Скачать 134.31 Kb.
|
Государственное учреждение образования «Логойская средняя общеобразовательная школа №3» Предложения с прямой речью и знаки препинания в них Урок подготовила учитель русского языка и литературы Саврицкая Ольга Павловна (1 квалификационная категория) Логойск 2010 Предложения с прямой речью и знаки препинания в них Цели и задачи: образовательные: углубить знания учащихся о постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью; формировать умение графически и пунктуационно оформлять на письме синтаксические конструкции, в которых слова автора стоят в середине прямой речи; развивающие: способствовать закреплению знаний, более осознанному их применению; продолжить развитие познавательного интереса, навыков взаимопомощи и взаимоконтроля; воспитательные: содействовать дальнейшему формированию культуры умственного труда. Тип урока: комбинированный Оборудование: рабочие листы с заданиями, карточки с заданиями, таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнали», мультимедийная установка Формы деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, парная. ХОД УРОКА: I. Организационный момент. Сегодня мы продолжаем изучать раздел «Чужая речь и её виды». Тема нашего урока – «Предложения с прямой речью и знаки препинания в них». Запишите в рабочие листы ваши фамилию и имя, дату и тему урока. - На уроке мы вспомним правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Также вы узнаете, как графически и пунктуационно оформляются на письме синтаксические конструкции, в которых слова автора стоят в середине прямой речи; будете учиться самостоятельно применять полученные на уроке знания; учиться работать в группе. II. Проверка домашнего задания.
Карл Либкнехт утверждал: «Общество, не способное сохранить чистоту искусства, деградирует вместе с ним». («Общество, не способное сохранить чистоту искусства, деградирует вместе с ним»,- утверждал Карл Либкнехт.) Плавт говорил: «Того, кто утратил стыд, следует считать погибшим». ( «Того, кто утратил стыд, следует считать погибшим», - говорил Плавт.) - Кто графически объяснит постановку знаков препинания?
2. Сообщение на лингвистическую тему «Чужая речь» (с использованием мультимедийной презентации). - Какие моменты из выступления остались непонятными? (употребление местоимений) III. Актуализация опорных знаний. Подготовка к освоению новой темы
Выпишите номера предложений с прямой речью, в которых знаки препинания расставлены правильно.
- Поменяйтесь рабочими листами и проверьте тест. Количество правильных ответов поставьте в конце теста и обведите. - А теперь посмотрите на экран и еще раз сверьте ваши ответы! Ответы: 1. А: «П». 2. А: «П!» 4. А: «П?» 5. «П», - а. 7. «П!» - а. 8. «П?» - а. -Что вызвало трудности при выполнении теста? (фронтальная беседа)
- Перед вами схемы предложений с прямой речью. Если они вам понятны, перенесите их в 1 колонку нашей таблицы.
- Как расставляются знаки препинания в предложениях с прямой речью, которые соответствуют первой колонке, мы уже с вами знаем. - Существуют ли другие способы оформления на письме предложений с прямой речью? Какие? (выслушиваются ответы учащихся) - Сформулируйте цель вашей деятельности на уроке: что вы хотите узнать?
IY.Освоение новой темы 1. Учащиеся отвечают на вопросы: - Что вы можете сказать о постановке знаков препинания в схемах второй колонки? 2.Самостоятельное знакомство с правилом на с.169-170. - Прочитайте материал учебника и расскажите о постановке знаков препинания в предложениях, когда происходит разрыв прямой речи словами автора. 3. Объяснение нового материала учителем. - На какой вопрос вы не нашли ответа в учебнике? (последние две схемы колонки «Хочу узнать») - Если в словах автора есть два глагола со значением речи, мысли и один из них относится к первой части, а второй – к следующей, показывая на продолжение прямой речи, то на письме такие предложения оформляются в зависимости от интонации следующим образом: «П, — а: — П». «Нет, я поеду, непременно поеду, - подумала Наташа и повелительно сказала: – Данила, вели нам седлать лошадей». «П? — а: — П». «Смела ли Маша? – ответила мать и с досадой добавила: – Нет, Маша – трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья». «П! — а: -— П». «Дедушка! – радостно перебил мысли Ивана Семеновича Пашка и прокричал: - А я слышал, как во сне разговаривают птицы!». - Последней схеме А: «П», - а. будет соответствовать предложение: Отец с гордостью сказал: «Это сделал я», - и взял в руки балалайку. Y. Проверка понимания нового материала. Работа в группах 1. Из упр. 285 выпишите номера предложений, которые соответствуют схемам. Объясните постановку знаков препинания 1 группа А: «П». (2) 2 группа «П? - а. –П?» (3) 3 группа «П, - а, - п». (8)
YI. Физкультминутка
YII. Закрепление. Работа в группах
(сначала выполняют задания группой, а затем один человек от группы выполняет у доски) 1 группа (ватман) Кто же так подшутил размышлял я может быть кто-то из знакомых грибников которых я видел в лесу 2 группа (ватман) Ой какие цветы закричала Маша прямо прелесть 3 группа (ватман) Приехав на дачу в большой компании брат вдруг говорил Мишка пойдем на бильярд и они запершись играли по три часа на бильярде («Кто же так подшутил? - размышлял я. - Может быть, кто-то из знакомых грибников, которых я видел в лесу?» - «П? – а. –П?» «Ой, какие цветы! - закричала Маша. - Прямо прелесть!» - «П! –а. –П!» Приехав на дачу в большой компании, брат вдруг говорил: «Мишка, пойдем на бильярд!» - и они, запершись, играли по три часа на бильярде. – А: «П!» - а. )
1 группа Где граница между прозой и поэзией, я никогда не пойму (писал Лев Толстой) 2 группа Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр (рассуждал Антуан де Сент-Экзюпери) 3 группа Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически (часто повторял А.П.Чехов) YIII. Подведение итогов. Рефлексия - Давайте вспомним, какие мы ставили перед собой задачи? Удалось ли нам их решить? - Заполните последнюю графу таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал(а)»
- Что нового вы узнали о постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью? - Что на уроке оказалось самым сложным? IX. Домашнее задание с пояснением. Стр.169-170; 1-3 уровни - упр.287; 4-5 уровни – записать свои предложения на каждый пример схемы второй колонки. X. Оценивание. Рабочий лист учащегося (учащейся) 9 «Б» класса Ф.И.___________________________________________________________________________________________ ДАТА______________________________________________ТЕМА______________________________________________________________________________________________________________Тест с взаимопроверкой. Отметьте и выпишите номера предложений с прямой речью, в которых знаки препинания расставлены правильно.
ОТВЕТ:________________________________________________________________________________________
- Что вы хотите узнать на сегодняшнем уроке? Запишите цель вашей деятельности. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Самостоятельное знакомство с правилом на с.169-170. 4. Из упр. 285 выпишите номера предложений, которые соответствуют схемам. Объясните постановку знаков препинания 1 группа А: «П». 2 группа «П? - а. –П?» 3 группа «П, - а, - п». 4***. Расскажите соседу по парте о постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью, когда слова автора разрывают прямую речь. 5. Работа в группах Поставьте знаки препинания в предложениях. Нарисуйте их схемы. Где необходимо, заменяйте строчную букву прописной. 1 группа Кто же так подшутил размышлял я может быть кто-то из знакомых грибников которых я видел в лесу 2 группа Ой какие цветы закричала Маша прямо прелесть 3 группа Приехав на дачу в большой компании брат вдруг говорил Мишка пойдем на бильярд и они запершись играли по три часа на бильярде 6. Перестройте и запишите предложения таким образом, чтобы они соответствовали схемам: А: «П». «П», - а. «П, - а, - п». 1 группа Где граница между прозой и поэзией, я никогда не пойму (писал Лев Толстой) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2 группа Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр (рассуждал Антуан де Сент-Экзюпери) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3 группа Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически (часто повторял А.П.Чехов) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. Подведение итогов. Заполните последнюю графу таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал(а)»
8. Домашнее задание. Стр.169-170; 1-3 уровни - упр.287; 4-5 уровни – записать свои предложения на каждый пример схемы |
Урок подготовила и провела Ныркова С. Ф. учитель русского языка и... Урок подготовила и провела Ныркова С. Ф. учитель русского языка и литературы моу «Комсомольская средняя общеобразовательная школа... | Урок-спектакль, посвященный творчеству И. С. Тургенева Подготовила учитель русского языка и литературы школы №10 г. Ноябрьск Тюменской области Эсебуа Татьяна Александровна | ||
План-конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Правописание... Научить грамотно решать орфографические задачи, связанные с употреблением о-ё после шипящих в словах разных частей речи | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок литературы в 5 классе по сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Подготовила и провела учитель русского языка и литературы... | ||
Урок подготовила учитель начальных классов Этот урок я хотела бы завершить словами известного поэта | Урок подготовила Гудзенко Елена Алексеевна, учитель математики мбоу асош №2 Тип урока: Урок решения частных задач по применению открытого способа (урок закрепления и развития знаний, умений и навыков) | ||
Шальнева Л. В. учитель начальных классов мбоу «Лицей №3» Урок русского... Учитель: Сегодня урок русского языка не совсем обычный: нам предстоит с вами не только закрепить наши знания об имени существительном... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составила и подготовила учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Разумкова С. В | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Подготовила учитель русского языка и литературы моу сош 40 г. Твери Королева Ирина Ивановна | Урок по обществознанию в 10 классе Подготовила учитель истории и обществознания моу «сош №1 Р. п. Новые Бурасы» Дрюпина Ирина Георгиевна | ||
Урок русского языка. Тема: Слова с сочетанием жи-ши Учитель: Здравствуйте, дети. Меня зовут Мария Анатольевна. Сейчас у нас будет урок русского языка | Урок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок... Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории | ||
Урок подготовила: учитель начальных классов Цель урока: продолжить знакомство жанровыми признаками басни на примере басни «Ворона и Лисица» | Урок русского языка и английского языка по теме «Комплексный анализ текста» Романенко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы, Лябах Юлия Анатольевна, учитель английского языка моу-сош №28... | ||
Перечень методических разработок. «Главные члены предложения» (урок... «Главные члены предложения» (урок русского языка в 5 классе). Учитель русского языка и литературы Кузнецова Е. Л | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок подготовила учитель мбоу монастырщинская средняя общеобразовательная школа имени А. И. Колдунова Лебедева А. П |