материала в I полугодии представлен в виде теста (2 ч), итоговый контроль – в виде разноуровневых заданий по основным разделам, изучаемым в 4 классе (2 ч).

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по русскому языку и с учетом стандарта, реализуется программа базового уровня.
Описание ценностных ориентиров
в содержании учебного предмета «Русский язык»


Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Содержание учебного предмета

Отбор содержания обучения по русскому языку подчинен следующим требованиям, предъявляемым обществом, педагогической наукой и практикой на современном этапе развития начальной школы:

– усиление деятельностного подхода при обучении русскому языку;

– обеспечение вклада родного языка в формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности (интеллектуальных – обобщение, классифицирование, сравнение; познавательных – учебно-познавательные мотивы, учебная самостоятельность и потребность в творческом самовыражении, умение принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности, работать над их достижением; организационных – сотрудничество и планирование деятельности);

– усиление развивающего влияния русского языка на психическое и личностное развитие младшего школьника.

Особо выделяется формирование умений читать учебный текст, формулировать задания, правила, определения; владение выборочным чтением – умением находить необходимый учебный материал. Такой подход, с одной стороны, сужает рамки урока, а с другой – позволяет обеспечить формирование умений и навыков устной и письменной речи как общеучебных.

Это определило цель обучения русскому языку: заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Международного стандарта качества ИСО 9001: 2008 в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время идеи деятельностного, компетентностного, личностно ориентированного подходов, которые определяют задачи обучения:

 приобретение учащимися знаний по фонетике, графике, морфологии, грамматике;

 развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

 освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

 овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

 овладение способами индивидуальной, коллективной, парной и групповой деятельности;

 освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой компетенций и компетенции личностного саморазвития;

 воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, стремления совершенствовать свою речь.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, от самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, конструктивно взаимодействовать с людьми.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором – дидактические единицы, которые содержат сведения по морфологии, фонетике, лексике, орфоэпии, синтаксису. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых общепредметных и предметных компетенций.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Коммуникативная направленность процесса обучения русскому языку требует пристального внимания к значению всех языковых единиц, к их функции в речи, систематического формирования коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников. В обязательном минимуме текст представлен как продукт речевой деятельности, предусмотрено рассмотрение типов текста, темы и основной мысли текста.

Функции слова, предложения, текста как единиц языка и речи в соответствии с законами лингвистики представлены в обязательном минимуме во взаимосвязи; все три единицы речи рассматриваются на основе их взаимодействия. Особенности и функции слова, предложения, текста уточняются, углубляются в течение всего периода обучения как в лингвистическом, так и в речеведческом аспектах. А именно: больше учебного времени отводится работе по формированию умений и навыков практического владения языком в разных формах речевой деятельности. Такой подход требует и новой логики построения урока. При такой переориентации обеспечивается значительное повышение результативности учебного процесса при одновременном снижении его трудоемкости. Основой такой работы становится текст.

Языковой материал по фонетике, графике, морфемике, грамматике (морфологии и синтаксису), а также по орфографии и пунктуации ориентирован на формирование у младшего школьника целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном, синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.

Основная идея курса русского языка – представление его как системы понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. При этом изучение русского языка не преследует цели формального репродуктивного запоминания правил, терминов и понятий, а формирует умение применять полученные знания в разнообразной речевой деятельности.

Знаниевая компонента незначительна, основное внимание уделяется проверке сформированности умений устной и письменной речи, мышления, воображения.

Когнитивная функция языка реализуется с учетом возрастных возможностей и потребностей ребенка познавать окружающий мир с использованием языка и речи. В связи с этим важное значение приобретает характер познавательного материала упражнений, которые предъявляются учащимся.

Образовательный минимум требует усиления внимания к развитию информационной грамотности младших школьников, что предусматривает работу со словарями русского языка, обучение детей умению находить в них нужную информацию, проверять результаты своей деятельности. Дети могут быть ознакомлены с разными видами справочной литературы (толковый, орфографический словари, словарь синонимов и др.). Эта работа может быть представлена как самостоятельный структурный компонент урока, что обеспечит постепенное развитие умения самостоятельно пользоваться справочной литературой.

Содержание обучения языку создает реальные условия для обучения построению алгоритмов действий, пошаговому контролю своих действий, оценки их целесообразности, поиску ошибок и установлению их причин, что способствует развитию умения организовывать свою деятельность, контролировать и оценивать ее, находить причины своих ошибок, устранять их, предвидеть трудности, умение не только исправлять допущенные ошибки, но и не совершать их.

Материал курса «Русский язык» представлен в Примерной программе следующими содержательными линиями:

– основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

– орфография и пунктуация;

– развитие речи.

Языковой материал призван сформировать первоначальное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», призванный обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.

Содержание образовательного минимума представлено в двух крупных блоках – «Виды речевой деятельности» и «Система языка (практическое усвоение)». Такое структурирование содержания позволяет сохранить вариативность как принцип современного образования и дает возможность выстроить обучение с учетом определенных требований: возможностей младшего школьника, доступности содержания учащемуся массовой российской школы; недопустимости перегрузки младших школьников понятиями, научными терминами, дублирующими содержание образования в основной школе; возможности изучить предлагаемый материал за часы, отводимые в базисном учебном плане.

Основанием для отбора и определения содержания начального общего образования по русскому языку стали учебные действия, связанные со спецификой самого предмета и его основными функциями на каждой ступени начального обучения.

Одним из главных направлений остается обогащение словаря и повышение культуры речи обучающихся. Расширение словаря осуществляется на основе частотности лексических единиц в языке и разговорной речи детей, с учетом познавательных интересов и запросов школьников младшего возраста; усиливается внимание к изучению словообразования и выделению наиболее продуктивных корней, приставок, суффиксов, типов и моделей словообразования. Знание учащимися законов словообразования и состава слова необходимо для прочного усвоения правил правописания, так как орфография тесно связана со словообразованием.
Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к наиболее точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи имен собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу
4-го года обучения


Должны иметь общее представление:

 о личных местоимениях;

 о предлогах перед местоимениями;

 о наречиях: разряды наречий по значению, правописание наречий.

Должны знать:

 склонение имен прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода;

 склонение имен прилагательных во множественном числе;

 правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе;

 понятие о неопределенной форме глагола;

 изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение);

 глаголы 1-го и 2-го спряжения;

 правописание безударных личных окончаний глаголов;

 правописание мягкого знака после шипящих в окончании глаголов 2-го лица в единственном числе;

 изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам;

 обозначение гласных и согласных в приставках;

 правописание частицы не с глаголами;

 правописание неопределенной формы и 3-го лица глаголов (-ться; -тся);

 виды предложений.

Должны уметь:

 ставить знаки препинания в предложениях простых, простых с однородными членами;

 устанавливать связь слов в предложениях по вопросам, выделять главные члены предложения (основу предложения) и словосочетания;

 распознавать местоимения, определять их число и лицо;

 писать раздельно местоимение с предлогами;

 правильно писать падежные окончания прилагательных;

 подбирать к прилагательным слова, близкие и противоположные по значению;

 определять время, число и спряжение глаголов;

 спрягать глаголы, правильно писать личные окончания;

 распознавать неопределенную форму глаголов;

 писать мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе;

 писать не с глаголами раздельно;

 писать -ться в неопределенной форме и -тся в 3-м лице глаголов;

 писать диктанты различных видов;

 объяснять орфограммы по пройденному материалу.

Владеть компетенциями:

 коммуникативной;

 рефлексивной;

 ценностно-ориентированной;

 личностного саморазвития,

 смыслопоисковой.

Жизненно-практические задачи:

 адекватно воспринимать звучащую речь (высказывания взрослых и сверстников, детские радиопередачи, аудиозаписи и др.);

 работать со словарями (алфавит);

 соблюдать орфоэпические нормы;

 создавать в устной и письменной форме несложные тексты по интересующей младшего школьника тематике;

 владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного речевого общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
Целевая ориентация реализации настоящей рабочей
программы в практике конкретного общеобразовательного
учреждения


Настоящая рабочая программа учитывает следующие особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: дети учатся в классе с улучшенными организационными условиями. Они активны, любят учиться. Умеют работать парами и группами, осуществляют самооценку и самоконтроль, взаимооценку и взаимоконтроль, используют оценочный лист. Дети научились организовывать свою учебную работу. Они принимают активное участие во всех внеклассных мероприятиях. На конкурсах, олимпиадах занимают призовые места.

С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что ниже представлено в схематической форме.

Рабочая программа предусматривает построение разных типов уроков: открытие нового знания, комплексное применение новых знаний, обобщение и систематизация знаний, предъявление результатов учебной деятельности, коррекция знаний и умений, комбинированный и контрольный уроки. В основе лежит использование деятельностного метода обучения: построение вместе с учащимися способов действий, создание на уроках рефлексивных ситуаций, обучение разным видам самоконтроля и самопроверки.

Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса


1. Дополнительная литература.

1. Волина, В. В. 1000 игр с буквами и словами на уроках и дома / В. В. Волина. – М. : АСТ-Пресс, 2006.

2. Волина, В. В. Учимся играя : занимательное азбуковедение, веселая грамматика, в гостях у слова / В. В. Волина. – М. : АРТ-Пресс, 1996.

3. Жиренко, О. Е. Учим русский язык с увлечением: формирование орфографической грамотности : 1–4 классы : пособие для учителя / О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М. : ООО «5 за знания», 2010.

4. Канакина, В. П. Работа над трудными словами в начальной школе / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2009.

5. Малый толковый словарь / В. В. Лопатин. – М. : Русский язык, 1990.

6. Мережко, Е. Г. Учим словарные слова: учебное пособие / Е. Г. Мережко. – Саратов : КИЦ «Добродея», 2009.

7. Неусыпанова, Н. М. Толковый словарик русского языка / Н. М. Неусыпанова. – М. : Просвещение, 1989.

8. Нефедова, Е. А. Русский язык. Правила и упражнения. 1–4 классы / Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. – М. : АСТ : Астрель, 2007.

9. Нефедова, Е. А. Справочное пособие по русскому языку / Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. – М. : АСТ, 2009.

10. Полякова, А. В. Русский язык в начальной школе : 3–4 классы : методические рекомендации : пособие для учителя / А. В. Полякова. – М. : Просвещение, 2007.

11. Семенова, Е. Е. Занимательная грамматика / Е. Е. Семенова. – М. : Омега, 1996.

12. Справочник школьника (1–4 классы) / под ред. О. Л. Соболевой. – М. : АРТ-Пресс, 1999.

13. Степанова, О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе / О. А. Степанова, О. А. Рыдзе. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.

14. Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной школе / сост. Н. Г. Кувашова. – Волгоград : Учитель, 2008.

15. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка : пособие для учащихся / А. Н. Тихонов. – М. : Цитадель-Трейд, 2010.

16. Узорова, О. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку : пособие для начальной школы / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М. : Аквариум, 1996.

17. Узорова, О. В. Русский язык : правила и упражнения / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М. : АСТ, 2009.

18. Узорова, О. В. Справочное пособие по русскому языку. 4 класс / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М. : АСТ : Премьера, 2004.

19. Шалаева, Г. П. Занимательная грамматика / Г. П. Шалаева. – М. : АСТ : Слово, 2009.

20. Шанский, Н. М. Краткий этимологический словарь русского языка / Н. М. Шанский. – М., 1971.

21. Школьный фразеологический словарь / сост. М. И. Степанова. – Ростов н/Д : Феникс, 2008.

22. Шукейло, В. А. Русский язык : сборник проверочных и контрольных работ. 1–4 классы / В. А. Шукейло. – М. : Вентана-Граф, 2010.

2. Интернет-ресурсы.

1. Газета «1 сентября». – Режим доступа : www.festival.1september.ru

2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

3. Михеева, А. В. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе (на материале учебников А. В. Поляковой). – Режим доступа : http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50

4. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru

5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

6. Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа : http://www.gramota.ru

7. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/ed

8. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok

3. Наглядные пособия.

1. Таблицы по основным темам курса «Русский язык. 4 класс».

2. Схемы по основным темам курса «Русский язык. 4 класс».

4. Информационно-коммуникативные средства.

1. Веселая азбука Кирилла и Мефодия (CD).

2. БДЭЭ: Детский энциклопедический словарь (CD).

3. Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 4 класс (DVD).

5. Технические средства обучения.

1. Телевизор.

2. Магнитофон.

3. Аудиоцентр.

4. Мультимедийный компьютер.

5. Мультимедийный проектор.

6. Экран проекционный.

6. Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, карт.

2. Укладка для аудиторных средств (слайдов, кассет и др.).

3. Шкаф для хранения таблиц.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

170 часов (5 часов в неделю)




урока



недели

Тема. Названия произведений

Элементы содержания

задания учебника

I четверть

Что нужно для общения (15 ч)

(Упр. 159)

1

1

Средства устного общения: речевая ситуация, инсценирование.

Сочинение продолжения заданной речевой ситуации. Актуализация языковых знаний: разделы языка; части речи и члены предложения, однородные члены предложения и знаки препинания при них, предложение и словосочетание, состав слова, склонение имени существительного и прилагательного. Морфологический разбор имени существительного. Грамматические признаки глагола. Связь местоимения и глагола3. Решение орфографических задач (орфограммы гласного и согласного). Систематизация знаний по темам русского языка

1, 2, 3 4а, б

2

1

Предложение, средства связи слов в предложении, виды предложений.

Текст: стиль, типы, жанры. Телеграмма как жанр текста. Составление и редактирование текста телеграммы. Актуализация знаний: алфавит, лексическое значение слова, состав слова.Решение орфографических задач: правописание слов с непроверяемыми гласными (словарные слова).Окончание как средство связи слов в предложении и как грамматический показатель.Заимствованные слова, способы определения лексического значения заимствованных слов

4в, 5, 6, 7, 8 9

3

1

Текст: стиль, тип, признаки. Тема текста.

Выбор темы, написание сочинения. Грамматическая и лексическая сочетаемость. Орфоэпические и орфографические нормы. Словосочетания: сущ. + прилаг., сущ. + сущ., гл. + сущ. Правописание безударных окончаний имен существительных и прилагательных.Обобщение знаний: составление таблицы пропущенных орфограмм

10, 11, 13, 14 12,15 (устно,с послед.проверкойв классе)

4

1

Текст: тема, заголовок, основная мысль.

Лексическая работа: значение слова, синонимы,виды словарей, стилистически окрашенная лексика. Актуализация знаний: фонетика и орфография, склонение существительных, зависимость грамматических признаков имени прилагательного от грамматических признаковимени существительного; однородные члены. Решение орфографических задач: правописание безударных окончаний имени существительного и прилагательного, словас непроверяемыми орфограммами

15 (устно),16,17,18,19, 20

5

1

Литературные нормы и разговорный язык.

Работа со словарем, словарной статьей. Синонимы, стилистически окрашенные слова Письменный анализ одной из сказок Чуковского с опорой на данные вопросы.Имена существительные, имеющие форму только единственного (множественного) числа. Решение орфографических задач. Связь: род им. сущ. и род местоимения, на негоуказывающего. Словосочетание гл. + мест.

21, 22, 23, 24 23а(подобратьсвои примеры)

6

2

Диалог.

Преобразование предложения. Зависимость смысла предложения от форм слов и порядка слов. Выбор темы исследования: «Великие люди России» или «Творчество моего народа». Словообразование. Глагол и отглагольные существительные. Падеж имен существительных, влияние изменения падежа существительного на смысл предложения. Актуализация знаний: существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Решение орфографических задач: роль мягкого знака, правописание Ь после шипящих

25,16, 27,28, 28 (подобрать материал)

78

2

Обобщение знаний, их систематизация по темам русского языка.

Решение орфографических задач: Правописание безударных окончаний имен сущ. и прил., буква удвоенного согласного, Ь в конце слова, в т.ч. после шипящих, буквы парн. согл., непроизносимых согл., безуд.гласн. в корне слова. Лексическая работа: эпитеты, их роль

«Проверь себя!» 29, 30 30 (придумать задания к словам)

9

2

Лексическая работа: описание как тип текста, роль прилагательных, эпитетов, глаголов в описании; роль союза «но».

Актуализация знаний: члены предложения (главные, второстепенные), однородныечлены предложения и знаки препинания при них, части речи.Решение орфографических задач: правописание безударных окончаний имен прилагательных. Грамматические признаки существительных, глаголов. Морфологический и фонетический разбор

30(проверка),31, 32, 33, 34 35

10

2

Стили: художественный и научно-популярный (назначение, признаки, сравнение).

Работа с репродукциями картин. Глагол и отглагольные (без введения понятия)существительные. Морфологический и морфемный разбор имени существительного, сложные слова Роль Ъ и Ь.

3639,40

11

3

Разбор текста на предмет его сокращения. Лексическая работа.

Правописание безударных окончаний имен существительных в дательном, предложном падежах. Грамматические признаки имени существительного. Решение орфографических задач: безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением. Словообразование. Чередование согласных звуков и их букв в корне слова при словообразовании. Актуализация знаний: алфавит, фонетический разбор

4143 44

12

3

Лексическая работа: словарная статья, эпитеты, их роль в тексте, характеристика предмета или явления, составление характеристики, редактирование.

Работа с репродукциями картин. Актуализация знаний: разбор слова по составу. Решение орфографических задач: гласные оё после шипящих и ц, ыи после ц, словарные слова

4547, 49 в 48,49 а,б (устно)

13

3

Лексическая работа: словарная статья, синонимы, лексическая сочетаемость, стилистические синонимы (без введения понятия).

Актуализация знаний: словосочетание, падежи склонение имен существительных. Решение орфографических задач: словарные слова, орфограммы гласного и согласного

5052, 53 (обсудить) 53 (письм.),54 (подобрать материал)

14

3

Лексическая работа: определение лексического значения слова, работа со словарной статьей.

Актуализация знаний: члены предложения и части речи, склонение и падеж, родственные слова, разбор слова по составу, способы словообразования. Решение орфографических задач: правописание приставок, буквы гласного и согласного в приставках.Активная и пассивная лексика. Устаревшие слова. Выбор темы исследования. Обсуждение порядка его проведения (см. с. 154155)

5557 58 а

15

3

Фразеологизмы, их роль в языке.

Справочник эпитетов: работа со словарной статьей. Анализ высказываний. Решение орфографических задач

58, 59

Обращение (9 ч)

(Упр. 6092)

16

4

Обращение. Выделение обращения в устной и письменной речи.

Части речи, которыми возможно выразить обращение. Виды предложений с обращениями по цели высказывания. Работа с репродукциями картин. Повелительное наклонение глагола в предложениях с обращениями. Активная и пассивная лексика. Устаревшие слова

6062, 62 б (разобрать устно) 62 б (письм.)

17

4

Выделение обращения в устной и письменной речи.

Части речи, которыми возможно выразить обращение. Работа со справочным материалом (с. 39). Обобщение знаний: составление таблицы пропущенных орфограмм. Актуализация знаний: грамматические признаки существительного. Этимология слова. Устаревшие слова

63, 64, 65 66

18

4

Выделение обращения в устной и письменной речи.

Части речи, которыми возможно выразить обращение. Роль обращений в устном народном творчестве (заклички, скороговорки). Актуализация знаний: фонетический анализ слов, состав слова, разбор слова по составу. Решение орфографических задач: правописание парных согласных, суффикса ек-. Лексическая работа: этимология слова, работа со словарной статьей

67, 69, 70, 68

19

4

Средства устного общения: вежливое поведение, слова вежливого обращения в быту, в учебной ситуации.

Лексическая работа: характеристика человека, составление характеристики, происхождение фамилий. Обособление обращений. Актуализация знаний: члены предложения, части речи, местоимение как часть речи, роль местоимений. Существительные и местоимения, их заменяющие. Грамматическая связь: гл. + мест. Решение орфографических задач

71, 72, 73 74

20

4

Существительные и местоимения, их заменяющие.

Грамматическая связь: гл + мест. Решение орфографических задач: выбор предлога о и об, правописание суффиксов -ек-, -ик-. Анализ предложений с обращениями. Этимология фамилий. Актуализация знаний: состав слова, чередование, возникающее при образовании новых слов; фонетический анализ слов. Лексическая работа: синонимы, работа со словарной статьей. Восклицательный знак при обращении

75, 76, 77, 78 78а (подобратьпримеры)

21

5

Текст: тема, заголовок, стиль.

Лексическая работа: стилистические особенности научного стиля, происхождение фамилий; стилистически окрашенная лексика (роль уменьшительно-ласкательных суффиксов)

79, 80, 81(2) 81(1)

22

5

Средства устного общения: виды обращений в зависимости от адресата и места общения

Актуализация знаний: фонетический анализ слова, склонение существительных. Работа с репродукциями картин. Лексическая работа: открытка как вид текста, составление текста открытки. Решение орфографических задач: словарные слова

8284 84 (составитьтекстоткрытки)

23

5

Выделение обращения в устной и письменной речи. Обращение, состоящее из нескольких слов.

Виды обращений в зависимости от ситуации общения. Стилистически окрашенные обращение, условия их употребления. Актуализация знаний: словосочетание, грамматические признаки существительного и глагола, разбор слова по составу, роль местоимений в речи, изменение местоимений по падежам; определение падежей, склонение существительных. Решение орфографических задач. Орфоэпические нормы. Текст, тема текста, составление плана; лексическая работа: определение значения слова, синонимы и многозначность слова. На основе текста о Серове составление самостоятельного письменного текста

85, 86, 87, 88 89

24

5

Обобщение знаний по теме.

Решение орфографических задач. Средства устного общения: инсценирование. Лексическая работа: этимология слова, этимологический словарь. Исторические чередования звуков (букв) в слове

«Проверь себя!» (№ 1, 2), 90, 91, 92

Части речи (3 ч)

(Упр. 93102)

25

5

Части речи: самостоятельные и служебные

Актуализация знаний и введение новой информации. Составление монологического устного или письменного сообщения с опорой на заданный текст. Однокоренные слова и части речи. Грамматические признаки частей речи. Решение орфографических задач: словарные слова

93, 95, 96 94

26

6

Роль служебных частей речи (союзов, частиц).

Лексическая работа: фразеологизмы, их роль в языке. Сфера употребление фразеологизмов в речи. Грамматические признаки частей речи. Лексическая работа: влияние приставки на значение слова. Относительные прилагательные (без введения понятия). Актуализация знаний: склонение, падеж имен сущ.

97, 98, 99 101

27

6

Части речи, их грамматические признаки.

Части речи и члены предложения. Лексическая работа: текст, инструкция как вид текста, стилистические особенности инструкции, составление инструкции. Решение орфографических задач

100, 102, 102 (письм.)
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск