Программа работы лаборатории «Конструктивная геометрия»





Скачать 180.44 Kb.
НазваниеПрограмма работы лаборатории «Конструктивная геометрия»
Дата публикации04.08.2013
Размер180.44 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Математика > Программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный университет имени М.К. Аммосова»

Институт математики и информатики

Программа работы лаборатории «Конструктивная геометрия»

Научный руководитель:

Бубякин И.В., к.ф.-м.н., доц. каф.

алгебры и геометрии ИМИ.

Якутск 2012

Содержание

I. Введение. Конструктивная геометрия как основа школьного курса геометрии

II. Обоснование работы лаборатории

III. Содержание программы работы лаборатории «Конструктивная геометрия »

IV. Литература

Введение

Понятие математического мышления в геометрии подразумевает в первую очередь конструкцию и построения. Поэтому возможен такой подход к методике обучения геометрии, что геометрические понятия и утверждения объясняются с помощью чертежей, рисунков и моделей. Если математику рассматривать как особую ветвь обычного языка, то уместно вспомнить «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля, в котором наряду с толкованием смысла слов, представлены иллюстрации. Рисунки в этом словаре не просто дополняют толкование того или иного понятия, они его расширяют. Наглядные изображения способствуют появлению новых слов, установлению взаимосвязи понятий, а также статей. Как это преломляется в математике? Очевидно, что математика может рассматриваться как язык естествознания только потому, что языком математики является геометрия. Геометрическая терминология буквально пронизывает всю математику и создает связь между самыми абстрактными ее понятиями и пространственной интуицией, воображением. Так, нахождение производной, т.е. предела отношения в математическом анализе на геометрическом языке означает определение положения касательной к кривой. Нахождение решения системы трех линейных неоднородных уравнений на геометрическом языке означает определение точки пересечения трех плоскостей. Именно геометрическое интуитивное представление помогает переносить понятия из одной области математики в другую, расширяя тем самым их значение. Более того, многим разделам математики именно геометрия придает смысл и значение.

Рассматриваемая методика представляется естественной, поскольку построения геометрических фигур и способы их изображения остаются иногда в тени при изучении геометрии и других разделов математики. Здесь нужна систематическая работа для того, чтобы можно было хорошо представлять математические понятия с помощью геометрии, подобно В.И. Далю, с помощью рисунков, чертежей и моделей. Такое представление математики показало бы учащимся, что математика – это живая и интересная наука.

Роль геометрии в школьном и вузовском образовании хорошо известна. Геометрия служит не только языком математики, но и источником развития математики. Решение многих геометрических проблем и задач стало основой новых научных понятий и направлений. Например:

a. Исследование Евдоксом пропорций и отношений длин отрезков положили основу теории, эквивалентную современной теории действительных чисел;

b. Задача о построении геометрии как цельной системы основателем философской школы – Академии Платоном привели к тому, что математику ввели в число предметов преподавания. При этом Платон говорил, что знание математики необходимо для каждого образованного человека;

c. Некоторые тексты Аристотеля, говорят о том, что греческие математики изучали геометрические системы, отличные от евклидовой геометрии. Они послужили основой эллиптической и гиперболической геометрий. При этом Аристотель строил геометрию в виде цепи предположений, которые вытекают одно из другого на основе одних лишь правил логики;

d. Труд Евклида «Начала» долгое время служил руководством по математике. «Начала» оказали большое влияние на дальнейшее развитие математики и на ее преподавание. Это труд явился базой геометрического школьного образования и в настоящее время на этой работе основывается классическая и прикладная механика.

e. Труд Аполлония «Конические сечения» положил основу для современной аналитической геометрии;

f. Глубокие исследования Д.Гильберта по основаниям геометрии и математики, привели к понятию пространства, обобщающее понятие евклидова пространства на бесконечномерный случай;

g. Идеи Г. Вейля, что векторные пространства должны лежать в основе евклидовой геометрии, привели к одному из обобщений векторного пространства – тензорному исчислению;

h. Задача нахождения касательной к кривой и вычисление площади криволинейной трапеции привели Г.Лейбница и И.Ньютона к созданию дифференциального и интегрального исчисления;

i. Геометрические методы изображения пространственных фигур стали фундаментом живописи и изобразительного искусства;

j. Одно из основных понятий современной алгебры – понятия группы возникло на основе геометрических понятий симметрии и движения. Группы симметрий играют важную роль не только в математике, но и в физике, химии, биологии, кристаллографии;

Многочисленные социологические исследования говорят о том, что учащиеся видят в учителе математики в первую очередь специалиста в области математики, а затем педагога, способного донести до них достижения современной математики. Поэтому будущий учитель математики должен постоянно следить за развитием современной математики и заниматься творческой исследовательской деятельностью в области фундаментальной или прикладной математики. Основываясь на этом, рассмотрим некоторые темы, заслуживающие, на наш взгляд, изучения в школьном курсе геометрии:

a. В качестве кривых в школьном курсе математики рассматриваются в основном только графики функций. При этом основное внимание уделяется их аналитическим свойствам. Геометрические же свойства остаются в стороне даже для таких хорошо известных кривых как парабола, гипербола и эллипс. Знакомство с эллипсом, гиперболой и параболой как конических сечений, изучение их свойств с помощью сфер Данделена, а также оптических свойств этих кривых позволит расширить геометрические представления, повысить интерес к исследованиям в геометрии, создаст содержательную основу для дальнейшего изучения математики, физики, механики и других наук.

b. В качестве поверхностей в элементарной геометрии рассматриваются сфера, прямой круговой конус и прямой круговой цилиндр, а также их метрические свойства. При этом строение этих поверхностей отодвигается на второй план. Хотя прямой круговой конус и прямой круговой цилиндр можно построить не только как поверхность вращения, но и как многообразие касательных прямых к сфере или как многообразие касательных прямых к двум сферам. Вопросы, связанные с различными способами построения поверхностей имеют существенное значение для геометрии.

Имеет смысл также изучать строение поверхностей параллельного переноса, частными видами которых являются эллиптический и параболический параболоиды. Построения этих поверхностей вполне доступны школьнику, поскольку в этом построении используется хорошо известная кривая парабола, а также преобразование параллельного переноса кривой в пространстве. Более того, эти поверхности широко применяются в оптике и строительстве.

c. Различным способам построения геометрической фигуры с помощью циркуля и линейки в школьном курсе геометрии уделяется минимальный объем часов. Этот раздел школьной геометрии относится к конструктивной геометрии , который в современной геометрии имеет большое значение для всех разделов математики. Основательное знакомство с задачами конструктивной геометрии и методами их решения важно для осмысления многих геометрических фактов и понятий.

Изучение указанных тем позволили бы учащемуся видеть основы школьной геометрии в конструктивной геометрии, для которой существенным элементом является построения, чертежи и рисунки, а также плоские и пространственные модели геометрических фигур. Авторам представляется, что обучение элементарной геометрии, где в основе лежит конструктивная геометрия с возможностью выполнять при ее изучении творческие работы, непременно способствовало бы повышению интереса к ее изучению. Эти темы и задачи могут быть положены в основу творческой исследовательской работы школьников в области математики, подготовку докладов для конференций, участию в различных конкурсах по математике.

Отметим, что все рассматриваемые темы имеют практическое применение. Геометрия конических сечений, геометрия поверхностей параллельного переноса, а также конструктивная геометрия имеют приложения в физике, механике, оптике, живописи и строительстве. Ознакомление с настоящими приложениями геометрии позволит выработать правильные представления о месте и роли геометрии в современной жизни, повысит интерес к исследованиям в области геометрии.

В заключении заметим, что интересные темы для творческой исследовательской деятельности в области геометрии можно найти в монографии « Геометрия» в двух томах и сборнике задач по геометрии известного французского математика М. Берже. Эти издания охватывают широкий круг задач классической геометрии в современном изложении.

Обоснование работы лаборатории. Работа лаборатории направлена на создание условий для углубленного изучения вопросов предусмотренной программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения задач конструктивной геометрии, развивающих научно- исследовательские навыки школьников. Основная методическая установка деятельности лаборатории – организация самостоятельной работы учащихся при ведущей и направляющей роли научного руководителя и учителя математики. Методической основой выполнения проекта научно-исследовательской работы школьников по конструктивной геометрии является методическое пособие И.В. Бубякина «Некоторые методы решения задач конструктивной геометрии». Содержание задач конструктивной геометрии расширено и при этом оно связывает конструктивную и алгебраическую геометрии. Предложенные задачи направлены на творческую научно-исследовательскую работу школьника.

Формы исследовательской работы ориентированы на возраст, соответствующий 8 и 9 классу средней образовательной школы, специфику профильного обучения и представляет собой практические занятия, самостоятельную работу с научно- популярной литературой.

На выполнение данного проекта отводится в 8 и 9 классах 117 академических часов: 35 часов на практические занятия; 35 часов на консультации; 35 часов на руководство самостоятельной исследовательской работой школьника по решению задач конструктивной геометрии с последующим публичным выступлением на конференции с результатами собственных творческих исследований; 12 часов на участие в работе научно-исследовательского семинара преподавателей и студентов математического отделения института математики и информатики СВФУ им. М.К. Аммосова.

Для работы в лаборатории используются технология проблемного обучения, технология поэтапного формирования навыков научно- исследовательской работы. Школьникам предлагаются творческие задания по конструктивной геометрии.

По выполнению исследовательских проектов, обучающиеся подготавливают презентации, которые используются ими во время выступления на конференциях, где заслушиваются доклады по собственным исследованиям и решению задач конструктивной геометрии

В течение осуществления проекта исследовательских работ планируется постоянное участие школьников в качестве слушателей в работе научно-исследовательского семинара преподавателей и студентов математического отделения института математики и информатики. Школьники рассматриваются как потенциальные студенты института математики и информатики

Ожидаемый результат: подготовка учащихся к участию в конкурсах, конференции «Шаг в будущее» ( школьный, городской, республиканский, всероссийский уровни), участие в олимпиадах по математике.

Основная цель лаборатории – развитие способностей учащихся к самостоятельной математической деятельности, способствование осознанному выбору математики как профиля, ориентирование в выборе профессиональной деятельности после получения профильного образования, подготовка обучающихся к участию в олимпиаде, конференциях, конкурсах.

Задачи:

  1. научить учащихся работать с научно-популярной литературой по математике, находить обоснованное решение математической задачи;

  2. правильно строить свое выступление, уметь ориентироваться в современном мире математики;

  3. решать задачи повышенного уровня;

  4. повышение уровня школьной математической подготовки.

Методы обучения: словесные – с целью сообщения новой информации, наглядные – для усвоения геометрических образцов и практические – для самостоятельного овладения навыками научно- исследовательской работы в области математики.

Содержание программы работы лаборатории

«Конструктивная геометрия »

Объяснительная записка программы

Конструктивная геометрия — раздел евклидовой геометрии, изучающий построение геометрических фигур. В задачах конструктивной геометрии циркуль и линейка считаются идеальными инструментами, в частности: линейка не имеет делений и имеет только одну сторону бесконечной длины, циркуль может иметь сколь угодно большой или сколь угодно малый раствор. В задачах конструктивной геометрии рассматриваются множество всех точек плоскости, множество всех прямых плоскости и множество всех окружностей плоскости, над которыми допускаются следующие операции

Выделение точки из множества всех точек:

  • произвольной точки;

  • произвольной точки на заданной прямой;

  • произвольной точки на заданной окружности;

  • точки пересечения двух заданных прямых;

  • точки пересечения (касания) заданной прямой и заданной окружности;

  • точки пересечения (касания) двух заданных окружностей.

С помощью линейки выделение прямой из множества всех прямых:

  • произвольной прямой;

  • произвольной прямой, проходящей через заданную точку;

  • прямой, проходящей через две заданных точки.

С помощью циркуля выделение окружности из множества всех окружностей:

  • произвольной окружности;

  • произвольной окружности с центром в заданной точке;

  • произвольной окружности с радиусом, равным расстоянию между двумя заданными точками;

  • окружности с центром в заданной точке и с радиусом, равным расстоянию между двумя заданными точками.

В условиях задачи задается некоторое множество точек. Требуется с помощью конечного количества операций из числа перечисленных выше допустимых операций построить другое множество точек, находящееся в заданном соотношении с исходным множеством.

Решение задачи на построение содержит в себе три существенные части:

a. Описание способа построения заданного множества.

b. Доказательство того, что множество, построенное описанным способом, действительно находится в заданном соотношении с исходным множеством. Обычно доказательство построения производится как обычное доказательство теоремы, опирающееся на аксиомы и другие доказанные теоремы.

c. Анализ описанного способа построения на предмет его применимости к разным вариантам начальных условий, а также на предмет единственности решения, получаемого описанным способом.

Неразрешимые задачи конструктивной геометрии:

Следующие три задачи на построение не разрешимы с помощью циркуля и линейки:

Задача о трисекции угла — разбить произвольный угол на три равные части;

Задача о удвоении куба — построить ребро куба вдвое большего по объёму, чем данный куб;

Задача о квадратуре круга — построить квадрат, равный по площади данному кругу.

Только в XIX веке было доказано, что все три задачи не разрешимы при использовании циркуля и линейки.

Построения с помощью одного циркуля. По теореме Мора — Маскерони с помощью одного циркуля можно построить любую фигуру, которую можно построить циркулем и линейкой. При этом прямая считается построенной, если на ней заданы две точки.

Построения с помощью одной линейки. Легко заметить, что с помощью одной линейки можно проводить только проективно-инвариантные построения. В частности, невозможно даже разбить отрезок на две равные части, либо найти центр начерченной окружности. Но при наличии на плоскости заранее проведённой окружности с отмеченным центром с помощью линейки можно провести те же построения, что и циркулем и линейкой. Это представляет собой смысл теоремы Понселе — Штейнера.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема занятия

Количество часов

1

Что такое конструктивная геометрия.


1

2

Основные построения конструктивной геометрии

2

3

Основные построения конструктивной геометрии. Продолжение


2

4

Задачи конструктивной геометрии на построение треугольников


2

5

Задачи конструктивной геометрии на построение треугольников. Продолжение.


2

6

Задачи конструктивной геометрии на построение треугольников. Продолжение.

2

7

Конференция с докладами учащихся, содержащих собственное исследование и решение задачи конструктивной геометрии Выполнение индивидуальных творческих заданий и создание собственных презентаций


2

8

Метод пересечений в решении задач конструктивной геометрии


2

9

Метод пересечений в решении задач конструктивной геометрии. Продолжение.


2

10

Метод пересечений в решении задач конструктивной геометрии. Продолжение.


2

11

Метод геометрических преобразований в решении задач конструктивной геометрии


2

12

Метод геометрических преобразований в решении задач конструктивной геометрии. Продолжение.


2

13

Метод геометрических преобразований в решении задач конструктивной геометрии. Продолжение.


2

14

Алгебраический метод в решении задач конструктивной геометрии


2

15

Алгебраический метод в решении задач конструктивной геометрии. Продолжение.

2

16

Алгебраический метод в решении задач конструктивной геометрии. Продолжение.


2

17

Конференция с докладами учащихся, содержащих собственное исследование и решение задачи конструктивной геометрии Выполнение индивидуальных творческих заданий и создание собственных презентаций


2

18

Примеры задач конструктивной геометрии, не разрешимых циркулем и линейкой


2

19

Задачи Конструктивной геометрии на построение одной линейкой


2

20

Конструктивной геометрии на построение одной линейкой. Продолжение.

2

21

Конструктивной геометрии на построение одним циркулем


2

22

Конструктивной геометрии на построение одним циркулем. Продолжение.


2

23

Задачи конструктивной геометрии на построение касательной к окружности


2

24

Задачи конструктивной геометрии на построение касательной к окружности


2

25

Конференция с докладами учащихся, содержащих собственное исследование и решение задачи конструктивной геометрии Выполнение индивидуальных творческих заданий и создание собственных презентаций.


2

26

Эллипс и его изображение на плоскости

2

27

Эллипс как геометрическая фигура конструктивной геометрии


2

28

Гипербола и ее изображение на плоскости


2

29

Равносторонние и сопряженные гиперболы


2

30

Парабола и ее изображение на плоскости


2

31

Парабола как геометрическая фигура конструктивной геометрии

2

32

Задача конструктивной геометрии на построение касательных к эллипсу: оптическое свойство эллипса

2

33

Задача конструктивной геометрии на построение касательных к гиперболе: оптическое свойство гиперболы

2

34


Задача конструктивной геометрии на построение касательных к параболе: оптическое свойство параболы

2

35

Конференция с докладами учащихся, содержащих собственное исследование и решение задачи конструктивной геометрии


2




Итого

70 часов (35 ч. теоретический/ 35 практический)

Литература

Основная

1. Бубякин И.В. Некоторые методы решения задач конструктивной

геометрии.- Якутск: Литограф,1996.- 34 с.

2. Берже, М. Геометрия / М. Берже; под ред. И.Х. Сабитова; пер. с франц. – М.: Мир, 1984. – Т.1 – 560с.

3. Берже, М. Геометрия / М. Берже; под ред. И.Х. Сабитова; пер. с франц. – М.: Мир, 1984. – Т.2 – 368 с.

4. Берже, М. Задачи по геометрии / М. Берже, Ж.-П. Берри, П. Пансю и [ др.]; под ред. Л.В. Сабинина; пер. с франц. – М.: Мир, 1984. –304c.

Дополнительная

1. Александров И.И. Сборник геометрических задач на построение. - М.: Едиториал УРСС, 2004.-176 с.

2. Арнольд В.И. Вещественная алгебраическая геометрия. - М.: МЦНМО, 2009.- 88 с.

3. Атанасян Л.С., Базылев В.Т. Геометрия. Ч.1.- М.: КНОРУС, 2011.- 400с.

4. Атанасян Л.С., Базылев В.Т. Геометрия. Ч.2.- М.: КНОРУС, 2011.- 424с.

5. Атанасян С.Л., Глизбург В.И. Сборник задач по геометрии Ч.1 М.: Эксмо, 2007.- 336 с.

6. Атанасян С.Л., Шевелева Н.В., Покровский В.Г. Сборник задач по геометрии.Ч.2.- М.: Эксмо, 2008. – 320 с.

7. Берже, М. Геометрия / М. Берже; под ред. И.Х. Сабитова; пер. с франц. – М.: Мир, 1984. – Т.1 – 560с.

8. Берже, М. Геометрия / М. Берже; под ред. И.Х. Сабитова; пер. с франц. – М.: Мир, 1984. – Т.2 – 368 с.

9. Берже, М. Задачи по геометрии / М. Берже, Ж.-П. Берри, П. Пансю и [ др.]; под ред. Л.В. Сабинина; пер. с франц. – М.: Мир, 1984. – 304 с.

10. Бубякин И.В. Некоторые методы решения задач конструктивной геометрии.- Якутск: Литограф,1996.- 34 с.

11. Жафяров А.Ж. Элективные курсы по геометрии для профильной школы.- Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2005.- 509 с.

12 Жафяров А.Ж. Профильное обучение математике старшеклассников.- Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2003.- 468 с.

13. Любецкий В.А. Основные понятия элементарной математики.- М.: Айрис-Пресс, 2004.- 24 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа работы лаборатории «Конструктивная геометрия» iconТворчества обучающихся «excelsior» Секция химия приготовление мыла...
Название проекта «Приготовление мыла в школьной лаборатории». Основополагающий вопрос нашей работы: «Можно ли получить мыло в условиях...
Программа работы лаборатории «Конструктивная геометрия» iconТема. Пропедевтика ортопедической стоматологии. Определение пред­мета...
Цель. Изучить понятие предмета ортопедической стоматологии, цели и задачи предклинического курса, организацию работы и оснащение...
Программа работы лаборатории «Конструктивная геометрия» icon«Цифровые лаборатории в естественнонаучном образовании» Внимание!
По каждому модулю обучения с использованием цифровой лаборатории предоставляется отдельная заявка
Программа работы лаборатории «Конструктивная геометрия» iconМобильной лаборатории радиационного, химического и биологического контроля млрхб
Транспортное средство Лаборатории среднебазовыйFordTransitКомби 300 mwb с цельнометаллическим кузовом-фургоном и средней крышей
Программа работы лаборатории «Конструктивная геометрия» iconПлан работы творческой лаборатории на 2012-2013 учебный год
Организационное заседание: утверждение плана работы, определение микрогрупп по тематике
Программа работы лаборатории «Конструктивная геометрия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программами общеобразовательных учреждений. Геометрия. 10-11 классы. Автор программы Т. А. Бурмистрова. Просвещение 2009 класс. Программа...
Программа работы лаборатории «Конструктивная геометрия» iconПрактикум по использованию цифровой лаборатории
Мастер-класс Возможности использования цифровой лаборатории во внеурочной деятельности
Программа работы лаборатории «Конструктивная геометрия» iconРабочая программа по геометрии для 11 класса 2013-2014 учебный год
Программами общеобразовательных учреждений. Геометрия. 10-11 классы. Автор программы Т. А. Бурмистрова. Просвещение 2009 класс. Программа...
Программа работы лаборатории «Конструктивная геометрия» iconКонспект урока Предмет Геометрия Класс 7
Программа/учебник, к которым составлен комплект – Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. Геометрия....
Программа работы лаборатории «Конструктивная геометрия» iconРабочая программа По учебному курсу «Геометрия». для 9 класса
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы / составитель Т. А. Бурмистрова. – М. Просвещение, 2008
Программа работы лаборатории «Конструктивная геометрия» iconРабочая программа По элективному курсу «Наглядная геометрия» 5 класс
«Геометрия» программа умк шарыгина для общеобразовательных учреждений 7-11 классы, М. Дрофа 2011 – 62 (2), для учебника «Наглядная...
Программа работы лаборатории «Конструктивная геометрия» iconРешение педсовета протокол №6 от 29. 08
«Геометрия. 5-9 классы. Рабочая программа к линии учебников И. Ф. Шарыгина. Наглядная геометрия. 5-6 классы»
Программа работы лаборатории «Конструктивная геометрия» iconПлан работы Творческой лаборатории «Информационно-компьютерные технологии...
Творческой лаборатории «Информационно-компьютерные технологии в художественном образовании»
Программа работы лаборатории «Конструктивная геометрия» iconРабочая программа по предмету «геометрия»
Планирование составлено на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования,ориентированная...
Программа работы лаборатории «Конструктивная геометрия» iconАтанасян Л. С. Геометрия. 7-9 классы: учебник для учащихся общеобразовательных...
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Геометрия. 7-9 класс. – М. Просвещение, 2008»
Программа работы лаборатории «Конструктивная геометрия» iconКалендарно-тематическое планирование Геометрия, 10 класс
А. В. Погорелов Геометрия. 10-11 класс: Учеб для общеобразоват учреждений М.: Просвещение, 2008


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск