Скачать 104.38 Kb.
|
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ Кышпанакова О.Н. Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова г. Абакан, Республика Хакасия В условиях модернизации российского образования основной акцент сделан на достижение нового современного качества профессионального образования. Профессиональное образование является важной составляющей жизненного самоопределения студентов. Востребованными социумом в настоящее время становятся успешные, конкурентоспособные выпускники, адаптировавшиеся к новым социальным условиям, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях. Успешность специалиста в профессиональной и социальной жизни определяется уровнем развития ключевых компетентностей. Компетентностный подход, среди прочих, формирует исследовательскую компетентность в сфере будущей профессиональной деятельности, которая является одной из важнейших целей всех современных программ образования. Исследовательская компетенция, включает в себя целый комплекс образовательных компетенций, напрямую связанных с мыслительными, поисковыми, логическими, творческими процессами познания обучающихся. Таким образом, выстраивая образовательный процесс, учебному заведению для решения задачи подготовки конкурентоспособного выпускника необходимо уделять значительное внимание развитию у студента творческой инициативы и исследовательских навыков, формировать потребность в непрерывном образовании, способность анализировать, принимать решения, воспитывает гибкость мышления, познавательную активность, самостоятельность. В современных рыночных условиях предприятия индустрии моды и красоты являются одними из наиболее динамично развивающихся. Технолог-эстетист сегодня должен обладать высоким профессионализмом и достаточным интеллектуальным уровнем, обеспечивающим возможность перемены трудовых функций в процессе деятельности. Обществу требуется специалист, который хорошо ориентируется во всех вопросах индустрии красоты, но особенно в практических вопросах, касающихся методов и технологий работы в деле коррекции внешности, здоровья и красоты человека, реабилитации внешнего облика, профилактики старения. Развитию компетентностей должны способствовать новый ФГОС и профессиональные модули для специальности 100122 Прикладная эстетика в учреждениях СПО и, в значительной мере, учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов. Профессиональные компетенции технолога-эстетиста формируются при реализации следующих профессиональных модулей: ПМ.01 Проведение эстетико-технологических процессов услуг маникюра и педикюра; ПМ.02 Проведение эстетико-технологических процессов косметических услуг; ПМ.03 Проведение эстетико-технологических процессов массажа и профилактической коррекции тела; Важнейшим фактором совершенствования подготовки специалистов является исследовательская работа студентов, помогающая решать задачи соединения науки, образования и практики. Учебно-исследовательская деятельность характеризуется целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, а ее структура соответствует структуре научно-исследовательской деятельности, которая дополняет и углубляет учебный процесс и предполагает самостоятельную деятельность студентов вне рамок образовательных программ. Исследовательская работа студентов в колледже технологий сервиса ИЭУ ХГУ им. Н.Ф. Катанова достаточно разнообразна по своему содержанию и направлениям, формам и методам. Цель научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов колледжа состоит в развитии творческих способностей будущих специалистов, повышении уровня их профессиональной подготовки на основе индивидуального подхода и усиления самостоятельной творческой деятельности, применения активных форм и методов обучения и формировании целостной системы знаний, в выявлении талантливой молодежи. При организации учебно-исследовательской работы студентов в колледже используются принципы добровольности в проведении исследований, права выбора темы исследования, сочетания обучающих функций с практическим потенциалом исследователя. Можно выделить следующие основные виды исследовательской работы студентов колледжа: - учебная исследовательская работа студентов (УИРС) в рамках учебного времени; - учебная исследовательская работа студентов (УИРС), выполняемая во внеурочное время; - научно-исследовательская работа студентов (НИРС) в рамках внеучебного времени, выполняемая параллельно учебному процессу. Основными формами исследовательской работы студентов в колледже являются: - подготовка рефератов, докладов; - участие студентов в проектной деятельности; - участие в семинарах, олимпиадах по общеобразовательным и специальным дисциплинам; - участие в научно-практических и научно-исследовательских конференциях городского, регионального, всероссийского и международного уровня; - организация предметных Недель. В процессе исследовательской работы студентов решается целый комплекс педагогических задач: - обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы; - формирование у студентов общих и профессиональных компетенций; - воспитание личностных качеств, развитие творческого потенциала; - развитие коммуникативных навыков. Исследовательская деятельность студентов включает в себя: - использование учебной и дополнительной литературы, библиографических справочников, указателей, каталогов; - составление рецензий и аннотаций; - написание сообщений, докладов и рефератов; - создание тематических словарей, кроссвордов, практических (ситуационных) задач; - создание презентаций; - оформление плакатов, буклетов, памяток; - изготовление наглядных пособий и дидактического материала; - участие в обучающих и деловых играх; - выполнение групповых творческих проектов; - выполнение курсовых и дипломных проектов практической направленности, реализация проектов по специальному заказу предприятий и организаций. Учебный процесс в колледже технологий сервиса организован таким образом, что элементы исследовательской деятельности вводятся постепенно, усложняясь от курса к курсу. Для студентов 1–2 курсов – это реферативная работа, выполнение проектов с использованием информационных технологий, подготовка к публичным выступлениям, знакомство с основными методами исследования. На 3–4 курсах студенты выполняют курсовые работы практического и исследовательского характера. В работе преподавателей особое значение придается проблемно-поисковым, активным и интерактивным методам обучения, активизирующим познавательную деятельность студентов. Например, в рамках подготовки к квалификационному экзамену по специальности 100122 Прикладная эстетика на присвоение рабочей профессии 13456 «Маникюрша» студенты выполняют реферативную работу с элементами проектной работы. Темы рефератов студенты разрабатывали совместно с педагогами по МДК.01.01 Технология маникюра и МДК.04.В.01 Практикум в графическом дизайне. Студенты проводили интересные исследовательские работы по нейл-дизайну в историческом аспекте, создавали свои собственные творческие нейл-коллекции. Практический результат таких исследований – разработка собственного образного стилевого решения в маникюрных работах. Самые лучшие проекты были рекомендованы на студенческую научно-практическую конференцию «Катановские чтения – 2013». Так, например, студентки 2 курса, группы ПЭ-012 специальности 100122 Прикладная эстетика Ведерникова Олеся за доклад «Создание образного стилевого решения в маникюрных работах с использованием индийских этнических мотивов» и Мочанова Анастасия за доклад «Создание образного стилевого решения в маникюрных работах с использованием мотивов молодежной субкультуры прошлого века «Стиляги» заняли III место на данной конференции. В процессе выполнения ИРС формируются: - общие компетенции, такие как ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуация; ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. - профессиональные компетенции, например, ПК 1.3. Определять и согласовывать выбор комплекса услуг маникюра, педикюра; ПК 1.4. Выполнять и контролировать все этапы технологических процессов услуг маникюра и педикюра; ПК 1.5. Выполнять художественное оформление ногтей с использованием разных техник и материалов. Навыки исследовательской работы применяются будущими специалистами и в ходе прохождения производственной практики, и при работе с нормативно-правовой и справочной литературой по косметологии, а также с профессиональными журналами. Обучение студентов исследовательской деятельности проводится посредством включения всех обучаемых в учебно-исследовательскую работу с ее постепенной трансформацией в научно-исследовательскую. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) – это наиболее значимый и сложный по содержанию вид исследовательской деятельности. НИРС дополняет образовательный процесс, создает условия непрерывности образования посредством формирования общих и профессиональных компетенций, позволяет студентам выполнять практические исследования, планировать собственную деятельность, добиваться поставленной цели, анализировать результаты работы и делать необходимые выводы, публично представлять итоги работы. Завершающим этапом НИРС является участие в научно-практических конференциях, представление работ на конкурсы, публикации в специальных журналах и сборниках материалов конференций. Так, например, по результатам научных секций научно-практической конференции «Катановские чтения-2013»: «Анализ экономической деятельности» и «Специалист, которого ждут» призовые места были присуждены студентке 3 курса, группы К-11 Политовой Дарине Анзоровне за представленные доклады: «Фейс – арт «Хэллоуин» как продукт экономической деятельности в сфере косметологии» (научный руководитель – Марденская Е.Г.) и «Боди – арт с элементами хакасского орнамента как способ приобщения молодежи к национальной культуре» (научный руководитель – Демченко Т.В.) На втором, третьем курсе вводится непосредственное исследование какого-либо процесса, явления. Курсовая работа – один из способов организации учебно-исследовательской работы студентов и осуществляется он через самостоятельное теоретическое исследование отдельных дисциплин в учебном процессе, применяющих общий исследовательский подход к разрешению изучаемой проблемы. На четвёртом курсе - обязательное выполнение выпускных квалификационных работ с элементами научных исследований. Студенты самостоятельно разрабатывают и исследуют темы, которые наработаны при прохождении производственной или преддипломной практик. Производственная практика – один из важнейших этапов подготовки будущего специалиста, способствующий формированию профессионального опыта, умений и навыков к самостоятельной трудовой деятельности. Выпускная квалификационная работа - обязательный компонент итоговой государственной аттестации, дающей представление об уровне подготовленности выпускника к выполнению функциональных обязанностей специалиста по квалификации технолог-эстетист и выполняется в форме дипломной работы. Выполнение и защита дипломной работы является обязательным заключительным этапом обучения студента и имеет своей целью: - систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных практических задач; - развитие навыков организации самостоятельной исследовательской деятельности и овладение методиками исследования, экспериментирования при решении разрабатываемых в дипломной работе проблем и вопросов; - выяснение (выявление) степени профессиональной подготовленности выпускника для самостоятельной работы в условиях развития современного производства. В ходе выполнения и представления результатов дипломной работы студент должен: - показать способность и умение самостоятельно решать задачи профессиональной деятельности, проводить поиск, обработку и изложение информации, научно аргументировать и защищать свою точку зрения, опираясь на теоретические знания, практические навыки и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции; - показать достаточный уровень общенаучной и специальной подготовки, соответствующей требованиям ООП и ФГОС СПО по специальности, способность и умение применять теоретические и практические знания при решении конкретных задач, стоящих перед специалистами в современных условиях; - показать умение разрабатывать программу исследования, включающую формулировку проблемы, определение объекта, предмета, задач и методов исследования; - показать способность к анализу источников по теме с обобщениями и выводами, сопоставлениями и оценкой различных точек зрения; - показать умение систематизировать и анализировать полученные научные данные; выделить элементы новизны по исследуемой проблеме; - продемонстрировать умение вести научный диалог, представлять результаты исследований, отвечать на вопросы, оперировать специальной терминологией. Все эти формы работы способствуют углублению общих и профессиональных компетенций, развитию творческой активности и самостоятельности будущих технологов-эстетистов. Таким образом, исследовательская работа студентов является необходимой составной частью системы подготовки высококвалифицированного, ориентированного на современный рынок труда специалиста, инициативного, способного критически мыслить и направленного на достижение высоких результатов. Современный специалист в области эстетической косметологии – это человек, обладающий определенным набором общих и профессиональных компетенций, сформировать которые во многом помогает участие студентов в исследовательской деятельности. Список литературы 1. Афанаскина, М. С. Из опыта организации научно-исследовательской работы студентов // Прил. к журн. «СПО». – 2011. – № 2. – С. 139–147. 2. Болдырева, Л. В. Система научно-исследовательской работы студентов // Специалист. – 2011. – № 10. – С. 21–22. 3. Виноградова, А. М. Роль самостоятельной учебно-исследовательской деятельности в профессиональном становлении студентов медицинского колледжа // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 5. – С. 17–19. 4. Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – 12 декабря. |
Актуальность выбранной темы доклада вызвана тем, что работа по методу... Актуальность выбранной темы доклада вызвана тем, что работа по методу учебных проектов помогает реализации Федеральных государственных... | Отчёт о работе муниципальной инновационной площадки в 2012-2013 уч... «Организация развивающей образовательной среды с учетом национально-региональных и иных особенностей как условие реализации федеральных... | ||
План работы рабочей группы учителей в 2011 – 2012 учебном году по... Родительское собрание с родителями будущих первоклассников «Нововведения в учебную и внеучебную деятельность в рамках реализации... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мбоу «сош №3». Цель посещения уроков, занятий в начальной школе было изучение использования в учебном процессе интерактивного оборудования,... | ||
1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности Анализ соответствия основных профессиональных образовательных программ требованиям Государственных образовательных стандартов и Федеральных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Актуальные проблемы реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» | ||
Анализ работы методиста по реализации федеральных государственных образовательных стандартов Муниципальное казенное учреждение «управление образования» администрации муниципального района «бай-тайгинский кожуун республики... | Реализация компетентностного подхода в профессиональном училище №16... Прокопьевск, Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище №16 | ||
О воспитании в образовательных учреждениях общего и дополнительного... Примерные вопросы к кандидатскому экзамену по дисииплине история и философия науки | «Примерная программа воспитания и социализации обучающихся» носит... О приоритетах воспитания в системе образования Калужской области в условиях реализации федеральных государственных образовательных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Управление учреждением в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов» в объёме 108 часов. Форма обучения:... | «Интенсификация учебно-воспитательного процесса гимназии на основе... «Элистинская многопрофильная гимназия личностно ориентированного обучения и воспитания» | ||
При реализации федеральных государственных образовательных стандартов... Базисный учебный план моу гимназия №41 определяет учебное содержание в 2013-2014 учебном году и разработан на основании следующих... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... И. Л. Бим, Л. И. Рыжова), Москва «Просвещение» 2010 г с учётом требований новых государственных стандартов по иностранному языку... | ||
Статья по теме «Применение физкультурно-оздоровительных технологий... Автор: учитель физической культуры мбоу «сош №5» г. Инты, Республики Коми, Шишкина Екатерина Михайловна | Российской федерации Гос) и Федерального государственного образовательного стандарта (далее Фгос) среднего профессионального образования по специальностям,... |