МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РГТЭУ) Кафедра маркетинга и рекламы Одобрено учебно-методическим советом
факультета коммерции и маркетинга
МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ Учебно-методический комплекс
Специальность: 080111 Маркетинг Москва 2009
Авторы-составители: Алексунин Владимир Алексеевич,
профессор, к.э.н., профессор кафедры маркетинга и рекламы РГТЭУ;
Баскаков Владимир Анатольевич,
старший преподаватель кафедры маркетинга и рекламы РГТЭУ Учебно-методический комплекс по «Международному маркетингу» составлен в соответствии с требованиями Государственного образова-тельного стандарта высшего профессионального образования и Примерной программой по специальности 080111 «Маркетинг».
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла дисциплин специализации и является обязательной для изучения.
© Российский государственный торгово-экономический университет, 2009
Содержание стр.
Инновационные технологии, используемые в преподавании
курса «Международный маркетинг» ………………………………… 4
2 Цели и задачи дисциплины...................................................................... 4
3. Требования к уровню освоения дисциплины.................. ..................... 4
4. Объем дисциплины.................................................................................. 6
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы.................................. 6
4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы............... 7
5. Содержание дисциплины ........................................................................ 10
6. Темы практических, семинарских занятий
и деловых игр........................................................................................... 16
7. Задания для самостоятельной работы студентов................................... 22
8. Темы контрольных работ и рефератов................................................... 25
9. Вопросы для подготовки к экзамену, зачету..............................……... 45
10. Учебно-методическое обеспечение......................................................... 48
10.9.1. Литература......................................................................................... 48
10..2. Методическое обеспечение дисциплины ………………………… 49
10..3. Материально-техническое и информационное обеспечение
дисциплины …………………………………………………………. 49
Словарь терминов ….……………………………………………………….. 50
1. Инновационные технологии, используемые в
преподавании курса «Международный маркетинг» Деловая игра - метод имитации принятия решений руководящими работниками или специалистами в искусственно созданных ситуациях для различных торговых и производственных фирм, использующих международный маркетинг. Осуществляется группой студентов по заданным правилам в диалоговом режиме (практ.занятие 1, тема 4; практ.занятие 2; тема 5; практ.занятие 3, тема 7).
Дискуссия - форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают своё мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам дополняется написанием студентами рефератов по предложенной тематике (семинар1, темы 1-2; семинар 2; тема 3; семинар 3, тема 6).
Метод кейс-стади - обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент самостоятельно принимает решение и обосновает его (практ.занятие 4, тема 10; практ.занятие 5; тема 11).
Тестирование - контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из условий (вопросов) и вариантов ответов для выбора (самостоятельная работа студентов). 2. Цели и задачи дисциплины
Целью изучения дисциплины является воспитание у студентов современного мировоззрения; обучение приемам исследования внешних рынков и тенденций их развития; потребностей и спроса, их активного формирования; получение базовых знаний международного маркетинга, как важной составляющей внешнеэкономической деятельности и интегрирующей функции системы международного менеджмента как активного инструмента повышения эффективности всего народно-хозяйственного комплекса России.
Задачи изучения дисциплины заключаются в обеспечении фундаментальной подготовки специалистов, способных использовать полученные знания в решении конкретных проблем, возникающих в практической деятельности, связанной с включением российских предприятий в мирохозяйственные связи и получением устойчивых положительных результатов от участия в международном разделении труда.
3.Требования к уровню освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление:
- о международном разделении труда;
о структуре и задачах международных и национальных маркетинговых организаций;
- о всемирных процессах глобализации и усилении конкуренции на большинстве мировых и региональных рынках
о возможностях использования различных источников информации о международном рынке и зарубежных фирмах;
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
методы сбора и обработки коммерческой информации для проведения исследований и оценки перспективных зарубежных рынков;
процесс управления международным маркетингом;
методики ценообразования во внешнеторговых операциях;
особенности проведения маркетинговых исследований и коммуникативной политики на зарубежных рынках;
методы планирования и контроля маркетинга на фирмах, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.
В результате изучения дисциплины студент должен уметь:
самостоятельно организовывать маркетинговые исследования различных рынков и рыночных сегментов в зарубежных странах;
анализировать компоненты маркетинговой среды различных стран и их влияние на потребительское поведение и покупательский спрос;
проводить сегментирование рынков и выбор целевых сегментов;
прогнозировать развитие спроса и других элементов рынка.
В результате изучения дисциплины студент должен приобрести навыки:
- проведения аналитических расчетов для оценки конъюнктуры конкретных зарубежных рынков;
- заключения международных контрактов;
- определения базисных условий поставки товаров (определения цены)
В результате изучения дисциплины студент должен иметь опыт:
сбора и анализа маркетинговой информации о зарубежных фирмах, мировых и региональных рынках;
практического использования различных инструментов международного маркетинга
4. Объём дисциплины
4.1.Объем дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы
|
Количество часов по формам обучения
|
| Очная
| Очно-заочная
| Заочная
| Заочная сокращенная
|
Семестры
|
7
|
7
|
8
| 6
|
Аудиторные занятия:
|
51
|
34
|
12
|
8
| Лекции
| 31
| 18
| 8
| 6
| Практические и семинарские занятия
| 20
| 16
| 4
| 2
| В т.ч. деловые игры
| 10
| 10
| 2
| 0
| Самостоятельная работа
| 59
| 76
| 98
| 102
|
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ
|
110
|
110
|
110
|
110
| Формы отчетности:
контрольные работы, рефераты
(количество, №№ семестров)
|
КР
|
КР
|
КР
|
КР
|
Итоговый контроль - экзамен
|
Экзамен,
7
|
Экзамен,
7
|
Экзамен,
8
|
Экзамен
6
|
4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
4.2.1. Форма обучения – очная
Названия разделов и тем
| Всего часов по учеб-ному плану
| Аудиторные занятия,
|
Само-стоя-
тель-ная, работа
| всего, час
| В том числе:
| Лекции
| Практ, семи-нары
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Тема 1. Теория и методология международного маркетинга
| 5
| 3
| 2
| 1
| 2
| Тема 2. Мировые рынки. Классификация и современное состояние
| 5
| 3
| 2
| 1
| 2
| Тема 3. Окружающая среда международного маркетинга
| 15
| 6
| 4
| 2
| 9
| Тема 4. Аналитическая функция в международном маркетинге
| 12
| 6
| 4
| 2
| 6
| Тема 5. Международные маркетинговые исследования
| 14
| 6
| 4
| 2
| 8
| Тема 6. Товарная политика в системе международного маркетинга
| 8
| 2
| 2
| -
| 6
| Тема 7. Цены и ценовая политика в международном маркетинге
| 15
| 9
| 5
| 4
| 6
| Тема 8. Товародвижение в системе международного маркетинга
| 8
| 4
| 2
| 2
| 4
| Тема 9. Система маркетинговых коммуникаций на внешних рынках
| 10
| 5
| 2
| 3
| 5
| Тема 10. Практические вопросы контрактной работы на внешних рынках
| 12
| 5
| 2
| 3
| 7
| Тема 11. Управление и контроль в международном маркетинге
| 6
| 2
| 2
| -
| 4
|
ИТОГО :
|
110
|
51
|
31
|
20
|
59
| |