Исследовательская работа студентов в рамках реализации федеральных государственных стандартов





Скачать 104.38 Kb.
НазваниеИсследовательская работа студентов в рамках реализации федеральных государственных стандартов
Дата публикации02.11.2014
Размер104.38 Kb.
ТипИсследовательская работа
100-bal.ru > Право > Исследовательская работа
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ
Кышпанакова О.Н.

Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова

г. Абакан, Республика Хакасия

В условиях модернизации российского образования основной акцент сделан на достижение нового современного качества профессионального образования. Профессиональное образование является важной составляющей жизненного самоопределения студентов. Востребованными социумом в настоящее время становятся успешные, конкурентоспособные выпускники, адаптировавшиеся к новым социальным условиям, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.

Успешность специалиста в профессиональной и социальной жизни определяется уровнем развития ключевых компетентностей. Компетентностный подход, среди прочих, формирует исследовательскую компетентность в сфере будущей профессиональной деятельности, которая является одной из важнейших целей всех современных программ образования.

Исследовательская компетенция, включает в себя целый комплекс образовательных компетенций, напрямую связанных с мыслительными, поисковыми, логическими, творческими процессами познания обучающихся.

Таким образом, выстраивая образовательный процесс, учебному заведению для решения задачи подготовки конкурентоспособного выпускника необходимо уделять значительное внимание развитию у студента творческой инициативы и исследовательских навыков, формировать потребность в непрерывном образовании, способность анализировать, принимать решения, воспитывает гибкость мышления, познавательную активность, самостоятельность.

В современных рыночных условиях предприятия индустрии моды и красоты являются одними из наиболее динамично развивающихся. Технолог-эстетист сегодня должен обладать высоким профессионализмом и достаточным интеллектуальным уровнем, обеспечивающим возможность перемены трудовых функций в процессе деятельности. Обществу требуется специалист, который хорошо ориентируется во всех вопросах индустрии красоты, но особенно в практических вопросах, касающихся методов и технологий работы в деле коррекции внешности, здоровья и красоты человека, реабилитации внешнего облика, профилактики старения.

Развитию компетентностей должны способствовать новый ФГОС и профессиональные модули для специальности 100122 Прикладная эстетика в учреждениях СПО и, в значительной мере, учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов.

Профессиональные компетенции технолога-эстетиста формируются при реализации следующих профессиональных модулей:

ПМ.01 Проведение эстетико-технологических процессов услуг маникюра и педикюра;

ПМ.02 Проведение эстетико-технологических процессов косметических услуг;

ПМ.03 Проведение эстетико-технологических процессов массажа и профилактической коррекции тела;

Важнейшим фактором совершенствования подготовки специалистов является исследовательская работа студентов, помогающая решать задачи соединения науки, образования и практики.

Учебно-исследовательская деятельность характеризуется целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, а ее структура соответствует структуре научно-исследовательской деятельности, которая дополняет и углубляет учебный процесс и предполагает самостоятельную деятельность студентов вне рамок образовательных программ.

Исследовательская работа студентов в колледже технологий сервиса ИЭУ ХГУ им. Н.Ф. Катанова достаточно разнообразна по своему содержанию и направлениям, формам и методам.

Цель научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов колледжа состоит в развитии творческих способностей будущих специалистов, повышении уровня их профессиональной подготовки на основе индивидуального подхода и усиления самостоятельной творческой деятельности, применения активных форм и методов обучения и формировании целостной системы знаний, в выявлении талантливой молодежи. При организации учебно-исследовательской работы студентов в колледже используются принципы добровольности в проведении исследований, права выбора темы исследования, сочетания обучающих функций с практическим потенциалом исследователя.
Можно выделить следующие основные виды исследовательской работы студентов колледжа:

-     учебная исследовательская работа студентов (УИРС) в рамках учебного времени;

-     учебная исследовательская работа студентов (УИРС), выполняемая во внеурочное время;

-     научно-исследовательская работа студентов (НИРС) в рамках внеучебного времени, выполняемая параллельно учебному процессу.

Основными формами исследовательской работы студентов в колледже являются:

-     подготовка рефератов, докладов;

-     участие студентов в проектной деятельности;

-     участие в семинарах, олимпиадах по общеобразовательным и специальным дисциплинам;

-     участие в научно-практических и научно-исследовательских конференциях городского, регионального, всероссийского и международного уровня;

-     организация предметных Недель.

В процессе исследовательской работы студентов решается целый комплекс педагогических задач:

-     обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы;

-     формирование у студентов общих и профессиональных компетенций;

-     воспитание личностных качеств, развитие творческого потенциала;

-     развитие коммуникативных навыков.

Исследовательская деятельность студентов включает в себя:

-     использование учебной и дополнительной литературы, библиографических справочников, указателей, каталогов;

-     составление рецензий и аннотаций;

-     написание сообщений, докладов и рефератов;

-     создание тематических словарей, кроссвордов, практических (ситуационных) задач;

-     создание презентаций;

-     оформление плакатов, буклетов, памяток;

-     изготовление наглядных пособий и дидактического материала;

-     участие в обучающих и деловых играх;

-     выполнение групповых творческих проектов;

-     выполнение курсовых и дипломных проектов практической направленности, реализация проектов по специальному заказу предприятий и организаций.

Учебный процесс в колледже технологий сервиса организован таким образом, что элементы исследовательской деятельности вводятся постепенно, усложняясь от курса к курсу.

Для студентов 1–2 курсов – это реферативная работа, выполнение проектов с использованием информационных технологий, подготовка к публичным выступлениям, знакомство с основными методами исследования. На 3–4 курсах студенты выполняют курсовые работы практического и исследовательского характера. В работе преподавателей особое значение придается проблемно-поисковым, активным и интерактивным методам обучения, активизирующим познавательную деятельность студентов.

Например, в рамках подготовки к квалификационному экзамену по специальности 100122 Прикладная эстетика на присвоение рабочей профессии 13456 «Маникюрша» студенты выполняют реферативную работу с элементами проектной работы. Темы рефератов студенты разрабатывали совместно с педагогами по МДК.01.01 Технология маникюра и МДК.04.В.01 Практикум в графическом дизайне. Студенты проводили интересные исследовательские работы по нейл-дизайну в историческом аспекте, создавали свои собственные творческие нейл-коллекции. Практический результат таких исследований – разработка собственного образного стилевого решения в маникюрных работах. Самые лучшие проекты были рекомендованы на студенческую научно-практическую конференцию «Катановские чтения – 2013». Так, например, студентки 2 курса, группы ПЭ-012 специальности 100122 Прикладная эстетика Ведерникова Олеся за доклад «Создание образного стилевого решения в маникюрных работах с использованием индийских этнических мотивов» и Мочанова Анастасия за доклад «Создание образного стилевого решения в маникюрных работах с использованием мотивов молодежной субкультуры прошлого века «Стиляги» заняли III место на данной конференции.

В процессе выполнения ИРС формируются:

- общие компетенции, такие как ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуация; ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- профессиональные компетенции, например, ПК 1.3. Определять и согласовывать выбор комплекса услуг маникюра, педикюра; ПК 1.4. Выполнять и контролировать все этапы технологических процессов услуг маникюра и педикюра; ПК 1.5. Выполнять художественное оформление ногтей с использованием разных техник и материалов.

Навыки исследовательской работы применяются будущими специалистами и в ходе прохождения производственной практики, и при работе с нормативно-правовой и справочной литературой по косметологии, а также с профессиональными журналами.

Обучение студентов исследовательской деятельности проводится посредством включения всех обучаемых в учебно-исследовательскую работу с ее постепенной трансформацией в научно-исследовательскую.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) – это наиболее значимый и сложный по содержанию вид исследовательской деятельности. НИРС дополняет образовательный процесс, создает условия непрерывности образования посредством формирования общих и профессиональных компетенций, позволяет студентам выполнять практические исследования, планировать собственную деятельность, добиваться поставленной цели, анализировать результаты работы и делать необходимые выводы, публично представлять итоги работы.

Завершающим этапом НИРС является участие в научно-практических конференциях, представление работ на конкурсы, публикации в специальных журналах и сборниках материалов конференций. Так, например, по результатам научных секций научно-практической конференции «Катановские чтения-2013»: «Анализ экономической деятельности» и «Специалист, которого ждут» призовые места были присуждены студентке 3 курса, группы К-11 Политовой Дарине Анзоровне за представленные доклады: «Фейс – арт «Хэллоуин» как продукт экономической деятельности в сфере косметологии» (научный руководитель – Марденская Е.Г.) и «Боди – арт с элементами хакасского орнамента как способ приобщения молодежи к национальной культуре» (научный руководитель – Демченко Т.В.)

На втором, третьем курсе вводится непосредственное исследование какого-либо процесса, явления. Курсовая работа – один из способов организации учебно-исследовательской работы студентов и осуществляется он через самостоятельное теоретическое исследование отдельных дисциплин в учебном процессе, применяющих общий исследовательский подход к разрешению изучаемой проблемы.

На четвёртом курсе - обязательное выполнение выпускных квалификационных работ с элементами научных исследований. Студенты самостоятельно разрабатывают и исследуют темы, которые наработаны при прохождении производственной или преддипломной практик. Производственная практика – один из важнейших этапов подготовки будущего специалиста, способствующий формированию профессионального опыта, умений и навыков к самостоятельной трудовой деятельности.

Выпускная квалификационная работа - обязательный компонент итоговой государственной аттестации, дающей представление об уровне подготовленности выпускника к выполнению функциональных обязанностей специалиста по квалификации технолог-эстетист и выполняется в форме дипломной работы.

Выполнение и защита дипломной работы является обязательным заключительным этапом обучения студента и имеет своей целью:

- систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных практических задач;

- развитие навыков организации самостоятельной исследовательской деятельности и овладение методиками исследования, экспериментирования при решении разрабатываемых в дипломной работе проблем и вопросов;

- выяснение (выявление) степени профессиональной подготовленности выпускника для самостоятельной работы в условиях развития современного производства.

В ходе выполнения и представления результатов дипломной работы студент должен:

- показать способность и умение самостоятельно решать задачи профессиональной деятельности, проводить поиск, обработку и изложение информации, научно аргументировать и защищать свою точку зрения, опираясь на теоретические знания, практические навыки и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции;

- показать достаточный уровень общенаучной и специальной подготовки, соответствующей требованиям ООП и ФГОС СПО по специальности, способность и умение применять теоретические и практические знания при решении конкретных задач, стоящих перед специалистами в современных условиях;

- показать умение разрабатывать программу исследования, включающую формулировку проблемы, определение объекта, предмета, задач и методов исследования;

- показать способность к анализу источников по теме с обобщениями и выводами, сопоставлениями и оценкой различных точек зрения;

- показать умение систематизировать и анализировать полученные научные данные;

выделить элементы новизны по исследуемой проблеме;

- продемонстрировать умение вести научный диалог, представлять результаты исследований, отвечать на вопросы, оперировать специальной терминологией.

Все эти формы работы способствуют углублению общих и профессиональных компетенций, развитию творческой активности и самостоятельности будущих технологов-эстетистов.

Таким образом, исследовательская работа студентов является необходимой составной частью системы подготовки высококвалифицированного, ориентированного на современный рынок труда специалиста, инициативного, способного критически мыслить и направленного на достижение высоких результатов. Современный специалист в области эстетической косметологии – это человек, обладающий определенным набором общих и профессиональных компетенций, сформировать которые во многом помогает участие студентов в исследовательской деятельности.

Список литературы

1. Афанаскина, М. С. Из опыта организации научно-исследовательской работы студентов // Прил. к журн. «СПО». – 2011. – № 2. – С. 139–147.

2. Болдырева, Л. В. Система научно-исследовательской работы студентов // Специалист. – 2011. – № 10. – С. 21–22.

3. Виноградова, А. М. Роль самостоятельной учебно-исследовательской деятельности в профессиональном становлении студентов медицинского колледжа // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 5. – С. 17–19.

4. Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – 12 декабря.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа студентов в рамках реализации федеральных государственных стандартов iconАктуальность выбранной темы доклада вызвана тем, что работа по методу...
Актуальность выбранной темы доклада вызвана тем, что работа по методу учебных проектов помогает реализации Федеральных государственных...
Исследовательская работа студентов в рамках реализации федеральных государственных стандартов iconОтчёт о работе муниципальной инновационной площадки в 2012-2013 уч...
«Организация развивающей образовательной среды с учетом национально-региональных и иных особенностей как условие реализации федеральных...
Исследовательская работа студентов в рамках реализации федеральных государственных стандартов iconПлан работы рабочей группы учителей в 2011 – 2012 учебном году по...
Родительское собрание с родителями будущих первоклассников «Нововведения в учебную и внеучебную деятельность в рамках реализации...
Исследовательская работа студентов в рамках реализации федеральных государственных стандартов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мбоу «сош №3». Цель посещения уроков, занятий в начальной школе было изучение использования в учебном процессе интерактивного оборудования,...
Исследовательская работа студентов в рамках реализации федеральных государственных стандартов icon1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности
Анализ соответствия основных профессиональных образовательных программ требованиям Государственных образовательных стандартов и Федеральных...
Исследовательская работа студентов в рамках реализации федеральных государственных стандартов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Актуальные проблемы реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»
Исследовательская работа студентов в рамках реализации федеральных государственных стандартов iconАнализ работы методиста по реализации федеральных государственных образовательных стандартов
Муниципальное казенное учреждение «управление образования» администрации муниципального района «бай-тайгинский кожуун республики...
Исследовательская работа студентов в рамках реализации федеральных государственных стандартов iconРеализация компетентностного подхода в профессиональном училище №16...
Прокопьевск, Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище №16
Исследовательская работа студентов в рамках реализации федеральных государственных стандартов iconО воспитании в образовательных учреждениях общего и дополнительного...
Примерные вопросы к кандидатскому экзамену по дисииплине история и философия науки
Исследовательская работа студентов в рамках реализации федеральных государственных стандартов icon«Примерная программа воспитания и социализации обучающихся» носит...
О приоритетах воспитания в системе образования Калужской области в условиях реализации федеральных государственных образовательных...
Исследовательская работа студентов в рамках реализации федеральных государственных стандартов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Управление учреждением в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов» в объёме 108 часов. Форма обучения:...
Исследовательская работа студентов в рамках реализации федеральных государственных стандартов icon«Интенсификация учебно-воспитательного процесса гимназии на основе...
«Элистинская многопрофильная гимназия личностно ориентированного обучения и воспитания»
Исследовательская работа студентов в рамках реализации федеральных государственных стандартов iconПри реализации федеральных государственных образовательных стандартов...
Базисный учебный план моу гимназия №41 определяет учебное содержание в 2013-2014 учебном году и разработан на основании следующих...
Исследовательская работа студентов в рамках реализации федеральных государственных стандартов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
И. Л. Бим, Л. И. Рыжова), Москва «Просвещение» 2010 г с учётом требований новых государственных стандартов по иностранному языку...
Исследовательская работа студентов в рамках реализации федеральных государственных стандартов iconСтатья по теме «Применение физкультурно-оздоровительных технологий...
Автор: учитель физической культуры мбоу «сош №5» г. Инты, Республики Коми, Шишкина Екатерина Михайловна
Исследовательская работа студентов в рамках реализации федеральных государственных стандартов iconРоссийской федерации
Гос) и Федерального государственного образовательного стандарта (далее Фгос) среднего профессионального образования по специальностям,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск