Методическая разработка «Математика царица всех наук» (неделя математики)





НазваниеМетодическая разработка «Математика царица всех наук» (неделя математики)
страница1/4
Дата публикации21.03.2015
Размер0.65 Mb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Математика > Методическая разработка
  1   2   3   4
ГБОУ СПО «Западнодвинский технологический колледж»

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Математика царица всех наук» (неделя математики)

 

Разработчик:

преподаватель математики

Силионова Наталья Михайловна

Западная Двина

2012

АННОТАЦИЯ

Одним из путей повышения интереса к изучению школьного курса математики является хорошо организованная внеклассная работа, особое место в которой принадлежит проведению предметной недели, способствующей развитию личностных качеств учащихся, сближению преподавателя и ученика.

Данная методическая разработка содержит интересные разнообразные материалы по различным разделам курса математики, её истории развития, а также занимательные задачи на логику, внимание, память, сообразительность.

При использовании данного дидактического материала необязательно слепо его копировать. При воплощении нужно опираться на основную идею или фрагменты данной методической разработки, вносить изменения и дополнения, учитывая свой опыт.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Силионова Наталья Михайловна – преподаватель математики ГБОУ СПО «Западнодвинский технологический колледж».

Образование – высшее, преподаватель математики.

Стаж педагогической работы – 24 года.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Предмет математики настолько серьёзен,

что полезно не упускать случаев

делать его немного занимательным».

Б. Паскаль

Математика – наука серьёзная. И если есть возможность внести в её изучение элемент игры, то я всегда стараюсь этой возможностью воспользоваться.

В данной методической разработке подобран дидактический материал, который можно использовать для внеурочной работы с учащимися по развитию интереса к математике – проведению предметной недели по МАТЕМАТИКЕ в группах 1 и 2 курсов.

В труде, в учении, в игре, во всякой творческой деятельности нужны человеку сообразительность, находчивость, догадка, умение рассуждать.

В этой методической разработке представлена программа проведения недели математики, заочная викторина, конкурс «Волшебное слово», «Час занимательной математики», математическая олимпиада. В них вошли забавные конкурсы, головоломки, шутливые задачки, есть и серьёзные задания, секрет решения которых разгадать непросто, но все они увлекательны и требуют работы ума, развивают смышлёность и необходимую логичность в рассуждениях.

Каждый конкурс или задание оценивается определённым количеством баллов. Максимальные баллы за конкурсы приведены достаточно условно. Викторины не требуют дополнительной подготовки учащихся, но дают им возможность проявить свой азарт.

При использовании данного дидактического материала необязательно слепо его копировать. При воплощении нужно опираться на основную идею или фрагменты данной методической разработки, учитывая свой опыт вносить изменения и дополнения.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Вступление

  2. Программа проведения недели математики

  3. Час занимательной математики

  4. Математическая олимпиада

  5. Заочная викторина

  6. Конкурс «Волшебное слово»

  7. Конкурс математических кроссвордов

  8. Научно- познавательная математическая конференция, посвящённая истории развития математики.

  9. Заключение

  10. Список литературы

  11. Приложения

.

ВВЕДЕНИЕ

Я постоянно веду поиски новых эффективных методов обучения, которые активизировали бы мысль обучающихся, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Но, в первую очередь, детей надо заинтересовать предметом.

Возникновение интереса к математике у значительного большинства учащихся зависит от того, насколько умело будет построена учебная и внеклассная работа.

В труде, в учении, в игре, во всякой творческой деятельности нужны человеку сообразительность, находчивость, догадка, умение рассуждать.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет меня задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету. Ведь не секрет, что многие дети пасуют перед трудностями, а иногда и не хотят приложить определённых усилий для приобретения знаний.

Стандарт профессиональной подготовки по всем профессиям, реализуемым в нашем училище, требует серьёзных знаний по математике, а учащиеся, поступающие в училище, как правило, имеют слабую подготовку и полное отсутствие интереса к предмету. Поэтому добиться прочных знаний по математике крайне проблематично.

Одним из методов повышения интереса учащихся к математике является внеклассная работа по предмету.

С первых дней учёбы я провожу в группах различные конкурсы на быстроту счёта, сообразительность, память и внимание. Это помогает мне найти подход к детям, заинтересовать их своим предметом и подготовить их к восприятию нового трудного материала. Кроме того, ежегодно я провожу неделю математики. Такое мероприятие предполагает большую подготовительную работу, во время которой дополнительно получаю возможность для сотрудничества и общения с учащимися, не связанного рамками программы и не ограниченного временем урока. Но это только «одна сторона медали». «Вторая» - в том, что дети получают возможность познакомиться с другой математикой: более интересной и живой. Ведь материал для мероприятий, в большинстве своём, отбирается занимательного и исторического характера. Если умело спланировать предметную неделю, подготовить и провести мероприятия на должном уровне – можно быть уверенным, что кто-то из ребят посмотрит на математику другими глазами.

Для этого я ставлю следующие цели:

  • Образовательные: опираясь на знания учащихся по математике, полученные в школе и колледже, закрепить в игровой, занимательной форме изученный ранее материал.

  • Развивающие: развивать у обучающихся логическое мышление, память, речь, смекалку, любознательность, используя умственно-гимнастические упражнения и задачи, а так же для получения новых знаний, формировать умения и навыки работы с учебной и энциклопедической литературой с целью поиска необходимого материала для выпуска стенгазеты, составления кроссворда, написания доклада, реферата; развивать интерес к предмету математика.

  • Воспитательные: воспитывать у обучающихся веру в свои силы, стремление к проявлению собственной инициативы; воспитывать умение работать в коллективе и выслушивать товарищей, адекватно реагировать на полученные результаты.

Достижение этих целей обеспечивает усвоение предмета математики, а значит усвоение стандарта профессионального образования.

В проведении предметной Недели большое значение имеют внеклассные мероприятия. Чтобы они были интересными, зрелищными, необходимо их тщательно продумать, подготовить учащихся.

Мероприятия предметной недели должны быть актуальны, направлены на решение задач, поставленных перед её участниками. Содержать информацию и эмоциональные переживания, обеспечивающие активное восприятие происходящего; учитывать возрастные особенности, интересы, потребности учащихся; обеспечивать дальнейшее положительное общение в коллективе.

Содержание мероприятий должно соответствовать формам их проведения.

Подготовительный период должен быть кратким. При этом важно, чтобы затраченное время педагогами и учащимися было целесообразным, а самовыражение и активность учащихся наиболее полными.

Учащиеся должны испытывать удовлетворённость проведёнными мероприятиями.

Должна чётко просматриваться культура проведения каждого мероприятия: последовательность, этапность, свобода проявления чувств, переживаний, культура поведения учащихся, их самостоятельность и инициатива.

Ожидаемые результаты:

  • приобретение каждым студентом веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможностях;

  • развитие коммуникативных качеств личности, доверия, уступчивости и в то же время инициативности, навыков делового общения, терпимости;

  • развитие осознанных мотивов учения, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности.

Подготовительный период предметной недели не должен занимать более 1-2 учебных недель. Время должно быть распределено и рационально использовано с учётом расписания уроков.

Для реализации поставленных целей в неделю математики, представленной мною в данной методической разработке, были включены следующие внеклассные мероприятия:

  • математическая олимпиада;

  • заочная викторина;

  • математическая конференция, посвящённая истории развития математики;

  • «Час занимательной математики»;

  • конкурс на лучший математический кроссворд;

  • конкурс «Волшебное слово»;

В них вошли забавные конкурсы, головоломки, шутливые задачки, есть и серьёзные задания, секрет решения которых разгадать непросто, но все они увлекательны и требуют работы ума, развивают смышлёность и необходимую логичность в рассуждениях. Каждый конкурс или задание оценивается определённым количеством баллов. Максимальные баллы за конкурсы приведены достаточно условно. Викторины не требуют дополнительной подготовки учащихся, но дают им возможность проявить свой азарт.

Для подготовки и проведения предметной недели создаётся организационный комитет, в состав которого могут входить учащиеся, преподаватели, мастера производственного обучения, классные руководители. Учащимся, входящим в оргкомитет, должны быть созданы условия для проявления активной заинтересованности, инициативы, делового сотрудничества.

В период подготовки изучаются темы недели математики, готовится наглядно-информационный материал, изучается дополнительная литература, подбираются команды участников, разрабатывается система оценивания конкурсов и формы поощрений и награждений.

Учитель математики, с одной стороны, должен проследить за тем, чтобы к участию в предметной неделе были привлечены все учащиеся, с другой стороны, чтобы подготовка к мероприятиям не нарушала учебный процесс, не перегружала учебную деятельность учащихся.

При отборе материала для конкурсов, викторин, олимпиады я учитывала то, что в колледж пришли ребята с разной математической подготовкой, в основном слабой, и поэтому задания должны быть доступными, занимательными, а мероприятия – яркими и запоминающимися. При подборе содержания, дидактического материала и заданий учитывался не только и не столько программный материал, хотя он тоже нашёл своё отражение, крен был сделан на выработку вычислительных навыков, логического мышления, смекалки и т. п., что является базой для усвоения программы.

Студенты подбирают материалы, советуются. Идет дружная, активная работа. Подбирая материалы, ребята многое узнают из истории математики, открывают для себя интересные и таинственные факты. Их предварительная подготовка помогает во многом затем при проведении мероприятий. Также подготовительная работа – это создание всевозможных наглядных пособий, сделанных руками детей, которые затем продуктивно могут использоваться в учебном процессе.

В формировании у ребят знаний, умений и навыков, необходимых для применения в других учебных дисциплинах, в трудовом процессе, в быту и т.д. заключается прикладная направленность в обучении математике.

Содержание математической задачи, метод которой освоен учащимися, вызывает интерес, если это содержание связано с раскрытием элементов профессионального мастерства и математической культуры людей, с пониманием природы математики, развитием мировоззрения. Прикладные задачи повышают интерес учащихся к самой математике, поскольку для подавляющего большинства учащихся ценность математического образования состоит в её практических возможностях. Надлежащего воспитательного эффекта можно ожидать от практических задач, удовлетворяющих определённым педагогическим требованиям:

- задача должна нести познавательную информацию о современном производстве, показывать творческий характер труда людей массовых профессий;

- вопрос задачи должен соответствовать реальной ситуации, а не подстраиваться под определённую математическую проблему;

- условие задачи должно быть лаконичным, свободным от перегрузки специальной терминологией;

- решение задачи требует содержательных знаний из курса математики.

Решение прикладной задачи тогда эффективно, когда обучающиеся встречались с описываемой ситуацией в реальной действительности, в быту, на экскурсиях, при изучении других предметов. Эффективным средством облегчения процесса математизации прикладной задачи является широкое использование наглядности: фотографии, слайды, плакаты, модели, рисунки из книг и другое. Предлагаю ребятам следующие темы для докладов и рефератов: «Связь математики с другими науками», «Экономики нет без математики», «Как математику приложить к литературе», «Математика в моей профессии», «Вычислительная техника»

Знакомство учащихся с фрагментами истории математики имеет вполне определённые задачи, а именно:

- сведения из истории повышают интерес учащихся к изучению математики и ведут к глубокому пониманию изучаемого материала;

- ознакомление с историческими фактами расширяет кругозор учащихся и повышает их общую культуру, помогает лучше понять роль математики в современном обществе;

- знакомство с историческим развитием математики способствует общим целям воспитательной работы.

Предлагаю ребятам следующие темы для докладов и рефератов: «Жизнь и деятельность учёных-математиков», «История важнейших математических открытий», «История развития математики на Руси»; «Развитие математики в истории разных стран»; «Вычислительная техника от счёт до компьютеров» и т.д.

Активизировать деятельность учащихся по овладению математическими знаниями можно путём умелого применения занимательных заданий. Занимательность характеризуется следующими показателями: новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям. Занимательная задача – это та, которая вызывает непроизвольный интерес, являющийся следствием необычности сюжета, непривычной формы её подачи. Решение таких задач вырабатывает у учащихся внутренний отклик, развивает их любознательность. С этой целью использую занимательные задачи с разнообразными сюжетами, задачи-шутки,, ребусы, головоломки, кроссворды и т.п.

В завершении недели проводится математическая олимпиада и математическая конференция.

После проведения недели обязательно подводятся итоги. Подведение итогов можно разделить на две части:

1. Итоги недели математики в целом подводятся и объявляются на общей линейке, выпускается стендовый отчёт, а результаты состязательных мероприятий подводятся сразу после их завершения. Победители и наиболее активные участники отмечаются призами и грамотами. Результаты должны доводится до сведения родителей.

2. Учитель математики совместно с классными руководителями и мастерами производственного обучения должны проанализировать каждое мероприятие предметной недели: достигло ли оно поставленной цели, каким образом оно работало не только на цель самой предметной недели, но и на цели и задачи всей учебно-воспитательной работы училища. Для получения результатов можно использовать методы исследования: наблюдение, анкетирование, беседу с учащимися и преподавателями, изучение продуктов деятельности студентов.

Цели и задачи:

Образовательные: опираясь на знания обучающихся по математике, полученные в школе и колледже, закрепить в игровой, занимательной форме изученный ранее материал.

Развивающие: развивать у студентов логическое мышление, память, речь, смекалку, любознательность, используя умственно-гимнастические упражнения и задачи, а так же для получения новых знаний, формировать умения и навыки работы с учебной и энциклопедической литературой с целью поиска необходимого материала для выпуска стенгазеты, составления кроссворда, написания доклада, реферата; развивать интерес к предмету математика.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка «Математика царица всех наук» (неделя математики) iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия «Неделя математики»
Казимова Джамиля Аликовна– учитель математики мбоу «сош дарбанхинского сельского поселения»
Методическая разработка «Математика царица всех наук» (неделя математики) iconМетодическая разработка урока математики
Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций...
Методическая разработка «Математика царица всех наук» (неделя математики) iconМатематика», «информатика», «физика
Неделя математики, информатики, физики, астрономии, как и любая предметная неделя в нашей школе, длится 5 дней, с понедельника по...
Методическая разработка «Математика царица всех наук» (неделя математики) iconМетодическая разработка по внедрению проектного метода на уроках географии
Данная методическая разработка предполагает проведение уроков по дисциплине География с использованием элементов проектного метода...
Методическая разработка «Математика царица всех наук» (неделя математики) iconМатематика – наука ложная!∞ Точнее – неточная. Все приросли мозгами...
О проведении регионального этапа всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания»
Методическая разработка «Математика царица всех наук» (неделя математики) iconМетодическая разработка урока математики во 2 классе по теме «Половина»
...
Методическая разработка «Математика царица всех наук» (неделя математики) iconУрок математики. 8 класс. Тип урока : урок изучения нового материала....
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Методическая разработка «Математика царица всех наук» (неделя математики) iconНеделя математики и информатики Традиционно каждый год в декабре...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение борисоглебского городского округа борисоглебская средняя общеобразовательная...
Методическая разработка «Математика царица всех наук» (неделя математики) icon«Путешествие в страну Звукобуквию» с применением тестопластики
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Методическая разработка «Математика царица всех наук» (неделя математики) iconМетодическая разработка недели математики с элементами историзма
В. А. Александрова, Г. Г. Никифорова, учителя математики Ямашевской средней школы Канашского района
Методическая разработка «Математика царица всех наук» (неделя математики) iconУрок путешествие Тема: Чтение слов с буквой «Т»
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Методическая разработка «Математика царица всех наук» (неделя математики) iconКонспект фронтального занятия по обучению грамоте «звук [Л]»
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Методическая разработка «Математика царица всех наук» (неделя математики) iconМетодическая разработка урока математики в 5 классе
Фио учителя: Зубенко Надежда Александровна – учитель математики в мбоу «Уршельская сош»
Методическая разработка «Математика царица всех наук» (неделя математики) iconМетодическая разработка Дня математики в школе
Приглашенные – учителя школы, члена кустового методического объединения учителей математики, физики и информатики
Методическая разработка «Математика царица всех наук» (неделя математики) iconКонспект подгруппового логопедического занятия На тему: «Звуки [л], [лʼ] и буква л л»
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Методическая разработка «Математика царица всех наук» (неделя математики) iconРеферат: Коваленко А. Е. Разработка системы научной визуализации....
Коваленко А. Е. Разработка системы научной визуализации. Квалификационная работа на степень магистра наук по направлению «Математика....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск