РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
БЕЛЕДИНОВОЙ ОКСАНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ
учителя высшей квалификационной категории
по литературе для 5 класса
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № ______ от
«___» _________2013г.
2013-2014 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 5 КЛАСС Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина1 составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы2, а также с учётом положений ст. 12 ч. 7 Федерального закона от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Ведущая проблема в 5 классе – внимание к книге. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.
Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Ученики 5—6 классов активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют техникой чтения, поэтому на уроках важно больше времени уделять чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, материалов «Фонохрестоматии», раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой. Особенности программы
Данная рабочая программа адаптирована для работы со слабовидящими детьми в соответствии с рекомендациями по созданию специальных условий получения образования для детей с нарушениями зрения и с учетом особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья. Перераспределение учебного материала по годам обучения с 5 по 10 класс обусловлено увеличением на 1 год нормативного срока освоения образовательных программ основного общего образования в школе-интернате для слабовидящих детей. Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны знать:
• авторов и содержание изученных художественных произведений;
• основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповом языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; бродячие сюжеты сказок;метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления). Учащиеся должны уметь: • воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
• отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
• видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление (например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению);
• выявлять основную нравственную проблематику произведения;
• определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
• прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
• воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
• различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
• пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
• ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);
• выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
• готовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
• словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
• аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки,
переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
• видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
• писать творческие сочинения типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
• сочинять небольшие произведения фольклорного жанра (сказки, загадки, басни и др.);
• создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению. Место предмета С учётом коррекционной направленности обучения слабовидящих школьников количество часов на изучение программного материала в 5 классе увеличено на 1 час в неделю.
На изучение предмета отводится не 2 часа в неделю, а 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год. Распределение учебных часов
по разделам программы Введение – 1 час.
Устное народное творчество – 11 часов.
Из древнерусской литературы – 2 час.
Из русской литературы XVIII века – 2 час.
Из русской литературы XIX века – 40 часов.
Из русской литературы XX века – 29 часов.
Из зарубежной литературы – 13 часов.
Контрольное тестирование – 2 часа.
Итоговый урок – 2 часа. Используемый учебно-методический
комплекс
Учебник: «Литература»5 класс для общеобразовательных учреждений в 4-х частях под редакцией В.Я. Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина; Москва, издательство «Просвещение», 2011 год.
Поурочное планирование № урока
|
Тема урока
|
Тип урока
|
Элементы содержания
|
Основные требования к знаниям, умениям и
навыкам учащихся
| Виды контроля,
самостоятельной
деятельности
|
Домашнее
задание
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1 четверть (27 часов), К.р. – 1
| ВВЕДЕНИЕ (1 час)
| 1
| Роль книги в жизни человека
| Урок-беседа
| Книга – передатчик знаний и духовного опыта поколений. Краткая история книги. Чтение как сотворчество. Создатели книги. Структура учебной книги. Писатели о роли книги
| Знать:особенности художественной и учебной книги.
Понимать:роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы.
Уметь:разбираться в структуре книги
| Викторина
| Вопросы и задания
с. 5-6
| УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (11 часов)
| 2,3
| Малые жанры фольклора
| Комбинированный урок
| Фольклор – коллективное устное народное творчество. Виды малых жанров фольклора
| Знать:виды малых жанров фольклора, примеры каждого.
Понимать:значение разных видов малых жанров фольклора.
Уметь:использовать малые жанры фольклора в устной речи
| Игра по малым жанрам фольклора
| Вопросы и задания (с. 8), сочинение загадки, частушки и т. п. (по выбору)
| 4
| Понятие о сказке как виде народной прозы
| Урок изучения нового материала, урок-беседа
| Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Структурные элементы сказки (постоянные эпитеты, присказки, зачин, концовка). Особенности сказывания (ритмичность, напевность). Иллюстрации к сказкам
| Знать:отличительные особенности жанра сказки; виды сказок.
Понимать:значение сказок в жизни народа.
Уметь:выделять структурные элементы сказки; использовать при сказывании характерные речевые обороты; подбирать материал для иллюстраций к сказкам
| Вопросы и задания рубрики «Обогащайте свою речь» (с. 8)
| Вопросы и задания (с. 10-11), чтение сказки «Царевна-лягушка»
| 5
| Волшебная сказка «Царевна-лягушка»
| Урок изучения нового материала, урок-беседа
| Выражение нравственных представлений и мудрости народа в сказке «Царевна-лягушка». Истинная красота Василисы Премудрой. Вымысел и реальность в сказке. Противопоставление мечты и действительности, добра и зла
| Знать:сюжет и содержание сказки «Царевна-лягушка» .
Понимать:смысл сказки.
Уметь:вести беседу по прочитанному произведению
| Вопросы и задания
(с. 10-11)
| Вопросы и задания 1-4 (с. 25), выразительное чтение и пересказ эпизодов сказки
| 6
| Художественный мир сказки «Царевна-лягушка»
| Комбинированный урок
| Художественные особенности сказки «Царевна-лягушка» (постоянные эпитеты, преувеличения (гиперболы), сравнения, повторы). Система персонажей. Положительные герои, их помощники и противники. Репродукции картин В.М. Васнецова, иллюстрации И.Я. Билибина, палехских мастеров к сказке (второй форзац учебника). Прослушивание сказки в актерском исполнении, обсуждение
| Знать:художественные особенности сказки «Царевна-лягушка».
Понимать:связь между фольклорным произведением и его отображением в изобразительном искусстве.
Уметь:пересказывать сказку; выразительно читать текст по ролям; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение
| Выборочный пересказ, выразительное чтение по ролям, вопросы и задания рубрики «Фонохрестоматия» (с. 26)
| Вопросы и задания 5-7 (с. 25), чтение статей учебника (с. 26-28), сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»
| 7,8
| «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» – волшебная сказка героического содержания
| Урок изучения нового материала, урок-беседа
| Патриотический характер сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Система образов. Любовь и уважение народа к защитникам Родины
| Знать:признаки волшебной и героической сказок.
Понимать:отношение народа к героям сказки.
Уметь:выразительно читать и пересказывать сказку; находить в тексте признаки волшебной и героической сказок
| Составление плана сказки, вопросы и задания 1-6 (с. 37)
| Вопросы и задания 7-8 (с. 37), задание рубрики «Обогащайте свою речь» (с. 37)
| 9,10
| Сказки о животных и бытовые сказки
| Урок изучения нового материала, урок-беседа
| Отличительные признаки сказок о животных и бытовых сказок. Отражение в этих сказках народных представлений о справедливости, добре и зле. Прослушивание сказок в актерском исполнении, обсуждение. Репродукции картин
| Знать:признаки сказок о животных и бытовых сказок.
Понимать:проявление в сказках представлений народа.
Уметь:выразительно читать и пересказывать сказку; вести беседу по прочитанному произведению; оценивать актерское чтение
| Выразительное чтение по ролям, вопросы и задания 7—8 (с. 37), задание рубрики «Обогащайте свою речь» (39-40, 41-42)
| Чтение статьи о сказочниках (с. 42-43), вопросы и задания (с. 44)
| 11
| Наши
любимые
русские
народные
сказки.
| Урок внеклассного чтения
| Конкурс на лучшее сказывание. Викторина по сказкам. Выставка иллюстраций к сказкам. Представление и обсуждение рисунков
| Понимать:как преобразуются фольклорные образы в изобразительном искусстве.
Уметь:пересказывать сказку; оценивать актерское исполнение сказок, рисунки к ним
| Пересказ, викторина
| Сочинение сказки
| 12
| Контрольное тестирование по теме « Устное народное творчество»
| Урок контроля знаний
| Произведения устного народного творчества (содержание, изобразительно-выразительные средства). Тестирование, ответы на вопросы
| Знать:сюжеты и проблематику произведений УНТПонимать:роль изобразительно-выразительных средств в произведениях УНТ;Уметь:анализировать прозаические и поэтические текстыфольклора
| Контрольная работа
| Не задано
| ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа)
| 13,14
| Понятие о древнерусской литературе «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
| Комбинированный урок
| Возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор). Жанр летописи. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Словарная работа. Прослушивание притчи в актерском исполнении, обсуждение. Репродукция картины А.А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина»
| Знать:основные темы древнерусской литературы; сюжет и содержание повествования о подвиге отрока-киевлянина.
Понимать:основную мысль и лексику притчи; значение летописных источников для современного человека.
Уметь:видеть связь летописи с фольклором; вести беседу по прочитанному произведению; аргументировать свое отношение к героям притч; сопоставлять произведения литературы и живописи
| Вопросы и задания (с. 45), выразительное чтение
| Выразительное чтение притчи, вопросы и задания (с. 49-50), составление цитатного плана притчи
| 15
| Из зарубежной литературы.
Р.Л. Стивенсон «Вересковый мед»
| Урок изучения нового материала, урок-беседа
| Слово о Р.Л. Стивенсоне. Легендарный сюжет баллады «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Сложность и противоречивость жизни, проблема выбора. Сочетание трагического и оптимистического в балладе. Развитие представлений о балладе. Сопоставление баллады Р.Л. Стивенсона с притчей «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
| Знать:сведения о жизни и творчестве Р.Л. Стивенсона (кратко); теоретико-литературное понятие баллада; жанровые признаки баллады; сюжет и содержание баллады «Вересковый мед».
Понимать:роль пейзажа в балладе; драматический, высокий, героический пафос произведения.
Уметь:выразительно читать балладу; характеризовать героев и их поступки
| Выразительное чтение, вопросы и задания 1—3, 5-6 (ч. 2,
с. 180-181)
| Задание 4
(ч. 2, с. 181)
| ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 часа)
| 16,17
| М.В. Ломоносов-сподвижник просвещения. Стихотворение
«Случились вместе два Астронома в пиру...»
| Урок изучения нового материала
| М.В. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. Научные истины в поэтической форме. Словарная работа. Юмор произведения «Случились вместе два Астронома в пиру...»
| Знать:сведения о жизни и творчестве М.В. Ломоносова (кратко); содержание стихотворения «Случились вместе два Астронома в пиру...».
Понимать:юмористический характер стихотворения.
Уметь:давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению
| Вопросы и задания (с. 53)
| Выразительное чтение стихотворения, чтение статьи «Роды и жанры литературы» (с. 53-54)
| ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (40 часов)
| 18
| Жанр басни, история его развития. И.А. Крылов.
Басня «Волк на псарне»
| Урок изучения нового материала
| Истоки басенного жанра. Понятие об аллегории. Мораль в басне. Расцвет русской басни в начале XIX века. Поучительный характер басен. Своеобразие басен И.А. Крылова. Прослушивание басни «Волк на псарне» в актерском исполнении, обсуждение
| Знать:роды и жанры литературы; истоки жанра басни (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века); сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова (кратко); теоретико-литературные понятия басня, мораль, эзопов язык, аллегория, олицетворение.
Понимать:аллегорический смысл басен; аллегорическое отражение исторических событий в басне «Волк на псарне».Уметь:выразительно читать басни; видеть связь басен с фольклором
| Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 58, 60-61)
| Выразительное чтение одной из басен И.А. Крылова наизусть
| |