Конспект урока в 6 классе по теме: Натюрморт "Мир вещей вокруг нас". Урок выстроен с применением фронтальной, индивидуальной, групповой формой учебной деятельности. На уроке используется раздаточный материал, папки с предметами, для выполнения творческого задания, при работе с раздаточным материалом происходит зрительное и тактильное восприятие материала, это учащимся предоставило возможность разнообразного решения творческого задания: пробовать, решать, исправлять ошибки. На основе проблемного обучения используется метод художественного моделирования, учащиеся моделируют продукт творческой деятельности, они составляли натюрморт.
Учитель: Тихомирова Т.Г.
Тема урока: Мир наших вещей. Натюрморт.
Задачи урока: а)обучающая:
-расширить знания учащихся о натюрморте;
- познакомить учащихся с основами композиции и правилами
постановки натюрморта;
б) развивающая:
- сформировать умения в создание натюрморта
- развивать умение работать в группе;
в) воспитывающая:
- воспитывать интерес к изобразительному искусству;
- прививать интерес к окружающему миру, уважать друг
друга, и мнение другого;
Цель урока: выполнить натюрморт, в технике аппликация, учитывая, основные правила постановки натюрморта,
Оборудования: компьютер, проектор, экран;
Материалы:
а) для учителя: презентация к уроку «Натюрморт»
б) для учащихся: бумага А-3, клей; раздаточный материал «Приемы постановки натюрморта» раздаточный материал для здания «Составь натюрморт»;
Ход урока:
1. Организационный момент:
( приветствие, учащиеся делятся на группы)
- Здравствуйте, сегодня ребята у нас пройдет творческое занятие в группах. Для успешного выполнения задания необходимо проверить правильно ли вы организовали свое рабочее место. 2. Актуализация:
- Каждый наш день окружен множеством различных вещей, которые помогают нам жить. У каждой вещи своя история и судьба, так же как и людей. Одни вещи нам дороги, связаны с воспоминаниями, другие – труженики, они каждодневные наши помощники. У каждого из нас есть мир таких вещей.
- Попробуйте сформулировать тему урока? Подготовка к просмотру презентации.
-…..
(1 слайд)
- Тема нашего урока «Натюрморт»
(за правильные ответы каждая группа получает «звездочки», которые помогут оценить активность учащихся на уроке)
3. Объяснение нового материала:
- Именно изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников и все они по своему рассказывали о нем.
- Как называется картина о мире вещей?
- Натюрморт.
- Я предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма «О картинах», и попробовать определить что такое натюрморт? (показ отрывка мультфильма «О картинах»)
- Попробуйте сформулировать определение - понятия натюрморт?
- - “Натюрморт” (от фр. слова Natur – натура и Mert -мертвая) - один из жанров изобразительного искусства, посвященный изображению предметов обихода, цветов, фруктов, овощей и прочего.
4. Практическая часть: - А сейчас я вам предлагаю, выполнить творческое задание, у каждой группе нужно посоветоваться и выбрать тематику натюрморта. На столе лежат папки, в папках вы найдете разные предметы, вам нужно из этих предметов составить натюрморт на темы которые вы видите на своих папках:
1 группа – натюрморт из музыкальных предметов ;
2 группа – натюрморт из художественных предметов ;
3 группа – натюрморт из кухонных принадлежностей;
4 группа - натюрморт из игрушек;
5 группа – цветочный натюрморт;
-Почему вы выбрали именно эти предметы для своего натюрморта?
- Предметы подходят к теме натюрморта.
- А теперь давайте вместе со мной сделаем такое же задание. Поможете мне?
- Да.
-Тема моего натюрморта «Осенний урожай». Какие предметы мне нужно выбрать для своего натюрморта?
- Корзинку, морковь, огурец, яблоки…
- Из этого мы можем выявить первый этап работы. Какой?
- Выбрать те предметы которые подходят по теме.
-Тут же нам нужно нарисовать стол, чтобы предметы у нас не летали. Ну что давайте приступим к составлению натюрморта. Если я рядом с большим предметом расположу два одинаковых по форме предмета, это будет красиво?
- Нет.
-А что мне нужно сделать?
- Расположить предметы разные по форме и размеру.
- Давайте будем составлять натюрморт дальше, если я разбросаю предметы по столу, и они не будут соприкасаться, это правильно?
- Нет.
- Как мне это исправить?
- Расположить предметы, так чтобы они смотрелись как одно целое, где то перекрывали друг друга.
- Попробую я расположить большой главный предмет на переднем плане, хорошо это будет смотреться?
-Нет.
- Как исправить?
- Передвинуть главный предмет на второй план.
- Молодцы. А теперь посмотрите на свои работы, и найдите ошибки в своих натюрмортах, у кого сколько ошибок?
-……
-Давайте их исправим!!!!
(во время практической работы ведется фронтальная работа)
5. Анализ работ учащихся:
(представитель от группы, дает объяснение выполненной работе)
Название работы;
Приемы, которые использовали для постановки натюрморта;
Анализ участниками других групп;
6. Итог урока:
- Над какой картиной мы с вами сегодня работали?
-Натюрморт.
- Что собой представляет картина?
-Изображение предметов быта.
- Что нового узнали?
-Приемы постановки натюрморта.
- Давайте подведем итог в нашей работе, по количеству «Звездочек», у какой группы их больше, и какая была наиболее активная…
7. Домашнее задание:
-Найти изображение натюрморта, вклеить в альбом, подписать название и художника картины.
-Большое спасибо за урок, было очень приятно с вами работать!
Предметы должны иметь смысловую связь.
Композиционный центр всегда хорошо выражен. Обычно он стоит на втором плане.
Композицию можно развернуть по горизонтали, вертикали и по диагонали.
Натюрморт смотрится лучше по возрастающей – слева направо, как мы привыкли читать.
При постановке натюрморта ищите гармонию и уравновешенность масс, внутреннюю связь предметов, драпировок и цвета.
Учитывать промежутки между предметами.
Рядом с крупными вещами нельзя ставить очень мелкие. Нужны какие-то промежуточные по величине объекты, которые связывают эти массы.
Первый план требует детальной проработки. Ставим сюда предметы яркие, контрастные, мелкие.
Второй план – крупный, главный объект и уравновешивающие его предметы средней величины.
Фон – не должен быть активнее предметов.
Складки и направление драпировок желательно уложить так, чтобы они замыкали изображенное пространство, направляли взгляд зрителя к центру композиции.
Расстояние от рисующего до натюрморта должно быть равно примерно 2-3 величинам постановки.
|