«Утверждено» Рассмотрено и принято приказ № 302 от 02 сентября 2013 г. на педагогическом совете
протокол № 1 от «29» августа 2013 г.
Председатель: ________Васильева Е. В.
Основная образовательная программа
основного общего
образования для детей с выраженными нарушениями интеллекта
(5-9 класс) Государственного казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения Ленинградской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Лужская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Луга
Содержание. 1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка………………………………………. 3-10
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования..10-15
2. Содержательный раздел
2.1. Программы отдельных учебных предметов, курсов……….15-61
2.2. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся……………………………………………………….61-79
2.3. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни………………………………………….79-86
2.4. Программа формирования адаптивных навыков у обучающихся, воспитанников………………………………………………………86-96
2.5. Программа коррекционной работы………………..............97- 103
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план 5-9 классов…………………………………104-107
3.2. Система условий реализации программы………………….108-119
1.1. Пояснительная записка Цели и ценности образовательной программы. Образовательная программа является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим специфику содержания образования, особенности организации УВР, кадрового и методического обеспечения педагогического процесса, инновационных преобразований школьной педагогической системы.
Образовательная программа:
- определяет цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия в учебных предметах и используемые педагогические технологии;
- регламентирует организацию образовательного процесса в условиях коррекционной школы.
Образовательная программа ГКС(к)ОУ ЛО «Лужская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конституция Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации "Об образовании";
- Конвенция о правах ребенка;
- Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных образовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии» СП 4076-86. Главными ценностями образовательной программы являются:
Право каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья на получение без дискриминации качественного образования в зависимости от его индивидуальных особенностей и возможностей.
Признание интересов ребенка, поддержка его успехов и создание условий для его самореализации.
Право педагога на творчество и профессиональную деятельность.
Психологический комфорт всех субъектов психологического взаимодействия.
Охрана и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.
Коллективное сотворчество учителей, учащихся и родителей во всех сферах жизни школы.
Демократические, партнерские отношения между взрослыми и детьми.
Уважительное отношение к школе и ее традициям. В связи с этим главная цель образовательной программы - установление предметного и надпредметного содержания образования в школе, развитие личностных способностей ребенка, становление его способности быть полноценной, социально активной, конкурентоспособной личностью, обладающей набором ключевых компетенций.
Из главной цели образовательной программы и принципов ее реализации вытекают задачи школьного образования:
- создание условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для детей с ОВЗ методов и способов общения;
-создание условий для получения доступных знаний по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим психофизическим возможностям обучающихся, трудовой подготовки;
- создание благоприятных условий для разностороннего развития личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе;
- формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ;
- формирование духовно-нравственной личности;
- формирование здорового образа жизни, укрепление психофизического здоровья;
- формирование у обучающихся трудовых навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ.
Образовательная программа регламентирует:
- условия освоения образовательной программы;
-диагностические процедуры для объективного поэтапного отслеживания образовательных достижений учащихся;
- организационно-педагогические условия учебной и внеучебной деятельности учащихся.
Образовательная программа предназначена удовлетворять потребности:
- учащихся – в программах обучения, обеспечивающих их личностное развитие;
- родителей – в наилучшем обеспечении прав и интересов ребенка в соответствии с его возможностями и способностями;
- учителей – в профессиональной самореализации и творческой деятельности; Принципы построения программы.
В основе построения программы лежат принципы:
- дифференциация и индивидуализация обучения предусматривает развитие ребенка в соответствии со своими возможностями;
- непрерывность предусматривает связь всех ступеней образования в школе;
- вариативность выражается в возможности выбора содержания обучения, системы и содержания воспитательной работы, а также методов, форм и приемов обучения и воспитания;
- инновационность определяет постоянный поиск и выбор идей, наиболее оптимальных программ, предметных планов, технологии и форм работы школы;
- целостностъ учебно-воспитательного процесса, единство обучения, воспитания, развития.
Все эти принципы сориентированы на личность ребенка и создание в школе условий для развития его способностей, на сотрудничество всех участников образовательного процесса на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем учебным процессам.
Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы.
- продолжительность учебной недели составляет 5 дней;
- начало занятий - 8 час 50 мин;
- продолжительность урока – 45 минут;
- наполняемость классов до 10 учащихся;
- продолжительность учебного года составляет не менее 34 недель;
- продолжительность каникул в течение учебного года (суммарно) – не менее 30 календарных дней.
- во всех классах в течение урока (после 15-20 минут работы) проводятся динамические паузы продолжительностью 1-3 минуты.
- продолжительность перемен: от 10 до 20 минут.
- прогулки после уроков длятся от 1,5 до 3 часов с учетом погодных условий.
- перерыв между образовательными предметами и началом факультативных занятий во второй половине дня составляет не менее 40 минут. В это время организуется обед и отдых учащихся.
Образовательные технологии и формы, применяемые в реализации образовательной программы.
Технологии:
- классно-урочная система;
- технология уровневой дифференциации;
- технология индивидуализации обучения;
- инновационные технологии;
- игровые технологии;
- личностно-ориентированное коррекционно-развивающее обучение;
- здоровьесберегающие технологии и др.
Формы организации учебно-воспитательного процесса:
- игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, психокоррекционные игры, игры с песком, игры с водой, интерактивные, компьютерные развивающие игры, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;
- просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов;
-чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг;
- наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;
- оформление выставок детского творчества;
- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр;
- продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- игра на детских музыкальных инструментах, оркестр детских музыкальных инструментов;
- пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса;
- танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей, хороводы;
- физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), комплексные (с элементами развит речи, математики, конструирования), контрольно-диагностические, учебно-тренирующего характера, физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений. Содержательное наполнение образовательных программ может корректироваться в соответствии с реальной социально-образовательной ситуацией в школе:
- изменением контингента учащихся;
- новым социальным заказом.
Эти изменения находят отражение в учебных планах школы на год, разрабатываемых на основе данной образовательной программы, а также в ежегодно утверждаемом перечне программ и учебников. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей в образовательном учреждении.
Дети с выраженным нарушением интеллекта имеют стойкое, выраженное недоразвитие познавательной сферы, обусловленное диффузным поражением центральной нервной системы вследствие разнообразных вредностей, которые могли иметь воздействие на формирующийся мозг во внутриутробном периоде, при родах, в раннем возрасте от 0 до 2 лет. Глубокое нарушение интеллектуального развития сочетается с грубыми нарушениями работоспособности, нейродинамическими расстройствами.
Дети испытывают затруднения в сосредоточении внимания, понимании и удержании простейших инструкций. Часто не удается, особенно на первых занятиях, добиться произвольной целенаправленной деятельности учащихся. Некоторые из них безучастны к происходящему, не реагируют даже на собственное имя. Внимание носит в основном непроизвольный характер. Детей могут привлекать яркие игрушки, знакомые или необычные предметы, мелодии, шумы и т. п. У некоторых из них отмечается импульсивность поведения.
К сожалению, интересы этих учащихся бедны. Поэтому круг привлекательных дли них предметов, занятий крайне ограничен. Как известно, активность ориентировочной деятельности таких детей крайне низка.
Для большинства детей характерна высокая истощаемость, утомляемость. У части из них утомление проявляется в расторможенности, неусидчивости, крикливости, беспокойстве, у других – в нарастающей вялости, безучастности, малоподвижности.
Организация совместной деятельности детей с взрослыми затруднена вследствие недостатков внимания, несформированности различных видов деятельности, суженного круга интересов, отсутствия опыта продуктивного взаимодействия со взрослым.
Как правило, игровая, конструктивная, изобразительная деятельности не сформированы из - за глубоких интеллектульных нарушений, выраженных недостатков зрительного восприятия, конструктивного праксиса, общей и мелкой моторики, зрительно – моторной координации.
Дети слабо владеют навыками самообслуживания: зачастую не умеют мыть руки, вытирать их насухо полотенцем, не могут самостоятельно надеть пальто, куртку, шапку, ботинки, зашнуровать и завязать шнурки, застегнуть пуговицы. Мало кто из вновь поступивших детей может подмести пол, протереть пыль, выжать тряпку. Обычно родители стремятся оградить своего ребенка от простейших видов домашнего труда из-за его моторной неловкости, неуклюжести, непонятливости.
Большинство детей имеют речевые нарушения дизартрического и алалического характера. Среди них есть дети, практически не владеющие речью. Но одни из них адекватно воспринимают обращенную к ним речь, эмоционально реагируют на речевую информацию, стремятся к общению, пользуясь небогатым арсеналом активного словаря, звукоподражаниями, жестами, мимикой. Другие же не воспринимают речевые инструкции, хотя прекрасно действуют по показу, не проявляют интереса к прослушиванию сказок, стихов, к разговорам окружающих. Практически у всех детей отмечаются нарушения звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического восприятия, грамматического строя речи. У некоторых наблюдаются эхолалии, речевые стереотипы. Поскольку беден запас сведений об окружающем, то и словарный запас ограничен. Многие дети обладают прекрасными подражательными способностями, большим объемом слуховой памяти.
До посещения школы большинство детей не имели опыта общения со сверстниками и делового взаимодействия с взрослыми. Поэтому навыки общения не развиты. Как уже упоминалось, вначале не все дети откликаются на свое имя, понимают простые инструкции, отвечают на обращенные к ним вопросы, включаются в предлагаемые игры. Но постепенно дети начинают соблюдать принятые ритуалы поведения: здороваться - прощаться, сидеть за партой, передвигаться по классу вместе со всеми, подражать движениям, игровым действиям и т.п.
Эмоциональная сфера более сохранна, чем двигательная, интеллектуальная и речевая. Дети с выраженной умственной отсталостью способны к внешнему контакту, подражательны, эмоционально отзывчивы. Они восприимчивы к музыке, интонационной выразительности речи. Но некоторые дети испытывают страхи: боятся новых помещений, предметов, незнакомых людей, - нуждаются в соблюдении четкой структуры дня, недели, болезненно переживают нарушения привычной последовательности событий. Другие проявляют агрессивность: бросают игрушки, ломают постройки, роняют стулья, пинают ногами мебель, стены, толкают других детей. У третьих отмечается аутостимуляция в виде громких выкриков, вокализаций, раскачиваний, кружения по комнате и вокруг себя, речевых стереотипий. Страхи, агрессивность, аутостимуляция свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии детей.
Структура дефекта у каждого ребенка имеет ряд специфических особенностей. Даже проявления, глубина и соотношение интеллектуальных недостатков не являются общими для всех учащихся.
Помимо перечисленных проблем развития, встречаются и нарушения опорно – двигательного аппарата: детский церебральный паралич и сенсорные нарушения: слабовидение (афакия, атрофия роговицы обоих глаз). Учащимся класса для детей с выраженными нарушениями интеллекта необходимо оказание комплексной медико – педагогической помощи в соответствии с глубиной и сложностью нарушений.
Варианты и формы интеграции в школе – интернате.
Интеграция деятельности специалистов.
Вся деятельность педагогического коллектива строится на интегративной основе и проявляется в тесном сотрудничестве дефектологов, логопедов, учителей, воспитателей, психолога, социального педагога, педагога – организатора. Такое сотрудничество позволяет реализовывать единый подход в коррекционно-образовательной и воспитательной работе.
Интеграция образовательных областей.
|