НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА МАТЕМАТИКИ
«Истинный педагог постарается сделать учение занимательным,
но никогда не лишит его характера серьезного труда,
требующего усилия воли»
К.Д.Ушинский
Вырастить вдумчивого, творчески мыслящего, заинтересованного в своем труде человека - одна из основных задач школы. Ребенок, обучаясь, должен получить возможность творить, фантазировать на том уровне и в том мире понятий, какой ему известен. А если при этом он окажется свободным от боязни ошибиться, то это станет залогом успеха в его начинающейся творческой деятельности. Традиционные формы обучения математике нередко мешают способному ученику полностью раскрыться. Всегда нужно помнить, что коллектив класса необычайно сложен и разнообразен. Чтобы обеспечить его нормальное функционирование; средства, формы и методы обучения должны обладать достаточным разнообразием. В связи, с чем учителя области в своей работе используют наряду с традиционным уроком нетрадиционные формы, вводят в урок элементы игры, соревнований, проводят викторины, турниры, различные формы зачетов. Широко применяют также лекционно-семинарско-зачетную систему, которая позволяет дать материал крупным блоком и затем отрабатывать умения и навыки с учетом возможностей и потребностей каждого ученика, что способствует разгрузке школьников, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное отношение к учебе.
Использование нетрадиционных форм урока целесообразно тогда, когда есть опасность неприятия учащимися какого-либо учебного задания; при прохождении сложных тем или при постановке дидактических задач урока; при выработке умений и навыков учащихся, когда требуется выполнить значительное количество однотипных упражнений; при изучении материала, подлежащего прочному запоминанию.
В то же время учителю надо постараться избежать таких ошибок в использовании занимательности на уроке, как отвлечение от темы и дидактических задач урока (резкий скачок в сторону),неподготовленность занимательного задания предыдущей учебной работой на уроке, отсутствие учета всех категорий учащихся и др.,т.к."критерием успешной работы учителя должно служить качество математической подготовки школьников, выполнение поставленных образовательных и воспитательных задач, а не формальное использование, какого- то метода, приема, формы или средства обучения". (Программы общеобразовательных учреждений. Математика. 2008 г)
Урок пресс-конференция «В мире чисел»
Урок провела учитель математики высшей категории МОУ СОШ №42 г. Тверь
Романова Ольга Геннадьевна « Почётный работник общего и среднего образования РФ» Выбрав такую форму урока, я поставила следующие цели:
образовательная . Систематизация и углубление знаний учащихся о числе;
развивающая. Развитие навыков работы учащихся с дополнительной литературой (выделение главного, составление плана изложения материала в письменной форме);
воспитательная. Воспитание любознательности, привитие навыков коллективной работы и товарищеской взаимопомощи.
Подготовка к уроку. За месяц класс был разделен на группы, для каждой из них поставлена своя задача:
группе историков подобрать исторический материал по данной теме;
группе теоретиков подготовить теоретические положения по теме: доказательства, предложенные учебником, найти другие дополнительные доказательства по теме:
группе практиков найти интересные задачи по теме и показать их решения;
группе поиска рассказать о практическом применении материала данной темы в жизни человека;
представители прессы, литераторы. сатирики, дизайнеры, редакционные коллегии журналов "Квант", "Техника молодежи", газеты "Аргументы и факты". Где должны собрать литературный материал, касающийся темы урока, внести юмористическую струю, наглядно подготовить и оформить материал в газету и журналы.
Для подведения итогов конференции и оценки работы групп организована оценочная комиссия из состава учителей школы и родителей учащихся.
Технические средства. Наглядные пособия: стенд- выставка литературы, которая использовалась при подготовке пресс-конференции, интерактивная доска, таблицы, клей, карандаши, фломастеры, тушь, краски, клей, ножницы. рефераты учащихся.
Плакаты-лозунги:
1 .Докладчика не перебивать. Шум не создавать. Вопросы задавать.
"Число есть множество единиц"./Евклид/.
Мера и число должны лежать в основе всякого дела.
На партах для каждого ученика-слушателя (кроме «прессы») заготовлены таблицы, которые заполняются в течение урока:
Математики, которые
| Какие числа
| Формулы,
| Практика
| работали в области теории чисел
| повторили
| которые повторили
| (решение заданий)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для каждой группы табличка-девиз:
Группе историков:" Во всяком деле нужно знать историю его развития" / М.Горький /.
Группе теоретиков:"Знание людей заслуживает имени Науки в зависимости от того, какую роль играет е нем число " /Э.Борель/
Группе практиков: Не всегда уравнения
разрешают сомнения,
Но итогом сомнения
Может быть озарение!
Группе поиска:"Математика возникла из практических потребностей людей" /Энгельс/.
Ход урока (Урок проводит ученик-ведущий):
Разрешите начать пресс-конференцию словами Гете:"Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир".
- Наши математики установили, что числа находят широкое применение в физике, механике, астрономии, химии, биологии и многих других науках. Числами постоянно пользуются в повседневной жизни. Изученный материал настолько важен, что на конференцию, где будут заслушаны доклады сотрудников математической лаборатории института чисел, прибыли представители прессы: журналов "Квант","Техника молодежи" и газеты "Аргументы и факты".Их задача - подготовить материал для своего издания по теме конференции.
-Уважаемые участники пресс-конференции,ее организаторы рады приветствовать вас. Через минуту вы сможете прослушать ряд докладов, которые представят вам современную научную точку зрения на различные числа в основном, в той же последовательности, в какой исторически развивалось понятие числа.
-План проведения пресс-конференции.
Сообщения представителей групп;
Ответы на вопросы. Добавления;
Сбор на проверку заготовок-таблиц;
Обзор журналов "Квант","Техника молодежи" и газеты "АиФ"
Подведение итогов.
-Группа историков. вам слово. Темы докладов:
-из истории развития понятия числа; -числа в математических текстах Древнего Египта и Древнего Вавилона; -возникновение понятия натурального числа; -из истории нуля и единицы; -понятие числа в математике Древней Греции; -простые числа и их распределение в натуральном ряду; -современные числа,дружественные пары чисел; -первое появление отрицательных чисел; -возникновение и развитие понятия комплексного числа.
-При изучении темы «Геометрические преобразования» можно использовать метод комплексных чисел. Послушаем. как эту тему раскрывает группа поиска. Рассмотрены вопросы:
-осевая симметрия; -центральная симметрия; -перенос; -поворот.
-"Знание людей заслуживает имени Науки в зависимости от того,какую роль играет в нем . число".Слово нашим теоретикам.
Темы выступлений.
-решение уравнений с комплексными числами;
-формула Эйлера;
-формула Муавра.
7.-А так как математика возникла из практических потребностей людей,то слово практикам.
Для проверки практической работы (всех учащихся) собираются заполненные заготовки таблиц
9-Слово предоставляется . прессе. (У учащихся, представляющих эту группу, была ответственная работа. Они должны были к концу конференции выпустить газету, в которой отразить самые основные мысли по теме «Развитие понятия числа».С этим вопросом ребята прекрасно справились. Их материалы станут хорошим помощником на уроках математики).
- Итог урока. Подводит его оценочная комиссия, которая оценивает доклады, выступления и практическую работу.
- Домашнее задание: §§ 57-65,№ 792.
Урок. который ведут ученики.
Цели проведения таких уроков самые разнообразные, однако это прежде всего привлечение учащихся к активной работе на уроке и при подготовке к нему .ориентация на учительскую профессию.
При подготовке к уроку ученики обсуждают с учителем тему и структуру предстоящего урока, основные вопросы, которые необходимо разобрать в классе. Учитель помогает подобрать литературу, советует, как лучше построить сообщение, какие вопросы поставить перед классом, какие средства обучения использовать.
В течение года каждый ученик ни один раз побывает в роли учителя. И школьники прекрасно справляются с этой ролью. Они получают удовлетворение от той по-настоящему творческой работы, которая была проделана, радость самовыражения, ощущают ответственность перед учителем и товарищами. |