Скачать 200.34 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Утверждаю Проректор по учебной работе ____________И.Г. Фомичёва «___»____________20__ г. ПРОГРАММА итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 070109.52 Музыкальное искусство эстрады (повышенный уровень среднего профессионального образования) Специализация 070109.02 Эстрадное пение Квалификация - артист, руководитель эстрадного вокального коллектива, преподаватель по классу вокала. Тюмень 2010 Общие положения
а) итогового междисциплинарного экзамена по педагогической подготовке; б) итогового экзамена по вокальному ансамблю; в) выпускной квалификационной работы – исполнение сольной концертной программы;
1.2.1. Виды деятельности выпускников: Основной образовательной программой по направлению (специальности) 070109.52 Музыкальное искусство эстрады (повышенный уровень среднего профессионального образования), специализации 070109.02 Эстрадное пение предусматривается подготовка выпускников к следующим видам профессиональной деятельности: а) исполнительская; б) культурно-просветительская; в) преподавательская. В результате освоения основной профессиональной образовательной программы по данной специальности выпускник должен быть готов к выполнению исполнительской, преподавательской и культурно-просветительской деятельности в качестве исполнителя и (или) руководителя эстрадного вокального коллектива в профессиональных и самодеятельных концертных организациях, преподавателя по классу вокала в детских музыкальных школах, школах искусств и других учреждениях дополнительного профессионального образования. 1.2.2. Задачи профессиональной деятельности (профессиональные функции) по данной специальности: - осуществление целостного процесса, направленного на организацию работы в качестве исполнителя; подготовка и совершенствование сольного, и ансамблевого репертуара; репетиционная и публичная исполнительская работа в условиях концертного зала и студии звукозаписи; - создание в сфере своей деятельности единой информационной среды, обеспечивающей формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения, создание на данной основе заинтересованной аудитории слушателей; - приобщение этой аудитории к шедеврам отечественной и зарубежной музыкальной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства; – учебно-методическое и социально-педагогическое обеспечение учебного процесса в учреждениях дополнительного профессионального образования. 1.2.3. Требования к профессиональной подготовленности выпускника, необходимые для выполнения им профессиональных функций: Выпускник должен:
2.1.Итоговый междисциплинарный экзамен по педагогической подготовке 2.1.1. Порядок проведения экзамена. Экзамен носит комплексный характер и проводится по группе дисциплин: «Методика обучения эстрадному пению», «Изучение педагогического репертуара» и педагогическая практика. Итоговый междисциплинарный экзамен по педагогической подготовке проводится в два этапа. 1 этап – фрагмент урока. 2 этап - письменно-устный экзамен по билетам. 1 этап проводится в форме фрагмента урока с учеником детской музыкальной школы (подготовка урока осуществляется в рамках педагогической практики). Выбор ученика и произведения для работы на открытом уроке определяет преподаватель-консультант. На экзамене предъявляется подготовленный план урока, включающий тему, цель, задачи, методы, виды запланированных практических заданий. Общая продолжительность урока не более 25 минут. После окончания урока члены комиссии задают практиканту вопросы, возникающие во время экзамена. 2 этап проводится в форме письменно-устного экзамена по билетам и одного практического задания. Экзаменующийся готовит письменный (при желании) ответ на предложенные ему вопросы и защищается перед экзаменационной комиссией устно. Оба этапа экзамена проводятся в аудитории для проведения занятий по специальным дисциплинам. На подготовку ответа по билету должно даваться не менее 30 минут. Время ответа для одного студента должно составлять 10-15 минут. Члены экзаменационной комиссии могут задавать дополнительные вопросы. Оба этапа экзамена проводятся в течение одного дня. 2.1.2. 2 этап включает программы нескольких дисциплин учебного плана по данной специальности, объединенных в три модуля: 1) организация учебно-воспитательного процесса на отделении эстрадно-джазового пения в ДМШ и ДШИ, 2) теоретические основы обучения эстрадному пению, 3) иллюстрация и музыкальный анализ произведения педагогического репертуара ДМШ. Экзаменационный билет состоит из трех заданий (вопросов), по одному из каждого модуля. Модуль 1. Организация учебно-воспитательного процесса на отделении эстрадно-джазового пения в ДМШ и ДШИ Дисциплина « Методика обучения эстрадному пению» Перечень вопросов: 1. Особенности учебно-воспитательного процесса в ДМШ и ДШИ 2. Индивидуальный урок как форма учебной работы по специальности в ДШИ и ДМШ. Типы индивидуальных занятий. Примерная схема. 3. Педагогический репертуар как основной источник вокального обучения и воспитания. Критерии подбора вокальных произведений. Методические рекомендации по работе над песней. 4. Индивидуальный план как основа индивидуального обучения и воспитания в ДШИ и ДМШ. Основные принципы составления индивидуальной программы обучения. 5. Содержание обучения пению детей. Три основных компонента. Основные принципы обучения пению детей. 6. Документальное отражение содержания и методов вокально-педагогической работы в ДШИ и ДМШ. Образовательные программы. Учебные планы. Рабочие учебные программы. 7. Система методов вокальной работы с детьми. 8. Система оценки и контроля качества обучения в ДМШ и ДШИ. 9. Критерии подбора педагогического репертуара учащихся младшего школьного возраста. 10. Критерии подбора педагогического репертуара учащихся среднего школьного возраста. 11. Критерии подбора педагогического репертуара учащихся старшего школьного возраста. Модуль 2: Теоретические основы обучения эстрадному пению. Дисциплина «Методика обучения эстрадному пению». Перечень вопросов: 1.Методика обучения эстрадному пению. Основные задачи, принципы, функции. 2. Певческий голос. Его физические свойства и характеристики. Режим и гигиена голоса. 3.Современные теории звукообразования: миоэластическая, нейрохронаксическая, биомеханическая. Строение голосового аппарата. 4.Специфика эстрадно-вокального исполнительства. Отличие эстрадной манеры пения от народной и академической. Специфические вокально-исполнительские приемы в эстрадном пении. 5. Певческая одаренность. Основные критерии оценки голоса. Определение типа певческого голоса. Классификация певческих голосов. 6.Специфика работы с женскими и мужскими голосами. Характеристика, диапазон, регистры. 7.Формирование вокальных навыков. Взаимодействие слуха и голоса. Роль вокальных упражнений в формировании навыков. 8. Певческое дыхание. Певческая опора. Воспитание певческого дыхания. 9. Работа гортани в пении. Регистры певческого голоса. Характеристика натуральных регистров. Формирование смешанного регистра. Методы сглаживания регистров голоса. 10. Певческая артикуляция и дикция. Формирование гласных и согласных в пении. Фонетический метод. Отличие певческой орфоэпии от речевой. 11. Атака звука. Виды и роль атаки в пении. Певческое вибрато. Эстетическая функция вибрато в пении. Модуль 3 Иллюстрация, исполнительский и методический анализ произведения из педагогического репертуара ДМШ. Дисциплина «Изучение педагогического репертуара» Практическое задание включают в себя вокальную иллюстрацию одного произведения, исполняемого под самостоятельный аккомпанемент на фортепиано и его исполнительский, методический анализ. Аккомпанемент может исполняться по нотам или в виде гармонической поддержки по цифровке. Уровень сложности исполняемых произведений, выносимых на экзамен, соответствует требованиям к репертуару учащихся в детской музыкальной школе. Папка с педагогическим репертуаром и характеристикой каждого произведения формируется в течение 7,8 семестра в рамках предмета «Изучение педагогического репертуара». На итоговую аттестацию студент выбирает и готовит для иллюстрации девять произведений (по три произведения для младшей, средней и старшей возрастной категории). На экзамене члены комиссии предлагают для иллюстрации и анализа одно произведение из данного списка. План анализа произведения
Примерный репертуарный список произведений для исполнительского и методического анализа.
Необходимые экзаменационные материалы для проведения экзамена:
Перечень рекомендуемой литературы:
2.1.3. Критерии оценки итогового междисциплинарного экзамена по педагогической подготовке. Критерии оценки фрагмента урока: - умение студента анализировать возникающие педагогические ситуации и решать их с учётом индивидуальных возможностей ученика; - умение реализовать теоретические знания в практической работе; - чёткость, точность, логичность построения урока; - аргументирование предлагаемых ученику советов и требований; - достижение конкретных результатов в этапе короткого времени (эффективность работы); - характер общения с учеником; - качество иллюстрации голосом. На «отлично» оценивается полный и исчерпывающий ответ на все вопросы и практические задания с демонстрацией глубины знаний, понимания содержания предмета и умения свободно ориентироваться в вокальной терминологии. Четкое понимание специфики эстрадного пения, особенностей эстрадного исполнительства, знание различных музыкальных стилей и соответствующих им вокально-технических приемов. Углубленное знание различных вокальных методик. Четкое представление об учебно-воспитательном процессе в ДМШ и ДШИ. Яркая, эмоциональная и творчески насыщенная иллюстрация произведений и чёткий, грамотный анализ педагогического репертуара ДШИ. На «хорошо» оценивается достаточно ёмкий и убедительный ответ на все вопросы и практические задания. Продемонстрировано знание содержания предмета, вокальной терминологии, но имеется нехватка широты и глубины информации, страдает практическая сторона применения предмета. Есть понимание сути специфики эстрадного исполнительства, знание основных вокально-технических приемов эстрадного и джазового пения в контексте конкретного музыкального стиля, общее представление о различных вокальных методиках без достаточного анализа их содержательной стороны. Имеются общие знания об учебно-воспитательном процессе в ДШИ и ДМШ. Профессионально грамотно продемонстрированы произведения педагогического репертуара ДШИ, но не хватает яркости и артистизма, анализ сделан убедительно. При «удовлетворительной» оценке аттестуемый дал ответы не менее, чем на 3 позиции экзамена, продемонстрировав нечеткое представление о содержании предмета, путаницу в вокальной терминологии. Студент не может ясно выразить особенности эстрадного исполнительства, имеет недостаточное представление о музыкальных стилях и соответствующих им вокально-техническим приемам в пении, об учебно-воспитательном процессе в ДМШ и ДШИ. Не владеет знаниями о различных вокальных методиках. В иллюстрации произведения педагогического репертуара ДШИ были допущены погрешности, неубедительно сделан анализ. «Неудовлетворительно» оценивается незнание или беспомощность студента в демонстрации двух и более разделов экзамена
Итоговый экзамен по вокальному ансамблю проводится в виде концертной программы. Экзаменационная программа по вокальному ансамблю выбирается в начале 7 семестра, затем разучивается, апробируется и утверждается на заседании цикловой комиссии за шесть месяцев до итоговой аттестации. Выбор произведений осуществляется педагогом по предмету совместно с выпускниками, индивидуально для каждого ансамбля. Репертуар и группы исполнителей формируются в зависимости от уровня вокальной технической подготовки, музыкальных и внешних данных студентов, артистического темперамента. Ансамбли могут состоять из двух, трёх и более участников. В итоговом экзамене по ансамблю вместе с выпускниками могут принимать участие студенты младших курсов или выпускники прошлых лет. Исполнение экзаменационной программы по вокальному ансамблю должно включать два разнохарактерных произведения эстрадного искусства для каждого выпускника:
Возможные стилевые направления выпускной программы: народная песня;дуэты и ансамбли из мюзикла;ретро-песня; инструментальная пьеса на скет;эстрадная популярная пеня на русском или иностранном языке;произведения современных направлений музыки (рэп, рок, фанк, джаз-рок, фольк-рок, поп-рок, готика, хип-хоп, фольк-поп и др.);актерская песня (произведения из кино/фильмов, спектаклей, мультфильмов);шуточная песня;патриотическая песня; военная песня; ритм эндблюз; традиционный джаз; баллада; босса-нова; кантри; гимн; спиричуэл; соул; фьюжн и др. Примерный репертуарный список. Произведение лирического плана
Произведение динамичное, ритмичное
2.2.2. Перечень решаемых профессиональных задач на итоговом экзамене по ансамбля 1) Наличие исполнительского мастерства, вокальной техники: качество интонации, уровень ансамблевой дикции, ритмическое единство, сбалансированное звучание голосов, единство использования приёмов вокального эстрадного исполнения, фразировка, общность динамики, чувство стиля, владение микрофонами. 2)Уровень раскрытия образа: выбор репертуара, грамотность вокальной аранжировки, артистизм, единство пластики, художественное решение, общая подача, цельность исполнения произведения, сплочённость участников ансамбля, сценическое обаяние, свобода исполнения, раскрытие художественных достоинств произведения. Критерии выставления оценок на итоговом экзамене по ансамблю: На «отлично» оценивается наличие эмоционально-интеллектуальной отдачи каждого поющего при исполнении, умения соизмерять свою художественную индивидуальность с другими певцами в коллективе, внешняя и внутренняя общность ансамбля. Динамика звучания голосов в микрофоны сбалансирована, в вокальном ансамбле есть чистый строй и саунд, достигнуто метроритмическое единство. Выпускник владеет многоголосной фактурой, понимает стилистические особенности произведения. Образ произведения раскрыт, найдено интересное художественное решение, оригинальная трактовка произведений, выбраны точные средства выразительности (пластика, костюм, причёска, макияж). Выступление отличает блестящая, артистичная подача, лёгкость и свобода исполнения, яркое сценическое обаяние. Оценка «хорошо» выставляется за эмоционально-интеллектуальную отдачу каждого поющего при небольших погрешностях в создании внешней и внутренней общности ансамбля. Хорошо сбалансирована динамика звучания голосов в микрофоны, достигнуто метроритмическое единство. Налицо наличие строя и саунда в вокальном ансамбле, но допускаются небольшие огрехи в интонации, понимании стилистических особенностей произведения. Интересная, но неоригинальная трактовка произведений при достаточно точном подборе многих средств выразительности (пластика, костюм, причёска, макияж). Исполнение уверенное и артистичное, созданный образ искренен и обаятелен. «Удовлетворительно» оценивается скучное, невыразительное исполнение программы, не хватает внешней и внутренней общности ансамбля, трактовка произведений, заурядна. Не всегда чистая вокальная интонация, нет метроритмического единства, спорным является воспроизведение стилистических особенностей. Неточно сбалансирована динамика звучания голосов в микрофоны. Робкая артистическая подача, выступление вялое и не решительное. Неудовлетворительно» оценивается низкий уровень исполнения программы, очень слабая техника пения, наличие фальшивой вокальной ансамблевой интонации, отсутствие понимания стилистических особенностей произведения. Динамика звучания голосов в микрофоны не сбалансирована. 3. Требования к выпускной квалификационной работе 3.1. Порядок проведения экзамена: Выпускная квалификационная работа осуществляется в форме исполнения сольной концертной программы. Показ произведений, вынесенных на итоговый экзамен по вокальному ансамблю, и сольная концертная программа, проводится в виде общего концерта студентов выпускного курса. Концертная программа идет на сценической площадке, оборудованной звуковой и световой аппаратурой. Порядок номеров составляется с учётом уровня профессиональной подготовки выпускников, необходимости в смене костюмов и изменения внешнего вида (причёска, грим и т.п.). Утверждение порядка номеров должно происходить не позднее, чем за 2 недели до итоговой аттестации. Экзаменационная программа выбирается в начале 7 семестра, затем разучивается, апробируется и утверждается на заседании цикловой комиссии за шесть месяцев до итоговой аттестации. Выбор произведений осуществляется преподавателем совместно с выпускником. Исполняемый сольный концертный репертуар должен отвечать задачам музыкально-художественного воспитания эстрадного исполнителя, быть доступным ему по вокально-техническому и исполнительскому уровню. В выбранных произведениях необходимо показать владение техникой голоса, широту диапазона (в одном из произведений – не менее двух октав), ровность регистров, артистическую цельность исполнения, максимально использовать художественные средства выразительности. Экзаменационная программа включает три разноплановых и разнохарактерных произведения, соответствующие природным данным вокалиста, его темпераменту, актёрским и пластическим способностям и объединенные единой манерой звукоизвлечения:
3.2. Возможные жанрово - стилевые направления выпускной программы: романс; народная песня; ария из мюзикла; ретро-песня,; эстрадная популярная песня на русском или иностранном языке; произведения современных направлений музыки (рэп, рок, фанк, джаз-рок, фольк-рок, поп-рок, готика, хип-хоп, фольк-поп и др.); концертные вокализы в сопровождении фонограммы; бардовская песня; актерская песня (произведения из кино/фильмов, спектаклей, мультфильмов); шуточная песня; патриотическая песня; военная песня; ритм энд блюз; традиционный джаз; баллада; босса-нова; блюз; кантри; гимн; спиричуэл; соул; фьюжн и др. Примерный репертуарный список: Лирическое произведение
Произведение на иностранном языке
Произведение современного автора
3.3. Перечень решаемых профессиональных задач:
чёткость дикции, ритмичность, широта певческого диапазона, использование приёмов вокального эстрадного исполнения, фразировка, чувство стиля, владение микрофоном, сформированность тембра, индивидуальная манера исполнения
Критерии выставления оценок: На «отлично» оценивается артистичное, выразительное, вдохновенное исполнение программы, интересная и оригинальная трактовка произведений. Продемонстрировано ярко выраженное личностное начало исполнителя, индивидуальная манера исполнения, владение техникой пения, наличие чистой вокальной интонацией, понимание стилистических особенностей произведения. Использование вокально-технических приёмов в пении соответствует уровню подготовки. Раскрыт образ произведения, найдено интересное художественное решение, выбраны точные средства выразительности (пластика, костюм, причёска, макияж). Выступление отличает артистичная подача, лёгкость и свобода исполнения, яркое сценическое обаяние аттестуемого. На «хорошо» оценивается артистичное, выразительное, ровное исполнение программы, найденная своя трактовка произведений. При владении техникой пения допущены незначительные погрешности. Достаточно чистая вокальная интонация, в целом понимание стилистических особенностей произведения. Почти полностью раскрыт образ произведения, в целом средства выразительности соответствуют образу (пластика, костюм, причёска, макияж). Исполнение искреннее и приятное. «Удовлетворительно» выставляется за скучное, невыразительное исполнение программы, заурядную трактовку произведений. Погрешности в технике пения, не очень чистая вокальная интонация, отсутствует понимание ряда стилистических особенностей произведения. Использование вокально-технических приёмов в пении не соответствует уровню подготовки. Образ произведения и средства выразительности подобраны неточно (пластика, костюм, причёска, макияж). Робкая артистическая подача, вялое и не решительное выступление. «Неудовлетворительно» выставляется за низкий уровень исполнения программы, слабую технику пения, фальшивую вокальную интонацию и непонимание стилистических особенностей произведения. Составители: Н.А. Соломатова, М.Я. Вейсон Согласовано: Председатель учебно-методической комиссии колледжа С.Ю. Смирнова (от ________________, протокол № ______) Директор колледжа В.с.Л. Новакаускас Заместитель начальника учебно-методического управления Н.П. Засорина |
Налоговое администрирование согласовано Тюменской области «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» | «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий» Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Оценка системы учета и внутреннего контроля Тюменской области «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» | Институт аритектуры, дизайна и визуальных искусств Фгбоу впо «тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий» | ||
Институт аритектуры, дизайна и визуальных искусств Фгбоу впо «тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий» | Институт аритектуры, дизайна и визуальных искусств Фгбоу впо «тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий» | ||
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Тюменской области «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» | Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080801.... Тема Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий (тгакист) 22 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фгоу впо «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фгоу впо «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фгоу впо «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий» | «Основы вокальной методики» Составитель: Вейсон Марианна Ярославовна, преподаватель кафедры «Вокальное искусство» фгоу впо «Тюменская государственная академия... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 071401 «Менеджмент... Фгоу впо «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий» | Российской Федерации Тюменская государственная сельскохозяйственная... Неудивительно, что в прошлом социология зачастую понималась как социальная гигиена | ||
Тесты для самоконтроля; перечень вопросов для подготовки к зачету; список литературы Тюменской области «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» | Тесты для самоконтроля; перечень вопросов для подготовки к экзамену; список литературы Тюменской области «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» |