Разработка блока уроков математики в 4 классе
по теме «Дроби» Содержание
Урок №1 «Дроби»
Урок №2 «Сравнение дробей»
Урок №3 «Нахождение части числа»
Урок №4 «Нахождение числа по его части»
Урок №5 «Деление и дроби»
Урок №6 «Нахождение части, которую одно число составляет от другого»
Урок №7 «Сложение дробей»
Урок №8 «Вычитание дробей»
Урок №9 Контрольная работа по теме «Дроби. Действия с дробями».
Приложения
Приложение №1 - стихотворение «Диофант»
Приложение №2 - стихотворение «Три десятых»
Приложение №3 - компьютерная презентация «Из истории дробей»
Приложение №4 - самостоятельные работы к урокам
Урок №1 Тема: «Дроби»
Цели: сформировать представление о дробях;
развивать логическое мышление, речь учащихся.
Тип урока: «открытие» детьми нового знания.
Технология: проблемно-диалогическое обучение
Методический комплекс: Петерсон Л.Г. Математика. 4 класс. – М.: Издательство «Ювента», 2003.
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Время
| Орг. момент.
| Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.
| Приветствуют учителя.
| 1 мин
| Актуализация ЗУН.
| Выпишите все числа, которые встречаются в стихотворении (см. Приложение №1)
Запишите доли в общем виде (на доске и в тетрадях)
| Работают самостоятельно
Разбивают числа на группы. Записывают доли в порядке возрастания, убывания (по вариантам)
Взаимопроверка.
1/п
| 5 мин
| Постановка учебной задачи.
| Запишите число, которое повторяется в следующем стихотворении (см. Приложение №2)
К какой группе его можно отнести? Почему? Чем оно отличается от чисел этой группы?
Как записать в общем виде?
Что обозначает число3/10?
Как называются в математике эти числа?
Цель урока?
| 4 человека работают у доски.
Фронтальная работа
Узнать, как называются в математике эти числа?
| 7 мин
| «Открытие» детьми нового знания.
| Учебник с.79
Узнать, как называются в математике эти числа?
Тема урока?
В чем были правы?
Что новое узнали?
| Читают статью учебника
Дроби
Опорный конспект (пишут учащиеся на доске после ответа на соответствующий вопрос)
m/n – дробь
m - числитель
n – знаменатель
m /100 = m%
|
| 10 мин
| Первичное закрепление (с проговариванием в громкой речи).
| Учебник с.79 №1
Какая часть фигуры закрашена? Какая часть фигуры не закрашена? Запиши эти дроби
Учебник с.80 №3
Прочитай дроби. Назови числитель и знаменатель каждой дроби. Что они обозначают?
Учебник с.80 №4,
Прочитай дроби и запиши их с помощью знака %.
Учебник с.80 №5
Запиши проценты в виде дроби со знаменателем 100. Прочитай дроби и объясни их смысл
| Фронтальная работа
Фронтальная работа
Работа в парах (один учащийся читает и записывает, другой проверяет и исправляет, если есть ошибки; затем меняются ролями)
Работа в парах (один учащийся записывает, другой проверяет и исправляет, если есть ошибки; затем меняются ролями)
| 10 мин
| Самоанализ и самоконтроль
| Учебник с. 80 №2
Закрась указанные части фигур
| Самостоятельная работа
| 5 мин
| Итог урока. Рефлексия.
| Что нового узнали?
Кому было трудно на уроке? Кому легко?
| Участвуют в обсуждении
| 2 мин
| Урок №2 Тема: «Сравнение дробей»
Цели: сформировать способности сравнивать дроби с одинаковыми числителями и с одинаковыми знаменателями;
развивать логическое мышление, речь учащихся.
Тип урока: «открытие» детьми нового знания.
Технология: проблемно-диалогическое обучение
Методический комплекс: Петерсон Л.Г. Математика. 4 класс. – М.: Издательство «Ювента», 2003.
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Время
| Орг. момент.
| Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.
| Приветствуют учителя.
| 1 мин
| Актуализация ЗУН.
| Запишите с помощью цифр: одна восьмая, одна шестая, одна сотая, одна двадцать пятая.
Какие задания с долями можете выполнить?
Запишите с помощью цифр: три восьмых, пять двенадцатых, пять шестых, четыре восьмых.
Какие задания с дробями можете выполнить?
| Самостоятельная работа в тетрадях
Сравнить.
Расположить доли в порядке возрастания, убывания.
Самостоятельная работа (2 человека у доски)
Разбивают дроби на группы.
(2 человека у доски)
| 5 мин
| Постановка учебной задачи.
| А теперь мое задание. Сравните дроби 3/8 * 4/8
5/12 * 5/6 Тема урока?
Цель урока?
| Самостоятельная работа, при выполнении которой у учащихся возникают затруднения
Сравнение дробей
Научиться сравнивать дроби
| 2 мин
| «Открытие» детьми нового знания.
| Корректирую работу в группах.
Вызываю по одному ученику из каждой группы.
Дополнения? Возражения? Кто рассуждал так же? Кто по-другому?
На какой вопрос можете ответить?
Сравним наши выводы с выводами в учебнике
Запишите с помощью букв:
1 и 2 группа - Сравнение дробей с одинаковым знаменателем;
3 и 4 группа - Сравнение дробей с одинаковым числителем
Вызываю по одному ученику из каждой группы.
Дополнения? Возражения?
| Работают в группах.
Задание 1 и 2 группам.
Начертить два прямоугольника со сторонами 2см и 4см.
Найти 3/8 первого прямоугольника, заштриховать зеленым цветом, подписать.
Найти 4/8 первого прямоугольника, заштриховать красным цветом, подписать.
Сравнить.
Сделать вывод.
Задание 3 и 4 группам.
Начертить два прямоугольника со сторонами 2см и 6см.
Найти 5/6 первого прямоугольника, заштриховать зеленым цветом, подписать.
Найти 5/12 первого прямоугольника, заштриховать красным цветом, подписать.
Сравнить.
Сделать вывод.
Отвечают представители от групп.
Как сравнивать дроби с одинаковым числителем
Как сравнивать дроби с одинаковым знаменателем
Учебник с. 82 – работа с правилами Работают в группах (сначала на листочках, а затем на доске).
Опорный конспект
Отвечают представители от групп.
Сравнение дробей с одинаковым знаменателем
m < b → m/n < b/n
m > b → m/n > b/n
| Сравнение дробей с одинаковым числителем
n > b → m/n < m/b
n < b → m/n > m/b
|
| 15 мин
| Первичное закрепление (с проговариванием в громкой речи).
| Учебник с.82 №2
Расшифруй названия театральных представлений, расположив дроби:
в порядке возрастания;
в порядке убывания
Учебник с.83 №4
Расшифруй имена богинь-покровительниц комедии и трагедии в греческой мифологии, расположив дроби:
в порядке возрастания;
в порядке убывания
|
Фронтальная работа
Работа в парах
Фронтальная работа
Работа в парах
| 10 мин
| Самоанализ и самоконтроль
| Учебник с. 83 №5
Сравни дроби
Придумайте аналогичное задание для своего соседа (по одной дроби с одинаковым числителем и с одинаковым знаменателем). Проверьте.
| Самостоятельная работа
| 5 мин
| Итог урока. Рефлексия.
| Что нового узнали?
Как надо сравнивать дроби?
Для чего надо уметь сравнивать дроби?
Кому было трудно на уроке? Кому легко?
| Участвуют в обсуждении
| 2 мин
|
Урок №3 Тема: «Нахождение части числа»
Цели: сформировать способности находить часть числа;
развивать логическое мышление, речь учащихся.
Тип урока: «открытие» детьми нового знания.
Технология: проблемно-диалогическое обучение
Методический комплекс: Петерсон Л.Г. Математика. 4 класс. – М.: Издательство «Ювента», 2003.
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Время
| Орг. момент.
| Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.
| Приветствуют учителя.
| 1 мин
| Актуализация ЗУН.
| Арифметический диктант
Найдите ½ часть самого маленького шестизначного числа
Сколько часов в 1/3 части суток?
Сколько часов в ¼ части минуты?
Сколько минут в четвертой части часа?
Как найти долю числа?
| Самостоятельная работа
Вспоминают правило
| 5 мин
| Постановка учебной задачи.
| Сколько минут в ¾ часа?
Чем это задание похоже на предыдущее?
Чем оно отличается?
Тема урока?
Цель урока?
| Самостоятельная работа, при выполнении которой у учащихся возникают затруднения
Нужно найти часть. Часть выражена дробью.
Формулируют тему и цель урока.
| 2 мин
| «Открытие» детьми нового знания.
| Корректирую работу в группах.
Вызываю по одному ученику из каждой группы.
Дополнения? Возражения? Кто рассуждал так же? Кто по-другому?
На какой вопрос можете ответить?
Сравним наши выводы с выводами в учебнике
Запишите вывод в виде опорного конспекта
Вызываю по одному ученику из каждой группы.
Дополнения? Возражения?
| Работают в группах.
Задание группам.
Круг (модель часов) разделить на 4 равные части
Найти, чему равна одна часть.
Найти, чему равны 3 такие части.
Сделать вывод.
Отвечают представители от групп.
Как найти часть числа Учебник с. 85 – работа с правилами
Работают в группах (на листочках, представители от группы переносят на доску)
Опорный конспект
Часть = число : знаменатель · числитель
|
| 15 мин
| Первичное закрепление (с проговариванием в громкой речи).
| Учебник с.85 №1
Запиши:
3/4от числа а;
5/7от числа с;
2% от числа у;
м/п от числа 60;
16% от числа d
Учебник с.85 №2
Вырази в минутах:
¾ ч; 5/6 ч; 7/12 ч; 29/30 ч
| Фронтальная работа
Работа в парах (один учащийся объясняет, другой слушает и исправляет ошибки, если есть; затем меняются ролями)
| 10 мин
| Самоанализ и самоконтроль
| Учебник с. 83 №4
Найди
2/9 от 18 кг;
3/5 от 300 р;
4% от 400 м;
16% от 2000 р.
| Самостоятельная работа
| 5 мин
| Итог урока. Рефлексия.
| Что нового узнали?
Как найти часть числа
Кому было трудно на уроке? Кому легко?
| Участвуют в обсуждении
| 2 мин
| Урок №4
|