МБОУ – лицей № 3 города Тула
Конспект урока математики
на тему:
«Числа от 1 до 7»
1 класс
УМК «Начальная инновационная школа»
(2011 – 2012 учебный год – период апробации учебника авторов Б.П. Гейдмана, И.Э. Мишариной, Е.А. Зверевой)
Авторы: Афанасьева Светлана Сергеевна
Леонова Ирина Александровна
2012 г.
Предмет: математика
Класс: 1
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Методы: словесный, практический, наглядный
Технологическая карта урока
Тема урока
| Числа от 1 до 7.
|
Цель урока
Задачи
| Для учителя
| Для учащихся
| расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Образовательные: систематизировать знания детей о составе чисел от 1 до 7, закрепить навыки счёта в пределах 7; повторить состав чисел 4, 5, 6, познакомиться с составом числа 7 ; продолжить работу по обучению детей составлению и решении задач на сложение и вычитание; продолжить работу по осознанию позиционной записи чисел
Развивающие: развивать логическое мышление, развивать навыки исследовательской работы, познавательные интересы, творческие способности; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету ; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах (планировать работу, совместно оценивать результат работы).
| - определяют проблему урока, согласно данной теме и своей системе знаний, обобщают и систематизируют накопленные знания.
Образовательные: закрепляют навыки счёта в пределах 7; повторяют состав чисел 4, 5, 6; знакомятся с составом числа 7; составляют и решают задачи, записывают и сравнивают трехзначные числа
Развивающие: определяют область знаний, составляют задачи, используя математические требования, учатся рассуждать, доказывать, находить и исправлять ошибки ..
Воспитательные: проявляют интерес к предмету; соблюдают культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах (учатся планировать работу, совместно оценивать результат работы).
| УУД
| Личностные:
Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.
Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
Развивать доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость.
Регулятивные:
Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска задачи.
Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
Коммуникативные:
Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других).
Познавательные:
Развивать умение анализировать, сопоставлять , обобщать, планировать, контролировать,
Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
Развивать умение работать с разными видами информации.
Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и рабочей тетради.
Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
| Основное содержание урока
| Сложение и вычитание чисел в пределах6. Состав числа 7 .Сравнение чисел. Нахождение значений выражений. Составление условий и решение задач в одно действие на сложение и вычитание.
| Основные термины и понятия
| Цифра, число, разряд, числовое выражение, задача (условие, решение, вопрос) .
| Планируемый результат
| Предметные умения
| УУД
| На основе знания состава чисел от 1 до 7 выполняют сложение и вычитание однозначных чисел .
Находят значение числовых выражений в одно и два действия.
Составляют и решают простые текстовые задачи на сложение и вычитание; меняют условие и вопрос задач, соотнося с числовым выражением
Правильно употребляют в речи математические понятия и термины.
Понимают и применяют при записи и сравнении позиционную запись чисел.
| Личностные: осознают необходимость математического составляющего окружающего мира.
Регулятивные: формулируют цель на уроке с помощью учителя; определяют область новых знаний, проанализировав тему урока; проговаривают последовательность действий на уроке; выполняя комплексную работу используют знания, полученные по другим образовательным предметам; оценивают правильность выполнения действия; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывают своё предположение.
Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
| Ресурсы: основные дополнительные
| - Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А. Зверева. Математика. Учебник для 1-го класса. 1 полугодие. Стр. 118 – 119 . Урок 58 , тетрадь на печатной основе 3 часть, страница 14 – 15;
- компьютер (для учителя);
- проектор;
- экран;
- презентация к этапам урока «Числа от 1 до 7»; - бумажный макет бревна (для исследовательской работы);
- карточки с трёхзначными числами
- лист с заданиями комплексной проверочной работы
| Межпредметные связи
| Математика + окружающий мир + русский язык + литературное чтение
(продолжение работы дома - исследовательская работа по разрезыванию на части макета бублика)
| Организация пространства
| Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
| Материалы к уроку находятся в приложениях.
Приложение № 1 «Комплексная работа для учащихся».
Приложение № 2 «Макет бревна».
Приложение № 3 « Карточки с трёхзначными числами»
Презентация к уроку
Характеристика этапов урока
Технология проведения
| Деятельность учеников и учителя, которая приведёт к достижению запланированных результатов
| Планируемые результаты УУД
(Сокращения:
ЛУУД – личностные;
РУУД – регулятивные;
КУУД - коммуникативные;
ПУУД – познавательные)
| Содержание деятельности
учителя
| Содержание деятельности учеников
| I. Мотивация к учебной деятельности .
( 2 минуты)
Цели:
- актуализирует
требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- устанавливает
тематические рамки;
- намечает
шаги учебной деятельности.
| Приветствие:
- Земляне начинают готовиться к встрече Нового года и Рождества. Радоваться можно не только тогда, когда мы танцуем, поём, получаем подарки, но и тогда, когда наша работа приносит результаты.
- Как вы думаете, достаточно ли тех математических знаний, которые у вас уже есть для жизни?
- Прочитаем заголовок слайда.
- Определите задачи нашего урока. Чему будем учиться? Чем будем заниматься на уроке?
( слайд 1)
|
- Нет!
- читает
- Узнаем состав числа 7 и применять его в решении выражений и задач
- Складывать и вычитать числа от 1 до 7
| ЛУУД: положительный эмоциональный настрой на работу
РУУД: осознаёт себя как ученик.
КУУД: оформляет свои мысли в устной форме; учится слушать и понимать речь других.
ПУУД: ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя.
| II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, выявление места и причины затруднения
( 6 минут)
Цели:
- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения.
- выявляет место (шаг, операция) затруднения;
- анализ ситауции.
| Слайд 2; задание 1
- Проверь, выбери правильные равенства, допиши свои варианты. - Озвучивание других вариантов состава числа 6
-Проанализируйте запись Слайд 3; задание 2
- Рассмотри внимательно рисунок. Сравните: в чём сходство? В чём отличие?
|
Находят неверный ответ, объясняют, почему этот ответ неверный
Записывают на доске Повторяют варианты записи числа 6 Отвечают на вопросы; соотносят число и цифру.
| ПУУД: строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа, учатся работать с ИКТ.
КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении.
РУУД: учится ставить проблему.
ЛУУД: проявляет познавательную инициативу в оказании помощи соученикам; формирует
самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
| III.Определение
действий
выхода из затруднения
( 4 минут)
Цели:
- организует постановку цели следующего этапа урока;
- определяет средства.
- организует выполнения учащимися пробного учебного действия
- выявляет место затруднения
- поиск выхода из затруднения
| Слайд 4 , задание 3
- Чтение задания
- Попробуйте ответить на поставленный вопрос. - Попробуйте решить эту задачу практически. У вас на партах есть макет бревна. Спланируйте вашу деятельность и выполните действия - Сравним результаты вашей работы и результат работы гнома (просмотр слайда 5) Задание: Сколько получится частей, если сделать три разлома бублика.
- Попробуйте дома провести исследовательскую работу и сделать вывод. Завтра на уроке математики мы их обсудим.
|
Представляют ситуацию
Ответы учащихся (мнения разделились) Решают, что надо сделать 3 разреза и делают это и озвучивают результаты своей работы Смотрят и сравнивают
| ЛУУД: формирует
самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
РУУД: проговаривает последовательность действий на уроке;
КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других РУУД: определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя.
| IV. Реализация планируемых
действий; работа с учебником
( 7 минут)
Цели:
- реализует дальнейшие действия в соответствии с планом;
- фиксирует преодоление затруднения.
| Страницы учебника и страница тетради на печатной основе проецируются на интерактивную доску.
- Открыли тетради на стр. 14, учебник на стр. 118 - 119 Внимательно рассмотрите рисунок. Сравните информацию и используйте её для представления состава числа 7 - Рассмотри первое числовое выражение номера 2 . Какое первое действие? Второе?
- Проанализируйте ситуацию, как получить верный ответ?
- Следующие 3 и 4 числовые выражения вы будете вычислять самостоятельно
|
Читают задание
Запись с комментированием на доске (в слайде) и в тетрадях Рассматривают, называют действия, делают вывод.
Первый и второй пример записывают на доске ( в слайде) и в тетрадях
Работа в парах
Выполняют и осуществляют взаимопроверку
Отмечают знаками “+”, “-” правильность выполнения задания
| ПУУД: умеет добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
КУУД: учится оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.
ЛУУД: формирует
самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
РУУД: определяет и формулирует цель для дальнейшей работы с помощью учителя.
| V. Физминутка
(2 мин)
| Слайд 6
- Вспомните, какие танцевальные движения мы учили на уроках физической культуры и подвигайтесь под музыку.
|
Повторяют движения под музыку.
| ЛУУД: формирует положительные эмоции, двигательную активность
| VII. Реализация планируемых действий
( 10 минут)
Цели:
- реализует дальнейшие действия в соответствии с планом
| Найдите страницу 15 в тетради на печатной основе, остальные задания вы будете выполнять на этой странице.
Слайд 7
Запишите два трёхзначных числа
( через клеточку) в которых единиц будет столько сколько шаров зелёного цвета, десятков столько, сколько шаров жёлтого цвета, а сотен столько, сколько шаров красного цвета. Второе число записывается по аналогии. Сравните эти числа, обобщите свой опыт: как сравнивать многозначные числа. Слайд 8
- Внимательно рассмотрите ситуацию. Работа над текстовой задачей.
- Объединитесь в группы. Задание: Измените условие задачи так, чтобы она решалась другим математическим действием.
Определите того, кто будет записывать условие, решение (выполняют на листах А4).
Выходят к доске по группам и предлагают свой вариант.
| Объединяются в группы . На столах для групповой работы после обсуждения выбирают из предложенных карточки с верно записанными числами.
Записывают числа на доске ( на слайде) и в тетрадях , называют количество единиц каждого разряда, сравнивают, комментируют выбор знака, читают неравенство. Записывают в тетради решение .
Тот, кто решил, выходит к доске с тетрадью, меняются тетрадями с другими детьми для проверки, садятся за парту проверяют и встают, возвращают тетрадь
Формулируют новое условие и вопрос, записывают решение.
Сравнивают решения.
| ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
ПУУД: умеет находить ответы на вопросы, используя информацию ранее полученную на уроках, формировать вывод на основе анализа.
КУУД: учатся выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других учащихся
УУД: учится вносить необходимые коррективы с учётом изменений характера задания
| VIII.
Физминутка
( 1 минута)
| Упражнения для глаз и пальцев рук из системы «Кинезиология»
| Выполняют упражнения «Колечки», «Сова», « Замочек».
| ЛУУД: формирует ЗОЖ
| IX. Самостоятельная работа с самопроверкой
( 6 минуты)
Цели:
- организует выполнение самостоятельной работы на закрепление знаний, полученных по различным образовательным предметам;
- организует самопроверку
| Слайд 9
Внимательно рассмотрите слайд. Полученную информацию и знания, которые вы приобрели ранее, вам нужно будет применить для поиска верных ответов на вопросы комплексной проверочной работы (см. приложение 1) .
Читает вопросы один раз
| Слушают, анализируют, решают и записывают ответы в «окошках»
Выполняют и осуществляют взаимопроверку
Отмечают знаками “+”, “-” правильность выполнения задания
|
ЛУУД: формирует самооценку на основе успешности учебной деятельности, проявляет познавательную инициативу в оказании помощи товарищам.
ПУУД: отвечает на вопросы, опираясь на собственные наблюдения и приобретенные знания
КУУД: учится оформлять высказывания , работать с ИКТ
| X. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(3 мин)
Цели:
- вспоминает содержание основных этапов урока;
- рефлексирует и оценивает
собственную учебную деятельность.
| - Подведём итог работы на уроке.
- Какие цели ставили? Достигли цели?
- Определите цель следующего урока.
- Оцените свою работу на уроке.
-Кому было интересно?
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Кому было трудно?
- Значит, есть ещё над чем продолжать работать.
Я довольна нашей работой на уроке.
Спасибо за урок.
| Отвечают на вопросы.
Оценивают работу за весь урок.
Определяют цель следующего урока.
| РУУД: оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
| Приложение № 1 « Комплексная проверочная работа»
Комплексная проверочная работа ……………………………………
Сколько времён года ты знаешь ?
Какое время года сейчас ?
Сколько зайчиков ты видел?
Сколько ёлочек?
Кого больше ? Запиши неравенство :
Сколько слогов в слове СНЕГ ?
Сколько слогов в слове ЛУНА?
Приложение №2 макет бревна
Приложение № 3 «карточки с трёхзначными числами» |