Урок. Тема: «Сегодня на уроке мы будем изучать…»





Скачать 78.94 Kb.
НазваниеУрок. Тема: «Сегодня на уроке мы будем изучать…»
Дата публикации01.07.2014
Размер78.94 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
«Использование проблемно - диалоговых технологий на уроках русского языка и литературы»

Цель: научить учащихся самостоятельно решать проблемы.

Средство: открывать знание вместе с детьми.

Традиционный урок.

Проблемно-диалогический урок.

  1. Тема: «Сегодня на уроке мы будем изучать…»

1.Постановка проблемы: «С одной стороны…, но с другой стороны….», «Что удивляет? В чем затруднение? ….», «Какой возникает вопрос? Что надо узнать?.....»

  1. Объяснение учителя: «Итак, слушайте внимательно…»

2.Поиск и нахождение решения: «Определите сами….», «Сделайте вывод…», «Как мы можем ответить на наш вопрос?....»

  1. Заучивание материала: «Выучи…», «Перескажи…», «Повтори…»

3.Создание продукта: «Придумай схему…», «Зашифруй правило…».

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

В отличие от этого традиционное обучение – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков. При этом постановка проблемы сводится к сообщению учителем темы урока; поиск решения редуцирован до изложения готового знания, что не гарантирует его понимания большинством класса.

Центральную часть технологии составляет характеристика проблемно-диалогических методов обучения.

В рамках технологии разработаны приемы создания проблемной ситуации и для каждого прописан текст диалога, описаны способы реагирования учителя на предлагаемые учениками формулировки учебной проблемы; установлена предметная специфика приемов создания проблемной ситуации.

Для уроков русского языка более типична проблемная ситуация с предъявлением практического задания, основанного на новом материале (напиши или реши то, что только сегодня будем изучать). Правда, на уроках русского языка ученики такие задания могут выполнить, но по-разному, поэтому возникает проблемная ситуация с разбросом мнений и побуждающий диалог звучит так: «Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему получились разные варианты? Чего мы еще не знаем?»

Не менее подробно охарактеризован диалог, побуждающий учеников к выдвижению и проверке гипотез. В частности, разработана его структура, описаны последовательный и одновременный варианты выдвижения гипотез, даны способы реагирования на предложения учеников. Таким образом, технология проблемного диалога включает детальное описание методов обучения.

Однако реальный урок – это не только методы, но еще формы и средства обучения. Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной. Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением – на уроках математики во фронтальной работе с классом. Изучены связи методов с такими средствами обучения, как опорные сигналы, учебник и ТСО. В частности, описано, какие бывают опорные сигналы, кто и в какой момент урока их создает и даже на какой части доски их лучше располагать.

Таким образом, технология проблемного диалога представляет собой детальное описание методов постановки и решения проблем, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения.

Проблемные методы эффективнее традиционных, так как постановка проблемы на этапе введения новых знаний на уроке гарантирует появление познавательной мотивации учащихся, а поиск решения приводит к пониманию материала большинством класса.

Предлагаю в качестве примеров использования некоторых методов технологии проблемного диалога на этапе введения новых знаний (побуждающий от проблемной ситуации диалог с приёмом создания проблемной ситуации «с удивлением») следующий урок.

Фрагмент урока русского языка в 7 классе на тему «Буквы А-О на конце наречий с приставками»
I. Оргмомент

II. Создание проблемной ситуации «с удивлением», побуждающий к гипотезам диалог:

Учитель: Прочитайте предложения на доске.

Учащиеся читают:

– Раньше мы редко ездили отдыхать на море.

– Солнце изредка показывалось из-за туч.

– Слева возвышались горы, справа чернела пропасть.

– Я посмотрел налево, потом направо.

– Стриж метнулся вправо.

– Пол был вытерт досуха.

– На улице было солнечно, сухо и пыльно.

– Он заново начал писать сочинение.

– За окном снова начался дождь.

Учитель: Найдите в них однокоренные слова.

Учащиеся: Редко, изредка, слева, справа, налево, направо, вправо, досуха, сухо, заново, снова.

Учитель: Какие это части речи?

Учащиеся:Наречия.

Учитель (предъявляет факт): Выделите их суффиксы.

Учащиеся выделяют суффиксы, испытывают удивление – возникновение проблемной ситуации.

Учитель (побуждает к осознанию противоречия): Что интересного заметили?

Учащиеся (осознание противоречия): Среди этих наречий есть однокоренные, которые имеют схожее лексическое значение, но гласные в суффиксах на конце слов у них разные.

Учитель (побуждение к формулированию проблемы): Какой возникает вопрос?

Учащиеся: Почему на конце однокоренных наречий разные гласные? (Учебная проблема как вопрос).

Учитель: Над какой темой будем работать?

Учащиеся (формулируют тему урока): Буквы А-О на конце наречий.

Учитель: Запишите тему урока. (Побуждение к выдвижению гипотез): Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании а-ов суффиксах наречий?

Учащиеся: О пишется, если ударение на гласный в корне; А – если гласный в корне безударный. (Ошибочная гипотеза 1).

Учитель: Все с этим согласны? (Побуждение к устной проверке).

Учащиеся молчат.

Учитель: Все ли слова с ударной гласной в корне слова имеют – о на конце? (Подсказка к контраргументу).

Учащиеся: Слово справа имеет ударение в корне, но –а на конце (контраргумент).

Учитель (побуждение к выдвижению гипотез): Ещё какие есть гипотезы?

Учащиеся: А пишется в наречиях с приставками. (Ошибочная гипотеза 2).

Учитель: С этой гипотезой все согласны? (Побуждение к устной проверке).

Учащиеся:Нет. В словах изредка, направо есть приставки, но на конце разные гласные (контраргумент).

Учитель (побуждение к выдвижению гипотез): Другие гипотезы есть?

Учащиеся молчат.

Учитель: Попробуйте сгруппировать слова. По какому признаку это можно сделать? (Подсказка к решающей гипотезе 1).

Учащиеся: По способу образования: суффиксальный и приставочно-суффиксальный. (Группируют слова).

Учитель: От каких слов они образованы? Запишите их рядом в скобках. Обратите внимание на то, какая гласная пишется на конце наречий, образованных приставочно-суффиксальным способом. (Подсказка к решающей гипотезе 2).

Учащиеся:Гласные -а, -о.

Учитель: Какую закономерность вы видите? (Подсказка к решающей гипотезе 3).

Учащиеся: Слова с приставками в-, на-, за- пишутся с -о на конце, а слова с приставками из-, до-, с- пишутся с -а на конце слова.

(Решающая гипотеза).

Учитель: Как проверить вашу гипотезу? (Побуждение к практической проверке).

Учащиеся: Выпишем в первый столбик слова с приставками в-, на-, за-, а во второй – с приставками из-, до-, с- и посмотрим на их суффиксы.(План проверки).

Учитель: Делайте.

Учащиеся выписывают слова.

Учитель: Что дала проверка?

Учащиеся: Наречия первого столбикапишутся с –о в суффиксе, а наречия второго столбикапишутся с –а в суффиксе. (Аргумент).

Учитель: Сформулируйте общий вывод. Почему на конце наречий пишутся разные гласные?

Учащиеся (формулируют правило – открытие нового знания): Отвечают на вопрос: наречия с приставками в-, на-, за- пишутся с -о на конце, наречия с приставками из-, до-, с- пишутся с -а на конце.

Учитель: Попробуйте графически объяснить выбор орфограммы. Как вы можете дополнить формулировку темы урока? Сверьте свой вывод с учебником на странице 109– 110.

Учащиеся (графически объясняют выбор орфограммы, дополняют формулировку темы урока: буквы А-О на конце наречий с приставками, сравнивают свои выводы с учебником): Всё верно.

Учитель: А теперь обратите внимание на эти слова на доске: изнеженно, дословно, связно. Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия).

Учащиеся:Это наречия с приставками из-, до-, с-, у которых в суффиксе пишется буква -о.

Учитель: Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы).

Учащиеся: Почему у наречий с этими приставками на конце пишется буква -о?

Учитель: Используя открытое вами знание, попытайтесь предположить причину такого написания.

Учащиеся (выдвигают свои предположения, которые принимаются учителем к сведению, до появления решающей гипотезы): Эти наречия образованы суффиксальным способом от прилагательных, которые уже имели приставки: изнеженный, дословный, связный.

Учитель: Сравните свой вывод с учебником.

Учащиеся (сравнивают): Всё верно.
III. Воспроизведение нового знания (несколько учащихся повторяют правило со своими примерами).
Изложение содержания урока, восприятие информации учащимися, её усвоение становятся более эффективными благодаря использованию на уроках информационных технологий. Информационные технологии дополняют и обогащают проблемный диалог на уроке. Кроме того, использование компьютерной техники позволяет варьировать содержание материала урока, на основе которого вводится новое знание или производится формирование умений; позволяет при необходимости изменять последовательность подачи материала, т.е. расширяет возможности творческого подхода учителя к подготовке урока.
Литература:


  1. Федеральная целевая программа «Русский язык (2006–2010 годы)»;

  2. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.;

  3. Дмитриев Александр Геннадьевич, учитель русского языка и литературы «Преподавание русского языка».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок. Тема: «Сегодня на уроке мы будем изучать…» iconУрок русского языка во 2 классе. Тема: «корень слова. Однокоренные слова»
Сегодня на уроке мы продолжим работу по этой теме, будем учиться находить однокоренные слова, выделять в них корень, подбирать однокоренные...
Урок. Тема: «Сегодня на уроке мы будем изучать…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
У. Сегодня на уроке мы с вами будем изучать процесс изготовления ткани – ткачество, и знакомиться с простейшими переплетениями
Урок. Тема: «Сегодня на уроке мы будем изучать…» iconУрок литературы в 10 классе Тема «Колумб Замоскворечья»
Сегодня на уроке мы тоже будем говорить о личности: талантливом русском драматурге и театральном деятеле – А. Н. Островском
Урок. Тема: «Сегодня на уроке мы будем изучать…» iconУрок географии в 7 классе Тема: «Строение и свойства географической оболочки»
Во первых присутствует много гостей, во вторых сегодня на уроке мы будем использовать мультимедийный проектор
Урок. Тема: «Сегодня на уроке мы будем изучать…» iconУрок обществознания в 10 классе. Тема: Человек
Здравствуйте. Тема сегодняшнего урока – виды познания. В прошлый раз мы уже познакомились с одной типологией видов познания, базирующейся...
Урок. Тема: «Сегодня на уроке мы будем изучать…» iconУрок Тема : Развитие гигиены
Сегодня на уроке мы будем говорить о здоровье и здоровом образе жизни, определим, кто из вас знает лучше правила здорового образа...
Урок. Тема: «Сегодня на уроке мы будем изучать…» iconУрок изучения нового материала Цель урока
Сегодня на уроке мы продолжим изучать Конституцию РФ и анализировать ее основные положения
Урок. Тема: «Сегодня на уроке мы будем изучать…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ребята, сегодня у нас урок окружающего мира, мы будем изучать изменения, которые происходят с природой
Урок. Тема: «Сегодня на уроке мы будем изучать…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня на уроке мы будем изучать состав военнослужащих и воинские звания, познакомимся с образцами военной формы и знаками различия,текстом...
Урок. Тема: «Сегодня на уроке мы будем изучать…» iconУрок окружающего мира в 4 классе по теме «Экологическая безопасность»
Сегодня мы проведем необычный урок. На этом уроке мы вместе с вами должны будем решить очень важную проблему. А какую, мы определим...
Урок. Тема: «Сегодня на уроке мы будем изучать…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урок. Тема: «Сегодня на уроке мы будем изучать…» iconРазработка урока русского языка 1 класс тема: Мягкий знак- показатель...
Сегодня мы будем изучать новую тему, а какую, вы ответите сами, разгадав кроссворд. ( перед детьми ставится проблема )
Урок. Тема: «Сегодня на уроке мы будем изучать…» iconУрок окружающего мира по теме "Березовая роща"
А теперь отгадайте загадку, и вы узнаете, о каком лесе мы будем сегодня на уроке говорить
Урок. Тема: «Сегодня на уроке мы будем изучать…» iconКонспект Интегрированного урока письма, чтения и окружающего мира...
Мы начинаем наш урок, а вот о чем мы будем сегодня говорить на уроке, вы узнаете, когда отгадаете загадку
Урок. Тема: «Сегодня на уроке мы будем изучать…» icon5 класс. Русский язык. Предложения с прямой речью в мифах Древней Греции
Сегодня у нас интегрированный урок. Это значит, что на этом занятии мы будем изучать сразу два предмета: русский язык и историю
Урок. Тема: «Сегодня на уроке мы будем изучать…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Как вы думаете почему, я начала урок с высказывания древневосточного мудреца Исходя из темы урока, что мы будем сегодня изучать и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск