Основная образовательная программа основного общего образования для детей с выраженными нарушениями интеллекта





НазваниеОсновная образовательная программа основного общего образования для детей с выраженными нарушениями интеллекта
страница1/12
Дата публикации16.07.2014
Размер1.58 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Математика > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

«Утверждено» Рассмотрено и принято приказ № 302 от 02 сентября 2013 г. на педагогическом совете

протокол № 1 от «29» августа 2013 г.

Председатель: ________Васильева Е. В.

Основная образовательная программа

основного общего

образования для детей с выраженными нарушениями интеллекта

(5-9 класс)
Государственного казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения Ленинградской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Лужская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»




Луга

Содержание.


1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка………………………………………. 3-10

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования..10-15

2. Содержательный раздел

2.1. Программы отдельных учебных предметов, курсов……….15-61

2.2. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся……………………………………………………….61-79

2.3. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни………………………………………….79-86

2.4. Программа формирования адаптивных навыков у обучающихся, воспитанников………………………………………………………86-96

2.5. Программа коррекционной работы………………..............97- 103

3. Организационный раздел

3.1. Учебный план 5-9 классов…………………………………104-107

3.2. Система условий реализации программы………………….108-119
















1.1. Пояснительная записка

Цели и ценности образовательной программы.


Образовательная программа является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим специфику содержания образования, особенности организации УВР, кадрового и методического обеспечения педагогического процесса, инновационных преобразований школьной педагогической системы.

Образовательная программа:

- определяет цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия в учебных предметах и используемые педагогические технологии;

- регламентирует организацию образовательного процесса в условиях коррекционной школы.

Образовательная программа ГКС(к)ОУ ЛО «Лужская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

- Конституция Российской Федерации;

- Закон Российской Федерации "Об образовании";

- Конвенция о правах ребенка;

- Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных образовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии» СП 4076-86.
Главными ценностями образовательной программы являются:

Право каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья на получение без дискриминации качественного образования в зависимости от его индивидуальных особенностей и возможностей.

Признание интересов ребенка, поддержка его успехов и создание условий для его самореализации.

Право педагога на творчество и профессиональную деятельность.

Психологический комфорт всех субъектов психологического взаимодействия.

Охрана и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.

Коллективное сотворчество учителей, учащихся и родителей во всех сферах жизни школы.

Демократические, партнерские отношения между взрослыми и детьми.

Уважительное отношение к школе и ее традициям.
В связи с этим главная цель образовательной программы - установление предметного и надпредметного содержания образования в школе, развитие личностных способностей ребенка, становление его способности быть полноценной, социально активной, конкурентоспособной личностью, обладающей набором ключевых компетенций.

Из главной цели образовательной программы и принципов ее реализации вытекают задачи школьного образования:

- создание условий  для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для детей с ОВЗ методов и способов общения;

-создание условий для получения доступных знаний по общеобразовательным предметам, имеющим  практическую направленность и соответствующим психофизическим возможностям  обучающихся, трудовой подготовки;

- создание благоприятных условий для разностороннего развития личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе;

- формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ;

- формирование духовно-нравственной личности;

- формирование здорового образа жизни, укрепление психофизического здоровья;

- формирование у обучающихся трудовых навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ.

Образовательная программа регламентирует:

- условия освоения образовательной программы;

-диагностические процедуры для объективного поэтапного отслеживания образовательных достижений учащихся;

- организационно-педагогические условия учебной и внеучебной деятельности учащихся.

Образовательная программа предназначена удовлетворять потребности:

- учащихся – в программах обучения, обеспечивающих их личностное развитие;

- родителей – в наилучшем обеспечении прав и интересов ребенка в соответствии с его возможностями и способностями;

- учителей – в профессиональной самореализации и творческой деятельности;
Принципы построения программы.

В основе построения программы лежат принципы:

- дифференциация и индивидуализация обучения предусматривает развитие ребенка в соответствии со своими возможностями;

- непрерывность предусматривает связь всех ступеней образования в школе;

- вариативность выражается в возможности выбора содержания обучения, системы и содержания воспитательной работы, а также методов, форм и приемов обучения и воспитания;

- инновационность определяет постоянный поиск и выбор идей, наиболее оптимальных программ, предметных планов, технологии и форм работы школы;

- целостностъ учебно-воспитательного процесса, единство обучения, воспитания, развития.

Все эти принципы сориентированы на личность ребенка и создание в школе условий для развития его способностей, на сотрудничество всех участников образовательного процесса на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем учебным процессам.

Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы.

- продолжительность учебной недели составляет 5 дней;

- начало занятий - 8 час 50 мин;

- продолжительность урока – 45 минут;

- наполняемость классов до 10 учащихся;

- продолжительность учебного года составляет не менее 34 недель;

- продолжительность каникул в течение учебного года (суммарно) – не менее 30 календарных дней.

- во всех классах в течение урока (после 15-20 минут работы) проводятся динамические паузы продолжительностью 1-3 минуты.

- продолжительность перемен: от 10 до 20 минут.

- прогулки после уроков длятся от 1,5 до 3 часов с учетом погодных условий.

- перерыв между образовательными предметами и началом факультативных занятий во второй половине дня составляет не менее 40 минут. В это время организуется обед и отдых учащихся.

Образовательные технологии и формы, применяемые в реализации образовательной программы.

Технологии:

- классно-урочная система;

- технология уровневой дифференциации;

- технология индивидуализации обучения;

- инновационные технологии;

- игровые технологии;

- личностно-ориентированное коррекционно-развивающее обучение;

- здоровьесберегающие технологии и др.

Формы организации учебно-воспитательного процесса:

- игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, психокоррекционные игры, игры с песком, игры с водой, интерактивные, компьютерные развивающие игры, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;

- просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов;

-чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг;

- наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;

- оформление выставок детского творчества;

- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр;

- продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

- игра на детских музыкальных инструментах, оркестр детских музыкальных инструментов;

- пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса;

- танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей, хороводы;

- физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), комплексные (с элементами развит речи, математики, конструирования), контрольно-диагностические, учебно-тренирующего характера, физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений.
Содержательное наполнение образовательных программ может корректироваться в соответствии с реальной социально-образовательной ситуацией в школе:

- изменением контингента учащихся;

- новым социальным заказом.

Эти изменения находят отражение в учебных планах школы на год, разрабатываемых на основе данной образовательной программы, а также в ежегодно утверждаемом перечне программ и учебников.
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей в образовательном учреждении.

Дети с выраженным нарушением интеллекта имеют стойкое, выраженное недоразвитие познавательной сферы, обусловленное диффузным поражением центральной нервной системы вследствие разнообразных вредностей, которые могли иметь воздействие на формирующийся мозг во внутриутробном периоде, при родах, в раннем возрасте от 0 до 2 лет. Глубокое нарушение интеллектуального развития сочетается с грубыми нарушениями работоспособности, нейродинамическими расстройствами.

Дети испытывают затруднения в сосредоточении внимания, понимании и удержании простейших инструкций. Часто не удается, особенно на первых занятиях, добиться произвольной целенаправленной деятельности учащихся. Некоторые из них безучастны к происходящему, не реагируют даже на собственное имя. Внимание носит в основном непроизвольный характер. Детей могут привлекать яркие игрушки, знакомые или необычные предметы, мелодии, шумы и т. п. У некоторых из них отмечается импульсивность поведения.

К сожалению, интересы этих учащихся бедны. Поэтому круг привлекательных дли них предметов, занятий крайне ограничен. Как известно, активность ориентировочной деятельности таких детей крайне низка.

Для большинства детей характерна высокая истощаемость, утомляемость. У части из них утомление проявляется в расторможенности, неусидчивости, крикливости, беспокойстве, у других – в нарастающей вялости, безучастности, малоподвижности.

Организация совместной деятельности детей с взрослыми затруднена вследствие недостатков внимания, несформированности различных видов деятельности, суженного круга интересов, отсутствия опыта продуктивного взаимодействия со взрослым.

Как правило, игровая, конструктивная, изобразительная деятельности не сформированы из - за глубоких интеллектульных нарушений, выраженных недостатков зрительного восприятия, конструктивного праксиса, общей и мелкой моторики, зрительно – моторной координации.

Дети слабо владеют навыками самообслуживания: зачастую не умеют мыть руки, вытирать их насухо полотенцем, не могут самостоятельно надеть пальто, куртку, шапку, ботинки, зашнуровать и завязать шнурки, застегнуть пуговицы. Мало кто из вновь поступивших детей может подмести пол, протереть пыль, выжать тряпку. Обычно родители стремятся оградить своего ребенка от простейших видов домашнего труда из-за его моторной неловкости, неуклюжести, непонятливости.

Большинство детей имеют речевые нарушения дизартрического и алалического характера. Среди них есть дети, практически не владеющие речью. Но одни из них адекватно воспринимают обращенную к ним речь, эмоционально реагируют на речевую информацию, стремятся к общению, пользуясь небогатым арсеналом активного словаря, звукоподражаниями, жестами, мимикой. Другие же не воспринимают речевые инструкции, хотя прекрасно действуют по показу, не проявляют интереса к прослушиванию сказок, стихов, к разговорам окружающих. Практически у всех детей отмечаются нарушения звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического восприятия, грамматического строя речи. У некоторых наблюдаются эхолалии, речевые стереотипы. Поскольку беден запас сведений об окружающем, то и словарный запас ограничен. Многие дети обладают прекрасными подражательными способностями, большим объемом слуховой памяти.

До посещения школы большинство детей не имели опыта общения со сверстниками и делового взаимодействия с взрослыми. Поэтому навыки общения не развиты. Как уже упоминалось, вначале не все дети откликаются на свое имя, понимают простые инструкции, отвечают на обращенные к ним вопросы, включаются в предлагаемые игры. Но постепенно дети начинают соблюдать принятые ритуалы поведения: здороваться - прощаться, сидеть за партой, передвигаться по классу вместе со всеми, подражать движениям, игровым действиям и т.п.

Эмоциональная сфера более сохранна, чем двигательная, интеллектуальная и речевая. Дети с выраженной умственной отсталостью способны к внешнему контакту, подражательны, эмоционально отзывчивы. Они восприимчивы к музыке, интонационной выразительности речи. Но некоторые дети испытывают страхи: боятся новых помещений, предметов, незнакомых людей, - нуждаются в соблюдении четкой структуры дня, недели, болезненно переживают нарушения привычной последовательности событий. Другие проявляют агрессивность: бросают игрушки, ломают постройки, роняют стулья, пинают ногами мебель, стены, толкают других детей. У третьих отмечается аутостимуляция в виде громких выкриков, вокализаций, раскачиваний, кружения по комнате и вокруг себя, речевых стереотипий. Страхи, агрессивность, аутостимуляция свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии детей.

Структура дефекта у каждого ребенка имеет ряд специфических особенностей. Даже проявления, глубина и соотношение интеллектуальных недостатков не являются общими для всех учащихся.

Помимо перечисленных проблем развития, встречаются и нарушения опорно – двигательного аппарата: детский церебральный паралич и сенсорные нарушения: слабовидение (афакия, атрофия роговицы обоих глаз). Учащимся класса для детей с выраженными нарушениями интеллекта необходимо оказание комплексной медико – педагогической помощи в соответствии с глубиной и сложностью нарушений.

Варианты и формы интеграции в школе – интернате.

Интеграция деятельности специалистов.

Вся деятельность педагогического коллектива строится на интегративной основе и проявляется в тесном сотрудничестве дефектологов, логопедов, учителей, воспитателей, психолога, социального педагога, педагога – организатора. Такое сотрудничество позволяет реализовывать единый подход в коррекционно-образовательной и воспитательной работе.

Интеграция образовательных областей.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основная образовательная программа основного общего образования для детей с выраженными нарушениями интеллекта iconОсновная образовательная программа основного общего образования 2012...
...
Основная образовательная программа основного общего образования для детей с выраженными нарушениями интеллекта iconОсновная образовательная программа среднего общего образования Муниципального...
Примерная основная образовательная программа основного общего образования – М.: Просвещение, 2011
Основная образовательная программа основного общего образования для детей с выраженными нарушениями интеллекта iconОсновная образовательная программа основного общего образования на период 2012 2015 гг 2012 год
Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального образовательного учреждения основной общеобразовательной...
Основная образовательная программа основного общего образования для детей с выраженными нарушениями интеллекта iconОбразовательная программа основног
Основная образовательная программа основного общего образования мбоу оош №20 является программой развития на ступени основного общего...
Основная образовательная программа основного общего образования для детей с выраженными нарушениями интеллекта iconОсновная образовательная программа основного общего образования далее Образовательная программа
Закона РФ «Об образовании» и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего...
Основная образовательная программа основного общего образования для детей с выраженными нарушениями интеллекта iconОсновная образовательная программа основного общего образования моу...
Основная образовательная программа основного общего образования (далее – ооп ооо) разработана творческой инициативной группой педагогического...
Основная образовательная программа основного общего образования для детей с выраженными нарушениями интеллекта iconОсновная образовательная программа основная школа
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального казенного учреждения общеобразовательная школа-интернат...
Основная образовательная программа основного общего образования для детей с выраженными нарушениями интеллекта iconОсновная образовательная программа основного общего образования
Основная образовательная программа мбоу„Курчалоевская сош №1” является программой развития школы
Основная образовательная программа основного общего образования для детей с выраженными нарушениями интеллекта iconС. Н. Лазарев Основная образовательная программа основного общего образования
Основная образовательная программа является программой развития образовательного учреждения
Основная образовательная программа основного общего образования для детей с выраженными нарушениями интеллекта iconОсновная образовательная программа среднего (полного) общего образования
Государственного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования Российской Федерации «Об...
Основная образовательная программа основного общего образования для детей с выраженными нарушениями интеллекта iconОсновная образовательная программа основного общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
Основная образовательная программа основного общего образования для детей с выраженными нарушениями интеллекта iconОсновная образовательная программа основного общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
Основная образовательная программа основного общего образования для детей с выраженными нарушениями интеллекта iconОсновная образовательная программа основного общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
Основная образовательная программа основного общего образования для детей с выраженными нарушениями интеллекта iconОсновная образовательная программа основного общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
Основная образовательная программа основного общего образования для детей с выраженными нарушениями интеллекта iconОсновная образовательная программа основного общего образования содержание
Целевой раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования 3
Основная образовательная программа основного общего образования для детей с выраженными нарушениями интеллекта iconОсновная образовательная программа основного общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск