Конспект интегрированного урока по физике и математике для 11 класса





Скачать 124.96 Kb.
НазваниеКонспект интегрированного урока по физике и математике для 11 класса
Дата публикации18.09.2013
Размер124.96 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок

Зезина Марина Олеговна, Артемьева Елена Аркадьевна. МБОУ СОШ №64 г. Иваново


Конспект интегрированного урока по физике и математике для 11 класса

физико-математического профиля.

Раздел программы: Колебания и волны.

Тема урока: математические методы решения физических задач по теме «Гармонические колебания».

Цель урока: оценка состояния колебательной системы в любой момент времени с использованием математического анализа.

Задачи урока:

Предметные (учебные):

- обеспечить деятельность по систематизации и обобщению знаний по теме «Гармонические колебания»;

- научиться грамотно применять для оценки состояния физической системы методы математического анализа.

Метапредметные:

- формировать межпредметные связи;

- совершенствовать навыки самостоятельной работы, целеполагания;

- продолжить формирование научного мировоззрения;

- развивать навыки контроля и самоконтроля;

- совершенствовать умение вести предметный диалог.

Личностные:

- формировать интеллектуальную, исследовательскую, информационную культуру;

- развивать личностно-смысловое отношение к предметам;

- учиться взаимодействовать с другими, грамотно отстаивать свою точку зрения;

-воспитывать упорство в достижении цели.

УМК:
Мякишев Г.Е., Буховцев Б.Б., Чаругин А.В. –Физика 11 класс-М.: Просвещение, 2011
Алгебра и начала математического анализа 11 класс С.М. Никольский и др. –М.: Просвещение , 2010

Продолжительность использования ИКТ: презентация используется на протяжении 90 минут с перерывами, занимая в целом 25-30 минут

План урока ( 2 урока по 45 мин):

1. Организационный этап -2 мин;

2. Мотивационный этап- 3 мин

3. Этап актуализация знаний и целеполагания-5 мин

4. Этап обобщения и систематизации знаний-70 мин

5. Этап смысловой и эмоциональной рефлексии-10 мин

Ход урока:




Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный этап




Цель учителя: направить внимание учащихся на урок.

Цель ученика: настроиться на урок.

Слайд 1

- Здравствуйте, ребята. Перед вами два учителя – физик и математик. Мы с вами работаем в таком составе не в первый раз.

- Математические построения абстрактны, они зачастую не имеют отношения к свойствам окружающего мира. Одно и то же уравнение, например, квадратное, может применяться к решению самых разных физических задач.

Одинаковые математические законы описывают самые разнообразные физические явления и процессы.

- Это делает математику универсальным инструментом, с помощью которого строится физическая наука.

Здороваются с учителями, готовятся к уроку.

Мотивационный этап




Цель учителя: создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Цель ученика: установить эмоциональный контакт с учителем, внутренне мотивировать себя на работу.

Слайд 2; 3

- Эпиграфом к сегодняшнему уроку мы взяли слова Бенджамина Франклина, одного из американских президентов, прекрасного политика и естествоиспытателя:

« Знания бывают двух видов: мы сами знаем предмет, или же знаем, где найти о нем сведения».

- Качающаяся вершина дерева, изменяющийся при дыхании объем легких, изменение давления и температуры воздуха в течение месяца, изменения заряда и напряжения на конденсаторе в контуре, силы тока в лампе, горящей в классе - все эти процессы являются колебательными. Даже поверхность тела человека колеблется с частотами от 0,01Гц до 103 Гц, а при стрессе колебания практически становятся гармоническими. Современные астрофизические исследования поверхности Солнца также позволяют сделать вывод о вибрации (колебаниях) его поверхности, происходящей по причине активности его недр.

- Нужно ли нам знать, что происходит с активностью Солнца?

- Важно ли для нас состояние собственного организма?

- Любое сложное дело начинается с малого, для решения сложной практической задачи создается упрощенная модель. При анализе колебательных процессов мы тоже использовали такую модель – свободные незатухающие колебания.

Включаются в активную работу на уроке.

Этап актуализации и целеполагания.




Цель учителя: создать условия для актуализации знаний, в режиме деятельности подвести к формулировке цели и задач урока.

Цель ученика: оценить уровень имеющихся знаний и осознать возможность использования математических методов для решения физических задач.




Мы рассмотрели свободные незатухающие колебания различной природы на примере периодических гармонических колебаний.

- Какие общие свойства имеют колебательные системы?

- Назовите основные характеристики колебательного процесса.

- Каким общим математическим закономерностям подчиняются гармонические колебания?

- Обратите внимание, мы ни разу не конкретизировали, о каких колебаниях идет речь.

- Какой вывод можно из этого сделать?

- Несмотря на то, что колебания имеют разную физическую природу, они подчиняются одним и тем же математическим законам, описываются одинаковыми уравнениями. Поэтому для оценки состояния колебательной системы необходимо выработать общие приемы и методы, для чего надо обратиться к теории колебаний и соответствующим вопросам из математического анализа. Это и будет целью нашего урока.

- отвечают на поставленные вопросы

- обсуждают возникшие при ответах спорные моменты

- разрешают в свободном обсуждении возникающие затруднения

- делают вывод и совместно формулируют цель урока.


Этап обобщения и систематизации знаний.




Цель учителя: провести систематизацию и обобщение знаний учащихся по теме " Колебания" с привлечением методов математического анализа и вывести учеников на более высокий уровень компетенции.

Цель ученика:
выработать общие приемы и методы для анализа колебаний с применением математического анализа.

Слайд 4

Слайды5;6

Слайд 7;8

Слайд 9-12

Слайд 13

Учитель физики:

- При решении любой проблемы мы можем идти двумя путями: индуктивным и дедуктивным. Индуктивный путь предполагает возможность обобщения при анализе решения частных задач, дедуктивным методом мы сможем идти от общих принципов к частным.

- Какой метод предпочтительнее в нашем случае?

- Обсудите вопрос в парах и выскажите свой мнение.

- Итак, по результатам обсуждения можно сделать вывод, что в данном случае нам необходимо использовать индуктивный метод; мы должны получить общие для любого колебания приемы, позволяющие описать состояние колебательной системы в произвольный момент времени.

- Поэтому начнем обсуждение с частной задачи.

Задача 1.

Заряд на обкладках конденсатора меняется по закону:

πt+

В какие моменты времени в течение периода сила тока в контуре составляет от максимального значения? Чему в эти моменты времени равно напряжение? Какую долю от максимального оно в эти моменты времени составляет? Емкость конденсатора в контуре равна 2 мкФ.

- Предложите схему решения задачи, попытайтесь найти разные подходы к решению. (Работа ведется в парах)

- Итак, давайте соберем воедино результаты вашего обсуждения. ( На доске собираются идеи, предложенные различными парами, обсуждаются и в результате формируется два подхода к решению задачи: аналитический и графический).

-Какие действия необходимы для реализации аналитического решения?

Учитель математики:

- Изучая физические закономерности, связывающие изменения заряда и силы тока в контуре, вы пришли к выводу, что

(t)= i(t) , поэтому, необходимо вспомнить, как найти производную тригонометрической функции.
- Давайте вспомним формулы производных тригонометрических функций, производной сложной функций.
- Найдите производные следующих функций
( Слайд №6 )

Учитель физики:

- Итак, математические закономерности поиска производной сложной тригонометрической функции применим к решению нашей задачи.

-Запишите уравнение изменения силы тока самостоятельно.

- Представьте полученные результаты для общего обсуждения.

- Итак, уравнение изменения силы тока выглядит следующим образом:

i(t)= - 0,03πsin(πt+3π).

- Используя то, что сила тока в искомый момент времени составляет от максимального значения, равного 0,03π, составим уравнение

= - 0,03πsin(πt+3π).

Учитель математики:

-Уравнение данного типа является тригонометрическим.

-Какие виды тригонометрических уравнений вы знаете, каковы способы их решения?
- Решите предложенные уравнения самостоятельно
( Слайд № 8)

-Можно ли аналогично решить уравнение из задачи?

Учитель физики:

- Решим наше тригонометрическое уравнение, найдем искомые моменты времени. (К доске вызывается ученик).

- Для поиска напряжения на конденсаторе в данный момент времени необходимо получить уравнение зависимости u(t). Зная связь заряда конденсатора и напряжения, получите уравнение и найдите искомое значение напряжения.

Составим алгоритм решения, опираясь на возможности математического анализа.

1.Запишем уравнения

изменения силы тока от времени, используя математическую связь между изменением заряда и силы тока.

2.Зная, что сила тока в искомый момент времени составляет 1/6 от максимального значения, составим и решим тригонометрическое уравнение и найдем соответствующие моменты времени.

3.Запишем уравнение изменения напряжения и вычислим его в ранее найденные моменты времени.

- Подобная схема решения может использоваться для анализа любого колебательного процесса.

-В качестве домашнего задания вам предлагается задача 2 :

Точка совершает гармонические колебания с периодом в 2 секунды, амплитудой 50 мм, начальная фаза равна нулю. Найти скорость и ускорение точки в момент времени, когда смещение точки от положения равновесия равно 25 мм.

- Перейдем ко второму способу решения исходной задачи – графическому.

Учитель математики:

- Что нужно знать, чтобы построить график данной функции?

-График какой функции является исходным?

-Какие преобразования графика нужно совершить, чтобы построить график функции

i(t)= - 0,03πsin(πt+3π)?

-Как построить графики функций, изображенные на слайде № 10?

Учитель физики:

- Воспользуемся графиком функции, отражающим изменения заряда и силы тока со временем (Слайд №12). Какую информацию по условию задачи подскажут графики

- Совпадает ли полученный результат с аналитическим решением?

- Какой из методов предпочтительнее и почему?

- Нет ли еще одного варианта решения? Подумайте над этим вопросом дома.

- Индуктивный метод часто используют, когда необходимо проанализировать и сравнить данные эксперимента или наблюдения. На одном из предыдущих уроков мы проводили лабораторную работу по исследованию зависимости периода колебаний математического маятника от его длины. В качестве дополнительного задания вы строили график зависимости координаты колеблющегося маятника от времени x(t)=0,1cost. Давайте воспользуемся этим графиком для ответа на следующие вопросы:

- За какую часть периода тело, совершающее гармонические колебания, пройдет путь:

  1. от среднего положения до крайнего

  2. первую половину пути

  3. вторую половину пути

- Можно ли оценить эти промежутки времени экспериментально?

- В какой промежуток времени скорость тела меньше максимальной скорости в 2 раза?

- Какими математическими методами нужно воспользоваться для ответов на поставленные вопросы?


- обсуждают в парах, какой из методов предпочтительнее

- высказывают и аргументируют свои предложения

- в результате дискуссии приходят к общему выводу.

- опираясь на собственный опыт и знания, полученные на предыдущих уроках, обсуждают различные подходы к решению задачи

- высказывают свои мнения

- участвуют в формировании общего мнения.

-вместе с учителем математики

актуализируют математические знания в области производных, акцентируя внимание на производных тригонометрических функций, сложных функций.

Первое задание выполняется совместно с отвечающим у доски, следующие два самостоятельно по вариантам .

- самостоятельно записывают уравнение

- сравнивают полученные уравнения

- составляют тригонометрическое уравнение.

-перечисляют известные виды и способы решения тригонометрических уравнений.

-решают предложенные уравнения самостоятельно, обсуждают способ решения, проверяют ответ.

Решают уравнение совместно с учеником, отвечающим у доски.

Самостоятельно ищут ответ на второй вопрос задачи, представляют результаты своей работы.

Составляют алгоритм решения, привлекая возможности математического анализа.

В ходе совместного обсуждения, приходят к необходимости повторить способы преобразования графиков тригонометрических функций.

Работают в парах, отвечают на вопросы, представляют результаты работы для общего обсуждения.


Этап смысловой и эмоциональной рефлексии.




Цель учителя: подвести учеников к анализу деятельности и оценке достижения поставленной цели урока.

Цель ученика: подводят итог урока, сравнивая цель, поставленную в начале урока с полученным результатом, анализируют свою деятельность.

Слайд 14

Возвращаясь к цели урока, проанализируйте, удалось ли её достичь? Что помогало, что мешало достижению цели?

Вспомните, какими математическими методами нам пришлось воспользоваться.

Смогли бы мы описать состояние колебательной системы в любой момент времени без использования математического аппарата?

Подведите самостоятельно итог вашей работы на уроке.

1. Используя математические методы поиска производной сложной тригонометрической функции и условия физической задачи можно получить уравнения, описывающие поведение колебательной системы в любой момент времени.

2. Решение подобных задач с меньшей степенью точности, но с большей наглядностью можно осуществить графически, для чего необходимо уметь строить и преобразовывать графики тригонометрических функций.

- В начале урока говорилось о многообразии мира колебаний, о том, как важно знать состояние колебательной системы в любой момент времени.

В качестве итога урока можно сказать, что математические методы позволяют оценить состояние колебательной системы в любой момент времени.

Оцените свои достижения и затруднения по изучаемой теме, какие методы оценки состояния колебательной системы вызывают наибольшие затруднения? Что удается лучше?

Закончим урок словами Н.И. Лобачевского: " Нет ни одной области математики, которая когда-нибудь не окажется применимой к явлениям действительного мира". Убедил ли вас в этом наш урок?

Анализируют свою деятельность по достижению цели урока, обсуждают поставленные вопросы, формулируют итоги урока.

В ходе проведения рефлексии определяют

уровень собственных достижений и затруднений по изучаемой теме, выстраивают индивидуальную линию развития.





Комментирует домашнее задание:

1) Решить задачу 2: Точка совершает гармонические колебания с периодом в 2 секунды, амплитудой 50 мм, начальная фаза равна нулю. Найти скорость и ускорение точки в момент времени, когда смещение точки от положения равновесия равно 25 мм.

2) Задача 3: Колебательный контур состоит из катушки индуктивностью 6 мГн и конденсатора ёмкостью 15 мкФ. Конденсатор заряжен до напряжения 200 В. Чему равна сила тока в контуре, когда напряжение уменьшилось в 2 раза? Чему равен в этот момент заряд конденсатора?

Предложите различные способы решения.

Слушают пояснения учителя

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект интегрированного урока по физике и математике для 11 класса iconКонспект урока по математике
Описание интеллектуальной игры по физике для учащихся 7 класса «Напиток бодрости» (авторская разработка учителя)
Конспект интегрированного урока по физике и математике для 11 класса iconКонспект интегрированного урока по информатике и математике по теме:...
Методы: объяснительно–иллюстративный, использование пк для выполнения самостоятельной работы
Конспект интегрированного урока по физике и математике для 11 класса iconКонспект интегрированного занятия для детей средней группы
Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия»
Конспект интегрированного урока по физике и математике для 11 класса iconКонспект урока тема урока: Координатная плоскость
Описание интеллектуальной игры по физике для учащихся 7 класса «Напиток бодрости» (авторская разработка учителя)
Конспект интегрированного урока по физике и математике для 11 класса iconКонспект урока по математике для 1 класса «Школа России» Тема урока
Тема и номер урока в теме Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)
Конспект интегрированного урока по физике и математике для 11 класса iconКонспект интегрированного урока по химии и физике Тема: «удивительные свойства воды»
Показать обучающимся, что вода это уникальное природное соединение, активная среда для жизни растений, животных и человека. Закрепить...
Конспект интегрированного урока по физике и математике для 11 класса iconМетодическая разработка Конспект интегрированного урока физической...
Тема: Олимпийские Игры. Символика и атрибутика. Эстафета Олимпийского огня «Сочи-2014»
Конспект интегрированного урока по физике и математике для 11 класса iconКонспект урока по математике для 4 класса
«Средняя общеобразовательная школа с. Кормежка», Саратовская одл,, Балаковский р- он
Конспект интегрированного урока по физике и математике для 11 класса iconКонспект урока по истории древнего мира с использованием цор. Тема...
Описание интеллектуальной игры по физике для учащихся 7 класса «Напиток бодрости» (авторская разработка учителя)
Конспект интегрированного урока по физике и математике для 11 класса iconКонспект интегрированного урока математика-информатика. Тема: «Доли. Сравнение долей»
«Математика», Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений-Мнемозина, Москва, 2008г
Конспект интегрированного урока по физике и математике для 11 класса iconКонспект интегрированного занятия по развитию речи и рисованию на тему: «Весна пришла»
Рф от 05. 03. 2004 №1089; Рабочая программа по физике для 10 а класса составлена на основе федерального компонента государственного...
Конспект интегрированного урока по физике и математике для 11 класса iconКонспект урока по математике для 4 класса
Тема: «Скорость. Время. Расстояние. Взаимосвязь между «скоростью», «временем», «расстоянием»
Конспект интегрированного урока по физике и математике для 11 класса iconКонспект урока по математике с применением эор «число и цифра классификация.»...
Умк «Гармония», математика: учебник для 1 класса Н. Б. Истомина. Смоленск:-Ассоциация 21 век, 2011г
Конспект интегрированного урока по физике и математике для 11 класса iconКонспект интегрированного занятия по математике в подготовительной группе
Рабочий журнал по педагогической практике для студентов факультета физической культуры: Сборник методических указаний. Егпу, 2011....
Конспект интегрированного урока по физике и математике для 11 класса iconПлан – конспект интегрированного урока для 4-ого «А» класса (физическая...
Базовый учебникМамонтов С. Г. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: Учебн. Для общеобразовательных заведений/С. Г. Мамонтов, В....
Конспект интегрированного урока по физике и математике для 11 класса iconПлан конспект урока Урок 15\2 График плавления и отвердевания кристаллических...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск