Скачать 101.1 Kb.
|
Автор: Гуленкина Валентина Васильевна. Образовательное учреждение: Песочнодубровская СОШ, Кожевниковского района, Томской области. Предмет: Геометрия. Класс: 7. Тема: Решение задач по теме «Свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Тип урока: Урок когнитивного типа. Урок обобщения знаний по теме. Форма урока: Урок исследования объекта, постановки проблемы и ее решения. Учебно-методическое обеспечение: Л.С. Анастасян «Геометрия 7 – 9 кл.» Время реализации: 45 мин. Компьютерные медиапродукты. Наглядная презентация учебного материала, сделанная в среде Power Point. Данный медиапродукт построен непосредственно на сопровождении сценария урока и содержит необходимые иллюстрации для объяснения материала. Цель урока: Показать учащимся применение теоретических знаний на практике, умение переносить их и пользоваться ими в нестандартной ситуации. Задачи урока:
Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер, проектор, экран, табель – календари различных лет, карточки для практического задания, карточки для доказательства задачи, треугольники для работы в группах. План урока:
Учить не мыслям, а мыслить. Кант Сценарий урока. Предварительно класс делится на 3 группы. I этап: Организационный момент: Приветствие, сообщение порядка работы, выбор лидера групп. Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы решали задачи по теме «Прямоугольные треугольники». Сегодня я вам предложу еще одну задачу на эту тему. Вы обратили внимание на то, что у вас на столе лежат табель-календарики. Задача, которую я вам предложу сегодня для исследования будет связана с календарем. Геометрия в календаре! Необычно? Сегодня у нас много будет необычного. Но это впереди, а пока мы повторим пройденный материал. II этап: Актуализация опорных знаний учащихся. (По ходу урока идет просмотр презентации) 1. Фронтальный опрос. (слайд №3). Повторение теоретических знаний.
2. Решение задач на готовых чертежах с целью повторения свойств прямоугольного треугольника и признаков равенства прямоугольных треугольников. (Рисунки к задачам готовятся заранее на планшетах.) . (Слайды № 4, 5). 1). Устно. Определить вид треугольника. ( ∆АВС – прямоугольный.) Какое свойство прямоугольного треугольника это подтверждает? Проверим это свойство практически. Свернем у красных прямоугольных треугольников острые углы к прямому (если есть затруднения показать, как это сделать). Сделайте вывод (В прямоугольном треугольнике сумма острых углов равна 90°). 2). Устно. Докажите, что треугольники АВС и NKM равны. (В=35°; N=55°. Против равных углов лежат равные стороны. Значит, СВ=КМ, АС=МК. ∆АВС= ∆NKM по двум катетам.) 3). Письменно у доски. Определить вид треугольника ВМС (данная задача готовит учащихся к доказательству проблемной задачи в календаре). Решение. 1=55°, 2=35°, против равных углов лежат равные стороны, значит АВ = МD, АМ = СD. ∆АВМ=∆МСD (по двум катетам), следовательно ВМ=МС, ∆ВМС – равнобедренный. Учитель: Докажите, что ∆ВМС – прямоугольный. Углы 1 и 2 дополняют угол 3 до развернутого. 1+2+3=180°. 1+2=90°, следовательно 3=90°. ∆ВМС – прямоугольный. Вывод: ∆ВМС – равнобедренный прямоугольный. III этап. Создание проблемной ситуации. Выдвижение гипотез. Проверка гипотез. 1. Учитель: Ребята, у вас на столе лежат табель–календари за 2006 г. Соедините в январе этого года числа 10, 20, 30. Какую фигуру получили? (Треугольник). Чтобы в дальнейшем было легче работать с календарем, сделали его на клетчатой бумаге. Возьмите такой календарь за январь 2006 г. и соедините центры клеток с числами 10, 20, 30. Получили треугольник. (слайд № 6.) Назовите его (10–20–30). Необычно? Да. Но сегодня будем обозначать треугольники, отрезки и углы числами. Назовите стороны треугольника и его углы. Как вы думаете, какой получился треугольник? Нам предстоит сейчас решить эту проблему. (слайд № 7) 2. Выдвижение гипотезы учащимися: (слайд № 8.) а) равнобедренный; б) прямоугольный; в) равнобедренный прямоугольный. Учитель: Для того, чтобы доказать или опровергнуть вашу гипотезу у вас имеются чертежные прямоугольные треугольники, линейка и вырезанный треугольник 10–20–30. В группах обсудите, как, используя эти инструменты, определить вид треугольника 10–20–30. 3. Работа в группах. (учащиеся при помощи измерений определяют вид треугольника. У каждой группы имеются необходимые инструменты для каждого ученика). 4. Обсуждение гипотез. Разбираются представленные гипотезы. Один человек от группы презентует классу свое решение. 4.1. Измерили линейкой и треугольником стороны и угол 10 . Получили равнобедренный прямоугольный треугольник 10–20–30 с прямым углом 10. 4.2. Измерили углы в данном треугольнике. Они равны 45°, 45°, 90°. Треугольник 10–20–30 – прямоугольный. Так как углы при основании равны, то он еще и равнобедренный. 4.3. Угол 10 – прямой. Проверили чертежным треугольником Свернем острые углы к углу 10. Сумма острых углов в треугольнике равна прямому т.е. 90°. Это свойство прямоугольных треугольников. Треугольник 10–20–30 – равнобедренный прямоугольный. Вывод: Треугольник 10–20–30 – равнобедренный прямоугольный. (слайд № 9.) IV этап. Формулировка и доказательство задачи. (Проверка гипотезы при помощи доказательства). Учитель: Вид треугольника мы определили при помощи измерений. Мы уже говорили с вами, что измерениям доверять нельзя из-за возможных погрешностей. Любые экспериментальные данные в геометрии требуют доказательства. Давайте сформулируем задачу, которую нам надо решить. Задача. Если в календаре на январь за 2006 г соединить числа 10, 20, 30, то получится равнобедренный прямоугольный треугольник. Доказать. (слайд № 10) 5. Совместная работа учителя и обучающихся. (Учащиеся работают с карточками января 2006 г, сделанными на клетчатой бумаге, где имеется доказательство с пропусками) (приложение 1). Доказательство. (слайд № 11). Учитель: Соединим центры клеток, соответствующих чисел. Сделаем дополнительные построения: проведем отрезки 30 – 9, 9 –13 и 13–20. Получили два треугольника: 30–9–10 и 10–13–20. Докажите, что: 1. треугольники 30–9–10 и 10–13–20 равны; 2. стороны 10–30 и 10–20 равны. (Углы 9 и 13 прямые, стороны 9–30 и 10–13 равны соответственно сторонам 13–20 и 10–13. Значит, треугольники равны по двум катетам. Так как треугольники равны, то равны и их гипотенузы. Стороны 30–10 и 10–20 равны.) Учитель: Определите вид треугольника 10–20–30 (равнобедренный). Докажите, что угол 30–10–20 – прямой. (Из равенства треугольников 30–9–10 и 10–13–20 следует, что углы 9–30–10 и 20–13–10 равны углам 30–9–10 и 10–13–20 соответственно. В прямоугольном треугольнике сумма острых углов 9–10–30 и 13–10–20 равна 90°. Углы 9–10–30 и 13–10–20 дополняют угол 30–10–20 до развернутого, значит угол 30 –10–20 равен 180–90=90°.) Вывод: треугольник 10–20–30 – равнобедренный прямоугольный. (слайд № 12) V этап. Совместная работа учителя и учащихся над проблемными вопросами учителя. Учитель: Ребята, как вы думаете, такой результат будет только для января 2006 г.? А верно ли это утверждение для января любого года? (да). Давайте проверим вашу гипотезу. 1. Работа в группах (учащиеся работают с табель–календарями, соединяют центры клеток чисел 10–20–30 в январях различных лет). (приложение 2). 1 группа: январь 2008, 2003, 2007. 2 группа: январь 2009, 2001. 3 группа: январь 2010, 2011. 2. Обсуждение результатов. (рисунки вывешены на доске). (слайды № 13-15). Вопросы учителя:
Для ситуации, когда прямым углом является угол 10, мы провели доказательство. По образцу классной работы докажите дома, что и во втором случае (угол 30 прямой) получится равнобедренный прямоугольный треугольник. Рассуждения будут аналогичными. 3. Учитель: Как вы думаете, каков будет результат, если мы соединим числа 10, 20, 30 в любом месяце одного года? (получатся равнобедренные прямоугольные треугольники и отрезок). Проверьте это на табель–календаре 2009 г. (учащиеся работают с календариками 2009 г.). Какой сделаете вывод? (получили семь различных ситуаций расположения чисел 10, 20, 30 в году, два различных вида треугольников и отрезок). (слайд № 16) 4. Учитель: А какие еще числа можно соединить и получить равнобедренные прямоугольные треугольники? (числа 10, 20, 30 отстоят друг от друга на 10 единиц. Попробуем соединить числа, отстоящие друг от другу на 10 единиц: 1, 11, 21; 2, 12, 22; 3, 13, 23; 4, 14, 24; 5, 15, 25; 6, 16, 26; 7, 17, 27; 8, 18, 28; 9, 19, 29; 11, 21, 31). Проверьте это на табель–календарях за 2011 г. I группа соединяет числа 1, 11, 21; 2, 12, 22; 3, 13, 23; II группа соединяет числа 4, 14, 24; 5, 15, 25; 6, 16, 26; III группа соединяет числа 7, 17, 27; 8, 18, 28; 9, 19, 29; 11, 21, 31). Сделайте вывод. (Предполагаем, что получится такой же результат, как и при соединении чисел 10–20–30). (слайд № 17, 18.) Учитель: Дома докажите, что и в этих случаях получается равнобедренный прямоугольный треугольник. VI этап. Домашнее задание. Предлагается по выбору. (слайд № 19) 1. решение задачи для чисел 10, 20, 30 (2 случай); 2. Составить и решить задачу с другими данными. VII этап. Рефлексия урока. Учитель:
Группа 1 Оценка группы ____ Работали активно: 1. _________ 2.__________ 3.__________
Сегодня на уроке вы увидели необычное в привычном. Вы замечательно работали! Всем спасибо за урок! ЛИТЕРАТУРА: 1. Ю.П.Дудницын, В.Л. Кронгауз «карточки по геометрии 7 класс». НПО «Образование» 1998 г 2. Нетрусова Н. «Про календарь и треугольники» Математика: приложение к газете «1 сентября» 2000 № 14. Приложения: Приложение 1 Задача. Если в календаре на январь за 2006 г соединить числа 10, 20, 30, то получится равнобедренный прямоугольный треугольник. Доказать. Доказательство Проведем отрезки 30–9, 9–13 и 13–20. Получили два треугольника 30–9–10 и ________. Углы 9 и __ прямые. Отрезки 9–10 и _____ равны. Отрезки ______ и 13-20 равны. Треугольники ______ и ______ равны по ___________________. Из равенства треугольников 30–9–10 и 13–20–10 следует, что равны и гипотенузы _____ и _____. Треугольник 10–20–30 – равнобедренный. Из равенства треугольников 30–9–10 и 13–20–10 следует, что углы 9–10–30 и 13–20–10; 9–10–30 и 13–20–10 равны (лежат против равных сторон). Углы ___ и ___ дополняют угол 30–10–20 до развернутого. Сумма углов 9–10–30 и 13–10–20 равна 90° по свойству прямоугольного треугольника. Значит, угол 30–10–20 равен 180° – ___ = ___, то есть треугольник 10–20–30 – ____________________. Вывод: треугольник 10–20–30 – равнобедренный, прямоугольный. Приложение 2 Календарь январей разных лет. Приложение 3 Отзыв на урок учащимися 10 класса Батаевой Анны и Демендеевой Анастасии. Данный урок останется у нас в памяти надолго. Геометрия в табель–календаре настолько удивила и заинтересовала многих учащихся в классе, что мы решили продолжить эту тему. Перед нами встала проблема – есть ли еще задачи на тему «Календари», которые можно использовать на уроках математики? В результате решения проблемы, у нас появился проект «Математика в календаре». Стартом этого проекта стал урок-исследование, который Валентина Васильевна представила на Фестиваль «Творческий урок». Результаты нашего проекта используют в своей работе учителя школы и района. Стендовая презентация проекта «Математика в календаре» |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знать: определение треугольника, равнобедренного и равностороннего треугольника, признаки равенства треугольников, свойства прямоугольных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сформировать понятие признаков равенства прямоугольных треугольников на основе признаков равенства треугольников | ||
Урока «Решение задач по теме «Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник» Показать, что источник возникновения изучаемой дисциплины – реальный мир, что она возникла из практических потребностей людей | Урок геометрии в 7 классе. Учитель: Клименко И. И. Тема урока: «Первый... Цели урока: доказать первый признак равенства треугольников; научиться решать задачи на первый признак равенства треугольников. (Слайд... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Равенство треугольников». Через урок контрольная работа по теме: «Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник».... | Урок по математике в 7-а классе ... | ||
Урок геометрии в 9 классе Тема урока: «Решение треугольников» Треугольник”, повторим определение, элементы, виды, свойства треугольников и каждый раз будем удивляться полученным открытиям, удивительной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Уметь выполнять задачи из разделов курса VII класса: признаки равенства треугольников; соотношения между сторонами и углами треугольника;... | ||
Урок по теме: «Признаки равенства треугольников» Создание условий для привлечения учащихся к творческой работе с геометрическим материалом | Урок по теме «Треугольники. Признаки равенства треугольников» Мотивировать детей к самообразованию через виртуальные путешествия в сети Internet | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Урок проект по теме «Треугольники. Признаки равенства треугольников» Развивать навыки работы за компьютером с учебными программами и умение работать с мультимедийной доской | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Признаки равенства треугольников, Соотношения между сторонами и углами треугольника, свойства равнобедренного треугольника | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Повторить теоретический материал по теме «Признаки равенства треугольников» | ||
Урок 6 Решение треугольников Цели: познакомить учащихся с методами решения треугольников; закрепить знание учащимися теорем синусов и косинусов, научить применять... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Первый признак равенства треугольников к тип Данный модуль представляет собой задание повышенной сложности исследовательского типа... |