Казенное общеобразовательное учреждение Республики Алтай
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании Методического Совета Директор школы
Протокол № ___ _____________ С.Н. Денисов
от «___» _______ 20__г Приказ № ____
«____»_____________20___ г.
Рабочая учебная программа по геометрии
на 2013 / 2014 учебный год.
с календарно-тематическим планированием Уровень среднее общее образование Срок реализации 1 год Классы 12 общеобразовательный Учитель _Байкалова Т.В. Количество часов всего 21 в неделю 2,5 Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлены на основе Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика, 5 – 11 кл. / Сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. / 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2004. – 320с.
Учебник: Геометрия, 10 – 11. / А.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. / М.: Просвещение, 2002 – 2006.
Плановых контрольных уроков:
II полугодие 2
Итого: 2 Дополнительная литература:
Дидактические материалы по геометрии для 11 класса. / Б.Г. Зив. / М. Просвещение, 2003.
Задачи по геометрии для 7 – 11 классов., Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. / М.: Просвещение, 2003.
Изучение геометрии в 10 – 11 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. / С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. / М.: Просвещение, 2001.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по геометрии 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего обра зования, Программы по геометрии к учебнику для 10— 11 классов общеобразовательных школ авторов А.C. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, Э.Г. Позняка и Л.С. Киселевой.
Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, основное содержание, примерное распределение учебных часов по разделам программы, требования к уровню подготовки учащихся данного класса, тематическое планирование учебного материала, поурочное планирование, примерные контрольные работы, учебное и учебно-методическое обеспечение обучения для учащихся и учителя.
Общая характеристика учебного предмета
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, раз вития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.
Цели
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
овладение системой знаний и умений, не обходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование свойственных математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к предмету как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Место предмета
На изучение предмета отводится 2,5 часа в неделю, итого 21 час за учебный год.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достичь, все учащиеся, оканчивающие 12 класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации обучающегося за курс 12 класса. Эти требования структурированы по трем компонентам: знать, уметь, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Распределение учебных часов но разделам программы
Цилиндр, конус и шар — 10 часов
Объемы тел — 11 часов. В каждом из разделов уделяется внимание привитию навыков самостоятельной работы.
На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знаний.
В ходе изучения материала планируется проведение 2 контрольных работ по основным темам и одной итоговой контрольной работы.
Содержание обучения
Тела и поверхности вращения. Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения, параллельные основанию. Шар и сфера, их сечения. Касательная плоскость к сфере. Сфера, вписанная в многогранник, сфера, описанная около многогранника.
Объемы тел и площади их поверхностей. Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел. Формулы объема куба, параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.
Координаты и векторы. Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости. Коорди наты вектора. Связь между координатами векторов и координатами точек. Простейшие задачи в координатах. Скалярное произведение векторов. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение по трем некомпланарным век торам.
Движения. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Параллельный перенос.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса обучающиеся должны:
знать:
основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
формулировки аксиом планиметрии, основных теорем и их следствий;
возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
роль аксиоматики в геометрии;
уметь:
соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
проводить доказательные рассуждения при решении задач;
вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и плошали поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Используемый учебно-методический комплект
Атанасян А.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Киселева Л.С. Геометрия. 10 - 11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009.
Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 11 класса. М.: Просвещение, 2004.
№
п/п
| Раздел, название урока в
поурочном планировании
| Дидактические единицы образовательного процесса
| Контроль
знаний
учащихся
| Коли-
чество
часов
| Дата
| Домашнее задание
|
| I полугодие 10
|
| Глава VI. Цилиндр, конус и шар.
| Основная цель: дать учащимся систематические сведения об основных видах тел вращения.
| 10
|
|
|
| § 1. Цилиндр.
|
|
| 3
|
|
| 1
| Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра, п. 53, 54.
| Урок лекция с необходимым минимумом задач. СК.
| 1
|
| №523,525
| 2
| Решение задач по теме «Цилиндр».
| Решение задач. Индивидуальный контроль.
| 2
|
| №529,531
№537,540
|
| § 2. Конус.
| Знать и понимать:
понятие о телах вращения и поверхностях вращения,
прямой круговой цилиндр, его элементы,
осевые сечения, перпендикулярные оси; сечения, параллельные оси,
прямой круговой конус, его элементы,
осевые сечения конуса; сечения, перпендикулярные оси; сечения, проходящие через вершину,
шар, сфера,
сечение шара плоскостью,
касательная плоскость к сфере,
комбинация многогранников и тел вращения.
Уметь:
выполнять рисунки с комбинацией круглых тел и многогранников; соотносить их с их описаниями, чертежами, аргументировать свои суждения об этом расположении,
|
| 3
|
|
| 3
| Понятие конуса. Площадь поверхности конуса п. 55-56.
| Урок лекция с необходимым минимумом задач.
| 1
|
| №№551,553
| 4
| Усеченный конус, п. 57.
| Урок лекция с необходимым минимумом задач. Практикум по решению задач.
| 1
|
| №567,572
| 5
| Решение задач по теме «Конус».
| Урок повторения и обобщения некоторых подходов к решению задач на конус.
| 1
|
| №559,561
|
| § 3. Сфера.
|
| 4
|
|
| 6
| Сфера и шар. Уравнение сферы, п. 58 – 59.
| Лекция с набором задач. Решение задач.
| 1
|
| №575,577в
| 7
| Взаимное расположение сферы и плоскости, п. 60.
| Практическая работа. Решение задач.
| 1
|
| №583,585
| 8
| Касательная плоскость к сфере, п. 61.
| Фронтальная работа по обсуждению подходов к решению задач по теме урока.
| 1
|
| №592,593вг
| 9
| Площадь сферы, п. 62.
Решение задач на многогранники, цилиндр, конус и шар.
| Уроки обобщения и систематизации знаний. Решение задач. Индивидуальный контроль.
| 1
|
| №598,600
№563,567
№579,582
№622,626
| 10
| Контрольная работа №1 «Цилиндр, конус и шар», п.53 – 62.
| решать задачи на вычисление площадей поверхностей круглых тел,
решать задачи, требующие распознавания различных тел вращения и их сечений, построения соответствующих чертежей.
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Фронтальный тематический контроль
| 1
|
| №630,634
№643в,646в -
|
| II полугодие 11
|
| Глава VII. Объемы тел.
| Основная цель: продолжить систематическое изучение многогранников и тел вращения в ходе решения задач на вычисление их объемов.
| 11
|
|
|
| § 1. Объем прямоугольного параллелепипеда.
| Знать и понимать:
понятие об объеме,
основные свойства объемов,
формулы для вычисления объемов многогранников: прямоугольного параллелепипеда, призмы, пирамиды,
формулы для вычисления объемов тел вращения: цилиндра, конуса, шара.
|
| 2
|
|
| 11
| Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда, п. 63.
| Комбинированный урок: лекция, практическая работа, работа с учебн.
| 1
|
| №648-649(в)
| 12
| Объем прямой призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник, п. 64.
| Практический урок + объяснение. Усвоение изученного материала в процессе решения задач.
| 1
|
| №660,666в
№658,670
|
| § 2. Объем прямой призмы и цилиндра.
|
| 2
|
|
| 13
| Теоремы об объеме прямой призмы и цилиндра, п. 65, 66.
| Комбинированный урок: лекция, практическая работа, работа с учебником.
| 1
|
| №664,665
№670,672
| 14
| Повторение вопросов теории и решение задач.
| Усвоение изученного материала в процессе решения задач.
| 1
|
| №652,657б
|
| § 3. Объем наклонной призмы, пирамиды и конуса.
|
| 3
|
|
| 15
| Вычисление объемов тел с помощью определенного интеграла. Объем наклонной призмы, п. 67, 68.
| Уметь:
уметь решать задачи вычислительного характера на непосредственное применение формул объемов многогранников и круглых тел, в том числе в ходе решения несложных практических задач.
| Комбинированный урок: лекция + практикум.
| 1
|
| №675,678
№679,683
| 16
| Объем пирамиды, п. 69.
| Комбинированные уроки: лекция, исследование.
| 1
|
| №684б,685,
№688б,690
| 17
| Объем конуса, п. 70.
| Лекция. Усвоение изученного материала в процессе решения задач.
| 1
|
| №701в,705
-
|
| § 4. Объем шара и площадь сферы.
|
| 4
|
|
| 18
| Объем шара, п. 71.
| Комбинированный урок: лекция, практикум, обучающая С/Р.
| 1
|
| №713,710в
| 19
| Объем шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора, п.72.
| Лекция с элементами практики.
| 1
|
| №719,721
№714,723
| 20
| Площадь сферы, п. 73.
| Комбинированный урок: лекция, практическая работа, работа с учебн.
Усвоение изученного материала в процессе решения задач.
| 1
|
| №758,760
№735,761
| 21
| Контрольная работа №2 «Цилиндр, конус и шар», п.71 – 73
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Фронтальный письменный контроль
| 1
|
| -
| |