Учебно-методическое пособие дисциплины «Налоговое администрирование»





НазваниеУчебно-методическое пособие дисциплины «Налоговое администрирование»
страница1/7
Дата публикации30.11.2014
Размер0.95 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Право > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7

Министерство образования и науки Российской Федерации


федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»

Кафедра «Финансы и кредит»




СОГЛАСОВАНО

Протокол УМС №____

«___»_____________2012 г.

Проректор по УМР

____________С.П. Ермишин


УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по УРиКО

__________О.Н.Наумова

«___»___________2012 г.

СОГЛАСОВАНО


Протокол НТС №____

«___»_____________2012 г.

Проректор по ИиНИД

____________В.Н. Якунин

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


«Налоговое администрирование»
для студентов направления

080100.62 «Экономика»

шифр наименование
профиль подготовки «Налоги и налогообложение»
Составитель: Старикова С.С.
ТОЛЬЯТТИ, 2012
Содержание дисциплины

Налоговое администрирование: содержание и функции 5

Налоговые органы: структура, функции, задачи 11

Взаимодействие налоговых органов с другими государственными органами 21

Налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты. 26

Представительство в отношениях регулируемых налоговым законодательством. 34

Обязанности по уплате налогов и сборов. 37

2. Структура и объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, _108___часов.

Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий



семестра

Число

недель

в семестре

Количество часов по плану

Количество зачетных единиц

Лекции

Практ. занятия

Лабор.

работы

Самост. работа

Всего

Лекции

Практ. занятия

Лабор.

работа

Самост.

работа

Всего

8

17

12

17

-

78

108

0,5

0,5

-

2

3



3. Введение. Цели и задачи изучения дисциплины

Эффективность функционирования налоговой системы зависит от качества налогового администрирования или управления ею. Деятельность государства по управлению налоговой системой определяется характером и задачами налоговой политики соответствующего этапа развития. Управление налоговой системой базируется на трех основах: нормативно-правовые акты (налоговое законодательство), организационные основы деятельности субъектов налоговых отношений, налоговый контроль.

Целями освоения дисциплины «Налоговое администрирование» являются:

- формирование знаний о налоговой системе Российской Федерации;

- понимание взаимодействия государственных органов, участвующих в налоговых

отношениях с налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами);

- изучение основ налогового законодательства;

- понимание общих принципов формирования налоговых систем налогового производства России и налоговых систем зарубежных стран;

- применение знаний о налоговом администрировании в своей будущей практической деятельности.

Место дисциплины «Налоговое администрирование» в структуре ООП направления 080100.62 «Экономика», профиль «Налоги и налогообложение»

Дисциплина «Налоговое администрирование» в структуре ООП находится в вариативной части – дисциплины профиля по выбору. Изучение данной дисциплины предполагает предварительное освоение следующих дисциплин: макро и микро- экономика; бухгалтерский учет и анализ; финансы; статистика; экономика организаций, общая теория налогов, налоги и налогообложение.

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимые для освоения данной дисциплины:

- Способен планировать и прогнозировать налоговую нагрузку хозяйствующих субъектов, с целью принятия инвестиционных решений;

- Рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;

- Осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;

Дисциплина «Налоговое администрирование» является предшествующей для освоения следующих дисциплин: «Налогообложение предпринимательской деятельности»; «Оценка стоимости бизнеса»; «Налоговое право»;

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Налоговое администрирование» для направления 080100.62 «Экономика», профиль «Налоги и налогообложение»

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- Особенности налогообложения отечественных и зарубежных товаропроизводителей, добывающих отраслей, инвесторов;

Уметь:

- Планировать и осуществлять прогноз налоговой нагрузки по конкретным инвестиционным проектам;

Владеть:

- Информационной базой в сфере налогообложения различных видов деятельности.


4. Структура и содержание дисциплины «Налоговое администрирование» для направления 080100.62 «Экономика», профиль «Налоги и налогообложение»
Тема 1. Налоговое администрирование: содержание и функции

Лекционные вопросы:

1.1.Понятие налогового администрирования. Одной из основных задач налоговой политики является формирование такой модели правового воздействия на отношения, возникающие в процессе установления, исчисления и уплаты налогов (налоговые отношения), которая позволяла бы сбалансировать публичные и частные интересы различных участников экономических отношений, обеспечивая выполнение органами публичной власти своих законодательно определенных функций наиболее эффективным и минимально затратным образом, при этом, по возможности, минимальным образом вторгаясь в право частной собственности и негативно воздействуя на развитие экономических отношений.

Одними из приоритетных направлений демократического развития российского общества и повышения качества экономического роста являются достижение высокой эффективности государственного управления, успешность проведения научно обоснованной административной реформы. При этом именно налоговое администрирование, по мнению специалистов, призвано навести порядок в сфере налогообложения и налоговых отношениях государства и налогоплательщиков.

Несмотря на возросший интерес в научной и практической литературе к вопросам налоговой деятельности государства, исследование вопросов налогового администрирования в правовой науке находится на начальной стадии. Сам термин "налоговое администрирование" зачастую встречается в контексте его совершенствования и улучшения. При этом следует отметить, что среди российских экономистов до сих пор отсутствует единство в понимании налогового администрирования. Экономистами и юристами налоговое администрирование в основном определяется как деятельность налоговых органов (в соответствии с их правами и обязанностями) по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства.

Налоговое администрирование приводит процесс взимания налогов и возникающих отношений и связей между представителями налоговых органов и налогоплательщиками в соответствие с изменившимися производственными отношениями и формами хозяйствования. Более конкретное определение: это деятельность уполномоченных органов власти и управления, направленная на исполнение законодательства по налогам и сборам, обеспечение эффективного функционирования налоговой системы и налогового контроля.

1.2.Функции налогового администрирования Налоговое администрирование можно определить как урегулированную нормами права деятельность государственных уполномоченных органов в налоговой сфере, направленную на реализацию эффективной налоговой политики.

Налоговое администрирование - это определяющая часть управления налоговой системы, внутренний фактор ее развития. Понятие налоговой системы состоит из совокупности двух взаимообусловленных признаков. С одной стороны, это совокупность налогов, сборов, других платежей, закрепленных в качестве государственных доходов. С другой стороны, это совокупность процессуальных отношений по поводу установления, изменения, отмены налогов, платежей, по поводу организации контроля и регламентации ответственности за нарушение налогового законодательства.

Администрирование как основная функция управления, в соответствии с классической теорией управления, включает: планирование - постановку целей, задач (заданий); организацию - создание формальной структуры подчиненности и соответствующего разделения работы между подразделениями; руководство - оперативное принятие решений в виде приказов и распоряжений, обеспечение согласованности взаимодействия всех подразделений; учет; контроль; анализ.

Основная задача государства в сфере налогового администрирования - планирование объемов налоговых поступлений. Главными целями налогового планирования выступают определение количественной и структурной оценки налогового потенциала в разрезе регионов, заблаговременная оценка возможных последствий планируемых к принятию на федеральном и региональном уровне решений по вопросам государственной налоговой, бюджетной, экономической и социальной политики. Кроме того, налоговое планирование может применяться не только уполномоченными органами для максимальной реализации фискальной функции налогов. Сущность налогового планирования также состоит и в общепризнанном за всяким налогоплательщиком праве использовать все допускаемые законом средства, пути и методы сокращения своих налоговых обязательств. Правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может не только обеспечить сохранение финансовых накоплений, но и финансировать расширение деятельности.
1.3. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. В пункте 1 статьи 1 НК РФ содержится исключительно важное правило о том, что только НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах образуют законодательство о налогах и сборах. Данное правило учитывается при разрешении самых разных вопросов: от того, могут ли нормы о бухгалтерском учете рассматриваться как часть налогового законодательства, до того, что состав расходов юридического лица, принимаемых к вычету для целей налогообложения, не может регламентироваться неналоговым законодательством. Пункт 2 статьи 1 НК РФ закрепляет перечень вопросов, подлежащих регулированию НК РФ. Это означает, что указанное в данной норме иным нормативным правовым актом (в том числе федеральным законом) устанавливаться не может. В соответствии с пунктом 3 статьи 1 НК РФ его действие распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию налога, то есть на налоговые правоотношения. Положения статьи 2 НК РФ четко определяют круг общественных отношений, регулируемых налоговым законодательством. Это позволяет отграничить налоговые правоотношения от имущественных, регулируемых ГК РФ, бюджетных, регулируемых БК РФ и т.д. В статье 3 НК РФ закреплены основные, руководящие начала налогового законодательства таким образом, что все остальные положения НК РФ им должны соответствовать. Приведенная в пункте 7 статьи 3 НК РФ норма позволяет судить о том, что в налоговых правоотношениях закреплен принцип добросовестности налогоплательщика и обоснованной налоговой выгоды.

1.4. Общие условия установления налогов и сборов. В статье 4 НК РФ определен перечень участников налоговых правоотношений, которые в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами. При этом указанные правовые акты могут издаваться только в случае прямого указания на это в законодательстве о налогах и сборах, при этом они не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

При применении статьи 4 НК РФ следует учитывать, что письменные разъяснения Минфина России, т.е. федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов (Положение о Минфине России, утвержденное Постановлением Правительства России от 30.06.2004 № 329), предоставляемые налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам, не являются нормативными правовыми актами.

Размещение письменных разъяснений Минфина России (Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России) в различных правовых базах данных и средствах массовой информации не носит статуса обязательного официального опубликования.

Положения статьи 5 НК РФ предоставляют компетентным органам, право изменять нормативные правовые акты о налогах и сборах и одновременно обеспечивая гарантии налогоплательщиков на соответствующее Конституции РФ изменение налогового бремени.

При применении данной статьи следует принимать во внимание Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания".

В статье 6 НК РФ приведены основания для признания, в том числе в судебном порядке, нормативных правовых актов о налогах и сборах не соответствующими НК РФ.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 34 АПК РФ ВАС РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Аналогичная норма содержится в подпункте 2 пункта 1 статьи 27 ГПК РФ применительно к ВС РФ об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.

Статья 6.1 НК РФ устанавливает правила исчисления сроков, установленных налоговым законодательством. Соблюдение норм данной статьи представляет исключительную важность для всех налогоплательщиков, поскольку законодательство о налогах и сборах самым непосредственным образом связано с фактором времени: с определенными моментами или периодами времени налоговое законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение налоговых правоотношений, необходимость совершения предусмотренных законом действий и т.д. При этом данная статья не определяет порядок исчисления сроков, установленных нормативными правовыми актами, не входящими в налоговое законодательство (письмо Минфина России от 20.11.2008 № 03-02-08/24).

Положения статьи 7 НК РФ необходимо рассматривать в непосредственной связи с нормами части 4 статьи 15 Конституции РФ: положения международного договора РФ имеют приоритет над нормами национального налогового законодательства.

Международные договора в области налогообложения бывают трех основных типов:

- соглашения об избежании двойного налогообложения (например, Конвенция от 13.04.2000 между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал);

- соглашения о взаимодействии в налоговой сфере (например, Соглашение о взаимодействии государств - участников Содружества Независимых Государств по сближению механизма налогообложения на железнодорожном транспорте (Москва, 10.03.2000);

- соглашения в области косвенного налогообложения (например, Соглашение от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг).

1.5.Государственные органы, участвующие в налоговом администрировании

Налоговые органы Российской Федерации - единая система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля и надзора за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов. В состав налоговой администрации РФ входят:

- система налоговых органов;

- уполномоченные финансовые органы;

- специализированные подразделения ОВД.

В определенных случаях полномочиями в сфере налогового администрирования могут быть наделены таможенные органы. При наступлении указанных в законодательстве случаев эти органы также следует относить к элементам системы национальной налоговой администрации, но в отличие от налоговых органов они не являются постоянными элементами указанной системы.

Налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Органы внутренних дел Российской Федерации обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных Законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций.

Практическое занятие на тему: «Налоговое администрирование: содержание и функции»

Цель и задачи практического занятия на тему: «Налоговое администрирование: содержание и функции»: Целью практического занятия является налоговое администрирование: содержание и функции. Основная задача - умение владеть современным инструментарием или технологиями представления аналитической и исследовательской работы, в соответствии нормативными правовыми актами, входящими в налоговое законодательство.

План занятия

Вопросы, обсуждаемые на семинаре: Законодательство об установлении и регулировании налогов и сборов; Проблемы применения законодательства о налогах и сборах; Порядок введения в действие налогового законодательства; Порядок администрирования налоговых доходов на федеральном уровне; Порядок администрирования налоговых доходов на региональном и местном уровне; Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени.

Подготовка докладов (рефератов):

  1. Федеральная налоговая служба

  2. Ведение налоговыми органами единого государственного реестра юридических лиц

  3. Организация работы налоговой службы

  4. Государственные исполнительные органы контролирующие налоговое законодательство

Самостоятельная работа студента по теме: «Налоговое администрирование: содержание и функции» включает:

самостоятельное изучение разделов дисциплины;

подготовка к практическим и семинарским занятиям;

подготовка рефератов, докладов

Литература: [1; 2; 3; 8; 3; 11 стр. 165]


  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие дисциплины «Налоговое администрирование» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Налоговое администрирование»
«Налоговое администрирование» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методическое пособие дисциплины «Налоговое администрирование» iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. А. В. Каратаев, М. М....
Учебно-методическое пособие дисциплины «Налоговое администрирование» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине налоговое администрирование...
При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Учебно-методическое пособие дисциплины «Налоговое администрирование» iconРабочая Учебная программа дисциплины «Налоговое администрирование»

Учебно-методическое пособие дисциплины «Налоговое администрирование» iconУчебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию»
Учебно-методическое пособие одобрено (рассмотрено) на заседании кафедры «Финансы и кредит»
Учебно-методическое пособие дисциплины «Налоговое администрирование» iconУчебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию»
Учебно-методическое пособие одобрено (рассмотрено) на заседании кафедры «Финансы и кредит»
Учебно-методическое пособие дисциплины «Налоговое администрирование» iconУчебно-методическое пособие дисциплины «Управление взаимоотношениями с клиентами»
Учебно-методическое пособие разработано на основании гос впо по направлению 080200. 62 «Менеджмент» от 20. 05. 2010 №544
Учебно-методическое пособие дисциплины «Налоговое администрирование» iconКонспект биографии и творчества писателей данного модуля
Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. А. В. Каратаев, М. М....
Учебно-методическое пособие дисциплины «Налоговое администрирование» iconПредмет: английский язык Класс: 9 Автор урока
Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. А. В. Каратаев, М. М....
Учебно-методическое пособие дисциплины «Налоговое администрирование» iconОбеспечение образовательного процесса периодическими, справочно-библиографическими...
Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. А. В. Каратаев, М. М....
Учебно-методическое пособие дисциплины «Налоговое администрирование» iconУчебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г....
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистров, обучающихся на педагогическом факультете тгу по направлению «Педагогика»....
Учебно-методическое пособие дисциплины «Налоговое администрирование» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета кгму
Учебно-методическое пособие дисциплины «Налоговое администрирование» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «формирование здорового образа жизни у детей»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-3 курсов педиатрического факультета кгму
Учебно-методическое пособие дисциплины «Налоговое администрирование» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов лечебного факультета кгму
Учебно-методическое пособие дисциплины «Налоговое администрирование» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов педиатрического факультета кгму
Учебно-методическое пособие дисциплины «Налоговое администрирование» iconУчебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск